Профессиональный жаргон

Представляет собой набор упрощённых (сокращённых, укороченных или образных) слов для обозначения понятий и терминов, часто используемых людьми определённого круга занятий (общепринятые термины, как правило, длинны и неудобны для разговора, либо вовсе не существуют). Существует практически во всех профессиональных группах. По способам словообразования аналогичен «обычному» жаргону, но служит не столько для выражения принадлежности к группе, сколько для упрощения общения и взаимопонимания.

[править]Виды жаргонов

§ Армейский жаргон

§ Журналистский жаргон

§ Компьютерный сленг

§ Игровой жаргон

§ Сетевой жаргон

§ Жаргон падонков

§ Жаргон Фидонета

§ Молодёжный сленг

§ Радиолюбительский жаргон

§ Сленг наркоманов

§ Сленг футбольных хулиганов

§ Уголовный жаргон

§ Феня

ПРОФЕССИОНА́ЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ́ — социальные диалекты проф. групп. Практически сводятся к особым лексич. системам, относящимся к соотв. сфере деят-ности этих групп. Согласно одной т. зр., лексич. системы П. Я. включают в себя как термины, так и их просторечные, иногда эмоционально окрашенные эквиваленты, согласно другой, они сводятся лишь к последним. В отличие от арго (иногда включающихся в число П. Я.), П. Я. в собств. смысле слова не выполняют специфич. тайную функцию. От жаргонов П. Я. отличаются в основном более ограниченным характером своей лексики (профессионализмы) и менее выраженной экспрессивной функцией, впрочем, провести четкую границу между П. Я. и жаргонами достаточно трудно. В частности, чем более замкнуты группы носителей П. Я. (например, в условиях ср.-век. цеховой системы), тем ближе последние к жаргонам. Распространенное явление представляет собой проникновение профессионализмов в общенародный язык (прежде всего в просторечие).
Стилевая дифференциация литературного языка.

2 Стилевая дифференциация. Диалекты не имеют четко выраженной стилевой дифференциации; для литературного языка же характерна четкая разработанность стилей, каждый из которых употребляется в определенной функциональной сфере, имеет свои стилевые черты и языковые средства.

3 Нормированность. Литературный язык имеет выработанные и закрепленные в словарях и
Язык, речь, речевая деятельность.

Язы́к — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).

Различают [источник не указан 964 дня]:

§ человеческие языки (предмет изучения лингвистики):

§ естественные человеческие языки,

§ искусственные языки для общения людей (например, эсперанто),

§ жестовые языки глухих,

§ формальные языки

§ компьютерные языки (например, Алгол, SQL),

§ языки животныхeng

Языки изучает лингвистика (языкознание). Знаковые системы вообще — предмет изучения семиотики. Влияние структуры языка на человеческое мышление и поведение изучаетсяпсихолингвистикой.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Описание

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык же — это система знаков, включающая слова с их значениями плюс синтаксис — набор правил, по которым строятсяпредложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В отличие от значения слова, личностный смысл — это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности конкретного человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл — это субъективное переживание его содержания.

Выделяют следующие основные функции языка:

§ средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта

§ средство общения (коммуникации)

§ орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Развитие, изменение лексического состава языка, его грамматического и звукового (см. также звук речевой, фонема) строя возможно лишь при непрерывном воспроизводстве языковых структур в живой речи. Отсутствие речевой коммуникации приводит к гибели языка или, при наличии достаточного количества письменных документов, к его консервации на определённом уровне развития, как в случае с латинским и древнегреческим языками. При этом грамматический строй языка остаётся неизменным, лексика не отражает изменений, происходящих в окружающем мире и человеческой деятельности, а фонетический строй может быть лишь теоретически реконструирован на базе языков-«потомков».

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе её развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности.

И. П. Павлов отмечал, что только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).

В ходе «продуктивных» видов речевой деятельности — говорения и письма — задействуются следующие основные группы мыслительно-физиологических механизмов:

§ механизм программирования речевого высказывания (передаваемого смысла);

§ группа механизмов, связанных с построением грамматической структуры высказывания, поиском нужных слов по семантическим признакам, выбором определённой звуковой (приустной речи, см. звук речевой, фонема) или графической системы (при письменной речи, см. графема, буква); Согласно современным исследованиям, выполнение данных функций локализовано в ЦНС преимущественно в участке височной коры, называемом Зоной Брока (Зоной Бродмана 45) и явившемся одним из последних этапов эволюции человека.

§ физиологические механизмы, обеспечивающие реальное осуществление речевого высказывания (физический процесс «говорения» или «письма»).

Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека. Лингвистическая сторона речевого поведения человека изучаетсяпсихолингвистикой.

Свойства речи:

1. Содержательность;

2. Понятность;

3. Выразительность;

4. Действенность;

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — 1) один из трех аспектов языка наряду с психологической «речевой организацией» и «языковой системой»; «языковой материал», включающий сумму отдельных актов говорения и понимания. Такое употребление понятия Р.д. встречается в работах Л. В. Щербы и нек-рых др. сов. ученых 20—30-х гг. С щербовским пониманием Р. д. связано распространенное в методике преподавания иностр. языков понятие «видов Р. д.» (говорение, аудирование, чтение и письмо). 2) Вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.). Понятие Р. д. в этом значении восходит к психологич. работам Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. В таком понимании термин «Р. д.» употребляется с сер. 60-х гг. 20 в. (с появлением психолингвистики). Р. д., согласно даииой концепции, психологически организована подобно др. видам деятельности, т. е., с одной стороны, характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, эвристич. характером, с другой —состоит из неск. последовательных фаз (ориентировка, планирование, реализация плана, контроль; применительно к Р. д. эти фазы и составляющие их операции, впервые выделены Выготским). Р. д. может выступать или как самостоят, деятельность со специфич. мотивацией, составляющими к-рой являются речевые действия (имеющие цель, подчиненную цели деятельности) и речевые операции (варьирующиеся в соответствии с условиями), или в форме речевых действий, включенных в ту или иную неречевую деятельность. Конкретная организация Р. д., в частности типология и номенклатура речевых Операций, понимаются разл. сов. психолингвистами

Наши рекомендации