Основы научных исследований

*Наука и научные исследования. Классификация научных исследований. Место творчества в процессе исследования.
1. Наука и научные исследования

Наука- это совокупность знаний о закономерностях развития природы, общества, мышления, а также отдельная отрасль этих знаний.

Наука представляет собой не только совокупность накопленных знаний, но и деятельность по получению новых, ранее не существовавших знаний.

Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах познания (обыденное, художественное, религиозное, научное). В качестве особенностей науки как формы познания окружающей действительности выделяют следующие:

• наука ориентирована на познание сущности предметов и процессов;


  • наука оперирует специфическими методами и формами, инструментарием исследования;

  • для научного познания характерны планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования;

  • наука располагает специфическими способами обоснования истинности знаний


Основой Науки как процесса является научно - исследовательская деятельность. При этом целью любого научного исследования является всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления, их структуры, связей и отношений на основе разработанных принципов и методов познания, а также получение и внедрение в практику результатов исследований.

Важнейшими особенностями научных исследований являются:

- вероятностный характер результатов;

- уникальность, ограничивающая возможность использования типо­вых методов решений;

-сложность и комплексность,

-масштабность и трудоемкость, основанные на необходимости изучения значительного количества объектов и экспериментальной проверке полученных результатов;

- связь исследований с практикой, усиливающаяся по мере становления науки в качестве основной производительной силы общества.

Любое научное исследование имеет свой объект и предмет. Объектом научного исследования является материальная или виртуальная система. Предмет—это структура системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы и вне ее, закономерности развития, различные свойства, качества и т.д.

Наука является основным фактором обеспечения конкурентоспособности продукции и престижа страны на мировом рынке. Поэтому ведущие страны мира уделяют значительное внимание научно-исследовательской деятельности, затрачивая на это значительные средства.

В Украине общий объем финансирования научных и научно-технических работ в 2000 г. составил 2046,3 млн. грн., при этом структура финансирования по источникам поступления средств выглядела следующим образом (в %): бюджетные средства - 30; собственные средства - 3; средства заказчиков научно-исследовательских работ (отечественных, иностранных) - 39 и 23; другие источники - 5. Незначительная доля государства в сфере науки находит свое отражение также и в структуре стоимости научных и научно-технических работ, выполненных в Украине за период с 1995 по 2000-й годы, по видам работ (в %): фундаментальные исследования - 14, прикладные -24, научно-технологические разработки- 56, услуги научно-прикладного характера - 6.

Фундаментальные исследования, как правило, являются сугубо теоретическими и наименее прибыльными, что предопределяет возможность их. финансирования в основном только за счет бюджетных средств. Таким образом, в сфере научных исследований в Украине преобладают практические исследования, носящие ярко выраженный коммерческий характер (возможность быстрого внедрения и практической реализации) и осуществляемые по заказу. Данная ситуация не в полной мере отвечает требованиям и тенденциям современной науки: для развития науки первоочередное внимание должно уделяться фундаментальным исследованиям.

2. Классификация научных исследований

Научные исследования классифицируются по видам связи с общественным производством, по степени важности для экономики, по целевому назначению, по источникам финансирования, по длительности проведения.

По уровню связи с общественным производством научные исследования подразделяются на работы, направленные на создание новых технологических процессов, машин и конструкций, на повышение эффективности производства, улучшение условий труда, развитие личности человека и т.п.

По целевому назначению выделяют три вида научных исследований: фундаментальнее, прикладные и поисковые,

Фундаменталъные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений, свойств, закономерностей и законов природы, на создание новых принципов исследования. Их целью является расширение научного знания общества установление того, что может быть использовано в практической деятельности человека. Такие исследования ведутся на граице известного и неизвестного, обладают наибольшей степенью, неопределенности. Фундаментальные работы не всегда заканчиваются достижением положительного результата. При положительном результате (открытие, создание новой теории и т.д.) фундаментальное исследование может быть основой проведения поисковых и прикладных научно-исследовательских работ.

Поисковые исследования создаются на основе уже имеющихся теоретических исследований и направлены на установление факторов, влияющих на объект, определение возможных путей создания новых технологий и техники иа основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований.

В результате проведения фундаментальных и поисковых исследований формируется новая научная и научно-техническая информация. Целенаправленный процесс преобразования такой информации в форму, пригодную для освоения в отраслях народного хозяйства, обычно называется разработкой. Она направлена на создание новой техники, материалов, технологии или совершенствование существующих. Конечной целью разработки является подготовка материалов для прикладных исследований.

Лршсло^ш исследования направлены на определение способов использования законов природы для создания новых и совершенствования существующих средств и способов человеческой деятельности. Их основная цель - определение возможных путей использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности человека.

По степени важности для экономики научные исследования подразделяются на:

• важнейшие работы, выполняемые по специальным постановлениям
правительства;

работы, выполняемые по планам отраслевых министерств и ведомств;

* Работы, выполняемые по инициативе и планам научно-исследовательских организаций.

В зависимости от источника финансирования научные исследования делятся на бюджетные, коммерческие и нефинансируемые.

Бюджетные научные исследования финансируются из средств государственного бюджета.

Коммерческие исследования финансируются организациями-заказчиками на основе хозяйственных договоров. Такие организации могут быть как производственными, так и научно-исследовательскими.

Нефинансируемые исследования выполняются по договорам о сотрудничестве.

Каждую научно-исследовательскую работу можно отнести к определенному направлению. Под научным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования. В связи с этим различают техническое, биологическое, социальное, физико-техническое, историческое и другие направления с возможной последующей детализацией.

Таким образом, основой научного направления является специальная наука или ряд специальных наук, входящих в ту или иную научную отрасль, а также специальные методы исследования.
3. Место творчества в процессе исследования

Творчество - это процесс создания новых по замыслу
ценностей, открытий, изобретений, установления неизвестных науке фактов, создание новой, ценной информации. Исследования должны быть творческими.

Опровергнуть существующие или создать новые научные гипотезы, дать глубокое объяснение процессов или явлений, которые ранее были непо­нятными или малоизученными, связать воедино разные явления, т.е. определить суть исследуемого процесса, научно обобщить большое количество опытных данных - все это невозможно без творческого мышления.

Творческий процесс требует совершенствования определенного решения. Совершенствование является процессом видоизменения объекта мыш­ления в оптимальном направлении. Если данный процесс достигает границ, определенных поставленной ранее целью, процесс оптимизации прекращается, создается продукт умственного труда. В теоретическом аспекте — это научное переосмысление.

При определенных условиях процесс совершенствования приводит к появлению оригинального теоретического решения. Оригинальность обнаруживается в своеобразной, неповторимой точке зрения на процесс или явление.

Творческий характер мышления при разработке теоретических аспектов научного исследования состоит в создании представлений воображения, т.е. новых комбинаций из известных элементов, и базируется на следующих приемах: сборе и обобщении информации, постоянном сопоставлении, сравнении, критическом осмыслении, выразительном формулировании собственных мыслей, их письменном изложении, совершенствовании и оптимизации положений исследования.

Выделяют несколько стадий творческого процесса теоретического исследования: ознакомлением известными решениями, отказ от известных путей решения аналогичных задач, анализ различных вариантов решения, решение (выбор оптимального варианта).

Творческое решение часто не укладывается в заранее намеченные планы. Иногда оригинальные решения появляются неожиданно, после продолжительных и напрасных попыток. Чем больше известных (типичных, шаблонных) решений, тем сложнее получить оригинальное решение. Творческий процесс представляет собой разрыв обычных представлений и взгляд на явления с нестандартной точки зрения.

Собственные творческие мысли, оригинальные решения возникают тем чаще, чем больше сил, труда и времени исследователь затрачивает на постоянное осмысление объекта исследования.

Особенность творческого труда в исследовании заключается в его целевой функции - превращении науки в непосредственную производительную силу.
Методология научного исследования

*Классификация методов научного исследования. Методы эмпирического (практического) исследования. Моделирование в теоретических исследованиях.
1. Классификация методов научного исследования

Одной из важнейших особенностей научного познания
является его организованность и использование конкретных методов исследования. Под методом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической деятельности исследователей. Исследование методов познания и практической деятельности являётся задачей-особой дисциплины - методологии исследования.
В методологии научных исследований выделяют два уровня познания:
л эмпирический (наблюдение и эксперимент, группировка, классификация и описание результатов эксперимента);

• теоретический (построение и развитие научных гипотез и теорий,
формулирование законов и выделение из них логических следствий, сопоставление различных гипотез и теорий).

Уровни научного познания различаются по ряду параметров: по предмету исследования (эмпирическое исследование ориентировано на явления, теоретическое — на сущность), по средствам и инструментам познания, по методам исследования, по, характеру добытых знаний (в первом случае это эмпирические факты, классификации, эмпирические законы, во втором — законы, раскрытие существенных связей, теории). При этом оба вида исследования органически взаимосвязаны в целостной структуре научного исследования.

Исходя из универсальности использования различают следующие группы методов научного познания:

общенаучные методы, находящие применение почти во всех науках;

частные или специальные методы, характерные для отдельных наук
или областей практической деятельности;

методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы.

Общенаучные методы используются в теоретических и эмпирических исследованиях. Они включают анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, логический и исторический методы, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ, формализацию, создание теории и т.д.

Анализ - метод исследования, который заключается в изучении объекта путем мысленного или практического расчленения его на составные элементы (части объекта, его признаки, свойства, отношения).

Синтез — метод изучения объекта в целостности, в единстве и взаимной связи его частей. В процессе научных исследований синтез связан с анализом, так как позволяет соединить части объекта, расчлененного в процессе анализа, установить их взаимосвязи и изучить предмет как единое целое.

Индукция - метод исследования, при котором общий вывод о признаках множества элементов делается на основе изучения этих признаков у части элементов множества.

Дедукция — метод логического умозаключения от общего к частному,
т:е. сначала исследуется состояние объекта в целом, а затем — его составных элементов. ;

Аналогия - метод познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делают заключение об их сходстве и в других признаках. Моделирование — изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал по определенным моментам, интересующим исследователя.

Важное место в рамках научных исследований занимают логический и исторический методы.

Логический метод подразделяется на гипотетический и аксиоматический.

Гипотетический метод основан на разработке гипотезы, т.е. научного предположения, которое содержит элементы новизны и оригинальности. Гипотеза должна более полно объяснять явления и процессы, подтверждаться экспериментально и отвечать общим законам диалектики. Этот исследовательский прием является достаточно распространенным в прикладных науках.

Аксиоматический метод основан на очевидных положениях (аксиомах), принятых без доказательства. По этому методу теория разрабаты­вается на основе дедуктивного принципа. Более широкое распростране­ние он получил в теоретических науках (математике, математической логике и др.).

Исторический метод позволяет исследовать возникновение, формирование и развитие процессов и событий в хронологической последователь­ности с целью обнаружения внутренних и внешних связей, закономерностей и противоречий. Данный исследовательский прием используется пре­имущественно в общественных, главным образом, в исторических науках. В прикладных науках он применяется, как правило, при изучении развития и формирования тех или иных областей науки и техники.

Между логическим и историческим методами существует единство, основанное на том, что любое логическое познание должно рассматриваться в историческом аспекте.

Абстрагирование — метод отвлечения от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением существенных свойств и отношений.

Конкретизация - метод исследования объектов во всей их разносторонности, в качественном многообразии реального существования. При этом исследуется состояние предметов в связи с определенными условиями их существования и исторического развития.

Системный анализ - изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему. В научных исследованиях он предусматривает оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование.

Формализация — метод исследования объектов путем представления их элементов в виде специальных символов, например, представление себестоимости продукции формулой, в которой при помощи символов изображены статьи затрат.

Создание теории - обобщение результатов исследования, нахождение общих закономерностей в поведении изучаемых объектов, а также распро­странение результатов исследования на другие объекты и явления.

Также в последнее время широкое распространение получили такие общие методы научного исследования, как обобщение (установление общих свойств и признаков объектов), классификация (разделение всех изучаемых объектов на отдельные группы в соответствии с каким-либо существенным признаком), статистические методы (определение средних значений, характеризующих всю совокупность изучаемых объектов).

Конкретно-научные (частные) методы научного исследования представляют собой специфические методы конкретных наук, например, экономических. Эти методы формируются в зависимости от целевой функции науки и характеризуются взаимным проникновением в однородные отрасли наук (например, методы экономического анализа развились на базе бухгалтерского учета и статистики), выходом за пределы области знания, в которой они сформировались.
2. Методы эмпирического (практического) исследования

К основным эмпирическим методам исследования относятся:

наблюдение;

эксперимент;

описание (фиксация средствами естественного или искусственного
языка сведений об объектах);

измерение (сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам
или характеристикам).

В рамках эмпирического уровня научного познания чаще всего используются такие методы исследования, как наблюдение и эксперимент.

Наблюдение — это преднамеренное и целенаправленное изучение явлений и процессов без прямого вмешательства в их развитие, подчиненное задачам научного исследования. Основными требованиями к научному „наблюдению являются следующие:

- Однозначность цели и замысла;
- системность;

- объективность;

- возможность контроля (путем повторного наблюдения; или с помощыо эксперимента). .

Как правило, наблюдение используется в тех случаях, когда вмешательство в исследуемый процесс нежелательно или невозможно. Наблюдение в современной науке связано с использованием приборов, которые усиливают органы чувств, снижают меру субъективизма в оценке наблюдаемых явлений. Важное, место в процессе наблюдения занимает операция измерения (определения отношения одной величины (измеряемой) к другой, принятой за эталон). Так как результаты наблюдения, как правило, приобретают вид различных таблиц, графиков и т.д., важной составляющей исследования является интерпретация полученных данных. Особой сложностью отличается наблюдение в социально-экономических науках, где его результаты во многом зависят от личности наблюдателя и .его отношения к изучаемым явлениям.

Эксперимент- это метод исследования, при котором явления изучаются в контролируемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющей постановку задачи и интерпретацию результатов.

Основной целью эксперимента является проверка теоретических положений (подтверждение рабочей гипотезы), а также более широкое и глубокое изучения темы научного исследования.

В зависимости от специфики проведения различают несколько видов эксперимента:

качественный (установление наличия или отсутствия предлагаемых гипотезой явлений);

измерительный (количественный) эксперимент (определение численных параметров какого-либо свойства, процесса, явления);

мысленный эксперимент;

социально-экономический эксперимент (осуществляется в целях оптимизации управления и др.).

Выделяют также эксперименты естественные и искусственные.

Естественные эксперименты характерны при изучении социальных явлений (социальный эксперимент), в обстановке, например, производства, быта и т.п.

Искусственные эксперименты широко применяются во многих естественнонаучных исследованиях. В этом случае изучаются явления, изолированные до степени, достаточной для оценки в количественном и качественном аспектах.
3. Моделирование в теоретических исследованиях

В целом этап теоретических разработок научного исследования включает:

изучение сущности процесса или явления;

формулирование гипотезы исследования;

выбор, обоснование и разработку модели;

математизацию модели;

анализ теоретических решений, формулирование выводов.
Первичными в познании сущности процессов выступают наблюдения.

Любой процесс зависит от многих действующих на него факторов. Наблюдение (измерение) может зафиксировать лишь некоторые факторы. Для того чтобы наиболее полно изучить процесс, необходимо выполнить значительное количество наблюдений (измерений), выделить главное и затем исследовать процессы или явления с помощью систематизированной информации. Эта информация сконцентрируется в такое абстрактное поня­тие, как «модель».

Под моделью понимается искусственная система, которая отображает основные свойства исследуемого объекта - оригинала. Модель - это изображение в удобной форме многочисленной информации об исследуемом объекте. Она находится в определенном соответствий с последним, может заменить его при исследовании и позволяет увеличить объем информации о нем.

Метод моделирования (изучения явлений с помощью моделей) является одним из основных в современных исследованиях. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект. Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т.д.

Различают несколько видов моделирования:

предметное (модель воспроизводит геометрические, физические или
функциональные характеристики объекта);

аналоговое (модель и оригинал описываются единым математическим соотношением);

знаковое (в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы);

мысленное (модели имеют мысленно наглядный характер).

С моделированием органически связана идеализация - мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий прообраз или аналог в реальном мире.

При построении модели свойства и сам объект, как правило, упрощают и обобщают. Чем ближе модель к оригиналу, тем более эффективно она описывает объект, тем рациональнее теоретическое исследование и тем ближе полученные результаты к принятой гипотезе исследования и объективным предпосылкам.

Стандартных рекомендаций по организации выбора и построения моделей не существует. Модель должна отображать наиболее важные явления того или иного процесса или объекта. Незначительные факторы, излишняя детализация, второстепенные явления и т.п. лишь усложняют модель, загромождают теоретические исследования. Поэтому модель должна быть оптимальной по своей сложности, желательно наглядной, но главное - достаточно адекватной, т.е. она должна описывать закономерности исследуемого явления с необходимой точностью.

Разнообразные физические и экономические модели исследуемых процессов исследуются на базе применения математических методов, которые могут быть разделены на такие основные группы:

— аналитические исследовательские приемы (элементарная математика, дифференциальные и интегральные уравнения, вариационное исчисление и др.), используемые для изучения непрерывных взаимосвязанных процессов. С помощью аналитических исследовательских приемов устанавливаются математическая зависимость между параметрами модели. Эти методы позволяют глубоко и всесторонне изучить исследуемые процессы, установить точные количественные связи между аргументами и функциями, проанализировать исследуемые явления;

- методы математического анализа с использованием эксперимента (метод анализа, теория подобия, метод размерностей) и др.

Аналитические зависимости позволяют на основе функционального анализа изучить процессы в общем виде, при этом они могут быть представлены в виде функции, уравнения, в виде системы дифференциальных или интегральных уравнений.

Такие модели обычно содержат значительный объем информации. Характерной особенностью математических моделей является то, что использование математического аппарата позволяет максимально формализовать

исследуемую проблему. При этом исследователь получает новую информацию о функциональных связях и свойствах моделей.

Использование математических моделей является одним из основных методов современного научного исследования. Но он имеет и существенные недостатки. Для того чтобы из всего набора альтернатив найти оптимальное решение, присущее лишь данному процессу, необходимо задать условия однозначности. Неправильное принятие граничных условий приводит к тому, что теоретическому анализу подвергается не тот процесс, который планировался, а уже видоизмененный.

Иногда при исследовании сложного физического процесса упрощаются исходные дифференциальные уравнения из-за невозможности или чрезмерной громоздкости их решения, искажающего его сущность. Таким образом, очень часто реализовать аналитические зависимости доста­точно сложно.
Научные исследования в экономике

*Экономика как наука. Методология экономической науки. Особенности научных исследований в экономике.
1. Экономика как наука

Экономика относится к системе наук, изучающих общество, и основывается на положениях современной философии, которые используются для разработки парадигмы экономического развития.

Экономика как наука представляет собой совокупность научных взглядов на экономические системы, экономическое развитие и экономические законы и закономерности. Она исследует наиболее существенные связи, причинные зависимости, присущие процессам развития экономики. Экономика изучает развитие способа производства и распределения, направления использования результатов труда, отношения собственности.

Существует достаточно большое число различных более частных определений экономики как науки:

экономика - наука о производственной деятельности и обмене ее
результатами между субъектами хозяйствования;

экономика изучает динамику экономической жизни (тенденции в
развитии цен, производства, безработицы и т.д.);

экономика - наука о рациональном выборе (использование ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал, знания) для производства продукции);

экономика изучает, каким образом осуществляется организация
производства и потребления;

экономика изучает деньги, капитал, его формы и богатство.

Ни одно из этих определений нельзя исключить, так как в каждом из них находит свое отражение определенная сторона экономических отношений, хотя и не охватывается полностью вся экономическая система.

Существует пять фундаментальных вопросов, на которые исследователи в области экономики пытаются найти ответ:

что- производить;

как производить;

как распределить общий объем произведенных благ;

как поддерживать общую занятость;

как обеспечить гибкость экономической системы.

Экономика как наука включает в себя два взаимосвязанных уровня исследования:

макроэкономику (экономические явления и процессы на уровне государства и мирового хозяйства);

микроэкономику (экономические явления и процессы на уровне отдельного хозяйствующего субъекта).

К основным функциям экономической науки относятся:

познавательная;

прогностическая;

практическая (формирование на основе теоретических разработок и
прогнозов экономической политики как на микро-, так и макроуровне).

В первую очередь экономика должна выполнять практическую функцию. Поскольку объектом ее изучения является особая сфера жизни общества, то экономическая наука прежде всего направлена на исследование того, каким образом возможна рациональная организация производства, обмена и распределения созданных в обществе благ.

Для этого экономика должна изучать объективные экономические законы и прогнозировать развитие процессов и явлений экономической жизни общества (познавательная и прогностическая функции).

Предметом экономики являются экономические отношения в обществе. Экономика изучает, как выбирается способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того чтобы
с наибольшим эффектом произвести разнообразные товары и распреде­лить их для потребления;

Изучая отношения и закономерности, складывающиеся в процессе экономического роста при ограниченных ресурсах, экономическая наука нуждается в особых методах исследования. Специфика предмета предполагает специфику методологии и методов исследования.

2. Методология экономической науки

Общий подход к изучению естественных и общественных наук сводится к следующим принципам:

изучению подлежат объективные факты и явления;

процесс изучения предполагает расчленение сложных процессов на
части (анализ), рассмотрение каждой из которых позволяет определить
свойства частей и особенности их взаимодействия;

методом изучения характерных признаков рассматриваемых явлений и процессов является движение мысли от простого, частного, к сложному, всеобщему (индукция) или, наоборот, от общего к частному (дедукция);

единство исторического и логического подходов, т.е. процессы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения и в
логической взаимосвязи;

широкие использование метода абстракции (освобождение исследования от частного) случайного, кратковременного, единичного и определение сущностного, постоянного, типичного).

рамки экономической науки находят свое применение все общенаучные методы дознания, но с учетом определенных особенностей, исходя из того, что названные принципы исследования используются по-разному в зависимости от того, относятся они к макро- или микроэкономике.

Макроэкономические исследования различных экономических проблем охватывают анализ на государственном уровне таких величин, как объем продукции, уровень занятости, объем дохода, объем расходов, уровень цен и т.д. ,

В микроэкономических исследованиях оперируют более частными понятиями (отрасль, фирма и домохозяйство) и сосредоточивают внимание на таких величинах как производство и цена конкретного продукта, доходы и расход отдельного хозяйствующего субъекта.

Ценность, использования общенаучных методов в экономике заключается в возможности делать обобщения, полезные не только для объяснения экономического поведения участников хозяйственной деятельности,

но, что более важно, и для выработки экономической политики предприятия и государства;

методология экономической науки предполагает наличие соответствующей цели в самом методе, т.е. должен соблюдаться принцип целеполагания, лежащей в основе каждого метода исследования как на микро-, так и на макроэкономическом уровне,

методологии экономики можно выделить несколько главных подходов:

субъективный.

эмпирический;

рационалистический.

диалектико-материалистический.

При субъективном подходе исходным пунктом анализа экономических явлений является хозяйствующий субъект, деятельность которого составляет объект экономической науки. Главные категории при та­ком подходи - «потребность» и «полезность». Основной упор при субъективном подходе делается на теорию выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом.

эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлении и их оценке. Во главу угла ставится технический аппарат исследования, которые из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат: эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатами исследования являются различного рода эмпирические модели, выступающие главными достижениями науки.

Рационалистический подход ставит целью открытие естественных законов развития экономики. Это требует исследования системы в целом, формулирования экономических законов, регулирующих данную систему. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимо­сти, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход является инструментом решения научных проблем на основе не только опыта, но и объективного анализа, характеризующего внутренние связи экономических явлений и процессов.

Методологию научного исследования нельзя смешивать с различными методами этих исследований. Методология, — это общий подход к изучению экономических явлений, включающий систему методов и приемов анализа при определенном философском подходе. Методы же представляют собой инструменты, приемы исследования и воспроизведения результатов исследований в системе экономических категорий и законов.

В экономике используется широкий спектр методов научного познания. Одним из них при изучении хозяйственных явлений является метод научной абстракции. Руководствуясь этим методом, исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что именно в этих явлениях наиболее существенно. При помощи абстрактного мышления осуществляется раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, отражающих реальную экономическую действительность.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны хозяйственной жизни общества, — это экономические категории (спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, прибыль, заработная плата и др.).

В результате исследований на основе метода научной абстракции формулируются экономические законы — выражение существенных связей между экономическими процессами и явлениями (закон стоимости, закон денежного обращения, закон спроса и предложения закон убывающей отдачи факторов производства и др.).

Теоретическая экономика широко использует математические и статистические методы, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество.

Особую роль в экономике играют методы экономико-математического моделирования (описание экономического явления на формализованном языке с помощью математических и графических символов и алгоритмов). Их использование позволяет определить причины изменений экономических явлений, их закономерности, последствия, а также прогнозировать развитие экономических процессов. С помощью данных методов создаются экономические модели (формализованное описание экономического процесса или явления).

Существенную роль в экономике имеет функциональный анализ (раскрытие взаимосвязей между различными экономическими процессами).

Большинство моделей и законов теоретической экономики могут быть выражены в виде математических уравнений или графически. Достаточно широко в экономике используется метод графических изображений. Он помогает воспринимать соотношение между различными экономически­ми показателями, оценивать их взаимное влияние (кривая Лаффера - зависимость налоговых поступлений от уровня налоговых ставок). Метод графических изображений удобен также для проведения микроанализа.

В экономических исследованиях широко используется метод экономического экспериментирования (изучение экономического явления или процесса за счет их искусственного воспроизведения). Наиболее известные примеры экономического экспериментирования на микроуровне были связаны с научной деятельностью Оуэна, П.Ж. Прудона, Ф. Тейлора, Г, Форда, Дж. Кейнса, М. Фридмена и др.
3. Особенности научных исследований в экономике

Любое научное исследование можно охарактеризовать исходя из следующих критериев:

полезность (практическая значимость полученных результатов);

Наши рекомендации