Правила обращения с соединительными кабелями

• Все соединения в концертном комплексе, используемые для передачи звуковых сигналов, должны быть симметричными. Исключение может быть сделано только для тех цепей, сигналы которых имеют высокий уровень, а длина соединительного кабеля не слишком велика.

• На соединителях типа XLR вывод 1 предназначен для подключения только общего провода. Для подключения положительной фазы можно использовать выводы 2 и 3. На устройстве симметричного соединительного кабеля это никак не сказывается. Поэтому при согласовании входов и выходов различных устройств номер вывода, используемого вами для подключения положительной фазы, необходимо помнить.

• Готовьте заранее запасные соединительные кабели и соединители.

• Соединительные разъемы кабелей требуют бережного обращения. Особенно внимательно нужно следить за разъемами многопроводного соединительного кабеля.

• Разъемы и разъемные гнезда соединителей типа XLR, имеющие штыри, являются выходами. Входы всегда имеют отверстия.

• Принципы устройства многоконтактных соединителей приводятся в приложении.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Компрессор

Компрессор представляет собой усилитель с переменным коэффициентом усиления, величина которого понижается с ростом амплитуды входного сигнала. Уменьшение коэффициента усиления компрессора обычно начинается с некоторого определенного значения амплитуды входного сигнала, которое называется порогом.

Кроссовер

Кроссовер - это устройство, разделяющее спектр входного сигнала на несколько частотных диапазонов. Это разделение соответствует частотным полосам акустических звуковоспроизводящих систем. Акустические системы могут иметь от 2 до 5 частотных полос в зависимости от типа системы звуковоспроизведения. Акустические системы каждой из полос подключаются к выходам отдельных усилителей мощности, на входы которых подаются сигналы разных частотных полос с отдельных выходов кроссовера. Активные кроссоверы имеют по одному отдельному предварительному усилителю на каждый частотный диапазон. Они включаются в цепь системы звуковоспроизведения до усилителей мощности, количество которых должно соответствовать числу частотных полос. Пассивные кроссоверы разделяют на отдельные частотные полосы выходной сигнал усилителя мощности. Такие кроссоверы чаще всего устанавливаются внутри акустических систем. Частотой кроссовера обычно считают частоту, на которой происходит разделение частотных полос.

Децибел

Децибел - это единица измерения отношения двух величин. Например, если величины двух мощностей отличаются в два раза, то их отношение составит 3 дБ, а если величины двух напряжений отличаются в два раза, то отношение составит 6 дБ. Для мощностей 6 дБ будет соответствовать отношение величин, равное 4. Десятикратному отношению мощностей будет соответствовать 10 дБ, а десятикратному отношению напряжений - 20 дБ. Для мощностей разница в 20 дБ будет соответствовать отношению величин в 100 раз.

Уровень звукового давления

Уровень звукового давления - это величина, характеризующая акустическую мощность систем звуковоспроизведения и связанную с этим громкость. Уровень звукового давления является относительной величиной, поэтому его измеряют в децибелах.

Ноль децибел

Для электрических звуковых сигналов значение 0 дБ может соответствовать напряжению 0.775 вольт или 1 вольт. Первое из них используется для контроля уровней входных и выходных сигналов, а второе часто применяют в расчетах и измерениях.

Время спада (затухания)

В отношении ревербераторов время затухания соответствует времени окончания реверберационного процесса с момента прекращения самого сигнала. Для звуковых процессоров время затухания представляет собой длительность четвертого, заключительного такта их работы. Полный цикл работы звукового процессора обычно состоит из атаки спада, поддержки и затухания.

Глава 5. Микрофоны

Микрофоны

Современные микрофоны хорошо принимают все компоненты звука, которые необходимы для получения качественного звучания. Но в то же время, они так же хорошо принимают и все компоненты звука, которые являются помехами. Все промежуточные элементы системы звуковоспроизведения, включаемые между микрофоном и усилителем мощности, предназначены в основном для того, чтобы отделить то, что вам не нужно, от того, что требуется. Функция такого разделения во многом ложится и на сам микрофон. В соответствии с их назначением, все микрофоны разделяются на разные группы. Например, существуют микрофоны общего назначения, инструментальные, вокальные, для записи с близкого и далекого расстояния, для стереозаписи, микрофоны специального назначения, многофункциональные микрофоны и т.п. Объясняя преимущество одного микрофона перед другим, вы запросто можете растревожить пчелиный рой, так как существует столько же различных точек зрения на качество микрофонов, сколько пузырьков в банке пива. Во всем мире не найдется и двух человек, которые имели бы идентичный стух, как нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев. Поэтому, вызывая дискуссию, имейте в виду, что каждый человек имеет собственные приоритеты. Тем не менее, можно выделить несколько основных характеристик микрофона, позволяющих оценить его достоинство.

- Микрофон должен обладать хорошим подавлением отраженных звуков.

- Микрофон должен выделять звук только того источника, на который он направлен, и ослаблять все прочие.

- Микрофон должен хорошо выдерживать различные перегрузки.

- Микрофон должен хорошо звучать.

Для большинства случаев вполне подходят микрофоны, не нуждающиеся в дополнительных источниках питания.

Всеми этими качествами обладает большинство из динамических микрофонов, которые не нуждаются в дополнительных источниках питания и имеют кардиоидные или суперкардиоидные характеристики направленности. Эти характеристики направленности отражают способность микрофона улавливать звуки, поступающие к микрофону в направлении его оси, сильнее, чем во всех остальных направлениях. Важность подобной избирательности направлений микрофоном легче всего оценить на следующем примере.

Во время концерта микрофоны должны быть расставлены перед каждым источником звука - вокалистом, инструментом, монитором инструмента и т.п. Чтобы исполнители могли отчетливо слышать получающийся звук, на сцене размещаются контрольные мониторные акустические системы, располагаемые обычно перед сценой и над ней. Задача заключается в том, чтобы звуковые колебания, возбуждаемые контрольными системами, воспринимались исполнителем, но не воспринимались микрофоном. На первый взгляд решение такой задачи кажется невозможным. Однако на практике, благодаря особым свойствам характеристик направленно ети, эту задачу можно решить, причем ее решение оказывается вполне удовлетворительным. По внешнему виду вокальный микрофон напоминает мороженое, окрашенное в цвет военных морских кораблей.

Вокальные микрофоны

Занимаясь проведением концертов, очень трудно не встретиться с таким типом микрофонов, как Shure SM 58. Этот микрофон, напоминающий по внешней форме мороженое в вафельном стаканчике, представляет собой типичный вокальный микрофон. Конструкции, аналогичные SM 58, в наше время определили производственный стандарт вокальных микрофонов, поэтому сейчас трудно встретить звукооператора, который бы не знал его звучание. Характерными чертами его звучания являются резкий подъем низких частот при приближении к источнику, резонанс в области средних верхних частот и высокое подавление вторичных звуков. Таким образом, если вам придется работать с разными концертными комплексами, а время, отводимое на настройку, ограничено, то, заметив на сцене или в руках вокалиста SM 58, вы быстро сможете подобрать на пульте соответствующую характеристику обработки звука вокала. Однако SM 58 применяется далеко не во всех случаях. Например, при работе с вокалистками, имеющими обыкновение шамкать и бормотать в микрофон в перерывах между песнями, многие звукооператоры предпочитают применять Beyer М 88, который также является вокальным микрофоном, но имеет другое звучание. В последнее время в технологии производства микрофонов велись многочисленные эксперименты с особым магнитным материалом, создаваемым на основе редкоземельного элемента неодима. Одной из первых фирм, начавших такие работы, была фирма Electro-Voice, которая создала целую серию микрофонов с использованием этого элемента, называемую N/DYM-серия. Фирма Shure применила этот элемент в модификации микрофона SM 58, известной под названием Beta 58 и обладающей улучшенными характеристиками. Этот микрофон, так же как и SM 58, получил очень широкое распространение и пользуется заслуженной известностью. Перечисляя названия вокальных микрофонов, можно составить весьма длинный список. Из этого списка, как наиболее известные, можно выделить следующие марки вокальных микрофонов.

- Shure SM 58 и Beta 58

- Electro-Voice N/D757, N/D457 и PL 80

- Beyer M 88

- Sennheiser 441

- Shure SM 57 и Beta 57

Микрофон SM 58 является одним из наиболее крепких и прочных вокальных микрофонов. Он выдерживает более шести падений на бетонный пол. В сравнении с ним, конструкция М 88 значительно менее надежна. Если вы используете один общий мониторный канал, следует иметь в виду, что работа, связанная с настройкой звучания концертного комплекса, существенно упростится, если вы воспользуетесь однотипными вокальными микрофонами. Очень трудно подобрать характеристики системы звуковоспроизведения, чтобы они точно отвечали разнородному набору характеристик звучания разных микрофонов.

Наши рекомендации