По созданию и функционированию казачьих классов

____

Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы казачьего класса играют воспитатель и классный руководитель. Их жизненные ценности, ориентации, позиция, интересы и увлечения являются одними из наиболее существенных системообразующих факторов. За успешность проектирования учебно - воспитательного процесса в кадетском классе отвечают директор школы, заместители директора по УВР и ВР, воспитатель ГПД, классный руководитель, родители, педагоги, работающие в классе.

При моделировании воспитательной системы кадетского класса учтены основные компоненты воспитательной системы:

• индивидуально – групповой компонент;

• ценностно – ориентированный компонент;

• пространственно – временной компонент;

• функционально – деятельностный компонент;

• диагностико - аналитический компонент.

В процессе моделирования воспитательной системы класса работа осуществляется по трём направлениям:

• изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе;

• проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности класса;

• сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для личности ребёнка.

В ходе практической работы определялись формы, методы и приёмы воспитательной работы, дающие положительные результаты. Особое значение модели воспитательной системы с кадетами имеют дополнительные развивающие дисциплины.

Моделирование воспитательной системы класса – сложный и длительный процесс.

Основными предпосылками открытия кадетского класса в школе послужили следующие причины:

· социальное неблагополучие общества;

· большое количество неполных семей;

· актуальность патриотического воспитания;

· наличие кабинета ОБЖ, спортзала школы, спортивной площадки;

· функционирование школьного музея;

· актуальность духовно- православного развития и воспитания гражданина России.

· Кадровый вопрос наличие офицера-наставника

2. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских классах.

Целью воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских классах является духовная, педагогическая и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного, ответственного и социально активного гражданина России, готовящегося для службы Отечеству на военном и гражданском поприщах, укорененного в православной вере, казачьей культуре, традициях казачьего воинского, трудового и общественного служения.

Задачи воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах:

В сфере личностного развития:

• готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению в современном мире на основе православных идеалов и моральных норм казачьей культуры;

• формирование патриотизма, любви к России, казачеству, родной земле, языку, готовности служения Отчеству на ратном и гражданском поприщах, личной ответственности за судьбу России и казачества, веры в великое будущее своей страны;

• укрепление веры в Россию, казачество, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями;

• формирование казачьей доблести, которая соединяет в современной личности гражданственность, достоинство, честь, свободолюбие, целеустремленность, смелость, военное мастерство, волю к победе, трудолюбие, жертвенность с верой в Бога и великую Россию;

• укрепление и развитие нравственных норм поведения, основанных на свободной воле, православных ценностях и казачьих традициях, внутренней установке личности жить по вере, закону и совести;

• развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование определенного поведения, основанного на казачьей этике, православных представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

• осознанное принятие личностью базовых православных казачьих ценностей, общенациональных приоритетов и задач, готовность активно участвовать в их решении;

• свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, казачьей общиной, обществом, Русской православной церковью, Россией;

• готовность и способность выражать и отстаивать свою нравственно обоснованную гражданскую позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли, поступки;

• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении общественно-значимых целей;

• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

• развитие способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе традиционных моральных норм, православных идеалов, непрерывного образования и духовно-нравственного развития, индивидуальных способностей и интересов;

• осознание нравственной ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, духовному, социальному и физическому здоровью человека, умение им противодействовать;

• формирование здорового образа жизни, осознание единства духовного, социально-психологического и физического здоровья;

• формирование уважительного отношения, готовности и способности к диалогу и сотрудничеству с представителями других народов, культур и верований;

• развитие способности к совершенствованию социальных отношений во благо человека, своей семьи, казачества, общества, многонационального и многоконфессионального народа России.

Укрепление воинского духа, «НЕТ БОЛЬШЕ ТОЙ ЛЮБВИ, АЩЕ КТО ПОЛОЖИТ ДУШУ СВОЮ ЗА ДРУГИ СВОЯ» (Евангелие от Иоанна 15. 13.)

В сфере семейных отношений:

• осознание семьи, казачьего рода как основы жизни казака, гражданина;

• понимание значения семьи для жизни, самореализации, сохранения здоровья человека;

• понимание и поддержание православных казачьих устоев семьи: любовь, верность, взаимопомощь, почитание родителей и старших, забота о младших и старших, ответственность за другого человека, воспитание детей и др.;

• формирование православного отношения к семье;

• формирование бережного отношения к жизни человека, забота о продолжении рода.

В сфере общественных отношений:

• становление и развитие ответственных, социально-активных граждан России, приверженных православному соборному единству, казачьему братству, способных к продуктивному взаимодействию с согражданами для решения общенациональных задач;

• укрепление чувств патриотизма и гражданской солидарности;

• забота о благосостоянии казачества, поддержание межэтнического мира и согласия;

• формирование готовности к труду, творчеству, инновационному развитию экономики;

• готовность к военной службе, защите Отечества, формирование сознательного отношения к военной службе как священному долгу казака и почетной обязанности гражданина России;

• законопослушность, формирование сознательной, активной позиции и готовности к поддержанию законности и правопорядка;

• готовность к сохранению и творческому развитию в современных условиях традиционной казачьей культуры, казачьего образа жизни;

• забота о людях с особыми социальными потребностями.

Формы работы с кадетами

· классные часы;

· составление индивидуальных планов развития;

· конкурсы, фестивали;

· экскурсии;

· беседы, встречи, дискуссии;

· анкетирование, тренинги;

· праздники;

· тематические походы;

· спортивные мероприятия, зарницы, дни здоровья.

Наши рекомендации