Билет 22 система права и система законодательства

СИСТЕМА ПРАВА — объективно существующее внутреннее строение права, его подразделение на отрасли, подотрасли, институты и нормы. Своих регулятивных целей добивается благодаря так называемому системному эффекту — тому обстоятельству, что его нормы определенным образом взаимосвязаны друг с другом, находятся в определенной зависимости, внутренне устроены и согласованы, т.е. образуют определенную систему. Для выражения системного характера права в юридической науке используется категория «система права». Системное построение права означает, что оно представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.). Также это внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений. С. п. выступает как внутренняя форма права, отражающая реально существующие в той или иной стране общественные отношения. Все составляющие ее нормы находятся между собой в такой же по своему характеру взаимосвязанности, как и все регулируемые ими общественные отношения.

Ее особенности:

· Отрасли имеют свой предмет и метод прав. Рег-ния

· С.п. объединяет отрасли

· Он уже чем система закон-ва

· Ее первичная ячейка – норма права

· Связи по вертикали

· Это исходное начало

· Это содержание права

· Носит объективный характер

Система права, как и система законодательства, является составной частью правовой системы. Правовая система охватывает все правовые явления, всю правовую действительность, все юридические нормы, принципы, институты, правовые учреждения, правовые взгляды, идеи, представления о праве. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих взаимоотношения в обществе, и характеризующих уровень и особенности его правового развития.

Широкий философско-социологический взгляд на право позволяет рассматривать его как систему. Как и право, правовая система не есть абстрактное, отвлеченное от реальной жизни явление. Она всегда имеет конкретное содержание и специфическую форму, благодаря чему правовая система той или иной страны является узнаваемой.

В западной теории права понятие правовой системы используется преимущественно в сравнительном правоведении или т.н. компаративистике. При этом словосочетания «правовая семья», «семья систем права», «правовая система» воспринимаются как условные для обозначения соответствующих правовых феноменов. В отечественную науку это понятие вошло сравнительно недавно. При этом его назначение заключается в том, чтобы отобразить право как систему норм, правовую деятельность, правовую идеологию и др. С учетом этого содержанием правовой системы охватываются следующие аспекты:

1) институциональный — право, выраженное в нормах, институтах, отраслях;

2) организационно-структурный — правовые учреждения, обеспечивающие действие права;

3) поведенческий — право, выраженное в правовой деятельности, юридической практике;

4) духовно-культурный — право, представленное правовой идеологией, правовой культурой в целом.

Билет 23 формы политико-территориального устроства

-Политико- территориальная организация государства, включающая характер отношений между центральными и местными властями

- совокупность административно-территориальных единиц и государственных образований их взаимодействие как в целом так и в части ( из лекции)

Виды: унитарное, федеративное гос-во

Унитарное

- это единое государственное образование, которое делится на административно-территориальные части: единое правление, единая судебная система, единая нац. безопасность, единое гражданство, одноканальная система налогов

1) централизованное – отсутствует местное самоуправление. Во главе местных органов стоят чиновники, назначенные из центра.

2) децентрализованные – местные органы избираются населением и пользуются занчительной самостоятельностью

Федерация

- государство в составе которого есть самостоятельные гос образования.

Основные принципы: - добровольность объединения, равноправие, плюрализм, демократизм.

- две системы законодательства

- двухуровневая система органов гос. Власти

- определённая самостоятельность субъектов.

- двухпалатный парламент

-двухканальная система налогов.

1) симметричные – все субъекты имеют одинаковое правовое положение.

2) ассиметричные – разный правовой статус субъектов : 1) наряду с субъектами в состав входят фед территории. 2) субъекты юр. Равноправны но различаются по факт положению 3) разное кол-во представителей в парламенте.

1) национальные – образованы по нац. признаку. Чехословакия. СССР

2) территориальные США

1) дуалистические –строгое разграничение предметов ведения

2) кооперативный – взаимное дополнение и сотрудничество

Конфедерация.

- межгосударственное объединение или союз государств, при котором государства, её образовавшие полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои высшие и местные органы власти. Евросоюз

- государства сохраняют свой суверенитет

- за членами признаётся право сецессии

- создаются на договорной основе

- отсутствие единого гражданства

- для достижения целей создаются необходимые органы управления

- нет единой системы налогов.

- рекомендательный характер актов органов конфедерации

Наши рекомендации