Правонарушения и юридическая ответственность

Суд - это говорящий закон,

а закон - это немой судья.

19.1. Понятие и признаки правомерного поведения

Поведение субъектов права, регламентированное нормами права, становится юридически значимым. Оно при этом может быть правомерным или противоправным.

Правомерное поведение - это поведение, соответствующее праву, т.е. юридическим правам и обязанностям. Правомерное поведение способствует прогрессу, совершенствованию общественных отношений, успешному решению стоящих перед государством задач. Поэтому само государство заинтересовано в стимулировании правомерного поведения граждан и иных субъектов права. Это достигается с помощью экономических, политических и иных мер воздействия.

Криминологи отмечают, что причинами противоправного поведения субъектов права (физических или юридических лиц) являются около 300 различных факторов, из них только на 50 факторов в той или иной степени (положительное или негативное) оказывает влияние деятельность национальных систем судебной власти и правоохранительных органов.

Ни одно государство не может констатировать полное отсутствие правонарушений среди своих граждан. В СССР пытались полностью искоренить преступность и причины, ее порождающие. Исторический опыт показал несостоятельность попытки полной ликвидации правонарушений и, в частности, преступности в обществе. Реально следует говорить только о ее сокращении до определенного уровня. В свое время российский реформатор Сперанский весьма точно заметил, что "человеческое общество обречено менять только пороки", но не искоренять их причин.

В СССР считалось, что причинами правонарушений в условиях капитализма были: антагонистические противоречия, их расширение и углубление; эксплуататорские отношения, основанные на частной собственности, существование которой разъединяет интересы людей, противопоставляет их, делая непримиримыми и враждебными по своему характеру.

В то же время считалось, что социалистическому общественному строю органически чужда преступность. Правонарушения, имевшие место в социалистическом обществе, объяснялись чем угодно, но только не пороками самого социалистического строя: остаточными явлениями прошлого; отставанием мышления от бытия у определенной части людей; тлетворным влиянием капитализма; определенными трудностями роста самого социализма и т.д.

Жизнь показывает, что причиной правонарушений являются не только классовые, экономические и идеологические, но и биологические причины, отражающие сущность самого человека как "штучного" произведения природы. Иначе как объяснить, что правонарушения совершают представители всех слоев населения. Нередко в неблагополучных семьях вырастают прекрасные дети. Бывают и обратные примеры.

Ежегодно в Российской Федерации возбуждаются уголовные дела в отношении лиц, обладающих особым правовым статусом. Например, в первом полугодии 2008 года Следственным комитетом при прокуратуре Российской Федерации было возбуждено 750 уголовных дел в отношении такой категории лиц. Среди них было 13 прокуроров, 140 назначаемых и избираемых высокопоставленных должностных лиц, 95 следователей, 18 судей, 72 адвоката и 359 депутатов законодательных органов власти субъектов Российской Федерации.

Уровень преступности в Российской Федерации продолжает оставаться высоким и составляет около 230 человек на 100 тысяч населения. В европейских государствах он колеблется от 60 (скандинавские государства, Дания) до 90 человек (Испания, Англия) на 100 тысяч населения.

В 2008 году правоохранительными органами России было зарегистрировано 3209862 преступления, из них органами внутренних дел - 2997642 преступления <1>. Структура совершенных преступлений имела следующий вид: тяжких и особо тяжких - 851392; причинивших значительный ущерб, совершенных в крупном либо сопряженных с извлечением дохода в особо крупном размере - 312093; экологических - 44883; террористического характера - 642; экстремистской направленности - 460; убийств и покушений на убийство - 20056; умышленных причинений тяжкого вреда здоровью - 45436; изнасилований и покушений на изнасилование - 6208; разбоев - 35366; грабежей - 243957; краж - 1326342; мошенничеств - 192490; присвоений и растрат - 72142; вымогательств - 9953.

--------------------------------

<1> См.: Рашид Нургалиев. МВД России: особенности становления и развития // Российская газета. 2009. 28 июля.

19.2. Понятие и признаки правонарушения,

виды правонарушений

Никто не познает точно добродетели,

если не имеет понятия о пороке,

в особенности когда некоторые пороки

до такой степени близки к добродетели,

что легко обманывают своим подобием.

Абеляр Пьер

Под правонарушением принято понимать виновное, противоправное деяние вменяемого лица, причиняющего вред другим лицам и обществу, влекущее юридическую ответственность.

Правонарушение характеризуется строго определенными признаками, отличающими его от нарушений неправовых норм (норм морали, обычаев, норм общественных организаций).

1. Правонарушение является действием или бездействием. Не является деянием событие. Событие не контролируется сознанием человека либо не зависит от его деятельности (землетрясение, наводнение, эпидемия и т.п.).

Действие противоправно, если оно противоречит указанному в норме обязательному масштабу поведения. Бездействие противоправно, если закон предписывает, как необходимо действовать в соответствующих ситуациях. Правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем. Нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки внутренний образ, мысли, чувства.

2. Противоправный характер действий: противоречие предписаниям права.

Правонарушение - нарушение права, его норм, содержащих юридические обязанности и запреты.

Противоправность объективна в том смысле, что означает нарушение норм объективного права. Категория противоправности также субъективна, поскольку применима лишь к сознательным волевым поступкам человека. Как и некоторые иные социальные категории, она имеет субъективно-объективный характер.

Невозможно рассуждать о морали и праве, не касаясь вопроса о так называемой свободе воли, о вменяемости человека. Признавая это, невозможно говорить как о праве в целом, так и о противоправности, игнорируя факты воли, сознания вменяемости, дееспособности. С точки зрения права существует лишь субъективно-объективное противоправное деяние, но не объективно противоправное.

В цивилизованных странах правовая система учитывает значение принципа: нет правонарушения, если оно не предусмотрено законом (разрешено все, что не запрещено).

3. Наличие вреда - совокупности отрицательных последствий; степени общественной опасности.

Правонарушение нарушает интересы, обуславливающие право и охраняемые им, и тем самым причиняет вред общественным и личным интересам, установленному правопорядку.

Вред выражается в совокупности отрицательных последствий правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, дезорганизацию общественных отношений и одновременно (хотя и не всегда) умаление, уничтожение благ, ценностей субъективного права, ограничения возможностей пользования ими, стеснение свободы поведения других субъектов вопреки закону.

Вред - непременный признак каждого правонарушения. Он может носить материальный или моральный характер, быть измеримым или несоизмеримым, восстановимым или невосстановимым, более или менее значительным, ощущаемым отдельными гражданами, коллективами или обществом в целом. Та или иная характеристика вреда зависит от видов нарушенных интересов, субъективных прав, объекта правонарушения.

4. Субъективный момент деяния - вина, являющаяся обязательным признаком правонарушения.

Вина - это психологическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению. Различают две формы вины: умысел и неосторожность.

Умысел (умышленная вина) имеет место тогда, когда лицо, совершающее правонарушение, понимает, предвидит и желает наступления общественно вредных последствий своего поведения.

Умысел бывает двух видов: прямой и косвенный.

Прямой умысел состоит в осознании правонарушителем общественно вредного характера совершаемого им деяния, предвидении возможности или неизбежности наступления противоправного результата, причинной связи между ними и желания их наступления.

Косвенный умысел устанавливается в том случае, если правонарушитель осознавал противоправность своего деяния, предвидел противоправный результат, но не желал его наступления, хотя сознательно допускал или относился безразлично к его наступлению.

Неосторожность, как и умысел, также бывает двух видов:

преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Субъектами правонарушения не являются малолетние и душевнобольные люди. В Российской Федерации законодательно определены следующие критерии к возрасту граждан, подлежащих юридической ответственности: за административные правонарушения - с 16 лет; за уголовные преступления - с 14 лет (умышленные преступления). В то же время ни государство, ни общество не могут оставлять безнаказанными общественно опасные преступные деяния, совершенные малолетними (до 14 лет) гражданами. Например, законодательством Российской Федерации предусматривается возможность направления с обязательным соблюдением процедурных вопросов (привлечение к этому процессу органов опеки и попечительства, образования, медицины, милиции) малолетних правонарушителей или детей с девиантным поведением в специальные школы открытого (с 9 лет) и закрытого (с 11 лет) типов.

Проблема оптимального определения законодательного закрепления возраста вменяемости в русском и зарубежном уголовном праве имеет многовековую историю. В самом начале XIX века предельный срок безусловной невменяемости в законодательстве европейских государств определялся по-разному. В итальянском уложении - с 9 лет. В голландском кодексе - с 10 лет. В германском и венгерском кодексах и проекте австрийского уложения - с 12 лет. В норвежском и швейцарском кодексах - с 17 лет. Данные французской статистики 1841 - 1865 гг. свидетельствуют о наличии среди подсудимых детей, не достигших возраста 6 лет <1>.

--------------------------------

<1> Шаляпин С.О. Установление возраста уголовного вменения в русском праве XVII - XIX вв. // История государства и права. 2005. N 3. С. 20 - 23.

В российском уголовном праве возраст вменяемости рассматривался в разрезе допустимости привлечения несовершеннолетних субъектов права к суду. Ко второй половине XIX века российское законодательство сформировало детально разработанные возрастные границы, позволявшие применять дифференцированные меры уголовного наказания к виновным. Это одна из немногих проблем, которая была решена не в силу механического заимствования опыта европейских стран, а с учетом собственных теоретических наработок и практического опыта.

По Уложению о наказаниях (1845 г.) возраст безусловной невменяемости определялся в 7 лет. Дети, не достигшие этого возраста, не подлежали наказаниям за преступления и проступки, а отдавались родителям или лицам, их заменяющим (опекуны, родственники) "для вразумления и наставления их впоследствии".

Дети в возрасте от 7 до 10 лет также не подвергались наказанию, но отдавались "родителям или благонадежным родственникам" для их исправления. Дети в возрасте от 10 до 14 лет не подвергались наказанию, если суд определял, что преступления ими совершались "без разумения". В противном случае они подвергались "смягченному" наказанию. Полная вменяемость лиц от 14 до 21 года означала возможность применения к ним смягчения наказания в сравнении с совершеннолетними преступниками.

4. Наличие причинной связи. Причинная связь означает, что вред наступил именно вследствие противоправных и виновных действий правонарушителя. В юридической теории и практике под причинной связью понимают такую объективную связь между вредным деянием и наступившими последствиями, при которой противоправное деяние предшествует во времени последствию и является главной и непосредственной причиной, неизбежно вызывающей данное последствие. Следует различать правомерность деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, и противоправность причинения вреда в результате такой деятельности, влекущую невиновную ответственность.

Право разрешает эксплуатировать источники повышенной опасности, но при этом запрещает причинять вред жизни, здоровью, имуществу других лиц. Деятельность организаций и лиц, пользующихся источниками повышенной опасности (машинами, механизмами и пр.), не запрещена правом и, следовательно, правомерна, но их применение не исключает несчастных случаев, которые люди не в состоянии устранить (отсутствие вины). Об этом известно изготовителю механизма, законодателю, государству, обществу. Следовательно, разрешая подобную полезную деятельность, государство допускает непреодолимую возможность причинения вреда источниками повышенной опасности. Поэтому невиновное причинение вреда этими источниками не противоправно.

Проанализировав вышеперечисленные признаки правонарушения, мы увидели, что они выражаются в единстве формальных (внешних) и материальных (внутренних), объективных и субъективных моментов. Таким образом, по уголовному законодательству России правонарушение имеет место в том случае, если присутствуют все следующие пять его элементов: это действие или бездействие; противоправный характер деяния; наличие вреда; наличие вины; наличие причинной связи.

Известный норвежский криминолог Нильс Кристи с учетом опыта своей страны предлагает как один из способов урегулирования конфликтов создание восстановительного правосудия, в том числе и в России. Главной идеей в его учении является уведение конфликта между людьми от упрощенного и механического способа их разрешения при помощи установленной системы наказания к альтернативным способам. К сожалению, тюрьмы везде одинаковы по своей сущности. Они отдаляют человека не только от семьи, но и от общества.

По всей территории Норвегии были созданы и активно действуют комитеты, работу которых финансирует государство. В них могут приходить люди со своими конфликтными историями - гражданскими и уголовными делами. Полиция также может привести туда задержанного, чтобы у того была возможность встретиться с жертвой его противоправных действий.

19.3. Состав правонарушений

Основанием юридической ответственности является правонарушение. Поэтому при решении вопроса о юридической ответственности главное значение приобретает наличие в действиях лиц полного состава правонарушения. Состав правонарушений включает в себя следующие элементы:

- объект правонарушения;

- субъект правонарушения;

- объективную сторону правонарушения;

- субъективную сторону правонарушения.

19.4. Юридическая ответственность и ее виды

Под юридической ответственностью следует понимать обязанность правонарушителя нести наказание, претерпевать санкции, предусмотренные правовыми нормами и применяемые компетентными органами за совершение им противоправного деяния. Виды и меры юридической ответственности устанавливаются только государством. Поэтому только оно прямо или косвенно (дисциплинарная ответственность в негосударственных структурах) определяет круг органов государственной власти или должностных лиц, наделяемых правоприменительными полномочиями.

Следует отметить, что кроме юридической ответственности национальные системы законодательства в отношении политиков предусматривают меры конституционной и политической ответственности. Это может выражаться в форме объявления вотума недоверия членам национальных парламентов и кабинетам правительства или объявления импичмента президенту страны. Непереизбрание политика на очередной срок властных полномочий также следует рассматривать как соответствующую оценку избирателями результатов его предыдущей деятельности.

Юридическая ответственность является необходимым и самостоятельным элементом механизма правового регулирования. Основанием для возникновения определенного вида юридической ответственности является наличие фактических и юридических обстоятельств. По способу и характеру воздействия на общественные отношения юридическая ответственность предназначена выполнять следующие функции:

общепревентивные. Устанавливая юридические санкции за определенные виды деяний, государство оказывает психологическое воздействие на сознание, а через него и на характер возможного поведения граждан.

Частнопревентивные. Выражаются в возможности применения к лицу штрафных санкций за нарушение конкретной нормы права с обязательным учетом смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

Правовосстановительные. Их действие направлено на восстановление нарушенного права, а также полное удовлетворение законных требований заинтересованных лиц.

Возможность проявления государством императивного волеизъявления осуществляется по широкому кругу правоотношений с целью восстановления норм нарушенного законодательства конкретного вида. По своему характеру юридическая ответственность носит ретроспективный характер, так как представляет собой реакцию государства на уже произошедшее противоправное виновное деяние.

Не рассматриваются в качестве определенного вида юридической ответственности следующие действия, применяемые государством:

- реквизиция (принудительное, возмездное изъятие определенных видов частной или личной собственности в связи с государственной, чаще оборонной, потребностью);

- меры профилактического, административно-предупредительного характера, направленные на недопущение или предотвращение возможного правонарушения (введение карантинных мероприятий в условиях эпидемий или эпизоотий, запрещение эксплуатации технически неисправного транспортного средства и т.д.). Одним из способов предупредительного воздействия на потенциальных нарушителей может быть установление адекватной совершенному правонарушению меры юридической ответственности.

Например, специалисты <1> отмечают, что без радикализации антимонопольной политики государства не может быть социального прогресса. По российскому законодательству за злоупотребление на основе доминирующего положения на рынке или за корпоративный сговор по поводу повышения цен (нефтепродукты, продукты питания, металлопрокат) монополисты платят штраф в размере, не превышающем 15 тысяч долларов. В то же время за аналогичные деяния в США на монополиста может быть наложен штраф, исчисляемый сотнями миллионов долларов.

--------------------------------

<1> См., например: Примаков Е.М. Россия в 2004 году: взгляд в будущее // Российская газета. 2005. 15 января.

- ограничение конституционных прав и свобод в период действия особых правовых режимов (чрезвычайное положение, военное положение, осадное положение, период военного времени);

- принудительные меры медицинского характера, применяемые к неделиктоспособным лицам, страдающим психическими расстройствами.

Юридическая ответственность характеризуется следующими специфическими признаками: представляет собой вид государственного принуждения; единственным основанием ее применения является факт совершения правонарушения; выражается в возможности применения к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренные законом меры юридического воздействия.

Стадии наступления ответственности:

- возникновение юридической ответственности;

- выявление юридической ответственности;

- официальная оценка юридической ответственности в актах компетентных органов;

- реализация юридической ответственности.

К основным принципам юридической ответственности в Российской Федерации, которые отражены и в нормах международного законодательства, можно отнести следующие:

ответственность лишь за деяния, являющиеся противоправными. Ответственность лишь за деяния, являющиеся противоправными. Данный принцип главным образом обращен к законодателю и затрагивает деятельность правоприменителя.

Принцип справедливости охватывает своим содержанием следующие требования:

- нельзя за проступки устанавливать уголовные наказания;

- недопустимо вводить меры наказания и взыскания, унижающие человеческое достоинство;

- закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не может иметь обратной силы;

- за одно правонарушение возможно лишь одно юридическое наказание;

- характер ответственности должен соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Принцип законности состоит в том, что юридическая ответственность:

- может иметь место лишь за те деяния, которые предусмотрены законом;

- применяться в строгом соответствии с процедурно-процессуальными требованиями;

- предполагает обоснованное применение, т.е. факт совершения конкретного правонарушения должен быть установлен как объективная истина.

Главное назначение и направленность презумпции невиновности заключается в обеспечении: процессуального содержания органов и лиц, ведущих процесс, в отношении обвиняемого (подозреваемого, подсудимого); всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела; исключение обвинительного уклона; строгое следование закону. При этом должен строго соблюдаться принцип презумпции невиновности. Он закреплен в Конституции Российской Федерации. Его смысл заключается в следующем: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 13 УПК РСФСР подчеркивает еще одно важное положение принципа презумпции невиновности: "Никто не может быть признан виновным, а также подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии с законом". Значимость этого положения обусловлена тем, что основными вопросами уголовного дела, которые разрешаются в приговоре, являются: виновен или невиновен подсудимый, применять или не применять к нему наказание.

Принцип целесообразности означает соответствие избираемой в отношении нарушителя меры воздействия целям юридической ответственности. Данный принцип предполагает:

- индивидуализацию государственно-принудительных мер в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, личностных свойств правонарушителя;

- возможность смягчения и даже отказа от применения мер ответственности в случае, если ее цели могут быть достигнуты иным путем.

В уголовном законодательстве большинства стран предусматривается возможность квалификации действий субъекта права, находящегося в состоянии аффекта, который подразделяется на патологический и физиологический. Такие случаи весьма распространены в уголовно-процессуальной практике судебных и правоохранительных органов. Например, в России в 2002 году было зарегистрировано 625 убийств в состоянии аффекта, в 2004 - 707, в 2005 - 840, а в 2006 - уже около 1000 человек.

Принцип неотвратимости наказания предполагает:

- ни одно правонарушение не должно остаться незамеченным для государства;

- быстрое и оперативное применение мер ответственности за совершение правонарушения;

- высокий уровень профессионализма сотрудников правоохранительных органов.

Виды юридической ответственности непосредственно находятся в прямой зависимости от того, какой вид правонарушения совершен виновным лицом. В юридической науке при отраслевом подходе выделяют следующие виды юридической ответственности:

- гражданско-правовая ответственность (имущественные санкции);

- административная ответственность (штраф, конфискация, возмездное изъятие предмета, административный арест);

- дисциплинарная ответственность - применяется за правонарушения, допущенные в рамках действующих трудовых правоотношений (выговор, замечание, увольнение...);

- уголовная ответственность (наказание, применяемое только судом к лицам, виновным в уголовном преступлении).

Наиболее суровым видом юридической ответственности во всех государствах мира по праву считается уголовная ответственность. Среди разнообразных видов уголовного наказания предусматривается возможность применения к виновному не только лишения свободы на различные сроки вплоть до пожизненного, но и различные виды смертной казни.

В ряде мусульманских стран в качестве уголовного наказания предусматривается такая мера уголовной ответственности по отношению к виновному, как членовредительство (чаще всего за воровство). В некоторых светских государствах (США, Израиль, Франция и др.) за совершение преступлений на сексуальной почве в отношении несовершеннолетних к виновным лицам (педофилам) применяется такая мера воздействия, как обязательная медикаментозная кастрация. Его рассматривают как более гуманный метод борьбы с педофилией, нежели хирургический.

Таким образом, юридическая ответственность существует и реализуется в рамках правонарушений, виды которых соответствуют видам совершенных правонарушений. Они являются специфическим видом правоотношений. Их участниками являются: с одной стороны, государство в лице своих компетентных органов или наделяемых специальными правоприменительными полномочиями должностных лиц, а с другой - правонарушители, в качестве которых в установленном законом порядке могут быть признаны граждане или юридические лица.

В данном случае действия государства следует рассматривать как легализованную форму принуждения, применяемую в интересах общества и абсолютного большинства населения с целью восстановления нарушенного правопорядка и социальной справедливости. Вынесение решения по факту рассматриваемого правонарушения подразумевает необходимость соблюдения уполномоченными на то структурами установленной формализованной процедуры действий.

Российская правовая доктрина субъектом преступления признает только физически вменяемое лицо, достигшее определенного возраста. В то же время некоторые ученые (например, профессора С. Бабурин и Ю. Голик) <1> предлагают само государство рассматривать как субъект преступления. Они считают, что для этого необходимо на основании соответствующего международного нормативного акта прямого действия предусмотреть создание международного суда. Свою позицию они обосновывают тем, что именно государство, а не его руководители является субъектом общественных отношений. Поэтому преступление "тоже можно рассматривать как общественное отношение".

--------------------------------

<1> Бабурин С., Голик Ю. Государство как субъект преступления // Российская газета. 2007. 31 января.

Международные организации имеют много рычагов воздействия на государства-нарушители в виде применения к ним санкций различного вида (политические, экономические, военные, введение блокады).

Для рассмотрения спорных ситуаций между государствами уже существуют международные арбитражи. Например, действуют международные арбитражи в области морского права, международных инвестиций, третейские суды. Для разрешения споров между государствами - участниками СНГ предусмотрен Экономический суд СНГ.

19.5. Помилование как акт милосердия,

применяемое со стороны государства и общества

...Человеческое общество само себя погубит,

если из страха перед возможными судебными ошибками

откажется от смертной казни как высшей формы борьбы

с чуждыми сообществу элементами.

Отто фон Бисмарк

Отношение в мире к смертной казни и вопросам помилования весьма неоднозначно. Каждое государство эти вопросы решает сообразуясь со сложившимися национальными традициями, а также с учетом требований международных организаций, членами которых они являются. Считаю необходимым также отметить, что позиция Отто фон Бисмарка близка автору и им поддерживается.

Институт помилования есть практически во всех странах - с демократическими и с тоталитарными политическими режимами. Право на обращение за помилованием является одним из фундаментальных прав человека. Оно закреплено в нормах международного права. Например, статья 6 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливает каждому лицу, приговоренному к смертной казни, гарантию на возможность обращения с просьбой о помиловании или смягчении приговора.

Конституция Российской Федерации (статья 50) это положение трактует более широко. Право на обращение о помиловании предоставляется каждому осужденному. В соответствии со статей 89 Конституции помилование осуществляется Президентом Российской Федерации с соблюдением законодательно установленных процедур.

Традиция помилования восходит к временам Древнего Рима. Глава коллегии весталок (жрицы богини Весты) своим решением имела право освобождать от смерти преступников, если они встречались с нею на пути к месту казни. В последующем правом помилования стали обладать первые лица государства. В США этим правом наделены и губернаторы штатов.

В СССР подобный институт был создан при Председателе Президиума Верховного Совета СССР, который юридически считался высшим должностным лицом государства. Фактически всей полнотой власти обладал Генеральный секретарь ЦК КПСС. В разные годы эту должность занимали И.В. Сталин (27 лет), Н.С. Хрущев (около 10 лет), Л.И. Брежнев (более 17 лет), Ю.В. Андропов (менее двух лет), К.У. Черненко (более одного года), М.С. Горбачев (около пяти лет). Перед распадом СССР он был избран первым и одновременно стал последним Президентом СССР.

До 2002 года ходатайства о помиловании осужденных поступали в Управление по делам о помиловании при Президенте Российской Федерации, которое подготавливало необходимые документы для решения вопроса по существу. Эти материалы затем направлялись в Комиссию по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации и с ее рекомендациями поступали на утверждение Президенту.

Законодательством Российской Федерации не установлен срок, в течение которого главой государства должно быть принято решение о применении акта помилования либо отклонении ходатайства о помиловании. Это объясняется тем, что помилование является исключительным правом Президента и поэтому только он может решать, в какие сроки решать вопрос по существу. Специалисты в области прав человека считают это пробелом в российском праве. Поэтому конституционное право осужденных на обращение за помилованием предполагает наличие у них возможности знать результаты рассмотрения "в разумные сроки".

В состав комиссии входило 13 человек, треть из которых были юристы. При Комиссии работали 60 опытнейших юристов, которые решали подготовительные перед принятием решения вопросы на высшем профессиональном уровне. За исключением председателя (писатель А. Приставкин) все члены комиссии работали на общественных началах. Решения принимались с разницей мнений не менее чем в два голоса. Деятельность комиссии заключалась не в рассмотрении законности осуждения, а в поиске смягчающих вину обстоятельств.

В комиссию могли обращаться граждане, приговоренные к исключительной мере наказания - расстрелу, а также к различным срокам лишения свободы. По отношению к первым комиссия обладала следующими полномочиями - оставляет приговор в силе, заменяет его пожизненным заключением или длительным сроком лишения свободы. Ко вторым - возможность сокращения срока лишения свободы или применение условно-досрочного освобождения.

Управление по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации было предназначено обеспечивать деятельность Комиссий по вопросам помилования, военнопленным, интернированным и пропавшим без вести при Президенте РФ. В частности, Управление:

- готовит материалы по ходатайствам о помиловании осужденных для рассмотрения их Президентом РФ;

- представляет председателю Комиссии по вопросам помилования подготовленные для рассмотрения Президентом РФ предложения по материалам о помиловании осужденных;

- осуществляет контроль за своевременным и правильным исполнением указов по вопросам помилования;

- обобщает и анализирует практику по вопросам помилования и готовит статистические данные по ним;

- анализирует работу органов местного самоуправления и правоохранительных органов, связанную с рассмотрением ходатайств о помиловании.

В мире наблюдается исторически сложившийся двойной подход к проблеме смертной казни: за ее сохранение ("эмоциональный") и за ее отмену ("рациональный"). Интересна по этому вопросу позиция, занимаемая Русской Православной Церковью. На Юбилейном соборе 2000 года она отказалась осудить смертную казнь, аргументируя свою позицию ссылкой на то, что смертная казнь признавалась еще Ветхим заветом. Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном писании Нового завета, ни в предании и историческом наследии Православной Церкви <1>.

--------------------------------

<1> Бородин С.В. Еще раз о смертной казни за убийство // Государство и право. 2001. N 4. С. 56 - 63.

По этой важной мирской проблеме в текстах Корана и Библии нет единообразия. В них говорится, что "жизнь дана Богом и Богом отбирается". Такой же точки зрения придерживаются и известные богословы. В то же время "Христос, которого казнили, нигде не высказывался против смертной казни. И потому у церкви нет на нее запрета" <1>.

--------------------------------

<1> Черняк Игорь. Свобода от греха (Митрополит Кирилл - об итогах X Всемирного народного Собора) // Российская газета. 2006. 21 апреля.

При вынесении приговоров о назначении смертной казни нельзя не исключать возможности судебной ошибки. Например, в США было официально признано, что за сто лет (с 1900 по 2000 год) ошибочно на электрический стул было отправлено 25 человек, впоследствии признанных невиновными по вновь открывшимся обстоятельствам. В СССР такая статистика не обнародовалась, но подобные судебные ошибки также были допущены (достаточно вспомнить дело Чикатило).

В ряде стран рост преступности и, в частности, умышленных убийств привел к более широкому назначению смертной казни. За последние пять лет существования СССР (1985 - 1990 гг.) советские суды вынесли около двух тысяч смертных приговоров. Распределенная по годам эта статистика выглядит следующим образом: в 1985 г. к смертной казни было приговорено 267 человек (расстреляно - 228); в 1987 г. - 333 (расстреляно - 228); в 1990 г. осуждены 223 человека; в 1991 - 147; в 1992 - 159; в 1993 - 157; в 1994 - 160; в 1995 - 143 человека.

Абсолютное большинство из числа осужденных затем обратились с просьбой о помиловании в Комиссию по вопросам помилования при Президенте РФ. Ею было рассмотрено: в 1992 г. - 56 дел (помиловано - 55); в 1993 - 153 (помиловано -149); в 1994 г. - 137 (помиловано -124); в 1995 г. - 56 (помиловано - 5). В первом полугодии 1996 г. было приведено в исполнение 53 смертных приговора.

Наши рекомендации