Вопрос. «истинная монархия» м. сперанского

ВОПРОС. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТ И ПРАВ УЧЕНИЙ В РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

В первой половине XIX в. государственный и общественный порядок Российской империи находился на прежних основаниях. Дворянство, составлявшее малую часть населения, оставалось господствующим, привилегированным классом. Освобожденные от обязательной службы государству помещики из служилого сословия превратились в праздный, чисто потребительский класс рабовладельцев. Из дворян формировались бурно растущие в то время канцелярии бюрократического аппарата империи. В стране царил чиновничий и помещичий произвол. Правительство предпринимало попытки проведения общественных реформ, но проблемы изменения государственного строя или совершенствования законодательства в России первой половины XIX в. практически отступали на второй план перед острейшим вопросом о крепостном праве.

"Целая половина население империи, которого тогда считалось свыше 40 млн. душ обоего пола, — писал В. О. Ключевский в своем Курсе русской истории, — целая половина этого населения зависела не от закона, а от личного произвола владельца... Крепостное русское село превращалось в негритянскую североамериканскую плантацию времен дяди Тома".

Государственная политика выражала интересы основной массы дворянства. Правительство порой осознавало опасность углубляющейся розни основных сословий, но сколько-нибудь существенные реформы провести было неспособно. Как во всяком самодержавном государстве, политика России во многом зависела от личности монарха. Павел I отменил некоторые привилегии дворян и законодательно ограничил барщину тремя днями в неделю; но он же роздал в частное владение (дворянам) около 100 тыс. дворцовых и казенных крестьян. По поручению Александра I его приближенные разрабатывали проекты отмены крепостного права, порой самые парадоксальные. Слывущий либералом Мордвинов предлагал освободить крестьян без земли и за большой выкуп; реакционер Аракчеев -— без выкупа, с наделением землей. Разработка различных проектов крестьянской реформы продолжалась при Николае I в тайниках правительственных канцелярий. Так длилось, пока, наконец, очередной самодержец (Александр II) не возгласил с высоты престола: "Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться времени, пока оно само собой начнет отменяться снизу".

Крепостное право резко затрудняло развитие страны в промышленном, культурном, военном отношениях. Полновластные в своих имениях помещики не имели стимулов к совершенствованию способов ведения сельского хозяйства. Отсутствие свободной рабочей силы не давало развиться ремеслам и промышленности. Усиливалась интеллектуальная, нравственная, культурная деградация господствующего сословия дворянства.

Россия стремительно отставала от передовых государств, строивших гражданское общество. В стране накапливались непримиримые социальные антагонизмы: "Дворяне страшились крестьян, — отмечал В. О. Ключевский, — крестьянство злобилось на дворянство, то и другое не питало ни малейшего доверия к правительству, а правительство боялось обоих".

Нарастающие противоречия феодального строя в России отражались в противостоянии и столкновениях либеральной и охранительной (консервативной) идеологий. Наиболее яркими проявлениями назревшего кризиса крепостничества и самодержавия были возникновение тайных обществ и выступление декабристов.

ВОПРОС. «ИСТИННАЯ МОНАРХИЯ» М. СПЕРАНСКОГО.

Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839). Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом раз- витии прошла три ступени: в Средние века — уделыцина; в Новое время — абсолютная монархия, а в настоящий период — промыш- ленное состояние, которое требует конституционного ограниче- ния верховной власти и предоставления политических и граж- данских прав всем подданным (безопасность личности, сохран- ность собственности и обеспечение личных политических прав). В своих проектах государственных преобразований Сперан- ский мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила «правление доселе самодержавное (здесь в значении абсолют- ное. — Н. 3.) учредить на непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходи- мостью разделения властей. В государстве должны быть три власти («силы»), одна из них «действует в образовании закона, другая — в исполнении, тре- тья — в части судной». Законодательная власть вручается Госу- дарственной думе; власть управления — министрам и прави- тельству; судебная — Сенату и судебной системе. Но у Сперан- ского есть и четвертая власть, которая заключена в особе императора. Он называет эту власть державной и предусматри- вает для нее всеохватывающий диапазон действия: «...в порядке законодательном никакой закон не может иметь силы, если не будет утвержден державной властью. В порядке исполнитель- ном все уставы и учреждения воспринимают силу и действие от утверждения державной власти. В порядке судном охранение правосудия и утверждение судей, избранием предназначенных, принадлежат державной власти. Державная власть на всем про- странстве заключается в особе императора».

Однако при всей силе державной власти Сперанский все-таки утверждает, что законодательная власть вручается двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Глава державной власти — монарх участвует в деятельности Ду- мы, но «никакой новый закон не может быть издан без уваже- ния Думы. Установление новых податей, налогов и повинно- стей уважается в Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому мо- нарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их». По форме государственного устройства «Российская империя есть государство нераздельное, монархическое, управляемое державной властью по законам государственным». По своей административно-территориальной структуре Рос- сия делится на области и губернии.Таких областей пять: Сибирь; край Кавказский и Астраханский с Грузией; край Оренбургский; земли донских казаков и край Новороссийский. Вся остальная территория России делится на губернии, а они, в свою очередь, на округа и волости.

Судебная система состоит из волостного, окружного и гу- бернского судов и завершается Верховным судилищем — Сена- том. Все действуют на коллегиальной основе.

Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат, обес- печивающий ее деятельность. Для осуществления такого проек- та Сперанский предложил и провел два закона о чиновниках: «О придворных званиях» и «Об экзаменах на чин» (1809). На сословный строй общества Сперанский в целом не поку- шался, но предлагал произвести его правовое оформление с за- креплением прав и обязанностей сословий.

Наши рекомендации