Место и роль в идеологичсекой работе с населением

Все большее внимание информированию населения по различным аспектам общественной жизни уделяют учреждения культуры, которые ведут активный поиск новых форм позитивного воздействия на человека, организуют досуг населения. Учреждения культуры проводят с населением идеологическую работу посредством современных методов, разнообразных по содержанию и рассчитанных на все категории населения. Одна из задач этой работы – возрождение и развитие исторических традиций народного творчества, народных праздников, традиций и обрядов, организация полноценного досуга населения.

Проходят беседы, вечера-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, концерты, повсеместно проводятся праздники деревень, отмечаются государственные и профессиональные праздники, праздники обрядов и фольклора. Все это приобщает людей к духовным традициям, формирует любовь к родному краю, отечественной истории.

В практике работы с населением закрепились и стали традиционными сельские сходы, вечера-рапорты, вечера династий, сельские вечерки «Добрый вечер, соседи». На таких мероприятиях люди отдыхают, встречаются с руководителями, обсуждают и разрешают наболевшие вопросы.

Вечера-рапорты, праздники деревень, сельские вечерки и другие методы общественно-политической работы получили широкое признание и поддержку среди населения. И это, прежде всего, потому, что на них живо и интересно ведется разговор о лучших людях села, передовиках производства, разумно сочетается взыскательный разговор о проблемах сегодняшнего дня с чествованием ветеранов войны и труда. В целях совершенствования идеологической работы в районе практикуется проведение выездных отчетных концертов самодеятельных художественных коллективов в сельские населенные пункты.

Цикловые мероприятия, заключающие массовые театрализованные праздники, посвящаются возрождению народных обрядов и традиций. К их числу относятся купальские и рождественские праздники, масленица и дожинки, театрализованные новогодние представления. Совместно с общественностью проводятся мероприятия, посвященные Дню матери и Дню семьи. Во время таких мероприятий проводится продуманная информационная и воспитательная работа среди женщин.

Основная цель таких мероприятий – возвеличить человека труда, показать его лучшие моральные качества, дать возможность интересно отдохнуть, получить хороший заряд энергии для будущей работы.

В процессе поиска новых форм и методов организации общественно-политического информирования населения во многих сельсоветах созданы сельские информационные центры. В них сосредоточена достаточно разнообразная информация по различным аспектам деятельности, имеются республиканские, областные и местные периодические издания. Здесь же сельчане могут посмотреть телевизор, послушать радио. В информационных центрах органами власти проводятся различные общественно-политические и культурно-массовые мероприятия.

Особое значение в организации идеологической работы с населением имеют мероприятия, связанные с проведением государственных, общереспубликанских и профессиональных праздников и памятных дат. Они эффективно влияют на поведение людей, являются важным фактором нравственного совершенствования личности, повышения ее внутренней и внешней культуры, формирования убеждений. Свидетельством этого стали мероприятия, посвященные 60-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Первостепенное значение придается приобщению населения к истинным культурным ценностям белорусского народа, возрождению и дальнейшему развитию лучших национальных традиций, народных промыслов и обрядов, воспитанию духовности и уважения к истории своего государства. При учреждениях культуры созданы и работают любительские объединения активную работу осуществляет детская школа художественных ремесел по привлечению детей и подростков к занятиям народными промыслами.

На пути к информационному обществу неуклонно повышается значимость библиотеки. Информационное обеспечение всех слоев населения с учетом социальных, хозяйственных, демографических изменений, оперативное информирование по актуальным проблем жизни общества – важнейшее направление деятельности библиотеки. В работе с населением широко используются общественно-политические чтения, лектории, доклады и беседы, тематические вечера, дни специалистов, коллективные просмотры, а также дискуссии и круглые столы.

В настоящее время в библиотеках сконцентрирована информация любого содержания – и политическая, и, что важно, профессиональной направленности. Специальная литература так необходима для повышения профессиональной квалификации работников сельскохозяйственных, промышленных предприятий и организаций.

Например, за центральной библиотекой г. Солигорска прочно закрепилась роль посредника между руководящими структурами и населением города: на базе читального зала периодики действует Информационный центр по вопросам местного самоуправления, в котором собирается, систематизируется и предоставляется в пользование прежде всего местная информация. Стали доброй традицией совместная подготовка и проведение «круглых столов» по важнейшим политическим, общественным проблемам.

Библиотека постоянно участвует в проведении единых дней информирования. В информационном центре оформлена папка «Примерная тематика единых дней информирования». Библиотека ведет информирование руководителей горисполкома по системе ТОР – тематическое обслуживание руководителей.

Библиотека является центром правовой и деловой информации. Понятие «правовое просвещение» становится все более актуальным, тем более, что законодательная база страны интенсивно обновляется. Центр оснащен эталонным банком данных правовой информации Республики Беларусь и другими официальными изданиями Национального центра правовой информации. Ежемесячно на базе ЦБ организовываются встречи адвокатов с пользователями библиотекой. В рамках маркетинговой программы «Современный читатель: проблемы и интересы» разработана подпрограмма «Информационная поддержка образования», задача которой – информирование и развитие информационной культуры учителей и учащихся.

Сегодня для библиотеки главное – организовать досуг молодежи, увлечь ее новыми идеями. Поэтому при юношеском абонементе начало свою работу молодежное клубное объединение «Поколение NЕХТ».

Значительный вклад в информировании населения вносят культурно-просветительные учреждения города: детская школа искусств, городской Дворец культуры, краеведческий музей, центральная библиотечная система города. На высоком организационном уровне проходят городские мероприятия, посвященные государственным праздникам.

Управление образования и отдел идеологической работы Барановичского горисполкома проводят большую идейно-воспитательной работу с учащимися и студенческими коллективами города. В управлении образования создан информационный центр по обеспечению координации информационно-пропагандистской работы, куда вошли работники управления образования, городского методического кабинета, представители учебных заведений города.

Все материалы, которые разрабатывает и получает отдел идеологической работы, передаются в информационный центр управления образования. Далее информация передается, пересылается, в информационные центры учебных заведений города, которые возглавляют заместители директоров по воспитательной работе. Во всех учебных заведениях города внесены дополнения в функциональные обязанности заместителей директоров по воспитательной работе, связанные с организацией и проведением информационно-идеологической работы среди учащейся и студенческой молодежи.

В учреждениях образования города разработаны мероприятия по совершенствованию информационно-идеологической работы, налажена система контроля. Контроль осуществляется во время фронтальных и тематических проверок, при посещении учебных заведений кураторами. Информационный центр управления образования периодически запрашивает сведения из центров учебных заведений.

Вопросы информационно-идеологической работы внесены в планы работы кафедр, методических объединений учителей-предметников, классных руководителей.

В учебных заведениях города имеются единые дни для проведения информационных занятий. В расписание учебных занятий заложены информационные и классные воспитательные часы. Используются в работе с учащимися такие формы внеклассной работы, как семинары, лектории, круглые столы, дискуссии, на которые приглашаются работники городского исполнительного комитета, компетентные в основных вопросах и направлениях социально-экономической политики.

В рамках информационно-идеологической работы в учреждениях образования созданы лектории и лекторские группы информаторов, политклубы. Их целью является не только информирование о государственной внутренней и внешней политике, но и обучение молодёжи навыкам анализа текущих событий. В учебных заведениях имеются информационные уголки, выставки методической литературы в помощь организаторам идейно-воспитательной работы. Большую работу в этом направлении ведут библиотеки школ и учебных заведений, музеи.

Весьма интересным является опыт работы в данном направлении Чаусского райисполкома.В районном отделе образования ведена должность заместителя начальника отдела по идеологической работе. В учреждениях образования идеологическая работа возложена на заместителя директора по воспитательной работе. В годовых планах работы отдела и учреждений образования идеологическая работа спланирована в отдельном разделе: «Идеологическая работа».

Для оказания методической помощи классным руководителям в районе создано методическое объединение классных руководителей. Среди множества рассматриваемых вопросов особое внимание уделяется вопросам идеологической и идейно-воспитательной работы со школьниками. Аналогичные методические объединения созданы во всех школах района. На них рассматриваются вопросы и оказывается методическая помощь классным руководителям с учетом возможностей данного учебного заведения, заслушиваются отчеты классных руководителей о проделанной работе, обобщается опыт лучших, подводятся итоги конкурсов.

С целью оказания методической помощи заместителям директоров по идеологической и учебно-воспитательной работе по организации информационно-пропагандистской работы в учебных заведениях в отделе образования создан Информационно-пропагандистский центр.

Ежегодно в школах района утверждаются планы идейно-воспитательной работы на новый учебный год, пересматриваются составы координационных советов по вопросам идейно-воспитательной работы и планы их работы.

Для оказания помощи классным руководителям аналогичные центры созданы во всех школах района. Ими разрабатывается тематика классных часов, тематические планы проведения Дней информирования для учащихся, тематика тематических информационных часов, готовятся методические материалы.

В учебных заведениях определены часы информирования, которые внесены в расписание уроков. При их проведении используются различные формы политического просвещения учащихся всех возрастов; чтение и обсуждение газетных и журнальных статей, тематические и обзорные информации, беседы, диспуты, заочные путешествия, устные журналы, деловые игры. В каждом классе школ оформлены информационные уголки, созданы лекторские группы. Проводятся смотры-конкурсы на лучший информационный уголок.

Информационно-пропагандистская работа в учебных заведениях основывается на пропаганде и осмыслении символов государства: герба и флага. Герб и флаг имеются в актовых залах, классных комнатах, кабинетах администрации. Проводятся специальные уроки, посвященные государственной символике Республики Беларусь, праздники Дня Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь. Большинство школ района имеют свою символику: эмблему и гимн школы.

Большая работа в школах района осуществляется по воспитанию гражданственности и патриотизма. В районе разработана программа «Сыны Отечества», над реализацией которой работают все учреждения образования района. В рамках этой программы проводятся определенные мероприятия на различную тематику. Особое внимание уделяется оформлению информационных стендов. На них располагается всевозможная информация, которая позволяет учащимся свободно ориентироваться в общественной и политической жизни страны.

С целью проверки состояния идеологической работы в учреждениях образования проводится анкетирование среди учащихся, мониторинг уровня идеологической работы.

Главная цель – посредством идейно-воспитательной и идеологической работы, проводимой на основе принципа системности, вовлечь белорусскую молодежь в социально-экономические и политические процессы построения сильной и процветающей Беларуси.

Приложение 1

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ*

Создание Конституции (Основного Закона) государства целесообразно рассматривать в историческом и юридическом аспектах. С точки зрения исторической, Конституция страны такая же древняя, как и само государство. Нормы, принципы, определявшие общественные отношения, которыми руководствовались наши далекие предки, не были оформлены в каком-либо документе сообразно с логикой развития и характером властных отношений. Однако их воздействие на общество, граждан и государство от этого не становилось более слабым. Даже принципы и нормы, которыми были регламентированы отношения еще в Полоцком или Туровском княжествах, действовали безотказно и повсеместно.

В Полоцком, Туровском и других княжествах в средние века Конституции еще не было, однако «Русская правда» киевского князя Ярослава Мудрого и его последователей, которая действовала в землях Киевской Руси, была конституционным документом, поскольку в ней содержались основные нормы защиты жизни и имущества знати, феодальной зависимости крестьян, была упразднена кровная месть и др.

С юридической точки зрения, процесс конституционного строительства, только обозначившийся в древних княжествах, был характерен и для Великого княжества Литовского, Русского, Жемайтского. В процессе своего существования политические структуры княжества (князь, рада, паны-рада, сейм) руко­водствовались нормами, которые излагались в грамотах (привилеях).

Уже в XV в. пришли к выводу, что по отдельным направлениям общественной и соци­альной жизни следует собрать нормы воедино. Так, в 1468 г. появился Судебник Казимира - первый сборник законов Великого княжества Литовского. В XVI в. были изданы три Статута Великого княжества Литовского (ВКЛ) (1529, 1566, 1588 гг.), которые являются конституционными актами этого государства. Более того, Статут 1588 г. был разработан и принят после инкорпорации ВКЛ в Королевство Польское. Тем не менее, он отражал истинное состояние отношений Великого княжества и польской короны, которые были отношениями широкой автономии. Эти статуты представляли собой совокупность наиболее важных законов государства. Они обладали высшей юридической силой, закрепляли существующий общественно-политический и экономический строй, устанавливали принципы и нормы деятельности высших органов власти, основные права, свободы и обязанности граждан.

Статуты Великого княжества Литовского были осно­ваны на обычном праве белорусских земель, входивших в состав ВКЛ, а также на нормах писаного права, изло­женных ранее в «привилеях». Каждый последующий статут был продолжением и развитием предыдущего.

В Статуте 1566 г. отражены такие нормы, которыми определялись специфика входивших в княжество терри­торий, порядок образования и функционирования выс­ших государственных органов, местных должностных лиц, закреплялись права и привилегии крупных феодалов, шляхты. Например, в тот период территория ВКЛ состо­яла из двух частей: центральной и прилегающей («прыс – лухоуваючыя да таго панства»). Центральную часть со­ставляли княжества и уезды, большинство из которых находились на территории современной Беларуси от Мстиславского княжества на востоке до Берестейского и Городненского на западе. Прилегающими значились Витебская, Волынская, Жмудская, Киевская, Полоцкая, Подляшская земли и Подолье. Доминирующими были центральные земли. Здесь собирали основные средства в казну, поставляли основные силы в войско. Феодалы этих земель имели господствующее положение в княжестве, в их руках находились основные рычаги власти.

Территория современной Беларуси составляла основную, центральную часть Великого княжества Литовско­го. Здесь проживали наиболее могущественные и влия­тельные феодалы: Радзивиллы, Гольшанские, Слуцкие, Сапеги, Глинские, Ходкевичи и др. В третьем раз­деле статута были зафиксированы нормы, которые зап­рещали королю уменьшать территорию ВКЛ, отдавать поместья и должности «чужеземцам и соседям княжества». Эти нормы особенно противоречили воле и стремлениям польских феодалов и самого короля, которые стремились к ликвидации независимости и самостоятельности Великого княжества Литовского.

Конституционные нормы Статута 1566 г. были направлены на защиту суверенных прав государства и интересов крупных феодалов, гарантировали им права и привилегии в государственном управлении, содействовали укреплению их положения в отношении с феодалами Польши. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне гражданственности, об устоявшихся взглядах на государственность белорусских феодалов, о высоком уровне юристов, которые теоретически и практически закрепляли права белорусских магнатов в этом своде законов.

Статут 1588 г. законодательно оформил существование Великого княжества Литовского как самостоятельного суверенного государства. Систематизация права, на основе которого создавался новый Статут, была осуществлена на принципах, свойственных переходной эпохе от средневековья к Новому времени. Здесь отразилась высокая профессиональная культура белорусских юристов, работавших под руководством А.П. Воловича и Л.И. Сапеги, которые в ту пору возглавляли Великое княжество Литовское в качестве канцлера и подканцлера. Новые общественно-политические отношения были закреплены в Статуте статьями, которые ограничивали права государя, утверждали разделение власти, когда законодательная власть закреплялась за сеймом, исполнительная - за Великим князем и радой, а судебная - за великокняжеским и Главным судом, а также и други­ми не менее важными положениями. Утверждение вер­ховенства права в те далекие времена свидетельствует о высоком уровне государственности, который был при­сущ белорусским политическим лидерам.

Третий Статут действовал после раз­делов Речи Посполитой до 1840 г. на белорусских зем­лях, которые вошли в состав Российской империи. Историческая судьба белорусской государственнос­ти очень трудна. Нашим предкам приходилось в жесто­чайших условиях отстаивать свою государственную са­мостоятельность и независимость в борьбе с Королев­ством Польским. После разделов Речи Посполитой национальный государственно-правовой процесс прервался более чем на 120 лет, когда белорусские земли оказалась в составе Российской империи. Статут Великого княжества Литовского еще действовал, но статьи, касающиеся государственного устройства, остались только на бумаге.

Октябрь 1917 г. помог возродить надежду белорусов на создание суверенного независимого государства. 1 января 1919 г. Временное рабоче-крестьянское правительство опубликовало Манифест о провозглашении Белорусской Советской Социалистической Республики, который стал первым конституционным актом в истории белорусского социалистического государства. В нем провозглашалась власть Советов рабочих, крестьянских, батрацких и красноармейских депутатов на всей территории республики, оговаривались ее границы, в пределах которых все средства производства становились общенародной собственностью. Манифест объявил равноправие трудящихся всех национальностей на территории Беларуси, отменил приказы и распоряжения оккупационных властей, объявил вне закона Белорусскую раду.

3 февраля 1919 г. на Первом Всебелорусском съезде Советов была принята Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики. В соответствии с ней верховная власть в республике стала принадлежать съезду Советов, между съездами - Центральному исполнительному комитету. Территория республики опре­делялась в составе Минской и Гродненской областей. Конституцией отменялась частная собственность на сред­ства производства. Земля, ее недра, леса и воды, фабрики и заводы, железные дороги и банки объявлялись собственностью народа. Вводилась всеобщая трудовая повинность. Устанавливалось равенство перед законом всех граждан независимо от национальной и расовой принадлежности. Господствующие слои отстранялись от участия во власти, могли исполнять воинские повиннос­ти, которые не требовали применения оружия.

На Втором Всебелорусском съезде Советов (14-17 декабря 1920 г.) были приняты «Дополнения к Конститу­ции БССР», которые отражали изменения, произошед­шие в жизни республики за это время. Изменения эти были существенными. Первый Всебелорусский съезд Со­ветов принял декларацию об объединении Литвы и Бе­лоруссии. После подобных мероприятий со стороны Литвы 27 февраля 1919 г. в Вильно состоялось торже­ственное объединенное заседание высших органов власти Белоруссии и Литвы, на котором была образована Советская Социалистическая Республика Литвы и Белоруссии (Лит - Бел). Однако в июле территории обеих республик были оккупированы польскими войсками, и новое государственное образование прекратило свое существование. Через год советская власть в Белоруссии была восстановлена, Литва осталась буржуазным государством. 31 июля 1920 г. была обнародована Декларация об объявлении независимой Советской Социалистической Республики Беларусь (ССРБ). В ней возрождалось белорусское национальное государство, опреде­лялась его территория и ставилась задача восстановления разрушенного войной народного хозяйства.

В дополнениях к Конституции были учреждены новые органы государственной власти. Вместо большого и малого Президиумов ЦИК был создан Совет народных комиссаров. Здесь же содержались нормы о съезде Советов Белоруссии, ЦИК, Президиуме ЦИК, СНК, их структуре и полномочиях. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая была вводной частью конституции, гарантировала права городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства.

Конституционный процесс в Республике Беларусь продолжился в связи с созданием в декабре 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик, укруп­нением республики, проведением новой экономической политики и политики белорусизации. В 1924 г. была раз­работана и принята Конституция нового государства. В этой связи Центральному исполнительному комитету БССР было поручено подготовить проект Конституции БССР и внести его на рассмотрение Съезда Советов. Проект новой Конституции БССР был разработан, согласован в соответствии с существовавшей процедурой и принят VIII Всебелорусским съездом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 11 апреля 1927 г.

Конституция состояла из 13 разделов и 76 статей. БССР была объявлена социалистическим государством диктатуры пролетариата. Этим подчеркивался его классовый характер. Были определены отношения между СССР и БССР, утверждена обязательная сила всех решений верховных органов СССР на территории Белоруссии. Конституция закрепила суверенные права республики самостоятельно решать национальные вопросы, принимать конституцию, изменять границы, создавать высшие органы власти и управления, вводила двойное гражданство - БССР и СССР.

В ней были закреплены основные права и свободы граждан; право на труд считалось обязанностью всех граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности; признано равноправие белорусского, еврейского, польского и русского языков при приоритете белорусского. Регламентировалась деятельность Всебелорусского Съезда Советов, ЦИК, СНК, окружных и районных съездов Советов, исполкомов. Конституция определяла избирательное право трудящихся граждан с 18 лет. Избирательного права лишались предприниматели, частные торговцы, служащие и агенты полиции и жандармерии, царские чиновники, монахи и священнослужители всех конфессий, лица, жившие на нетрудовые доходы, а также душевнобольные и осужденные. Было зафиксировано неравенство избирательного права для горожан и жителей сельской местности. Статья 57 Конституции предусматривала выборы в районный Совет одного депутата от 500 избирателей сель­ской местности и 100 — от горожан.

Изменения, которые произошли в республике за пос­ледующие 10 лет во всех сферах общественной, эконо­мической, социальной и духовной жизни, требовали кон­ституционного закрепления. В экономике доминировал социалистический уклад, была внедрена единая марксис­тско-ленинская идеология, коренным образом изменил­ся социальный состав населения, были ликвидированы буржуазия, зажиточные слои сельского населения, раз­громлены антипартийные группы и группировки и т.д. Все это нашло отражение в Конституции СССР 1936 г. В соот­ветствии с ней была разработана и принята 19 февраля 1937 г. XII чрезвычайным съездом Советов БССР новая Конституция БССР, состоявшая из 11 разделов и 122 ста­тей. Она впервые констатировала, что БССР является со­циалистическим государством рабочих и крестьян.

О диктатуре пролетариата не упоминалось. Таким образом, социальная база Советов расширялась. Отмечалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревни, однако все важнейшие вопросы государственной жизни относятся к компетенции высших органов Союза ССР. Этим и другими положениями была регламентирована более жесткая централизация общественно-политической жизни. Впервые были введены политическая и экономическая основы БССР: первую составляли Советы депутатов трудящихся, вторую — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства. Были закреплены две формы собственности: государственная и колхозно-кооперативная. В ранг конституционного права был введен государственный народнохозяйственный план. Четыре раздела Конституции регламентировали проце­дуру создания и деятельность высших и местных органов власти и управления, регулировали отношения между БССР и СССР, утверждали неизменность границ без воли республики, возможность вступать в непосредственные отношения с зарубежными странами, обменивать­ся дипломатическими и консульскими представителями, создавать свои республиканские военные формирова­ния.

Была предпринята попытка разделения власти на за­конодательную, которая принадлежала Верховному Совету БССР; исполнительную, которая концентрирова­лась в Совете Народных Комиссаров БССР — Прави­тельстве БССР, и судебную. Вместо упраздненного Всебелорусского съезда Советов высшим органом госу­дарственной власти стал Верховный Совет БССР, срок полномочий которого определялся Конституцией. Этим сужалась деятельность представительного органа влас­ти. Если учесть, что и политика белорусизации «свора­чивалась» (в Конституции вместо четырех государствен­ных языков вводилось два: белорусский и русский), то усиление централизации в Союзном государстве станет очевидным.

Между сессиями Верховного Совета БССР законодательная власть принадлежала Президиуму Верховного Совета БССР. Была введена норма, по которой депутат Верховного Совета БССР не мог быть привлечен к суду или арестован без согласия Верховного Совета БССР. Однако затем волна репрессий показала, что и эта ста­тья не работала.

В значительной степени изменилась избирательная система. В выборах могли участвовать те, кто достиг 18 лет, а быть избранными – граждане, которым исполнился 21 год. Выборы провозглашались всеобщими, прямыми, равными при тайном голосовании. Право на выдвижение кандидатов согласно статье 116 было предоставлено общественным организациям, коммунистическим партийным организациям, профсоюзам, организациям молодежи, кооперативам, культурным объединениям, однако подчеркивался приоритет партийных комитетов.

В Конституции появились разделы о бюджете, суде и прокуратуре. Закреплялись права граждан на труд, отдых, образование, материальное обеспечение в старости. Женщины уравнивались в правах с мужчинами. Закреплялись свобода слова, печати, совести, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, общественных объединений трудящихся, неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки. Одновременно регламентировались обязанности граждан выполнять законы, соблюдать дисциплину труда, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, нести воинскую повинность.

Конституционный процесс в республике продолжился спустя 40 лет. 14 апреля 1978 г. на IX внеочередной сессии Верховного Совета БССР была принята новая Конституция. Следует отметить, что она по форме и по духу в основном копировала Конституцию СССР, принятую 7 октября 1977 г. В Конституции БССР республика провозглашалась социалистическим общенародным государством. Советы народных депутатов (ранее — Советы депутатов трудящихся) составляли политическую основу БССР. Общенародная социалистическая собственность на средства производства в виде государственной и колхозно-кооперативной собственности была экономической основой. Закреплялось исключительное право государства на землю, ее недра, воды, леса. Экономика республики представляла собой совокупную часть народнохозяйственного комплекса Советского Союза.

Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы провозглашалась КПСС. В остальном разделы Конституции были посвящены государству и личности, положению БССР в составе СССР, деятельности Советов народных депутатов, высшим органам государственной власти, социальному и экономическому развитию, государственному бюджету, суду, прокуратуре и арбитражу. Утверждались герб, флаг, гимн и столица БССР.

Очередным важным шагом в процессе реализации идей белорусской государственности стало принятие Верховным Советом БССР 27 февраля 1991 г. Закона «Об основных принципах народовластия в Беларуси». Этот закон стал своего рода систематизирующим нача­лом в деятельности официальных структур по возрож­дению белорусской государственности. Им определялось, что единственным источником власти в республике является народ, который может осуществлять ее непосредственно или через представительные органы. Право выступать от имени народа было закреплено за Верховным Советом БССР. Государственная власть ста­ла разделяться на законодательную, исполнительную и судебную. Органы государственной безопасности и охраны правопорядка переподчинялись Верховному Совету и государственным структурам, которые он определял. Общественным организациям и объединениям запрещалось вмешиваться в деятельность государственных органов и должностных лиц. Было запрещено вмешательство последних в деятельность общественных формирований. Собственностью республики объявлялось все, что находится на ее территории.

Таким образом, Закон «Об основных принципах народовластия в Беларуси» регламентировал фундаментальные отношения: определял источник власти; узаконивал принцип разделения ветвей власти как основополагающий принцип разделения властных полномочий; объявлял собственность республики; делегировал властные полномочия Верховному Совету БССР; устанавливал иерархию высших органов власти и управления; регламентировал отношения государственных и общественных структур.

Этот закон в значительной степени обеспечил необходимые условия для последующей конституционной деятельности. Тем не менее, он исходил из реалий реформирования политической, экономической, социальной и духовной сфер жизни Советского Союза.События 1991 г. ускорили конституционный процесс в БССР.

Создание в августе 1991 г. в Москве ГКЧП, введение в некоторых регионах СССР чрезвычайного положения подтолкнули Внеочередную 5-ю Сессию Верховного Совета БССР принять 25 августа 1991 г. Закон «О прида­нии статуса конституционного закона Декларации Вер­ховного Совета БССР «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики», а также постановление об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР. Законом предусматривалось (ст. 2), что в случаях, ког­да положения действующей Конституции БССР (1978 г.) вступают в противоречие с положениями Декларации о государственном суверенитете, следует руководство­ваться Декларацией как конституционным законом. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет БССР принял Закон, в соответствии с которым белорусское государство стало называться Республикой Беларусь.

Суверенной независимой Республике Беларусь нужна была новая Конституция, в которой были бы отраже­ны происходящие в стране изменения. Конституция Республики Беларусь, принятая Верховным Советом 15 марта 1994 г., вводила два новых института власти — пост Президента Республики и Конституционный суд. Правительство стало называться Кабинетом Министров. Согласно Конституции Республика Беларусь провозглашалась унитарным демократическим социальным правовым государством, которое обладает полнотой власти на всей территории страны.

Высшей ценностью общества и государства был провозглашен человек, единственным источником власти — народ. Белорусское государство основано на принципе разделения власти: законодательной, исполнительной и судебной. Главой государства и главой исполнительной власти являлся Президент Республики Беларусь, который формировал высший исполнительный орган и нес ответственность за его работу.

В то же время коллективным руководителем государства выступал и Верховный Совет, высший представительный и единственный законодательный орган власти, который формировал правовую основу государства, определяет основные направления его внутренней и внешней политики. Часть полномочий Верховного Совета в соответствии с принципом разделения властей перешла к исполнительной ветви власти и Конституционному суду, но его приоритетная роль сохранилась. Верховный Совет не только принимал законы, постановления и контролировал их исполнение, но и обладал правом их толкования. Кроме законотворческой деятельности, Верховный Совет был наделен и другими полномочиями: осуществлял контроль за назначением Премьер-министра, его заместителей, руководителей силовых министерств и структур, контроль в финансовой и других сферах.

На законотворческий процесс мог активно влиять и Президент. Он обладал правом принимать указы, участвовать в работе Верховного Совета и его органов, выступать перед ним в любое время с речью или сообщением, предлагать издание новых законов. Президент обладал правом отлагательного вето, мог вернуть закон на доработку, после чего закон мог быть принят не менее чем двумя третями депутатов.

Наши рекомендации