Глава 5 форма государства

(См. схему 4 на стр. 575)

1. Понятие формы государства

Государство как орган управления делами общества стремится надлежащим образом выполнить свое предназначение и обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей и интересов обще­ства и каждого его члена. В этих целях государство: 1) закрепляет со­вокупность органов, способных реализовать его функции; 2) наде­ляет органы властными полномочиями, т.е. правом принимать обя­зательные властные решения и осуществлять действия по определенному кругу вопросов; 3) устанавливает конкретные спосо­бы взаимодействия государственных органов между собой и граж­данским обществом. Тем самым обеспечивается не только согласо­ванное действие органов государства между собой, но и воплощение принимаемых ими мер в реальной жизни, в системе конкретных от­ношений.

Совокупность органов государства и конкретные способы их связи между собой и населением в процессе осуществления функций госу­дарства называется формой государства.

В реальной жизни наблюдается необычайное разнообразие форм государства. Каждое государство по-своему закрепляет систему ор­ганов, их полномочия и связи друг с другом и населением. Так, все современные государства имеют представительные (законодатель­ные) органы. Однако вряд ли найдется хотя бы два полностью иден­тичных органа. Парламент Франции состоит из двух палат, законо­дательная деятельность которых значительно ограничивается дея­тельностью правительства. Парламент Италии также состоит из двух палат, но имеет более широкие законодательные полномочия по срав­нению с парламентом Франции и к тому же избирает президента рес­публики. Парламент Греции также избирает президента, имеет ши­рокие полномочия в сфере законотворчества, но является однопа­латным.

На форму государства влияют разнообразные политические, эко­номические, социальные и иные факторы.Особое значение имеет классовая борьба, непосредственное участие того или иного класса в деятельности государства. Форма государства представляет собой совокупный итог соотношения классов на том или ином этапе раз­вития общества, способность и решимость каждого класса участво­вать в формировании государственной воли и отражать свои инте­ресы в законах и иных нормативно-правовых актах.

Например, в ходе буржуазной революции в Англии буржуазия не была до конца последовательной в своих претензиях на государ­ственную власть, проявляла известные колебания и в конечном итоге вступила в компромисс с феодалами, помещиками. Итогом этого компромисса и явилось образование государства в форме ог­раниченной монархии. Во Франции, где классовая борьба была наиболее острой, буржуазия разгромила феодализм и установила свое политическое господство в форме республики.

В современных условиях активные действия рабочего класса за свои права сказываются в политическом режиме государства, спо­собах осуществления государственной власти и его взаимодействии с населением, наличии у него той или иной части прав и свобод, закрепленных нормами международного права и конституцией страны.

Форма государства не может не учитывать и национального со­става населения, стремления отдельных наций и народностей иметь собственное государственное образование в составе другого госу­дарства. Федерация является одним из способов удовлетворения по­требностей отдельных наций и народностей в автономии, предос­тавлении им права самостоятельного решения вопросов, опреде­ляемых конституцией страны или специально заключенным договором между субъектами федеративного государства.

Форма государства в известной степени зависит от традиций в истории развития страны, а также от борьбы органов государства за право участвовать в решении основополагающих вопросов жиз­ни и деятельности государства и общества. Так, с точки зрения на­ционального состава Германия могла быть унитарным государ­ством, поскольку население состоит фактически из одной нацио­нальности. Но Германия является федерацией, что является несомненной данью историческим традициям. Она сохраняла не­зависимость отдельных княжеств от власти короля в тот период, когда с феодальной раздробленностью в других государствах Европы было покончено. Не желая лишать исторически сложивше­гося права отдельных территорий (земель) на автономное реше­ние ряда вопросов, современная Германия конституирует себя в

форме федерации.

Ярким примером влияния на форму государства борьбы его ор­ганов за власть может служить Франция. Как мононациональная страна и унитарное государство она могла иметь однопалатный пар­ламент. Однако действующая конституция Франции предоставля­ет широкие полномочия исполнительной власти, наделяет ее пра­вом влиять на деятельность парламента. И одним из способов вли­яния правительства на парламент и явилось образование в нем второй палаты — Сената.

На форму государства заметное влияние оказывают идеологи­ческие установки партий и социальных слоев, осуществляющих го­сударственную власть, позитивный опыт других государств, а так­же научные разработки проблем организации и деятельности госу­дарства. Все эти факторы непосредственно влияли на структуру механизма государства Российской Федерации, их полномочия и порядок деятельности. Проводимые под флагом неприятия социа­листического образа жизни и социалистической идеологии, эконо­мико-политические реформы в Российской Федерации заверши­лись созданием нового государственного механизма, основанного на принципах организации и деятельности современного демокра­тического государства и использовании его лучшего опыта, о чем уже говорилось в предыдущем параграфе.

Таким образом, форма государства, будучи объективной по сво­им исходным основам, — закономерностям функционирования и развития государства, — несет печать случайного и субъективного.Чтобы выявить закономерности, оказывающие решающее значе­ние на развитие формы государства, используется метод классифи­кации. Все конкретные формы государства делятся на виды. Осно­ванием классификаций берутся три главных компонента формы госу­дарства — форма правления, форма государственного устройства и политический режим.Форма государства анализируется в трех ас­пектах: 1) каким образом организована верховная (высшая) власть в стране; 2) как характеризуется связь этой власти и других цент­ральных органов государства с органами, осуществляющими управ­ление территориями страны; 3) какими способами, методами госу­дарство взаимодействует с населением и иными институтами граж­данского общества.

2. Форма правления

Под формой правления понимается структура и порядок образо­вания верховных органов государства, а также способы осуществле­ния ими полномочий.

История государства знает два вида органов, обладающих верхов­ной (высшей) властью в стране — единоличные и коллегиальные. Единоличная власть принадлежит монарху (царю, императору, ко­ролю, шаху). Поэтому и форма правления в таком государстве назы­вается монархией. Коллегиальный орган — это парламент, Государ­ственная Дума, Народное Собрание — избираемый народом и осу­ществляющий государственную власть от его имени. Государство, во главе которого стоит такой коллегиальный орган, называется рес­публикой.

Монархия характеризуется тем, что монарх получает верховную власть по наследству от своего отца, дяди, деда и не несет никакой ответственности за результаты своего правления. Существующими в стране законами не предусматривается отстранение монарха от вла­сти ни при каких обстоятельствах. Граждане обязуются почитать, любить своего монарха таким, каков он есть, а также неукоснитель­но исполнять все его указания и распоряжения.

Из правила о том, что монарх получает престол по наследству, возможны отдельные и весьма редкие исключения, когда по каким-либо причинам (государственный переворот, отсутствие наследни­ков) монарх избирается той или иной частью населения, а затем пе­редает престол по наследству своим детям, иным кровным родствен­никам либо жене.

Как форма правления монархия имеет длительную историю. Од­ной из ее первых разновидностей была восточная деспотия в госу­дарствах Азии и Древнего Востока (Вавилон, Индия, Египет). Царь или фараон нередко обожествлялся. Так, в Древнем Египте он при­знавался сыном бога солнца. Монарх-деспот обладал неограничен­ной властью, признавался единоличным правителем, руководителем ирригационных сооружений, верховным судьей. Во время войны ста­новился во главе войска.

Монархии бывают двух видов: абсолютные и ограниченные. При абсолютной монархии монарх обладает неограниченной властью в стране, осуществляет законодательную власть, руководство органа­ми исполнительной власти, контролирует правосудие и, как прави­ло, выступает в качестве его высшей инстанции. Например, соглас-

но Воинскому уставу Петра 1, государь является самовластным мо­нархом, который никому на свете о своих делах отвечать не должен. В условиях абсолютной монархии могут сохраняться представитель­ные органы, которые фактически никакой властью не обладают. Та­ков был парламент Франции после роспуска Генеральных Штатов. Согласно королевскому эдикту 1641 г., король Франции запрещал ему принимать участие в делах, которые могут касаться государства, ад­министрации и правительства, поскольку все эти дела составляли прерогативу короля и его преемников. Король сохранял за собой пра­во спрашивать мнение парламента относительно государственных дел в случаях, когда найдет такой совет необходимым и полезным для блага страны.

Абсолютные монархии имели наибольшее распространение в XIV—XIX вв., когда была преодолена феодальная раздробленность и созданы централизованные государства. В настоящее время абсо­лютные монархии сохраняются в ряде арабских государств и, в част­ности, в Саудовской Аравии. Король этой страны является не только главой государства, но и главой духовенства. Он осуществляет зако­нодательную и исполнительную власть, является премьер-мини­стром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей. При королевском дворце действует Консультативный совет как совещательный орган, без права решения каких-либо вопросов. Ограниченная монархия характеризуется тем, что верховная власть государства распределена между монархом и представитель­ным органом. Монарх сохраняет свое положение главы государства, получает престол по наследству и считается независимым от любой иной власти, государственных органов и населения. Однако монарх обладает незначительной властью. Он, как правило, лишен права вмешиваться в деятельность правительства и чаще всего его государ­ственная власть сводится к подписанию законов, принятых парла­ментом. В настоящее время ограниченная монархия существует в Бельгии, Великобритании, Дании, Швеции и других государствах.

В государствах с республиканской формой правления высшая власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок (4—5 лет) и несущим перед ним ответственность. Как и монархия, республиканская форма правления имеет дли­тельную историю. Она зародилась в древнем мире и наивысшего расцвета достигла в Афинской республике. Ее высшим органом было Народное собрание, избираемое полноправными и свобод­ными гражданами Афин. Народное собрание принимало законы,

решало вопросы войны и мира, выступало судебной инстанцией. Наряду с Народным собранием в Афинах действовал выборный высший орган управления — Совет пятисот. В его ведение входило распоряжение финансами, контроль за деятельностью должност­ных лиц, проведение решений Народного собрания в жизнь. Рес­публиканская форма правления сохранялась и в эпоху Средневе­ковья в городах, имевших право на самоуправление (Новгород, Псков, Генуя, Венеция и др.)

В настоящее время республиканская форма правления имеет бо­лее широкое распространение, нежели монархия. В зависимости от того, какой орган государства формирует правительство, осуществ­ляет руководство им, выделяют три вида республик — парламентс­кие, президентские и смешанные.

Парламентские республики характеризуются тем, что верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением в ходе все­общих выборов при тайном голосовании. Правительство формиру­ется партией (партиями), располагающей большинством голосов в парламенте, и возглавляется премьер-министром. Глава государ­ства — президент — избирается либо парламентом, либо специаль­ной коллегией, образуемой парламентом. Президент не руководит деятельностью правительства. К числу республик парламентского типа относятся Австрия, Италия, Швейцария.

В президентских республиках президент наделяется полномочи­ями главы государства и правительства. Он избирается населением страны и сосредоточивает в своих руках весьма широкие полномо­чия в политической, экономической и военной сферах. Президент самостоятельно формирует правительство. У парламента отсутству­ет право на объявление вотума недоверия правительству, поскольку оно ответственно только перед президентом. Примерами президен­тских республик могут служить Франция и США.

В современном мире имеются государства-республики, в кото­рых правительство формируется с участием и президента, и парла­мента. В теории государства и права такие республики принято на­зывать смешанными. Например, в Португалии Премьер-министр назначается Президентом Республики после консультаций с поли­тическими партиями, представленными в парламенте страны. Кро­ме того, сформированное правительство может приступить к испол­нению своих обязанностей лишь после того, как парламент Порту­галии утвердит программу Правительства. Если парламент программу не утверждает, то Правительство уходит в отставку.

Республиканская форма правления имеет ряд преимуществ пе­ред монархией и, следовательно, наибольшие перспективы на сохра­нение в будущем. Возможность населения страны непосредственно формировать высший орган государства, его периодическая сменяе­мость и подотчетность населению — все это наиболее полно соот­ветствует принципам демократии, привлечению населения к управ­лению делами государства и общества и максимально снижает шан­сы отдельных органов или должностных лиц узурпировать государственную власть, установить в стране режим террора и гру­бейших нарушений прав человека.

В связи с этим достаточно комичной выглядит агитация средств массовой информации Российской Федерации и некоторых поли­тических деятелей за восстановление в России монархии, за переда­чу власти кому-либо из дальних родственников последнего царя Рос­сии Николая II. Полагая, что русскому народу необходим единолич­ный «хранитель его духа и традиций», сторонников монархии нисколько не смущает тот факт, что предлагаемый хранитель из ино­странцев не только не знает «народного духа», но и в лучшем случае весьма плохо говорит по-русски.

3. Форма государственного устройства

Форма государственного устройства характеризует связи, которые существуют между центральными органами государства и его орга­нами, осуществляющими управление территориями страны.

История государства знает три способа деления населения по тер­риториальному признаку: административно-территориальные еди­ницы (районы, округа, кантоны, губернии), государственно-нацио­нальные образования (автономные округа, автономные республики, автономные области, земли, штаты) и суверенные государства. Каж­дому способу территориального деления соответствует особая фор­ма государственного устройства.

Государство, территория которого делится только на администра­тивно-территориальные единицы, не обладающие статусом государ­ственно-национального образования, называется унитарным.В таком государстве действуют единые высшие государственные органы, су­ществует единое гражданство и имеется одна конституция. Государ­ственные органы, осуществляющие управление административно-тер­риториальными единицами, находятся в полном подчинении цент­ральным органам государства. Характерный признак унитарного

государства выражается в том, что право принятия законов принадле­жит только центральным органам государства. Каждая администра­тивно-территориальная единица имеет свои представительные орга­ны, правомочные принимать нормативно-правовые акты, но они яв­ляются подзаконными и должны неукоснительно следовать законам. Унитарное государство имеет один центр управления делами об­щества и в этом отношении оно выгодно отличается от государств, имеющих иные формы государственного устройства. В то же время управление, исходящее из единого центра, имеет свои недостатки. Оно не может учитывать всех особенностей территорий и может при­нимать решения, которые не в полной мере соответствуют специфи­ческим условиям отдельного региона, особенно если в нем прожива­ют лица некоренной национальности.

В целях учета специфических условий отдельных регионов, пре­доставления им права самостоятельно решать свои локальные воп­росы образуется государство в форме федерации.Входящие в состав федерации субъекты могут называться различным образом — земли, штаты, края, автономные образования. Федерации образуются не только в целях решения национального вопроса. Например, земли в Германии, штаты в США образованы без какой-либо связи с про­живающими на их территории национальностями или народностя­ми. В составе Российской Федерации имеются субъекты, образован­ные по национальному признаку (республики, автономные округа, автономная область), и субъекты, образованные по административ­но-территориальному признаку (края, области, города федерально­го подчинения).

Взаимоотношения федерации и ее субъектов являются достаточ­но сложными. Как целостное государство федерация имеет единые для всего государства федеративные органы законодательной, испол­нительной и судебной власти, армию, прокуратуру. В свою очередь каждый субъект федерации выступает самостоятельным государ­ственным образованием, имеющим собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, которые по определенной час­ти вопросов могут принимать решения и действовать независимо от федеральных органов и федеральных законов.

Две параллельные системы органов могут действовать сколько-нибудь успешно лишь при условии четкого распределения между ними предметов ведения и полномочий. Конституции Бразилии, Мексики, Канады и других стран устанавливают предметы исклю­чительного ведения федерации и предметы исключительного ведения ее субъектов. В Германии, Индии, Российской Федерации кон­ституции дополнительно закрепляют перечень вопросов, отнесен­ных к совместному ведению федерации и ее субъектов.

По вопросам, отнесенным к ведению субъектов федерации, их представительные органы могут принимать законы. Так, согласно ч. 2 и 4 ст. 76 Конституции РФ, субъекты РФ вне пределов ведения Рос­сийской Федерации принимают законы и иные нормативно-право­вые акты.

Конфедерацияпредставляет собой союз государств, образованный для решения какой-либо экономической, политической или военной задачи. Конфедерация от отличие от федерации не образует нового государства. Государства, вошедшие в конфедерацию, не утрачивают своего суверенитета. Органы конфедерации могут принимать норма­тивно-правовые акты, которые чаще всего носят рекомендательный характер. Общеобязательное значение такие акты приобретают после того, как соответствующие органы государств — членов конфедера­ции одобрят их и придадут им общеобязательное значение.

Как показывает история, конфедерации являются весьма неус­тойчивым образованием, способным распадаться при первом же удобном случае. Однако известны случаи, когда конфедерации по­служили основой для перехода к более тесному союзу — федерации. Так, Швейцария — ныне федеративное государство было образова­но на основе конфедерации, существовавшей до 1848 г. Из конфеде­рации были образованы США.

Как одну из форм конфедерации можно рассматривать и Содру­жество Независимых Государств (СНГ), образовавшееся после рас­пада СССР. Содружество призвано решать экономические, полити­ческие, военные и иные задачи и в какой-то мере сохранить хозяй­ственно-экономические связи, сложившиеся между республиками бывшего СССР. Оно имеет единые органы, которые принимают ре­комендательные нормы. Однако в целом союз является достаточно непрочным. В силу противоречивости интересов его членов каких-либо заметных результатов к тесному объединению между государ­ствами — членами СНГ пока что не наблюдается. Экономические и иные связи между государствами осуществляются в форме дву­сторонних договоров и соглашений. В настоящее время предпри­нимается попытка создать более тесные экономические и иные свя­зи между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, однако и этот союз пока что не получил надлежащего организационного оформления.

4. Политический режим

Неотъемлемую и важнейшую часть формы государства составля­ет политический режим, т.е. способы взаимосвязи государства с граж­данами, населением страны и образуемыми им общественными объе­динениями и политическими партиями. Содержание политического режима составляют приемы, способы осуществления государствен­ной власти и предоставляемая гражданам мера их свободы, активно­го участия в политической, экономической, социально-культурной и иных сферах.

Все известные истории государства политические режимы под­разделяются на демократические и авторитарные (фашистские).

Демократический режим характеризуется прежде всего консти­туционным признанием социально-экономических, политических и иных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных нормами международного права. Государство не только признает эти права формально, но и проводит конкретные меры по их осуществлению в реальной жизни.

Особое значение имеет социальная политика государства, направ­ленная на материальную помощь нуждающимся семьям, обеспече­ние их необходимым минимумом материальных и духовных благ. Это, в частности, материальная помощь безработным, государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых лю­дей, установление пенсий по старости, инвалидности, иные гаран­тии социальной зашиты.

Непременным условием демократического режима является со­здание благоприятных условий для политической деятельности граждан, их общественных объединений и политических партий. В стране реально действуют свобода мысли и слова, критика мер, проводимых государством. Граждане могут самостоятельно, без ка­кого-либо вмешательства государства образовывать общественные объединения и политические партии. При этом граждане и их объе­динения и политические партии могут находиться в оппозиции к государству и проводимым им мерам без опасения быть подвергну­тыми каким-либо государственным репрессиям, принудительным мерам за свою оппозиционную деятельность. Инакомыслие рас­сматривается не как патология, подрывающая устои государства, а как нормальное состояние гражданского общества, заинтересован­ного в сильном государстве, способном обеспечивать прогрессив­ное развитие общества.

Демократическое государство последовательно проводит принцип разделения властей. Деятельность государственных органов осуще­ствляется в рамках законности, без злоупотреблений предоставлен­ными правами и нарушений прав и свобод граждан. Органы законо­дательной власти избираются населением в ходе всеобщих выборов и при тайном голосовании. Предоставленные населению права по­зволяют ему реально влиять на политику государства, принимаемые им решения.

В демократическом государстве каждому гражданину предостав­ляется возможность реально защитить свои права и свободы от лю­бых посягательств, в том числе и органов государства и должност­ных лиц. Особо тщательно регламентируется процесс привлечения виновных лиц к уголовной ответственности. Законодательно закреп­ляется презумпция невиновности обвиняемого. В демократическом государстве рассмотрение уголовных дел осуществляется только су­дами, а особо тяжкие преступления — судом с участием присяжных заседателей.

В отличие от демократического режима авторитарный характе­ризуется законодательным ограничением прав и свобод человека и гражданина, признанных международным правом, усилением роли исполнительных органов в управлении делами государства и сведе­нием деятельности органов законодательной власти к формальному одобрению решений, принимаемых органами исполнительной вла­сти. Авторитарное государство грубо вмешивается в личную жизнь граждан, их общественную и политическую деятельность, осуществ­ляет уголовную репрессию по упрощенным процедурам, без предос­тавления гражданам права на защиту от уголовного обвинения. Уго­ловные дела по обвинению в наиболее тяжких государственных пре­ступлениях рассматриваются внесудебными специальными органами, что создает самые широкие возможности для злоупотреб­лений и массовых нарушений прав человека.

Свое логическое завершение авторитарный режим получает в фашистском государстве (Германия и Италия в годы, предшествую­щие Второй мировой войне и в период войны), характеризуется сле­дующими чертами: 1) в государстве устанавливается культ личности вождя, слова и действия которого объявляются единственно верны­ми, правильными и подлежащими неукоснительному исполнению. Преданность вождю, самопожертвование для достижения постав­ленной вождем цели рассматривается в качестве высшей доброде­тели человека и единственным смыслом его жизни и деятельности;

2) исполнительная власть подминает под себя органы законодатель­ной власти, ограничивает либо вовсе лишает их права принимать за­коны. Например, в фашистской Германии законодательная деятель­ность принадлежала правительству, правомочному принимать зако­ны без санкции Рейхстага (парламента). Разрешалось принимать даже законы, противоречащие конституции при условии, что эти отступ­ления будут способствовать улучшению благосостояния нации и на­рода. Глава правительства обладал исключительными полномочия­ми на разработку и внесение в правительство проектов законов. При­нятые законы вступали в силу на следующий день после их принятия; 3) в стране действовала одна «государственная» партия, которая вы­рабатывала политику государства и оправдывала ее в глазах населе­ния, проводила воспитательную работу среди населения с целью ак­тивизации их деятельности по претворению в жизнь проводимых го­сударством мер, воспитанию у них любви к Родине и вождю нации. В условиях фашистского режима запрещаются любые рабочие, ком­мунистические и иные оппозиционные партии. Многочисленные карательные органы осуществляют постоянный контроль за «умо­настроением» населения, выявляют и изолируют опасных для режи­ма лиц; 4) в стране грубо нарушаются права и свободы человека, со­здаются специальные, внесудебные органы для рассмотрения уго­ловных дел в отношении неблагонадежных, социально опасных лиц, не разделяющих политики фашистского государства.

В конкретных странах политические режимы достаточно редко су­ществуют в классических формах демократии или фашистского госу­дарства. Чаще всего наблюдается эклектическое сочетание элементов того и другого режимов, с преобладанием черт одного из них. На кон­кретное состояние политического режима в стране оказывает влия­ние политическая культура граждан, их решимость и способность от­стаивать свои права и свободы. Трудящиеся массы Англии, Франции, Германии, Италии, чья политическая активность является образцом для трудящихся других стран, своими действиями, протестами, забас­товками обеспечили реальный и стабильный в стране демократичес­кий режим в его классической форме. Сохранению и упрочению это­го режима в значительной степени способствует высокоразвитая эко­номика этих стран, позволяющая государству проводит действенную социальную политику в отношении малоимущих слоев населения.

Авторитарные режимы неизбежно появляются там, где населе­ние не имеет высокой политической культуры, сохраняет в своем сознании пережитки феодальных почтительно-уважительных отношений к государственному аппарату, не способно четко сформули­ровать свои политические, экономические и социальные требования, последовательно и решительно отстаивать их перед государством и его органами. Характерно, что авторитарные режимы появляются не только в условиях буржуазного, но и социалистического государства, объявлявшего себя представителем и защитником интересов всех трудящихся масс. Такой режим на протяжении длительного времени существовал в СССР, Китае, Румынии и по настоящее время суще­ствует в Корее, на Кубе.

Государственные органы и должностные лица, осуществляющие государственную власть, всегда склонны переоценивать свою роль в управлении делами общества. И если общество не способно защи­тить свои политические права и свободы и поставить под свой конт­роль деятельность государства, оно рано или поздно навяжет ему ав­торитарный режим, при котором узкая группа правящих лиц будет претендовать на единственного выразителя воли и интересов наро­да, а его лидер — на роль вождя нации. Народу же при таком режиме не остается ничего другого, как постоянно благодарить и прослав­лять свою «подлинно» народную власть.

Авторитарные режимы, таким образом, не имеют большой истори­ческой перспективы. Они характерны для нынешнего этапа в развитии общества, недавно освободившегося от феодальных экономических от­ношений, но сохранивших в сознании значительной части населения отсталую политическую культуру. По мере ее развития и включения в активную политическую жизнь всего взрослого населения страны госу­дарство займет свое действительное место в обществе, превратится в действительного выразителя интересов своено народа.

5. Форма государства Российской Федерации

Российская Федерация представляет собой демократическое фе­деративное правовое государство с республиканской формой прав­ления.

Российская Федерация представляет собой республику смешан­ного типа, поскольку формирование Правительства РФ осуществляет Президент РФ с участием Государственной Думы. Президент по пред­ложению Председателя Правительства РФ назначает на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных мини­стров. Однако Председателя Правительства РФ Президент РФ мо­жет назначить только с согласия Государственной Думы.

Российская Федерация в настоящее время состоит из 89 субъек­тов. Это 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. В настоя­щее время на территории России проживает более 140 народов, объе­динившихся в многонациональный народ Российской Федерации. В основе федеративного устройства Российской Федерации ле­жат такие принципы, как государственная целостность и единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федера­ции, равноправие и самоопределение народов России.

Государственная целостность и единство системы государствен­ной власти в Российской Федерации выражается в наличии единых федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, действии федерального законодательства и иных фе­деральных актов на всей территории РФ, едином государственном строе субъектов Федерации. Все они, как и федеральные органы Рос­сийской Федерации, проводят принципы республиканской формы правления, обеспечивают последовательный демократизм в отноше­ниях между органами государства и населением. Каждый субъект, самостоятельно определяя систему органов государственной власти, учитывает Конституцию РФ и общие принципы организации пред­ставительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом. При этом федеральные орга­ны исполнительной власти и органы исполнительной власти субъек­тов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституция РФ исчерпывающим образом устанавливает пред­меты ведения Российской Федерации и ее субъектов. В Конститу­ции закреплен перечень вопросов, отнесенных к ведению Российс­кой Федерации, а также дается полный перечень вопросов, решае­мых Российской Федерацией совместно с ее субъектами.

К исключительному ведению Российской Федерации отнесены все те вопросы, решение которых является необходимым для уста­новления или защиты суверенитета страны либо требует единооб­разного решения на всей территории России: 1) защита Конститу­ции и федеральных законов; 2) регулирование и защита прав и сво­бод человека и гражданина; 3) правовые вопросы создания единой общенациональной экономики и рынка; 4) основы федеральной по­литики и федеральных программ в области государственного, эко-

номического, экологического, социального и культурного разви­тия РФ; 5) полномочия, связанные с обороной и внешней полити­кой; 6) отрасли законодательства, призванные обеспечивать равен­ство всех граждан независимо от места их проживания, националь­ности и иных обстоятельств. Это судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, гражданское про­цессуальное и некоторые другие отрасли законодательства. Весьма широк круг вопросов, отнесенных к совместному ведению Российс­кой Федерации и ее субъектов. В этот перечень входят вопросы, ко­торые надлежит решать единообразно на всей территории России. Одновременно разрешается субъектам РФ дополнять, развивать фе­деральные законы и иные нормативно-правовые акты применитель­но к специфике отдельных регионов с учетом их исторических, на­циональных и иных особенностей.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов на­ходятся следующие вопросы:

1) обеспечение соответствия конституций, уставов, законов
субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, установле­
ние общих принципов налогообложения и др.;

2) защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав на­
циональных меньшинств, охрана исконной среды обитания и тради­
ционного образа жизни малочисленных этнических общностей и др.;

3) вопросы разграничения государственной собственности, вла­
дения, пользования, распоряжения землей, недрами, водными и дру­
гими природными ресурсами, а также природопользования, охраны
окружающей природной среды и обеспечения экологической безо­
пасности;

4) отношения в сфере образования, науки, культуры, спорта, за­
щиты семьи, регулирование которых требует учета местных условий,
традиций и обычаев отдельного региона;

5) отрасли права: административное, административно-процес­
суальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное, а также
законодательство о недрах и охране окружающей природной среды;

6) координация международных и внешнеэкономических связей
субъектов Российской Федерации, выполнение международных до­
говоров Российской Федерации.

Конституция РФ не устанавливает конкретного перечня преде­лов исключительного ведения субъектов Федерации. Объем и виды их деятельности настолько велики и разнообразны, что перечислить их надлежащим образом достаточно трудно. Все, что не указано в

вышеизложенных перечнях, однозначно относится к сфере исклю­чительного ведения субъектов Федерации.

Наши рекомендации