Платность использования земли и формы платы за землю

Одну из общих юридических обязанностей составля­ет обязанность своевременно в установленные сроки в определенном порядке и размере производить пла­тежи за пользование земельными участками.

Использование земельных участков, находящихся на тер­ритории Российской Федерации, является платным согласно п. 1 ст. 65 ЗК РФ.

Цель введения платы за землю — выравнивание социаль­но-экономических условий хозяйствования на землях различ­ного качества. Они определены путем дифференциации раз­меров платы за землю и строго целевого использования средств, полученных в качестве платы за земельные участки.

Формы платы за земельные участки:

· земельный налог;

· арендная плата;

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

В случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.

(абзац введен Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

4. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

5. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

59. Земельный налог как вид местных налогов и сборов по Нало­говому кодексу РФ. Плательщики земельного налога. Объекты нало­гового обложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый пе­риод. Порядок исчисления и уплаты земельного налога, льготы по уплате земельного налога, налоговая декларация.

Земельный налог – является местным налогом, все поступления в местный бюджет. Глава 31 НКРФ посвящена этому. Введен был в 2006 году.

Основные элементы налогового режима:

1) Плательщики – организации и ФЛ, обладающие ЗУ на праве собственности, на праве бессрочного постоянного пользования и пожизненного наследуемого владения. Если ЗУ находятся в долевой собственности, то налог определяется пропорционально доли.

2) Объекты – объекты, имеющие стоимостную, количественную или количественную характеристики с которыми связаны налогоплательщики по уплате налога. Объекты – ЗУ, расположенные в пределах муниципального образования. Для введения этого налога, надо было ввести муниципальный акт и проведена кадастровая оценка земли. Не признаются объектами налогообложения:

· Изъятые из оборота

· Ограниченные в обороте

· Занятые особо ценными объектами культурного наследия РФ и внесены в список наследия

· Ограниченные в обороте, предоставленные для обороны и таможенных нужд

· Земли лесного фонда

· Занятые водными объектами, находящимися в государственной собственности.

3) Сумма налога = налоговая база х налоговая ставка.

Налоговая база – кадастровая стоимость на 1 января года, являющимся налоговым периодом.Организации определяют самостоятельно налоговую базу, а для ФЛ – налоговыми органами, на основе сведений, которые поставляются органами, ведущими кадастровую оценку недвижимости.

Налоговые ставки устанавливаются представительными органами муниципального образования и не могут превышать 0,3% в отношении ЗУ с/х назначения и с/х использования в поселениях, земли, занятые жилищным фондом, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, дачного… и 1,5% - в отношении прочих. Позволяется установление дифференцированных ставок, в зависимости от категории земель. В Воронеже «О введении в действие…» - налог 0% - в отношении земель, занятых жилищным фондом, 0,1% - за земли занятые гаражами, 0,15% - занятые индивидуальными жилыми домами. В отношении других земель – 1% - промышленные О коммунального хозяйства и т.п. и т.д.

Льготы в Воронеже – освобождаются от уплаты земельного налога, как правило, ЮЛ: резиденты особой экономической зоны, общероссийские организации инвалидов, народных промыслов, ФЛ, относящиеся к определенным коренным малочисленным народам. Учреждения, мин-во юстиции, дороги общего пользования и др.

А ФЛ, которые не имеют полного освобождения: уменьшение налоговой базы, на необлагаемой налогом сумму. Эта база уменьшается на 10 000 рублей. Поэтому практически 0% получается у некоторых. Категории граждан: герои СССР, РФ, инвалиды 3 группы (либо 1, 2 до 2004), ветераны ВОВ, инвалиды детства, лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или получили ущерб от проводимых исследований.

Органы МСУ могут предусматривать и иные: если в Воронеже: пенсионеры, для земель для личных целей, гаражные кооперативы, муниципальные, бюджетные учреждения, многодетные семьи, имеющие ребенка – инвалида.

В отношении ЗУ, предоставленных в собственность ФЛ и ЮЛ, для осуществлении на них жилищного строительства, за исключением индивидуального строительства, исчисление осуществляется с повышающим коэффициентом 2 (в течение срока строительства) и 4 (превышающих 3 года строительства), и 1 (до истечении 3х летнего срока). В отношении ЗУ для индивидуального жилищного строительства – 2 (для 10 лет после регистрации права на этот ЗУ). Эти сроки для ускорения строительства, потому что налог выходит больше.

4) Налоговый период – 1 год. Исчисляют для ФЛ – органы, для ЮЛ – сами. Обычно платят по кварталам, но на практике – 1 раз или 2 раза в год

Налоговая декларация

1. Налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу.

3. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Наши рекомендации