Особенности библейских представлений о помощи нуждающимся

Христианство как одна из мировых религий возникло в начале I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи в результате слияния и взаимопроникновения идей ряда мес-

сионистских сект Восточного Средиземноморья. Оно.отно-сительно быстро сложилось в самостоятельную религию с соответствующими атрибутами (вероучение, богослужение, церковная организация). Однако главную духовную книгу христианства, Библию, начали писать задолго до утверждения этой религии.

Первая часть Библии (Ветхий завет) создавалась на протяжении более тысячи лет до н.э. на древнееврейском языке. Ветхозаветный канон формировался постепенно с XV по V в. до н.э. Первым собирателем этих книг считается Ездра, живший в V в. до н.э. Наряду с христианами Ветхий завет признают святой книгой иудеи.

Вторая часть Библии (Новый завет) написана в I в. н.э. на греческом языке и относится к священным книгам христиан. Перевод ее на древнеславянский язык был осуществлен Кириллом и Мефодием в IX в.

В Библии сформулированы и систематизированы суждения о милосердии, человеколюбии и благотворительности. Причем в Новом завете они получили свое развитие, новую трактовку.

Ветхозаветная мораль, как и библейская в целом, исходила из принципа милосердного отношения к обездоленным и бедным. «Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, — сказано в Ветхом завете, — то не возвращайся взять его; пусть он останется пришельцу, (нищему) сироте и вдове, чтобы Господь Бог благословил тебя во всех делах рук твоих, Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть останется пришельцу, сироте и вдове. (И помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие.) Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть останется пришельцу, сироте и вдове»(Библия. М., 1995. С. 193).

В ветхозаветных книгах Библии говорится о покровительстве бедных Господом. А это означает, что, помогая им, благотворитель делает богоугодное дело. «Благотворящий бедному, — гласит Святое писание, — дает взаймы Господу, и Он воздает ему за благодеяние его»(Библия. М.,1995. С. 609).

Милостыня в ветхозаветном представлении рассматривается не только как подаяние нуждающимся, но и как сочув-

ствие, доброе и внимательное отношение к ним. Не случайно здесь говорится: «отвечай нищему ласково, с кротостью», а при необходимости и «поддержи его своею рукою».

Однако в Ветхом завете мораль милосердия соседствует с призывами к мщению за обиды и зло. «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, — говорится там, — тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Библия М., 1995. С. 121). Кроме этого, Ветхий завет проводит идею избранного народа, идею приоритетной помощи не вообще нуждающимся, а единоверцам. Подтверждением тому служат следующие библейские высказывания: «Если даешь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста.., не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост» (Библия. М., 1995. С. 76, 192).

Новый завет, формируя основы христианской морали, по-новому подходит к некоторым аспектам проблемы милосердия и человеколюбия. Прежде всего здесь нет идеи избранного Богом народа, а значит, нет различий между бедными, нуждающимися разных народов и не проповедуется необходимость первостепенной помощи «бедному из народа Моего».

В Новом завете отвергается ветхозаветный принцип мщения за зло. Здесь говорится о том, что не следует отвечать на зло злом, а нужно добром побеждать врага, прощая зло. «Вы слышали, — говорится в Новом завете, — что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю Вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду... Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю Вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Библия. М., 1995. С. 1016).

Новый завет учит людей уметь прощать всех, независимо от веры и принадлежности к какому-либо народу. Прощать нужно не только словом, но и сердцем. Примером здесь для





верующих является сам Иисус Христос. По этому поводу написаны прекрасные стихи крупнейшим поэтом прошлого века, нашим соотечественником Борисом Пастернаком.

Учись прощать. Молись за обижающих, Зло побеждай лучом добра, Иди без колебаний в стан прощающих, Пока горит Голгофская Звезда.

Учись прощать, когда душа обижена, И сердце словно чаша горьких слез, И кажется, что доброта вся выжжена, Ты вспомни, как прощал Христос.

Учись прощать, прощать не только словом, Но всей душой, всей сущностью твоей. Прощение рождается любовью В борении молитвенных ночей.

Учись прощать. В прощеньи радость скрыта,

Великодушье лечит как бальзам.

Кровь на Кресте за всех пролита.

Учись прощать, чтоб ты прощен был сам.

Христианская мораль всепрощения вовсе не означает проповеди безнаказанности. Она исходит из того, что не надо людям подменять Бога и пытаться за него наказывать лиц, творящих прегрешения и даже злодеяния. В Новом завете, в послании к римлянам святого Апостола Павла говорится: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Бо-жию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам — говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Библия. М., 1995. С. 1239).

Новый завет поднимает уровень социальной значимости милосердия и благотворительности, видя в этом не только желательное и угодное Богу деяние, но и средство духовного очищения, путь к подлинному совершенству. В Новом заве-

те говорится, что блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. На вопрос юноши-ученика о том, как достичь совершенства духовного и войти в жизнь вечную, Иисус Христос ответил,что нужно соблюдать основные заповеди и быть милосердным до жертвенности. «Если хочешь быть совершенным, — отмечал он, — пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Библия. М., 1995. С. 1037).

В соответствии с христианской моралью особо почитаемой является тайная милостыня, когда не известны ни имя, ни лик благотворителя. «Смотрите, — сказано Иисусом Христом в библейском писании, — не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когдатворишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Библия. М., 1995. С. 1017).

Традиции тайной милостыни исторически формировались во многих христианских странах. Восприняты они были и православными людьми нашей страны. Особо чтимой тайная милостыня считалась в церковно-приходской жизни императорской России. Часто только после смерти благотворителя прихожане узнавали имя жертвователя.

В «золотой век» российской благотворительности (вторая половина XIX — начало XX в.) состоятельные люди осуществляли немало тайных пожертвований, помогая бедным, сиротам, престарелым, инвалидам и др. В одной из публикаций журнала «Родина» приводится пример такого анонимного вклада, направленного на нужды обездоленных детей. В 1895 г. неизвестное лицо передало благотворительному обществу «Синего креста», специализировавшемуся на помощи детям, большую усадьбу «Затишье», что находилось недалеко от станции Плюсса Варшавской железной дороги. По воле благотворителя здесь предполагалось устроить детскую сельскохозяйственную колонию. 17 апреля 1896 г. это социальное учреждение стало функционировать. Первыми воспитанниками детского




П. Я. ЦИТКИЛОВ



приюта-колонии были 14 мальчиков и 14 девочек в возрасте от 9 до 17 лет.

В российских архивах и документальных источниках, относящихся к рубежу XIX—XX вв., имеется немало материалов, которые свидетельствуют о практике тайной милостыни. Так, в Отчете за 1907 г. Комитета таганрогского мариинского общества «Ясли», состоящего под высочайшим покровительством, наряду с фамилиями благотворителей и указанием соответствующих сумм пожертвований, назывались размеры денежных поступлений от неизвестных людей. В отчетном документе так и записано, что данный взнос внесен «от неизвестных».

По Ветхому завету путь к лучшей жизни и божественному началу лежит через страх перед Богом. «Страх Господень, — сказано там, — ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его» (Библия. М., 1995. С. 609). Согласно Новому завету основой божественной праведности и всего сущего является любовь. «Любовь, — говорится в святом писании, — никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится... А теперь пребывают сии три: вера, надежда,-любовь; но любовь из них больше» (Библия. М., 1995. С. 1256). Следовательно, человек соблюдающий заповеди и нормы церкви, может быть дальше от Бога, чем человек, не соблюдающий их, но живущий по любви.

По новозаветным представлениям, любовь является не только необходимым условием подлинного приобщения к Богу, но и важнейшим средством искупления грешных помыслов и деяний. В первом соборном послании святого апостола Петра говорится: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (Библия. М., 1995.'С. 1213).

Новый завет в неразрывном единстве рассматривает такие явления, как любовь и милосердие. Милосердие без любви и душевного сочувствия теряет свой глубокий смысл человеколюбия. Уже отмечалось, что стремление к совершенству возможно лишь при милосердном отношении к людям. Но и этого, судя по новозаветным представлениям, недостаточно. Даже самопожертвование вкупе с милосердием, но ли-



шенные любви, не ведут к божественной праведности, истинному совершенству и душевному возвышению. «И если я, — подчеркивается в Новом завете, — раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (Библия. М., 1995. С. 1256). Лишь одухотворенное любовью милосердие приобретает подлинную свою силу и действенность не только для получающего, но и для дающего милостыню.

В понятие «любовь» Новым заветом вкладывается глубокий и всеобъемлющий смысл. Там дается следующее ее понимание: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не,бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Библия. М., 1995. С. 1256). Кажется очевидным, что такой подход плохо соотносится с известным житейским высказыванием о том, что от любви до ненависти один шаг. В рамках социологического исследования, проводившегося нами в 2004 г. в Ростове-на-Дону, было предложено студентам, обучающимся по специальности «Социальная работа», высказаться по этому поводу. В небольшом количестве ответов очевидность названного выше противоречия не только не констатировалась, а даже бралась под сомнение. «Нет, — писала одна из студенток, — я не вижу противоречия между названными библейскими суждениями и житейским высказыванием. Любовь может перейти в ненависть, если человек, которого любят, совершит что-то очень плохое. Да, у любви долгое терпение, но оно не без границ. Какой-то ужасный поступок может привести к ненависти. Понятно, что любовь к человеку должна быть бескорыстной, искренней; любящий человек может прощать многое и на многое закрывать глаза, но не на все. Любовь не может быть всепрощающей».

В ответах же большинства студентов, опрошенных в ходе социологического исследования, преобладала иная точка зрения. В соответствии с ней любовь оценивалась как всепрощающее чувство, которое несовместимо с ненавистью. «Любовь, — отмечалось в одном из опросных листов, — если она истинная, конечно же, будет терпеть, ждать, верить и

надеяться. Если любовь исходит от сердца, то к ней все равно придет то, чего она ожидает. Высказывание «от любви до ненависти один шаг» применительно лишь к показной «любви», то есть той, которая исходит от головы, от сознания, но не от сердца. Поэтому такие чувства легко могут меняться в прямо противоположную сторону». Можно привести еще одно высказывание, которое во многом соответствовало позиции большинства опрошенных студентов. «Я считаю, что любовь, — подчеркивалось в ответе, — это то, что даровано Богом. Он создавал нас по своему образу и подобию, а значит, мы ответственны за то добро, которое он вдохнул в нас. Любовь — это способность пожертвовать и даже умереть за другого человека. Поэтому любящий не превозмогает себя, а раскрывает душу перед другим человеком, воспринимая его таким, каков он есть. А то, что в любимом человеке тебя не совсем устраивает, нужно воспринимать с пониманием и терпением. Раз этот человек любим тобою, дорог тебе, значит, он самый лучший и достоин самого лучшего отношения с твоей стороны. А ненавидеть того, кого любишь, невозможно! Может быть лишь желание помочь человеку и сделать его лучше».

Любовь в библейском понимании является наивысшим божественным даром, особой благодатью. Она выше самых добрых и красноречивых слов, выше человеческой мудрости, выше веры. Ведь в отрыве от любви вера теряет свою божественную одухотворенность. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, — написано в Новом завете, — а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (Библия. М., 1995. С. 1256).

Говоря о Библии, следует отметить, что она не только превозносит любовь, милосердие, сострадание, проповедует определенные чтормы морали — заповеди, но также проводит идею покорности властям, получающим свои полномочия якобы от Бога. «Всякая душа, — говорится в Новом завете, — да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установле-

нию. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Библия. М., 1995. С. 1240). По этой логике получается так, что властвующие лица, начальствующие на местах чиновники являются божьими слугами, которым нужно повиноваться. Причем повиноваться им следует не только из страха.на-казания, а еще и «по совести». Такой библейский подход трудно принять, оставаясь на позициях справедливости.

Таким образом, представления о милосердии и помощи нуждающимся занимают важное место в библейских писаниях. В книгах Ветхого и Нового заветов неоднократно проводится мысль о богоугодности благотворительности, заботы о бедных и страждущих. Милостыня нуждающимся рассматривается здесь как религиозный долг.

Следует отметить, что в период раннехристианских общин последователи Иисуса Христа верили, что Господь Бог в великий день Суда узнает своих учеников по шести делам милосердия: накормить голодных, напоить жаждущих, одеть нагих, приютить странников, ухаживать за больными, посещать заключенных. Позже церковь прибавила к этому седьмое богоугодное дело —. провести в последний путь и похоронить умершего. Без этих конкретных дел размывается деятельная суть милосердия. Христианству с самого его зарождения был свойствен не абстрактный, а деятельный подход к благотворительности и состраданию.

Наши рекомендации