Советы по подготовке к зачету

Во время подготовки к зачету знания, полученные в процессе изучения дисциплины, систематизируются. Кроме того, новую информацию студент получает в процессе изучения того материала, которого не было на лекциях и практических занятиях (отдельные темы, предложенные в качестве самостоятельных, последние статьи, монографии и т.д.). Зачет дает возможность проверить не только уровень запоминания, сколько то, как студент понимает те или иные политические категории и реальные политические проблемы.

Выделенное время на непосредственную подготовку используется для систематизации имеющихся знаний, для изучения вопросов, по которым по тем или иным причинам имеются пробелы. Основные наиболее сложные вопросы по новейшим направлениям современной политической мысли после их самостоятельного повторения можно обсудить в группах из 3 – 4 человек, создаваемых на добровольных принципах. Неясные или спорные вопросы необходимо выяснять на индивидуальных или коллективных консультациях, проводимых преподавателем. Некоторые студенты, как показывает практика, пытаются подменить самостоятельную работу над материалом консультациями. Вместо того чтобы искать содержательные ответы на относительно простые вопросы в учебниках или конспектах лекций, они пытаются довольствоваться схематичными ответами на консультациях. Студент на зачете должен показать, как он умеет мыслить аргументировать, отстаивать определенную позицию, стараться передать заученную информацию своими словами. Таким образом, важное правило для студента – необходимость разумно сочетать понимание и запоминание, не просто воспроизводить учебную информацию, но и рассуждать, мыслить.

При подготовке к зачету часто рекомендуется тезисно изложить ответы на вопросы в письменной форме, поскольку запись включает дополнительные ресурсы памяти. В идеале нужно начинать готовиться с первой лекции, семинара, уточняя непонятные моменты при изучении данной проблемы. Со стороны преподавателей создаются все возможности. Однако не секрет, что не все студенты сразу включаются в подготовку, а готовятся лишь в течение нескольких дней. Полученные таким образом знания, ненадежны и непрочны, качественная система знаний не формируется. Студенты вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения, но с условием ее достаточной аргументации. В подготовительный период студенты получают квалифицированную помощь преподавателей, максимально используют библиотеку.

Основной формой подготовки является самостоятельная работа. Подготовку необходимо начинать с повторения соответствующих тем программы. В самостоятельной работе над повторением учебных материалов всегда должна выдерживаться строгая последовательность. Не следует браться за изучение (повторение) какого-либо вопроса, не разобравшись должным образом в предыдущем материале. На последней консультации преподаватель знакомит студентов с критериями оценки их знаний и с методикой проведения зачета. Вопросы зачета составляются так, что можно выявлять теоретические знания студента, сдающего предмет, умение приложить их к решению практических вопросов, а также умение студентов применять фундаментальные знания, полученные на младших курсах, к данному предмету. Таким образом, залогом успешной самостоятельной работы по подготовке являются: плановость, последовательность, систематичность, усидчивость, упорство и трудолюбие.

Большое значение имеют правильная подготовка к ответу и методика ответа. Получив вопросы, студент должен внимательно прочитать содержание, уяснить сущность, при необходимости задать уточняющие вопросы преподавателю и сообщить о понимании содержания своего задания. Подготовку к ответу следует начинать с вопроса, который требует большего времени. Для ответа по теоретическим вопросам целесообразно писать план, а не конспект. При ответе необходимо установить связь отдельных вопросов со всей системой учебного материала. Каждый вопрос – это какая-то часть целого. В процессе ответа нужно обязательно отметить место данного вопроса в системе проблем данной науки. Ваш ответ должен убедить экзаменатора в том, что Вы ясно представляете себе всю систему проблем.

Ответ должен быть полным и раскрывать содержание вопроса. Самым надежным приемом достижения полного ответа является прием последовательного раскрытия вопроса. Точность ответа характеризуется мерой его соответствия действительному содержанию научных знаний по данной теме. Самым серьезным недостатком ответа является наличие в нем фактических ошибок (в определениях, понятиях, путаница в терминах и т.д.). Самый надежный прием предупреждения фактических ошибок – это тщательное изучение конкретных научных данных. Надеяться на шпаргалку или подсказку – значит обманывать не только преподавателей, но и в первую очередь себя.

Осмысленность ответа характеризуется глубиной осознания материала и мерой самостоятельности человека в оперировании этим материалом. Глубина осознания проявляется, прежде всего, в раскрытии существенных, скрытых связей понятий и фактов, относящихся к излагаемой проблеме (вопросу). Осмысленность и глубина усвоения проверяются и через решение практических задач. Самостоятельность в оперировании материалом проявляется, прежде всего, в умении отвечающего собрать разрозненные данные лекций, учебников, первоисточников и личного опыта, относящиеся именно к данному вопросу. Ответ должен быть логичным, ясным, выразительным, стилистически и грамматически грамотным. Логичность ответа обеспечивается твердым знанием фактического материала и четкой последовательностью его изложения по плану. Ясность ответа обеспечивается системой пояснений своих мыслей и использованием техники выразительности речи (четкая дикция, достаточно громкий голос, динамический темп, использование пауз, логических ударений и т.п.), по своему стилю ответ на экзамене должен быть достаточно строгим, выдержанным. Ответ на каждый вопрос должен заканчиваться краткими выводами (два-три предложения). При ответе на дополнительные вопросы необходимо внимательно выслушать и понять существо вопроса, не перебивая преподавателя. Ответ должен быть кратким и только по существу. Если сразу ответить на поставленный дополнительный вопрос Вы не можете – необходимо спросить разрешение о предоставлении времени на обдумывание ответа.

Зачеты проводятся по списку вопросов, отражающих основные пункты лекций и практических занятий. Во время зачета студенты могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Следует помнить, что студента, нарушившего порядок проведения зачета/экзамена, преподаватель имеет право удалить из аудитории, о чем в зачетной/экзаменационной ведомости делается пометка – выставляется неудовлетворительная оценка и о случившемся сообщается в деканат.

Критерии оценок разрабатываются кафедрой с учетом особенностей каждого предмета. Эти критерии оценки знаний студентов могут быть сформулированы, например, следующим образом: студент правильно и до конца решивший задачу, в полном объеме ответивший на вопросы зачета или экзаменационного билета и на дополнительные вопросы, получает оценку «отлично».

Студент, ответивший на все вопросы, но допустивший в некоторых ответах неточности, не имеющие принципиального значения, получает оценку «хорошо». Студент, обнаруживший незнание основных положений, законов или полное непонимание материала какого-либо раздела курса, получает оценку «неудовлетворительно».

Во всех остальных случаях студент получает оценку «удовлетворительно». Необходимо отметить, что не существует каких-либо методических рецептов, позволяющих овладеть предметом без большого упорного труда. Поэтому только сознательная, систематическая и упорная работа над собой, рациональное использование учебного времени и времени самостоятельной подготовки могут обеспечить высокие результаты на зачетной и экзаменационной сессии.

РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (УММ)

Наши рекомендации