Организационно-правовые формы экологического контроля

Экологический контроль - деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Это способ организационно-правового обеспечения рационального экологопользования и сохранности экологической системы.

Задачами экологического контроля являются:

·
Наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

· Проверка выполнения планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды;

· Соблюдение законодательства об охране окружающей среды.


В РК осуществляется государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Их функционирование осуществляется на основе Закона РК «Об охране окружающей среды».

Государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды и местными исполнительными органами на основе Инструкции по осуществлению государственного контроля за охраной окружающей среды должностными лицами центрального исполнительного органа РК в области охраны окружающей среды, утвержденной приказом министра природных ресурсов и охраны окружающей среды РК от 18 сентября 2000 года № 371-П. Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Данный вид контроля осуществляется на стадиях планирования или проектирования, реализации проекта, или ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Производственный экологический контроль распространяется на производственно-хозяйственную деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов в соответствии с Правилами организации производственного контроля в области охраны окружающей среды РК от 11 марта 2001 года № 50-п. Данный вид экологического контроля может проводить руководитель предприятия, руководители функциональных служб и т.д.

Общественный экологический контроль имеет многообразные формы:

·
Контроль со стороны политических партий;

·
Контроль общественных организаций, осуществляемый добровольными обществами, общественными организациями;

·
Контроль со стороны граждан.


Главным направлением общественного контроля будет являться требование информации о природоохранной деятельности и состояния охраны окружающей среды. На основе полученной информации граждане и общественные объединения вправе обжаловать решения, действия и бездействия, нарушающие их экологические права. Порядок проведения данного вида контроля регламентирует Закон РК от31 мая 1996 года «Об общественных объединениях».

Экологическая экспертиза - определение соответствия хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных отрицательных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними последствий. Перечень объектов экологической экспертизы, порядок ее проведения определяются Законом РК от18 марта 1997 года «Об экологической экспертизе».

В РК осуществляются государственная и общественная экологическая экспертиза. Заключения экологической экспертизы являются официальными документами, подлежат обязательному исполнению и могут быть оспорены в суде.

Экологическая стандартизация – одно из активно развиваемых направлений нормативного правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования в РК.

На современном этапе основные требования к стандартизации определяются Законом РК от 16 июля 1999 года «О стандартизации». Под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения положений в определенной области для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Основными целями стандартизации являются:

·
установление норм, правил и характеристик к продукции, процессам (работам), услугам;

·
обеспечение безопасности продукции, процессов (работ), услуг для жизни, здоровья людей, имущества, охраны окружающей среды;

·
устранение технических барьеров в торговле, обеспечение конкурентноспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;

·
защита интересов потребителей в вопросах качества продукции, процессов (работ), услуг.

Объектами стандартизации являются продукция, процессы (работы), услуги, имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования.

Экологическая сертификация – письменное подтверждением органом, не зависимым от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя), соответствия продукции, процесса, работы, услуги, требованиям технических регламентов, стандартов или иных нормативных документов.

Цель экологической сертификации - стимулирование производителей к внедрению таких технологических процессов и разработке таких товаров, которые в минимальной степени загрязняют природную среду и дают потребителю гарантию безопасности продукции для его жизни, здоровья, имущества и среды обитания.

Для определения соответствия стандартам и техническим условиям в области охраны окружающей среды осуществляется обязательная и добровольная сертификация.

Управление работами осуществляет уполномоченный государственный орган по стандартизации, метрологии, сертификации. Постановлением Правительства РК от 14 июня 1999 года № 743 создан Республиканское государственное предприятие «Казахстанский центр стандартизации, метрологии и сертификации». В организационную структуру входят также аккредитованные органы по сертификации продукции, процессов, работ, услуг и аккредитованные испытательные лаборатории (центры).

Экологический аудит – независимая проверка хозяйственной и иной деятельности организации и граждан с целью соблюдения ими норм и правил окружающей среды, экологических требований, включая правильность составления отчетности по использованию и воспроизводству природных ресурсов.

В экологическом праве предусмотрено два вида экологического аудита - обязательный и добровольный.


Порядок осуществления экологического аудита регламентируется Постановлением Пленума от 22 декабря 200 года № 16 «О практике применения судами законодательства об охране окружающей среды».

Добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан- предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду. Добровольный экологический аудит осуществляется на платной основе.


Закон РК «Об охране окружающей среды» определяет мониторинг окружающей среды как слежение за состоянием окружающей человека природной среды и предупреждение о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей и других живых организмов. В РК создается и действует Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов. Правовой базой проведения экологического мониторинга являются:

·
Правила организации и проведения Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, утвержденные постановлением Правительства РК от 27 июня 2001 года № 885;

·
Правила ведения мониторинга программ, проектов и мероприятий, связанных с охраной и воздействием на окружающую среду, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК от 24 августа 1999 года №221 – П.


Целью мониторинга окружающей среды и природных ресурсов является обеспечение принятия управленческих и хозяйственных решений в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Наши рекомендации