Осуждение без назначения наказания

Понятие осуждения без назначения наказания

Осуждение без назначения наказания регулируется ст. 79 УК.

Осуждение без назначения наказания — это такая мера уго­ловной ответственности, когда суд выносит лицу, совершив­шему преступление, обвинительный приговор, не назначая ему наказание, а дальнейшее исправление осужденного про­ходит в условиях осуществления за ним профилактического наблюдения.

Основание применения

Основанием примененияданной меры уголовной ответствен­ности является возможность дальнейшего исправления лица, со­вершившего преступление, без применения наказания, но в усло­виях осуществления за ним профилактического наблюдения. Наличие такой возможности признается судом в процессе судебно­го разбирательства с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного.

Условия применения

Условиями осуждения без назначения наказания являются следующие:

1) лицо совершило преступление впервые;

2) совершенное преступление не относится к категории тяж­кого или особо тяжкого;

3) лицо доказало свое стремление к законопослушному пове­дению длительным безупречным поведением после совершения преступления.

Данная мера состоит в вынесении обвинительного приговора, которым лицо осуждается от имени государства за содеянное, но наказание не назначается.

Вместе с тем в течение срока судимости, т.е. в течение со дня вступления в законную силу приговора суда одного годаза преступление, не представляющее большой общественной опас­ности, и двух летза менее тяжкое преступление, за осужденным без назначения наказания осуществляется профилактическое наб­людение, которое связано с возложением определенных обязаннос­тей на лицо, предусмотренных ч. 2 ст. 81 УК.

Контроль за поведением осужденных без назначения наказа­ния осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями, а профилактическое наблюдение — органами внутренних дел по месту жительства осужденных.

Порядок исполнения данной меры регулируется ст.ст. 177— 181 УИК.

Меры уголовно-правового воздействия, связанные с превентивным надзором и профилактическим наблюдением

В гл. 11 УК «Иные меры уголовной ответственности» содер­жатся две статьи, регулирующие превентивный надзор (ст. 80) и профилактическое наблюдение (ст. 81). Они не названы законом в числе форм реализации уголовной ответственности и мерами тако­вой они не являются, поскольку не назначаются в процессе осуж­дения виновного в совершении преступления лица и вынесения ему обвинительного приговора. Но и превентивный надзор и про­филактическое наблюдение связаны с мерами уголовной ответ­ственности, поскольку они обеспечивают их реализацию. Приме­няются они только к лицам, осужденным по приговору суда и только в пределах (рамках) уголовной ответственности, т.е. до по­гашения или снятия судимости.

Превентивный надзор

Превентивный надзор регулируется ст. 80 УК.

Превентивный надзор за осужденными — это совокупность мер контроля и наблюдения за поведением лиц, освобож­денных из мест лишения свободы, в целях предупреждения с их стороны совершения новых преступлений.

Нахождение лица под превентивным надзором связано с опре­деленными ограничениями, которым подвергается лицо. В част­ности, оно обязано прибыть в установленный срок к избранному месту жительства и зарегистрироваться в органе внутренних дел, уведомлять этот орган о перемене места работы или жительства, выезжать за пределы района (города) по служебным и личным де­лам только с согласия органа, осуществляющего надзор. Кроме этих обязанностей, суд может возложить на поднадзорное лицо до­полнительные обязанности: не посещать определенные места, не покидать дом (квартиру) в определенное время суток, являться в орган внутренних дел для регистрации от одного до четырех раз в месяц.

Превентивный надзор устанавливаетсясудом после освобож­дения из мест лишения свободы и до снятия судимости обязатель­но за:

1) лицом, допустившим особо опасный рецидив;

2) лицом, осужденным за преступление, совершенное в составе организованной группы или преступной организации.

Превентивный надзор после освобождения из мест лишения свободы может быть установленза лицом, достигшим 18-летнего возраста:

1) судимым за тяжкое или особо тяжкое преступление;

2) судимым два или более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления в следующих случаях:

а) если их поведение в период отбывания лишения свободы свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправле­ния либо

б) если они после отбытия наказания систематически (три и более раз) привлекались к ответственности за административные правонарушения, за которые законом предусмотрено взыскание в виде ареста.

К указанным категориям осужденных превентивный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до двух лет и может быть продлен судом в течение срока судимости, пока она не будет снята.

В качестве стимулирующей к законопослушному поведению поднадзорного лица, допустившего особо опасный рецидив, меры закон предусматривает возможность прекращения судом превен­тивного надзора. Такое прекращение осуществляется по истечении трех лет после отбытия лишения свободы при условии, что поднад­зорный своим поведением и образом жизни проявит стойкое стремление к законопослушному поведению (ч. 4 ст. 80 УК).

Осуществление превентивного надзора возлагается на орган внутренних дел по месту жительства поднадзорных. Порядок уста­новления, осуществления превентивного надзора и его прекраще­ния регулируется ст.ст. 198-203 УИК.

Несоблюдение требований превентивного надзора без уважи­тельных причин влечет административную ответственность. Не­соблюдение таких требований лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за такое же на­рушение, признается преступлением в соответствии со ст. 421 УК.

Уклонение от превентивного надзора, т.е. неприбытие без ува­жительных причин в определенный срок к избранному месту жи­тельства либо самовольное оставление поднадзорным места жи­тельства с целью уклонения от превентивного надзора, признается преступлением в соответствии со ст. 422 УК.

Наши рекомендации