Стационарное социальное обслуживание

Весь комплекс социальных услуг получают граждане, проживающие в стационарных учреждениях, - от медицинской помощи до социально-трудовой реабилитации. С учетом возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов создаются различные типы учреждений: интернаты для престарелых и инвалидов; пансионаты для ветеранов труда; психоневрологические интернаты; детские дома и приюты и пр.

В стационарные учреждения для престарелых и инвалидов принимаются граждане пенсионного возраста, а также инвалиды 1 -и и 2-й группы старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны. При наличии свободных мест разрешается временное проживание указанных лиц сроком от 2 до 6 месяцев.

Одним из непременных условий приема является добровольность, поэтому оформление документов производится только при наличии

К оглавлению

==250

письменного заявления гражданина, а лиц младше 14 лет и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - письменного заявления их законных представителей. В любое время гражданин может отказаться от стационарного обслуживания и покинуть его.

Помещение в стационар без согласия допускается только на основании решения суда по представлению органа социальной защиты, а также в соответствии с законом РФ от 02.07.92 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Бактерио- или вирусоносителям, хроническим алкоголикам, больным активными формами туберкулеза, тяжелыми психическими расстройствами, венерическими и другими инфекционными заболеваниями из числа престарелых граждан и инвалидов может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому на основании совместного заключения органа социальной защиты (администрации муниципального центра социального обслуживания) и врачебно-консультационной комиссии учреждения здравоохранения.

Лица, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на: условия проживания в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями; уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь; бесплатную специализированную медицинскую и протезно-ортопедическую помощь; добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом медицинских рекомендаций; свободное посещение нотариусом, адвокатом, родственниками и другими лицами; сохранение занимаемого по договору найма или аренды жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда в течение 6 месяцев со дня поступления в стационар и др.

Администрация стационара обязана: соблюдать права человека и гражданина; обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность граждан; выделять супругам изолированное жилое помещение для совместного проживания; обеспечивать возможность беспрепятственного приема посетителей в любое время; обеспечивать сохранность вещей; предоставлять возможность пользоваться телефонной и почтовой связью в соответствии с установленными тарифами и пр.

Финансирование стационарных учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, производится за счет соответствующих бюджетов.

Печальным и тревожным явлением современной действительности служит постоянное увеличение числабеспризорных детей и детей-си-

==251

рот, ежегодный рост по России составляет около 40 тыс. детей. Для их социальной реабилитации создаются специализированные учреждения: центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др. Сегодня в стране уже действует свыше 400 таких учреждений, только в Московской области их 33. Правовые основы их организации закреплены в Примерном Положении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.09.96 № 1092*.

Целями деятельности указанных учреждений являются: - профилактика безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации в семье; - предоставление временного проживания до определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм жизнеустройства несовершеннолетнего; - обеспечение квалифицированной медико-социальной помощью.

Право на прием в учреждение имеют следующие категории несовершеннолетних: оставшиеся без попечения родителей; нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи; испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами; проживающие в неблагополучных семьях; подвергшиеся физическому или психологическому насилию; отказавшиеся жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Не допускается помещение в учреждение детей с заболеваниями, требующими активного медицинского вмешательства, а также находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больных, совершивших преступление.

Примерное Положение устанавливает нормы создания специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, - одно на 5-10 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При меньшей численности детей в населенном пункте открывается одно учреждение.

Источником финансирования служат бюджеты субъектов РФ.

Новым учреждением социального обслуживания являютсякризисные центры помощи женщинам (постановление Минтруда РФ от 10.07.97 № 40). Стационарные отделения центра создаются для пребывания в нем женщин на срок не более 2 месяцев. Женщинам, находящимся в кризис -

* "Российская газета", 24.09.96.

==252

ном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию, в любое время суток оказывается психологическая, юридическая, педагогическая, социальная и другая помощь. Центры находятся на бюджетном финансировании. Отдельные виды помощи могут предоставляться за плату.

Услуги на погребение

Сфера социальных услуг в настоящее время довольно динамично развивается. Одним из подтверждений этого может служить Федеральный закон от 12.01.96 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"* (в ред. от 28.06.97). В законе определены: гарантии погребения умершего с учетом его волеизъявления и пожеланий родственников; гарантии предоставления материальной помощи для погребения; санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в РФ.

Погребение заключается в совершении обрядовых действий по захоронению путем предания тела земле, огню или воде в соответствии с обычаями, традициями и санитарными требованиями. При погребении должна исполняться воля покойного, выраженная письменно или в присутствии свидетелей: о согласии (или несогласии) на патологоанатомическое вскрытие, изъятие из тела органов и тканей; о процедуре и месте погребения; о доверии совершить погребение конкретному лицу. При отсутствии волеизъявления указанные вопросы решает лицо, взявшее на себя обязанности по погребению.

Возможность исполнения волеизъявления умершего определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом наличия свободного участка земли в указанном месте погребения, а также заслуг умершего перед обществом и государством.

Согласно перечню в число гарантированных бесплатных услуг входят: оформление документов для погребения; предоставление и доставка гроба и других обрядовых предметов; перевозка тела на кладбище или в крематорий; погребение.

Стоимость услуг по указанному гарантированному перечню возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в 10. дневный срок за счет средств: ПФР - на погребение умерших пенсионеров; Фонда социального страхования РФ - на погребение работавших граж-

СЗРФ, 1996, №3, ст. 146.

==253

дан или их умерших детей; бюджетов - на погребение неработавших граждан.

Субъекты РФ утверждают сметы расходов на гарантированные услуги по погребению. Распоряжением мэра г. Москвы от 15.07.96 № 75/1-РМ установлено, что с 1 августа 1996 г. предельный размер стоимости бесплатных услуг не должен превышать общей суммы социального пособия на погребение и доплаты, предусмотренной Комплексной программой мер

социальной защиты жителей Москвы.

Как уже отмечалось, граждане, отказавшиеся от получения похоронных услуг по гарантированному перечню и осуществляющие погребение за свой счет, имеют право на единовременное социальное пособие.

Наши рекомендации