Основы мотивации в организационном поведении

Мотивация становиться существенным элементом культуры компании, оказывает влияние на модель организационного поведения и требует, чтобы

менеджмент прислушивался к мнению сотрудников.

Все сознательное поведение людей мотивировано или обосновано конкретными причинами. Работа менеджера заключается в том, чтобы определить побуждения и потребности работников и направить их поведение, мотивируя сотрудников к выполнению поставленной задачи.

Трудовое поведение – определяется взаимодействием различных внутренних и внешних побудительных сил.

Внутренние побудительные силы – это: потребности, интересы, желания, стремления, ценности, ценностные ориентации, идеалы, мотивы.

Мотив– это состояние предрасположенности, готовности, склонности человека действовать тем или иным способом.

Функции мотивов

1 ориентирующая

2 смыслообразующая

3 опосредующая

4 мобилизующая

5 оправдательная

Виды мотивов

ü Мотивы побуждения

ü Мотивы суждения

ü Мотивы тормоза

Мотивация – процесс активизации внешних и внутренних побудительных сил, формирующих поведение, который отражает сложную взаимосвязь между внешними факторами, внутренними психическими состояниями и поведением.

Теоретические модели мотивации

ü Содержательные теории мотивации рассматривают внутренние стимулы как основополагающие причины поведения.

ü Процессуальные теории мотивации – основная задача менеджеров в этом направлении – мотивировать работников, используя их способности к научению или обучить, используя их мотивационные возможности.

Роль мотивации в достижении целей организации

Внутренние потребности и побуждения индивида создают напряжение, на которое оказывает влияние внешняя среда.

ü Мотивация к достижениям – это побуждение некоторых индивидов к достижению определенных целей, решению поставленных задач и продвижению вверх по лестнице успеха.

ü Мотивация принадлежности к группе – это стремление некоторых индивидов к установлению социальных связей с другими людьми.

ü Мотивация к компетентности – стремление быть лучшим в чем – либо, ориентация на высокие результаты и качество.

ü Мотивация власти – стремление воздействовать на людей и на развитие ситуации.

Концепции экономической справедливости

1. концепция социального партнерства

2. концепция соучастия в прибылях

3. концепция коллективно – долевого владения

В ценностной регуляции трудового поведения играет роль социальные нормы. Ценности задают направления поведению человека, а нормы регулируют конкретные поступки и действия. Социальные нормы формируются на базе ценностей трудового коллектива. Их назначение – обеспечить соответствие поведения работника общим коллективным ценностям.

В зависимости от способа установления нормы подразделяются: правовые; профессионально должностные; моральные.

Основы мотивации в организационном поведении - student2.ru

Рис. 2 Механизм регулирования трудового поведения

Контрольные вопросы

1. Дайте определения термина «мотивация»

2. Охарактеризуйте сущность теории мотивации и ее виды

3. В чем сущность мотивации власти?

4. Перечислите мотивационные предпочтения в трудовом поведении.

5. В чем сущность мотивации принадлежности к группе?

6. Охарактеризуйте мотивацию к компетентности

7. В чем сущность мотивации к достижениям?

8. Перечислите основные концепции экономической справедливости

9. Охарактеризуйте процессуальные теории мотивации

10. Охарактеризуйте содержательные теории мотивации.

Литература

1.Г.А.Васильев, Е.М. Деев. Организационное поведение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 255с.

2. Громкова М.Т. Организационное поведение: учебное пособие для Вузов. – М.: Издательство МГУ, 1995.- 289с.

3. Деева Е.М. Организационное поведение: УМК, Ульяновск ГТУ, 2004. – 129с.

4. Крассовский Ю.Д. Организационное поведение: учебное пособие для Вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.- 345с.

5. Ньюстром Дж.В. Организационное поведение: Перевод с англ. / Под. Ред. Ю.К. Каптуревского. – СПб.: Питер, 200. – 453с.

6. Скополытов И.А. Организационное поведение: учебное пособие для Вузов. – СПб.:Изд-во Смольного Ун-та, 2001.- 421с.

7. Шорохов Ю.И. Организационное поведение: учебное пособие для Вузов. _ М.:2000. - 342

8. www.eup.kulichki.com|Catalog|41-5.htm

Наши рекомендации