Задание 3 Классификация хозяйственных организаций

Классифицируйте хозяйственные организации по: формам собственности; отношению к прибыли; правовому положению; размерам.

1.3.3 Контрольные вопросы для самопроверки

1 В чем заключаются особенности социальных систем?

2 Назовите основные компоненты социальных систем.

3 Дайте понятие организации как социальной системы?

4 Какова классификация социальных организаций по правовому статусу?

5 Назовите основные виды социальных организаций. Каковы их цели?

6 Что такое формальные и неформальные организации?

7 Что такое унитарное предприятие? Каковы их виды?

8 Приведите основную классификацию хозяйственных организаций.

9 С какой целью создаются хозяйственные организации?

10 Дайте общую характеристику организациям с ограниченной ответственностью.

11 Каковы особенности обществ с полной ответственностью?

12 Перечислите основные единичные организационные формы организаций.

13 Перечислите основные групповые организационные формы организаций.

Задания для самостоятельной работы студентов (12 часов):

Темы для самостоятельного изучения дисциплины

1 Бюджетные организации, особенности, классификация.

2 Значение образования в развитии российского общества. Типы и формы образовательных учреждений.

3 Направления реформирования муниципальных унитарных предприятий.

4 Основные тенденции совершенствования и развития современных форм социально-экономических организаций.

Задания для подготовки к практическим занятиям

1 Читать 4 и 5 главы учебного пособия Парахиной В.Н. «Теория организации».

2 Подготовить выступления по вопросам для обсуждения, помещенным в пункте 1.3.1.

3 Подготовить презентационный материал в виде схем организационных структур конкретных государственных и муниципальных организаций.

4 Составить логическую схему базы знаний по теме 3.

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

Содержание темы

Вопросы для обсуждения:

1 Место и роль организации в управлении.

2 Соотношение понятий «организация» и «управление».

3 Процесс организации: содержание, элементы, субъекты.

4 Понятие «организация управления».

5 Взаимосвязь управления и системы взаимоотношений в организации.

6 Понятия: управление производством, маркетингом, финансами, персоналом.

7 Управление и внешняя среда организации.

8 Механистическая и органическая организационные системы.

9 Процесс осуществления управления организацией.

10 Субъект осуществления управленческой деятельности.

Организация и управление - это процессы той или иной практической деятельности, осуществляемые, как правило, в рамках и по поводу конкретной организации как социальной системы.

Организация как процесс есть проявление общественной деятельности, основанной на общественном разделении тру­да. Организовать - значит:

- создать систему вновь;

- улучшить состояние функционирующей системы (улуч­шить ее организационную форму) в соответствии с внут­ренними и внешними условиями;

- создать условия для эффективного функционирования системы.

Процесс организации - это установление упорядоченности, согласованности частей в соответствии с объективными законами и принципами организации. Органи­зация как форма общественной деятельности всегда конкрет­на, как и другие виды труда. Конкретность организации обу­словлена ее объектом. Для социальных организаций основное значение имеют организация производства, организация труда, организация управления.

Организация реализуется в процессе управления как одна из его основных функций. Назначение этой функции - реа­лизация принципа самоорганизации системы. Самоорганизация также выступает в качестве организационного процесса. В таком виде организация сливается со всеми функциями управления, пронизывает их и весь процесс управления. Вместе с тем про­цесс организации выступает и как объект управления.

Понятие «организация управления» включает создание, образование системы управления или внесение прогрессивных изменений в построение и порядок функционирования ранее образованной действующей системы управления.

Необходимость выяснения сущности соотношения понятий организации и управления в социально-экономической сфере обусловлено еще и тем, что разработка и применение их сочетания раскрывает целый спектр теоретических и практических конфигураций, определяющих достаточно значимые и самостоятельные области знаний сферы практической деятельности. Их состав и содержание постоянно развиваются и дополняются. Благодаря этому происходит становление самостоятельного научно-практического направления формирования разнообразных вариантов такого сочетания, среди которых уже сегодня можно выделить следующие:

Таблица 4.1 Сферы взаимодействия организации и управления

Область знаний Сфера деятельности
Теория организации Организация деятельности
Теория управления Организация системы управления
Основы менеджмента Практический менеджмент
Управление организацией Управление предприятием
Организация управления Организация управления производством
Организационное поведение Управление персоналом
Организационные изменения Совершенствование управления
Управление проектом Организация развития

Ключевые слова

Управление организацией Организация управления
Объекты организации Субъекты организации
Процесс организации Самоорганизация
Механистический тип управления Органический тип управления

Задания и упражнения

Задание 1

Проведите сравнительный анализ понятий «управление организацией» и «организация управления».

Задание 2

Ознакомьтесь со списком работ, которые осуществляются в де­ятельности предприятия.

Перечень работ, систематически выполняемых в процессе

деятельности обувного магазина

1. Открывать магазин вовремя.

2. Следить за тем, чтобы магазин был чистым и привлекатель­ным.

3. Следить за тем, чтобы персонал хорошо выглядел.

4. Поддерживать высокий моральный дух в коллективе.

5. Отвечать на телефонные звонки.

6. Разбираться с жалобами покупателей.

7. Определять рабочее время сотрудников.

8. Проверять соответствие сданной выручки кассовым ведомостям.

9. Сдавать деньги в банк.

10. Руководить помощником менеджера.

11. Держать под контролем оформление витрин.

12. Осуществлять надзор над ремонтными и профилактическими работами.

13. Вырабатывать идеи по усовершенствованию.

14. Принимать решения о приеме на работу и увольнении со­трудников.

15. Делать заказы на пополнение заказов.

16. Принимать решения о количестве и фасонах заказываемой обуви.

17. Читать корреспонденцию.

18. Отвечать на корреспонденцию и выполнять содержащиеся ней указания.

19. Изучать ежедневный отчет о прибылях.

20. Предпринимать что-нибудь, если отчет о прибылях показы­вает неблагоприятное состояние дел.

Выполните следующие задания.

1 Выделите работы, относящиеся исключительно к компетен­ции менеджера; попадающие под категорию: «не хочется, но надо»; «не обязан, но нравится»; работы, которые могут выполняться другими работниками.

2 Составьте аналогичный перечень работ для муниципального предприятия, учреждения.

Задание 3

Ознакомьтесь с ситуацией.

Объявления о приглашении на работу менеджеров

1.Управляющий директор:...умение общаться с высокой эффек­тивностью... способность максимально использовать ограни­ченные ресурсы... стратегическое мышление в сочетании с энергичностью и энтузиазмом.

2. Помощник главного менеджера:...способность управлять раз­личными отделами главного офиса при необходимости заме­нять главного менеджера. Важнейшими элементами данной работы являются производственные отношения и обмен ин­формацией внутри компании.

3. Менеджер по исследованиям и разработкам:...требуется осу­ществлять руководство успешно действующим отделением по исследованиям и разработкам и укрупнить его до большого отдела из примерно 20 ученых, выполняющих задачи по осу­ществлению проектов в мировом масштабе. Должен быть та­лантливым руководителем с навыками предпринимателя.

4. Менеджер по планированию производства:...требуется состав­ление программ текущего производства и управление ими с помощью компьютеров для контроля и регистрации производ­ственной деятельности. Должен также консультировать директора по производству в отношении средств расшире­ния производственных мощностей в будущем.

5. Менеджер по маркетингу:...планировать всю деятельность по маркетингу, осуществлять взаимоотношения с родственными зарубежными компаниями, планировать ввод новой продук­ции на рынок, собирать информацию по состоянию рынка, управлять всей деятельностью по продвижению товара на ры­нок, оказывать помощь в разработке планов компании.

6. Менеджер по маркетингу:...отвечать за все аспекты разви­тия бизнеса от составления планов по маркетингу и рекла­ме до мотивации и контроля в отношении дистрибьюторов в данной области.

7. Менеджер по дистрибьюторской деятельности:...отвечать за общий контроль над складированием и дистрибьюторской деятельностью в пределах России, а также руководить исполь­зованием ресурсов с целью обеспечить эффективную постав­ку продукции на склады и к пунктам розничной торговли.

8. Менеджер по кадрам:...отвечать за всю кадровую работу с особым упором на производственные отношения. Особенное зна­чение имеют навыки ведения переговоров и способность быстро реагировать на изменение обстановки.

9. Менеджер по контролю над производством:...широкая зона от­ветственности, включающая составление ежемесячных планов производства и согласование регулярных проверок объема за­пасов, а также поддержание первоклассного взаимодействия между производственным сектором и сектором сбыта.

Ответьте на следующие вопросы.

1 У скольких из указанных выше менеджеров есть подчиненные?

2 Сколько из этих менеджеров обязаны принимать решения?

3 Сколько из перечисленных менеджеров должны проводить значительную часть своего времени за составлением планов?

4 Кто из указанных менеджеров будет относиться к организато­рам производства, а кто - к организаторам управления?

1.4.3 Контрольные вопросы для самопроверки

1 В чем заключается сущность организации как функции управления?

2 В чем специфика трактовки организации как процесса и явления?

3 Укажите элементы процесса организации.

4 Из каких процессов состоит жизнедеятельность организации?

5 Какую роль играет управление внутри организации?

6 Сформулируйте суть организаторской деятельности в управлении.

7 Что включает в себя организация исполнительной деятельности?

8 Кто является субъектами организации в социальных системах?

9 Какие выделяют организации в зависимости от того, как строится взаимодействие организации с внешним окружением?

10 Раскройте процесс осуществления управления организацией?

Задания для самостоятельной работы студентов (10 часов):

Наши рекомендации