Серебряный век русской культуры

Понятие Серебряного века.Переломный период жизни России в конце XIX —начале XX в., связанный с переходом к индустри­альному обществу, привел к разрушению многих ценностей и вековых устоев жизни людей. Казалось, менялся не только окру­жающий мир, но и представления о добре и зле, прекрасном и безобразном и т.д.

Осмысление этих проблем затронуло сферу культуры. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил плеяду блестящих имен. Этот феномен культуры конца XIX — начала XX в. получил назва­ние Серебряного века русской культуры. Для него также характер­ны величайшие достижения, вновь подтвердившие передовые позиции России в этой области. Но культура становится более сложной, результаты творческой деятельности более противоре­чивыми.

Наука и техника.В начале XX в. главным штабом отечественной науки явилась Академия наук с развившейся системой институ­тов. Немалую роль в подготовке научных кадров играли универси­теты с их научными обществами, а также всероссийские съезды ученых.

Значительных успехов достигли исследования в области меха­ники и математики, что позволило развить новые области науки — воздухоплавание и электротехнику. Немалую роль в этом сыграли исследования Н.Е.Жуковского, создателя гидро- и аэродинамики, работ по теории авиации, которые послужили основой для авиа­ционной науки.

В 1913 г. в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были со­зданы первые отечественные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». В 1911 г. Г. Е. Котельников сконструировал первый ран­цевый парашют.

К. Э. Циолковский в 1903 г. опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где была изло­жена теория движения ракет, основ будущих космических поле­тов.

Труды В.И.Вернадского легли в основу биохимии, биогеохи­мии и радиогеологии. Его отличали широта интересов, постанов­ка глубоких научных проблем и предвидение открытий в самых разных областях.

Великий русский физиолог И. П. Павлов создал учение об ус­ловных рефлексах, в котором он дал материалистическое объяс­нение высшей нервной деятельности человека и животных. В 1904 г. за исследования в области физиологии пищеварения И. П. Павло­ву — первому из русских ученых — была присуждена Нобелевская премия. Через четыре года (1908) этой премии удостоился И. И. Мечников за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний.

«Вехи».Вскоре после революции 1905 — 1907 гг. несколько из­вестных публицистов (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве А.С.Изгоев, С.Л.Франк, Б.А. Кистяковский, М.О.Гершензон) выпустили книгу «Вехи. Сборник статей о русской интеллиген­ции».

Авторы «Вех» считали, что революция должна была закончиться после издания Манифеста 17 октября, в результате которого ин­теллигенция получила те политические свободы, о которых все­гда мечтала. Интеллигенция обвинялась в игнорировании нацио­нальных и религиозных интересов России, подавлении инакомыс­лящих, в неуважении к праву, разжигании в массах самых темных инстинктов. Веховцы утверждали, что русская интеллигенция чужда своему народу, который ее ненавидит и никогда не будет пони­мать.

Против веховцев выступило множество публицистов, прежде всего сторонников кадетов. Их труды публиковала популярная га­зета «Новое время».

Литература.В русскую литературу вошло немало имен, снис­кавших мировую известность. В их числе И. А. Бунин, А. И. Куприн и М.Горький. Бунин продолжал традиции и проповедовал идеалы русской культуры XIX в. Долгое время проза Бунина оценивалась гораздо ниже его поэзии. И лишь «Деревня» (1910) и «Суходол» (1911), одна из тем которых — социальный конфликт в деревне, заставили говорить о нем как о большом писателе. Рассказы и повести Бунина, такие, как «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», принесли ему мировую известность, подтверждением чему стала Нобелевская премия.

Если прозу Бунина отличали строгость, отточенность и совер­шенность формы, внешняя бесстрастность автора, то в прозе Куп­рина проявилась стихийность и страстность, свойственные лич­ности писателя. Любимыми его героями были люди душевно чис­тые, мечтательные и одновременно безвольные и непрактичные. Зачастую любовь в произведениях Куприна кончается гибелью героя («Гранатовый браслет», «Поединок»).

Иным было творчество Горького, который вошел в историю как «буревестник революции». У него был могучий темперамент борца. В его произведениях появились новые, революционные темы и новые, неизвестные до того литературные герои («Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»). В ранних рассказах («Макар Чуд-ра») Горький выступил как романтик.

Новые направления в литературе и искусстве.Важнейшим и крупнейшим течением в литературе и искусстве 90-х годов XIX — начала XX в. был символизм, признанным идейным вождем кото­рого был поэт и философ В. С. Соловьев. Научному познанию мираьсимволисты противопоставляли конструирование мира в процес­се творчества. Символисты считали, что высшие сферы жизни невозможно познать традиционными путями, они доступны лишь через познание тайных смыслов символов. Поэты-символисты не стремились быть понятыми всеми. В своих стихах они обращались к избранным читателям, делая их своими соавторами.

Символизм способствовал появлению новых течений, одним из которых был акмеизм (от греч. акте — цветущая сила). При­знанным главой направления был И. С. Гумилев. Акмеисты про­возглашали возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Членами кружка акмеистов были А.А.Ахматова, О. Мандельштам. По мысли Гуми­лева, акмеизм должен был открыть ценность человеческой жизни. Мир должен быть принят во всем его многообразии. Акмеисты использовали в творчестве разные культурные традиции.

Футуризм также был своеобразным ответвлением символизма, но он принял самую крайнюю эстетическую форму. Впервые рус­ский футуризм заявил о себе в 1910 г. выходом сборника «Садок судей» (Д.Д.Бурлюк, В.В.Хлебников и В.В.Каменский). Вскоре авторы сборника вместе с В. Маяковским и А. Крученых образо­вали группировку кубофутуристов. Футуристы были поэтами ули­цы — их поддерживали радикальное студенчество и люмпен-про­летариат. Большая часть футуристов помимо поэзии занималась еще и живописью (братья Бурлюки, А.Крученых, В.В.Маяков­ский). В свою очередь, художники-футуристы К.С.Малевич и В.В.Кандинский писали стихи.

Футуризм стал поэзией протеста, стремящегося к разрушению существующих порядков. Вместе с тем футуристы подобно симво­листам мечтали о создании искусства, способного преобразовать мир. Больше всего они страшились равнодушия к ним и потому пользовались любым поводом для публичного скандала.

Живопись.В конце XIX —начале XX в. продолжали свою твор­ческую деятельность такие видные русские живописцы второй половины минувшего века, как В.И.Суриков, братья Васнецо­вы, И.Е.Репин.

В конце столетия в русскую живопись пришли К.А.Коровин и М.А.Врубель. Пейзажи Коровина отличались яркими красками и романтической приподнятостью, ощущением воздуха на картине. Ярчайшим представителем символизма в живописи был М. А. Вру­бель. Его картины, словно мозаика, слеплены из искрящихся ку­сочков. Сочетания цветов в них имели собственные смысловые значения. Сюжеты Врубеля поражают фантастикой.

Значительную роль в русском искусстве начала XX в. играло движение «Мир искусства», возникшее как своеобразная реакция на движение передвижников. Идейной основой работ «мирискус­ников» было изображение не грубых реалий современной жизни, а вечных тем мировой живописи. Одним из идейных вождей «Мира искусства» был А.Н.Бенуа, обладавший разносторонними даро­ваниями. Он был живописцем, графиком, театральным художни­ком, историком искусства.

Деятельности «Мира искусства» было противопоставлено твор­чество молодых художников, группирующихся в организациях «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Эти общества не имели своей программы, в них были и символисты, и футуристы, и ку­бисты, но каждый художник имел свое творческое лицо.

Такими художниками были П. Н. Филонов и В. В. Кандинский. Филонов в своей живописной технике тяготел к футуризму. Кан­динский — к новейшему искусству, нередко изображая лишь очер­тания предметов. Его можно назвать отцом русской абстрактной живописи.

Не такими были картины К. С. Петрова-Водкина, сохранив­шего в своих полотнах национальные традиции живописи, но при­давшего им особую форму. Таковы его полотна «Купание красно­го коня», напоминающее изображение Георгия Победоносца, и «Девушки на Волге», где отчетливо прослеживается связь с рус­ской реалистической живописью XIX столетия.

Музыка.Крупнейшими русскими композиторами начала XX столетия были А.И.Скрябин и С.В.Рахманинов, творчество ко­торых, взволнованное, приподнятое по своему характеру, было особенно близко широким общественным кругам в период на­пряженного ожидания революции 1905— 1907 гг. При этом Скря­бин от романтических традиций эволюционировал к символиз­му, предвидя многие новаторские течения революционной эпохи. Строй музыки Рахманинова был более традиционен. В нем отчет­ливо видна связь с музыкальным наследием минувшего столетия. В его произведениях душевное состояние обычно соединялось с картинами внешнего мира, поэзией русской природы или обра­зами прошлого.

ТЕМА 16

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Наши рекомендации