Субъекты и объекты земельных правоотношений. Земельные участки (их части) как основной объект земельных отношений. Земельные сервитуты

С ликвидацией монополии государственной собственности на землю, введением частной собственности на землю существенно расширился и круг субъектов земельных правоотношений.

Субъектами земельных правоотношений признаются граждане и юридические лица, наделённые действующим законодательством определёнными земельными правами и обязанностями.

Прежде всего субъектом земельных правоотношений является Республика Беларусь. Так, в соответствии со статьёй 13 Конституции Республики Беларусь земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства, которое и осуществляет их управление в лице государственных органов.

Кодекс о земле от 23 июля 2008 г. впервые чётко определил круг субъектов земельных отношений. Ими, согласно статье 4 данного Кодекса, являются:

1) Президент Республики Беларусь;

2) Совет Министров Республики Беларусь;

3) государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель;

4) граждане Республики Беларусь;

5) иностранные граждане;

6) лица без гражданства;

7) индивидуальные предприниматели;

8) юридические лица Республики Беларусь;

9) иностранные юридические лица и их представительства;

10) иностранные государства;

11) дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств;

12) международные организации и их представительства.

Самой многочисленной группой субъектов земельных правоотношений являются физические и юридические лица. Объединённые общим признаком пользования и обладания землёй на определённых правовых основаниях, они составляют единую категорию субъектов, именуемых землепользователями.

Для того чтобы юридические и физические лица могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обладать земельной правоспособностью, быть носителями земельных прав и обязанностей. Степень наделённости субъектов земельных правоотношений соответствующими правомочиями является основным критерием, определяющим их правовой статус.

Указанные правомочия субъектов земельных правоотношений можно подразделить на общие, т.е. присущие всем видам субъектов, и специальные, присущие отдельным видам субъектов.

К общим правомочиям субъектов земельных отношений относится их правоспособность и дееспособность, т.е. признаваемая государством способность быть носителем субъективных прав и обязанностей и способность своими действиями приобретать права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их.

К числу специальных правомочий можно отнести те правомочия субъектов земельных отношений, которые складываются в сфере использования различных категорий земель. Так, при использовании сельскохозяйственных угодий правомочиями субъектов земельных правоотношений является выращивание продукции сельского хозяйства; при использовании земель лесного фонда – обеспечение как целевого их использования, так и проведение работ по повышению их плодородия и др.; при использовании земель рекреационного назначения – обеспечение их использования по целевому назначению.

Основополагающие нормы, устанавливающие правоспособность субъектов земельных правоотношений, закреплены в Конституции Республики Беларусь, Гражданском кодексе, Кодексе о земле и иных законодательных актах: право государства на собственность земель сельскохозяйственного назначения (статья 13 Конституции Республики Беларусь), право субъектов самостоятельно осуществлять землепользование, использовать в установленном законодательством порядке для целей, не связанных с извлечением дохода, имеющиеся на земельном участке общераспространённые полезные ископаемые, в том числе торф, водные объекты, а также полезные свойства земли (статья 69 Кодекса о земле) и др.

Основные положения дееспособности субъектов земельных правоотношений установлены в Кодексе о земле, декретах и указах Президента Республики Беларусь, постановлениях правительства. К ним относятся возможность приобретения субъектами земельных правоотношений прав и обязанностей землевладельцев, землепользователей, собственников земельных участков.

Земельная правоспособность юридического лица возникает с момента его создания, т.е. с момента государственной регистрации путём включения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (статья 47 Гражданского кодекса Республики Беларусь), и прекращается с ликвидацией юридического лица в соответствии со статьёй 57 ГК после внесения об этом записи в указанный регистр в соответствии с п. 8 статьи 59 ГК.

Земельная правоспособность физических лиц, как и их гражданская правоспособность, возникает в момент рождения и прекращается со смертью. Содержание земельной правоспособности граждан определяется тем, что в соответствии с законодательством они могут иметь земельные участки на праве собственности, наследовать и завещать их, получать земельные участки в пользование, совершать сделки с земельными участками при наличии документов, удостоверяющих право на эти участки. Кроме того, граждане Республики Беларусь имеют право на получение в пожизненное наследуемое владение земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, для ведения личного подсобного хозяйства, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, для традиционных народных промыслов. Среди данной категории лиц наибольшей правоспособностью в качестве субъектов земельных правоотношений обладают граждане Республики Беларусь.

Земельная дееспособность гражданина, т.е. его способность своими действиями приобретать и осуществлять земельные права, создавать для себя обязанности и исполнять их, возникает в полном объёме по достижении им 18-летнего возраста. В предусмотренных законодательством случаях, когда допускается вступление в брак до достижения 18-летнего возраста, гражданин, не достигший этого возраста, приобретает дееспособность в полном объёме с момента юридического оформления этого события.

В качестве субъектов земельных правоотношений могут выступать иностранные юридические лица и их представительства, иностранные государства, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организации и их представительства. Так, статья 3 Кодекса о земле установила, что земельные участки могут находиться у землепользователей «...на праве собственности иностранных государств, международных организаций». В силу установлений статьи 12 Кодекса о земле для размещения дипломатического представительства, консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь иностранное государство, а также международная организация для размещения своего представительства могут приобрести в собственность земельный участок в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. Статья 25 Кодекса о земле предусматривает возможность заключения договоров о приобретении земельных участков указанными субъектами в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь.

Объектами правоотношений являются материальные или духовные блага, для обладания которыми физические и юридические лица вступают в конкретные правоотношения. В отличие от всех иных правоотношений земельные правоотношения имеют своим объектом землю, по поводу которой возникают земельные отношения, определены права и обязанности их участников. Вместе с тем в теории земельного права и земельно-правовой практике понятие «объект земельных правоотношений» трактуется как сложное и неоднозначное правовое явление. Так, Е. В. Сырых в качестве объектов отношений, связанных с землёй, выделяет: землю как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков; земельные доли [Сырых, Е. В. Земельное право: учебник для вузов / Е. В. Сырых. – 2-е изд., переработ, и дополн. – М. : ЮСТИЦИНФОРМ, 2005. – С. 54–57]. При исследовании объектов земельных правоотношений Б. В. Ерофеев определил две группы объектов: объекты правового регулирования и объекты правовой цели. В качестве объекта земельно-правового регулирования он определяет землю, а объектом правовой цели – рациональное, эффективное её использование и охрану, создание земельного рынка и условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей среды, охрану прав на землю граждан, организаций и государства [Ерофеев, Б. В. Земельное право: учебник для вузов / Б. В. Ерофеев; под ред. акад. Г. В. Чубукова. – М. : Новый Юрист, 1998. – С. 139–143]. В зависимости от вида земельных правоотношений Е. Н. Колотинская определяет понятие земли в двух аспектах: как объект материальных земельных правоотношений и как объект процессуальных земельных отношений [Колотинская, Е. Н. Предмет и система земельного права / Е. Н. Колотинская // Земельное право России: учебник по специальности «Правоведение» / под ред. В. В. Петрова. – М. : СТОГЛАВЪ, 1995. – С. 62–67].

В правоохранительных земельных правоотношениях объектом является установленный государством земельный правопорядок, влекущий применение мер правовой ответственности и возмещение вреда, причинённого нарушением законодательства, а также права и законные интересы участников земельных правоотношений.

Объектами земельных отношений в силу статьи 3 Кодекса о земле являются:

– земля (земли);

– земельные участки;

– права на земельные участки;

– ограничения (обременения) прав на земельные участки, в том числе земельные сервитуты.

Как объект земельных правоотношений землю можно рассматривать, как минимум, в двух аспектах. Во-первых, земля является важнейшим и неотъемлемым компонентом окружающей среды. Она представляет собой единственное и незаменимое место жизнеобитания человека, важнейшее условие существования человеческой цивилизации. В экологическом праве земля рассматривается как «...земная поверхность на глубину её почвенного слоя» [Демичев, Д. М. Земля как объект использования и охраны // Экологическое право: учеб. пособие / С. А. Балашенко, Д. М. Демичев. – Минск : Ураджай, 2000. – С. 44], как поверхность, почва, грунт, местность, территория, составная часть окружающей среды. Кроме того, данный термин может означать земной шар, планету как космический объект и часть мирового пространства. Как основа жизни человека земля является средой для растительного и животного мира. В этом качестве она представляет собой объект правового регулирования, объект использования и охраны. Таким образом, являясь компонентом природной среды, земля в данном случае рассматривается как объект потенциальных правоотношений. Во-вторых, земля выступает в качестве объекта правового регулирования земельного права, когда под ней понимается расположенная над недрами часть земной коры, именуемая почвенным слоем или территорией, а точнее, земельный участок – как юридически и физически индивидуально обособленная часть земли. На него распространяются права и обязанности конкретных субъектов. Как недвижимость земельные участки порождают такие формы земельных отношений, как упорядочение землевладений и землепользовании, отвод участков в натуре, сделки с земельными участками и др. При совершении сделок с земельными участками как недвижимым имуществом на первый план выдвигаются скорее юридические права на данный участок, чем сам земельный участок. В таких случаях земля и, прежде всего, земельный участок являются уже объектами реальных земельных правоотношений.

Будучи всеобщим условием и средством труда, земля является общим объектом всех земельных правоотношений. Вместе с тем в зависимости от вида земельных правоотношений понятие земли как объекта может быть различным. Так, в сфере государственного управления землями объект земельных правоотношений находится в зависимости от компетенции органа управления землёй и вида управленческой функции. Такими объектами в данном виде земельных правоотношений могут быть государственный земельный кадастр, предоставление земельных участков, государственный контроль за использованием и охраной земель, мониторинг земель и проч.

Земельный участок – это часть поверхности земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Он не может быть разделён на части, если при целевом использовании той или иной части будут нарушены противопожарные, санитарные, экологические, строительные и иные нормы и правила. При совершении сделки с частью делимого земельного участка эта часть в установленном порядке должна быть предварительно выделена в самостоятельный земельный участок. Согласно статье 1 Кодекса о земле, граница земельного участка – это условная линия на поверхности земли и проходящая по этой линии условная вертикальная плоскость, отделяющие земельный участок от других земель или земельных участков. Граница земельного участка устанавливается (восстанавливается) на местности с закреплением её поворотных точек межевыми знаками на основании решения об изъятии и предоставлении земельного участка (фиксированная граница). Граница земельного участка может также устанавливаться (восстанавливаться) по планово-картографическим материалам с точностью, определяемой их масштабами, без закрепления её поворотных точек межевыми знаками на местности на основании решения об изъятии и предоставлении земельного участка (нефиксированная граница). Порядок работ по установлению (восстановлению) и закреплению границы земельного участка устанавливается Госкомимуществом.

Права на земельные участки как объект земельных отношений – это установленное законодательством право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками в соответствии с общепринятыми правовыми нормами и конкретными нормативными правовыми актами. Земельный участок считается созданным, изменённым, прекратившим существование с момента государственной регистрации соответственно его создания, изменения, прекращения существования. Право на земельный участок возникает, переходит, прекращается с момента государственной регистрации соответственно его возникновения, перехода, прекращения.

Помимо земельных участков и прав на них объектами земельных отношений являются также ограничения (обременения) прав на земельные участки, в том числе земельные сервитуты. Как установлено статьёй 1 Кодекса о земле, ограничение (обременение) прав на земельный участок – это установленные решением государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, принятое в соответствии с законодательным актом, договором либо постановлением суда условие или ограничение либо запрещение в отношении осуществления отдельных видов хозяйственной или иной деятельности, других прав на земельный участок, в том числе земельный сервитут, в целях общественной пользы и безопасности, охраны окружающей среды и историко-культурных ценностей, защиты прав и защищаемых законом интересов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Земельный сервитут – это право ограниченного пользования соседним или другим земельным участком. Он устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний, а в необходимых случаях – через другой земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Установление сервитута не должно повлечь изменения целевого назначения обременяемого земельного участка.

Наши рекомендации