Социальная работа на предприятии

Объект- это работники, нуждаются в социальной помощи, попавшие в трудную жизненную ситуацию и все работники имеющие социальные потребности.

Предмет- это конкретные условия жизнедеятельности работников.

Сама организация наряду с государственными и благотворительными организациями является субъектом социальной работы.

Непосредственносоциальной работой в организации занимаются руководители и специалисты соответствующих подразделений.

Функции социального управления заключаетсяв аргументировании социальной помощи всех работников.

Это составная часть её внутренней политики, совокупность принципов, методов и форм и организационных механизмов, воплощённых в социальных проектах и планах.

Социальная политика- это ориентир социальной работы, а социальная работа- это способ реализации социальной политики.

Методы социальной работы.

-психологические исследования (наблюдения, социальный опрос, эксперт, беседы, тренинги, кейсы, ситуации, оценка поощрения и порицания, материальная помощь, групповые игры.)

Технология реализации социальной работы в обществе и организации.

Социальная технология – совокупность способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности с целью воздействия на социальные процессы и социальные системы.

Выделяют 2 группы технологий:

· Общие

· Частные (практические)

Раскроем их подробнее.

· Общие технологии:относятся ко всем категориям, касающихся работников:

А) Социальная диагностика- деятельность по распознаванию и анализу социальных патологий и проблем.

Социальная патология - объективное отклонение от нормы

Социальная проблема - отклонения, которые вызывают беспокойство и мотивируют их преобразующую деятельность.

Этапы процесса социальной диагностики:

· Жалоба, т.е появление социальной проблемы

· Сбор и анализ данных о ситуации

· Постановка социального диагноза, т.е. заключение о сущности, причинах затруднения человека, ранжирование его проблем и выделение главной.

Б) Социальная экспертиза –исследование какого-либо вопрос, требующего специальных знаний с представлением мотивированного заключения.

Порядок социальной экспертизы:

· Определение социальной проблемы

· Установление способов исследования проблем и определение необходимости экспертизы

· Формирование закона

· Выбор модели экспортного исследования

· Согласование организационных вопросов и принятие решений о проведении экспертизы

Модели социальной экспертизы: рецензия, мониторинг и проект.

В) Социальное предвидение(прогнозирование). Цель - предвидеть те или иные явления будущего и способствовать более широкому воздействию на них в нужном направлении.

Г) технология применения коммуникативных навыков в социальной работе. Она нужна, т.к. данная деятельность подразумевает общение, поэтому в основе этой технологии лежит владение определенной коммуникативной деятельностью.

Среди характеристик выделяют:

· речь

· Голос

· Выразительные движения

· Форма поведения, паузы

· Способность наблюдать за другим человеком

· Способность понимать своеобразие каждого человека

· Эмоции

Д) Технология связи с общественностью

Используя связи с общественностью, можно создавать или изменять имидж организации, выносить на суд общества, коллектива существующие социальные проблемы. Реагировать и изменять социальные нормы.

Методы:

· Анкетирование

· Социальные исследования, с целью выяснения, сохранения или изменения социальной политики или социальной стратегии.

Е) Социальное страхование- система мер по созданию денежных фондов, формированию за счет страховых взносов предприятий, граждан, организации, направляя на материальное обеспечение нуждающихся лиц, а также выплаты сумм причинения ущерба.

Ж) Обязательное медицинское страхование персонала в организации -работодатель должен предоставить иногороднему работнику полис медицинского страхования.

З) технология сокращения персонала - актуально в период экономического кризиса. Порядок действия работодателя при сокращении работников определяется трудовым кодексом (статьи 81,82).

Частные технологии.

· Работа с семьей и женщинами, в том числе:

a) денежные выплаты семье на детей, в связи с рождением, содержанием и воспитанием – различные пособия и пенсии.

b) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские льготы семьям с детьми.

c) бесплатная выдача семье и детям одежды, обуви, детского питания, лекарства.

d) социальное обслуживание семей – оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи.

e) работа с молодёжью (15-29 лет). В самой организации планируются специальные мероприятия по адаптации молодых специалистов: выявление их мотивов, проведение собеседований, курирование молодого работника.

· Социальная работа с инвалидами: квотирование рабочих мест

· Социальная работа с пожилыми людьми

Наши рекомендации