Понятие и проблемы современной культуры управления на государственной и муниципальной службе

Существует множество причин, объясняющих усиление роли управленческой культуры в современных условиях. К основным из них можно отнести следующие:

1) в новом меняющемся мире перестают действовать традиционные рационалистические, механистические методы управления (возрастает важность духовных аспектов управления);

2) современная социальная реальность имеет тенденцию к усложнению, появляются альтернативы социального развития, новые идеи, новые структуры;

3) усиливается потребность работников аппарата и служащих в психологически комфортной обстановке;

4) усиливается внимание к культурным ценностям, соответствующим ценностным ориентациям работников и служащих;

5) возникает необходимость выработки новой парадигмы, основанной на социокультурном подходе к управлению;

6) наблюдается ускорение процессов, происходящих в современном социуме;

7) возрастает не только сложность социальных процессов, но и роль личности в них.

Культура управления и связанная с ней проблема эффективности управления в России проблемы извечные. Исследователи обращают внимание на очевидный парадокс. Он заключается в том, что, обладая огромными ресурсами (природно-сырьевыми, интеллектуальным потенциалом), по уровню благосостояния населения Россия продолжает отставать от других европейских стран. По словам известного отечественного исследователя российской истории А. С. Ахиезера, трансформация России – проблема прежде всего социокультурная, связанная с духовным и нравственным потенциалом общества и его изменениями.

Можно выделить три главные причины, обусловившие неудачи современных российских реформ:

• правовая недостаточность проводимых преобразований, отсутствие зрелой правовой культуры общества;

• живучесть стереотипов бюрократического властвования, которые проявляются как в деле принятия управленческих решений, так и в сфере служебных отношений;

• социальный и социокультурный раскол российского общества (основные сегменты общества расходятся по ценностным ориентациям, уровню благосостояния, стилю жизни, нормам поведения).

Последнее обстоятельство особенно осложняет ситуацию, так как, во-первых, затрудняет формирование демократических институтов государства (поскольку исходная основа демократии – консенсус по поводу базовых ценностей и принципов жизни), а во-вторых, блокирует мотивационные механизмы в обществе.

Исследуя культуру государственного и муниципального управления, важно рассмотреть две стороны проблемы и ответить на два основных вопроса:

1) Какое содержание мы вкладываем в понятие "культура"?

2) В какой связи находятся власть, культура и управление?

Существует множество определений "культуры", которую можно рассматривать как:

• особую социальную реальность, "вторую природу", созданную волей и разумом человека;

• особый вид качественной социализации личности, ее самореализации в публичном корпоративном сообществе (профессиональном, экономическом, политическом и т.д.);

• результат нравственного, эстетического, интеллектуального совершенствования человека;

• социальное явление (культура призвана структурно организовать окружающий человека мир);

• память коллектива, жизненный опыт людей;

• инструмент единства, социальной связи (культура обеспечивает обществу необходимую стабильность).

Не менее важным является ответ на второй вопрос: в какой связи находятся власть, культура и управление?

Здесь мы выделим три основных положения.

1. Без культуры эффективного управления быть не может (это аксиома, не требующая доказательства).

2. Культура управления – это одновременно и культура управленческого мышления, и культура управленческого действия.

3. Культура управления всегда связана с инновациями, под которыми следует понимать действия, придающие ресурсам новые возможности.

Существуют различные трактовки культуры управления, которую обычно определяют как:

• управление посредством культуры, умение руководства использовать имеющиеся культурные ценности для повышения эффективности деятельности управляемых;

• совокупность развивающихся идей, взглядов, ценностей, а также методы и приемы управленческой деятельности, связанные с поиском и получением новых результатов;

• оптимальные способы достижения целей субъекта управления.

Последний подход используется в теории метауправления как науки о конструировании социальных и организационных структур в организациях (конструировании так называемых метасистем, включающих в себя комплекс культурных, организационных, правовых и психологических факторов процесса управления).

С этой точки зрения, в культуре управления выделяют:

1) элитно-кадровые механизмы управления (отбор и рекрутирование качественных человеческих ресурсов, руководителей инновационного типа);

2) социально-нормативные механизмы управления (формирование у персонала экономических, социальных, политических, нравственных, морально-психологических ценностей, определяющих мотивацию работников).

• Организационная культура – совокупность ценностей, обычаев, традиций, норм, верований и предположений, воплощенных в различных сторонах деятельности организации, которые делают ту или иную организацию уникальной.

Определяющее значение для осмысления рассматриваемой проблемы имеет понятие "организационной культуры" в системе государственного управления. Обычно под организационной культурой понимаются ценности и нормы, разделяемые большинством членов организации, а также их внешние проявления (организационное поведение). Организационная культура выполняет две основные функции: а) внутреннюю интеграцию (осуществляет внутреннюю интеграцию членов организации таким образом, что они знают, как им следует взаимодействовать друг с другом); б) внешнюю адаптацию (помогает организации адаптироваться к внешней среде).

Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать на общие цели всех работников и подразделения. На наш взгляд, организационную культуру важно рассматривать как единство двух составляющих:

1) культуры организации (ценности, нравы, убеждения, мотивирующие деятельность персонала);

2) культуры деятельности (способы, приемы управленческой деятельности).

В качестве фундаментальных основ современной культуры управления в этом случае следует выделить:

а) современные технологии оптимизации взаимоотношений в системе управления•,

б) современные средства мотивации трудовой деятельности.

Важно иметь в виду, что каждая страна и каждое общество формируют свою специфическую управленческую культуру. Наряду с общечеловеческими (универсальными) ценностями культуры, на управленческую культуру любой страны большое влияние оказывают условия среды, характер национальных нравов.

В современных условиях одной из основных проблем государственной и муниципальной службы в России становится овладение демократической культурой управления, структура которой может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 9.1).

Понятие и проблемы современной культуры управления на государственной и муниципальной службе - student2.ru

Рис. 9.1. Структура демократической культуры управления

Для сравнения типов управленческих культур в различных обществах и странах в современной науке используется так называемая "четырехфакторная модель" управленческой культуры ("управленческая матрица"), разработанная западными специалистами по управлению Г. Хофштеде и Д. Боллинже.

Авторы выделили четыре основных критерия для выявления базовых характеристик культуры управления в той или иной стране (рис. 9.2):

1) уровень иерархии или "дистанция власти", но которому ученые предлагают различать общество с высоким индексом дистанции власти ("вертикальные управленческие культуры") и с низким уровнем дистанции власти ("горизонтальные управленческие культуры");

2) стремление избежать неопределенности (оценивается степень, в которой население боится неорганизованных структур);

3) индивидуализм – коллективизм (выясняется, в какой степени в массовом сознании преобладают индивидуальные или коллективные ценности);

4) система мужественности (культуры сравниваются по дихотомии: маскулинизация – феминизация). В этой системе оценок определяется, в какой мере в общественном сознании и поведении преобладают мужские (ориентация на результат, конкуренцию, борьбу) либо женские ценности (качество жизни, согласие, толерантность, милосердие).

Понятие и проблемы современной культуры управления на государственной и муниципальной службе - student2.ru

Рис. 9.2. "Управленческая матрица"

Используя перечисленные критерии типов управленческих культур, можно выделить ряд специфических черт российской управленческой культуры, отличающих ее от западных обществ:

1) в российской традиции общественно-властных отношений преобладали требования справедливости, интимного (без посредников) отношения с властью, усиливавшиеся устойчивым недоверием к чиновникам ("царь хороший, а бояре плохие"). Понимание этой особенности делает очевидной необходимость большей транспарентности (открытости) государственной службы в России;

2) для русского человека характерна меньшая степень осознания ценности государственных структур (нелюбовь к организации как к внешнему принуждающему началу). Это обстоятельство заставляет нас сделать вывод о том, что властеотношения, сложившиеся в России, требуют более Г. Хофштеде и Д. Боллинже гибких форм организации, по крайней мере, не жестко бюрократических;

3) в сознании и поведении россиян преобладали групповые ценности и установки, а не индивидуальные черты;

4) для русского общества наиболее близкими были "женские" ценности (Н. А. Бердяев писал о "вечно бабьем" в русской душе).

Наши рекомендации