Тема 1. Возникновение Древнерусского государства

Введение

Огромные территориальные размеры нашей страны, ее широчайшее национально-культурное многообразие, экономическая многоукладность предопределили свой ни на что не похожий путь становления государственности. Тысяча лет, безусловно, оставила за собой богатое наследие управленческого опыта, который даже сейчас в совершенно иных специфичных условиях развития имеет совершенно ощутимую ценность.

Особое внимание в пособии уделяется важной роли государства в жизни страны и общества, которое во все времена активно влияло на основные аспекты социального прогресса. Последовательно показаны особенности и этапы становления российской государственности, процессы модернизации общества с учетом конкретно-исторических условий. Кроме того, в пособии подчеркивается крайняя противоречивость в отношениях между властью и населением, зачастую приводившая к появлению кризисных тенденций в процессе государственного строительства и на уровне местного самоуправления. Вниманию читателя представлены государственные учреждения, их внутренняя организация, направления деятельности, юридическая регламентация, а также их значение и место в государственном аппарате.

Специфика формирования российского государства, его аппарата, а так же и самого общества, позволяет выделить ряд основных принципов, предопределявших направление и содержание процессов формирования государства, государственной службы и государственного управления:

Вождизм - политика и идеология, утверждавшая, что первое лицо есть непререкаемый авторитет, ему свойственна харизма, он воспринимается как спаситель и избавитель от всех бед и знает единственно верный путь и необходимую цену, которую общество должно заплатить, чтобы пройти по этому пути к своему благоденствию.

Милитаризм - в российском государственном и общественном сознании - универсальная идеология и практика достижения текущих и перспективных целей во внутренней и, особенно, во внешней политике. Мощь государства измеряется количеством войск, вооружения, одержанных побед и понесенных в борьбе за них потерь.

Коллективизм - идеология и практика существования российского общества и государства в конкретных географических, климатических, материально-технических и политических условиях. У материально-хозяйственных истоков древнего русского государства стояла родовая, позже соседская община. В трансформированном виде она свойственна всей истории российского общества и государства.

Авральный тип ведения государственных дел и хозяйственной жизни - идеология и практика существования российского общества и государства в конкретных географических, климатических, материально-технических и политических условиях, для которой свойственно «работать от рассвета до заката» и «до седьмого пота». Особенно рельефно это можно проследить в истории российского государства XV-XXI вв., когда Россия, как страна «второго эшелона развития», по догоняющей траектории пыталась «преодолеть то расстояние», которое отделяло ее от передовых стран.

Аскетизм - характерный принцип организации госуправления и хозяйственной жизни в России, когда для обеспечения мощи государства на международной арене и блистательного оформления его высшего столичного фасада жертвовались интересы благосостояния его подданных и сами их жизни.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что эти принципы не исчерпывают всех тех основ, которые оказали формирующее воздействие на процесс возникновения, складывания и развития российского государства.

Данное учебное пособие охватывает весь период становления и развития российской государственности, с древнейших времен до наших дней и включает в себя все темы, предусмотренные программой курса «История государственного управления в России».

Рекомендовано студентам очной и заочной формы обучения для самостоятельной работы и подготовки к семинарским занятиям.

Тема 1. Возникновение Древнерусского государства

Начальный этап в истории российской государственности связан с образованием Древнерусского государства, известного также под названием Киевской Руси. Это крупнейшее в средневековой Европе государство, просуществовавшее с конца IX до середины XII вв., занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Ко времени образования государства указанную территорию населяли многочисленные земледельческие племена восточных славян, а также десятки народов финского, балтского, тюркского и иранского происхождения. К IX в. у восточных славян уже существовали внутренние предпосылки для создания государственности.

В 882 г., согласно летописи, новгородский князь Олег, регент при малолетнем Игоре Рюриковиче захватил Киев и, убив наместников Рюрика Аскольда и Дира, провозгласил его столицей своего государства. Сам же Олег стал титуловаться великим князем.

Объединение земель привело к необходимости организации управления ими, стало важной предпосылкой формирования древнерусской государственности. К концу IX в. на Руси сформировался необходимый аппарат управления, функционирующий уже не в рамках отдельного княжества, а в масштабах всего государства. К исходу X столетия государство Русь приобрело черты раннефеодальной монархии.

Продолжая политику объединения разрозненных племен в единое государство, князь Владимир пришел к пониманию необходимости внедрения единой религии как структурирующего элемента древнерусского общества и управления им. В этой связи огромное значение имело принятие Русью христианства. Церковь укрепляла авторитет князя, рассматривая его власть как богоданную, способствовала консолидации общества и осознанию им национальной идентичности. По распоряжению князя Владимира Святославича в конце X в. церкви было пожаловано право суда и сбора судебных пошлин по делам семейно-бытового характера в церковную казну. Ей также до середины XII в. ежегодно передавалась десятая часть всех княжеских доходов - десятина.

Главным внешнеполитическим итогом принятия Русью православной веры стало признание ее равноправным членом цивилизованного европейского сообщества.

Опорой власти киевских князей была дружина. Она проживала на княжеском дворе в особом помещении - гриднице - и находилась на полном содержании князя. Старшая дружина, состояла из богатых и значительных людей, носила название «бояр», «мужей». Вопросы управления (суд и вопросы, связанные с военными походами) князь решал в думе со старшей дружиной. Младшая дружина называлась «гриди», «гридь», «гридьба», а также «отроки», «дети боярские». Возраст при этом не имел значение, младшая дружина присутствовала на думах князя с боярами. В этом мы можем усмотреть зачатки системы подготовки управленческих кадров. Вместе с дружиной князь ходил «в полюдье» - так назывались походы за сбором дани. Войско набиралось из населения по мере надобности.

Рубежом в развитии древнерусского государства было появление писанного свода законов «Русская Правда» (начало XI в.), в правление князя Ярослава Мудрого. «Русская Правда» включала статьи законов как гражданских, так и уголовных. Ряд статей «Русской Правды» ограничивал кровную месть, распространенную тогда в обществе.

В Древнерусском государстве сохранилось (из предгосударственного или родового периода) вече - народное собрание, в котором участвовали «мужи» - главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса. Вече занималось обсуждением общих дел и непосредственным решением насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни. Определенно можно сказать, что это народное собрание являлось одной из исторических форм прямой демократии на территории Древнерусского государства.

Одной из функций князя было совещаться (сначала со своей старшей дружиной, а позднее со своими боярами - «княжими мужами»), и «думающий» стал своего рода обычным эпитетом для того из бояр, который являлся членом княжеского совета.

Древнерусское боярство на протяжении нескольких веков составляло особый социальный слой общества - служилую и земскую аристократию, по своему происхождению принадлежавшую к знаменитым фамилиям и родам и составлявшую «коренное, старшее население городов; они же были главными землевладельцами-собственниками». Обширные земельные владения, наряду с концентрацией значительных властных полномочий, послужили тому, что бояре довольно рано выделились из общей массы посадских и волостных общинников, продолжая вместе с тем сохранять весьма тесные взаимоотношения с ними.

Таким образом, старшая дружина стала источником формирования особого социального слоя, непосредственно связанного с государственным управлением - боярства. Но его оформление произошло уже на закате Древнерусского государства.

- Младшая дружина; гриди-гридни - это воины, которые не отличились в сражениях, не имели заслуг в посольствах, поэтому не были допущены к «сидению» с князем, то есть, к участию в думе. Они присутствовали на думе с целью обретения практики.

- Вече (от славянского «ветъ» - совет) - народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.

- Крупными фигурами в управлении являлись наместники (часто это были князья), руководители крупных административно-территориальных единиц. Князья посылали в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей. Население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы.

- Главы городов назывались посадниками, то есть «посаженые» (назначенные) князем (первоначально, затем вечем).

В отечественной историографии по вопросу формирования основ русской государственности преобладает комплексный подход, учитывающий влияние норманнов и, собственно, славян на этот процесс, причем ни один из факторов нельзя назвать доминирующим. При этом следует иметь в виду, что основатели и сторонники норманнской теории продуктивно выделяют тот факт, что «северные люди» основным способом производства материальных благ признавали войну. Именно эти военно-управленческие навыки они и положили в основу строительства Древнерусского государства.

Среди причин распада Древнерусского государства наиболее пристального внимания заслуживает ряд факторов внутреннего и внешнего характера:

1) Неустойчивый порядок престолонаследия, дававший возможность претендовать на великокняжеский стол, детям от христианского и языческого брака в равной степени (Святополк, Ярослав, Глеб и Борис).

2) Юридический - в 1054 г. Ярослав I ввел «лествицу» (лестнично-горизонтальный способ престолонаследия). В результате этого, как считал В.О. Ключевский, уже в поколении детей Ярослава возникла проблема «дядья-племянники».

3) Примерно равная военная мощь удельных княжеств, которая не давала ни одному из них возможности силой объединить все древнерусские земли вокруг своего стола.

4) Господствующим типом хозяйственной деятельности в тот период было натуральное хозяйство, которое внутри самого себя на примитивном уровне производило все необходимое для самообеспечения. Это значительно сужало необходимость торгово-экономических связей между отдельными княжествами.

Внешней же причиной, по утверждению С.М. Соловьева, было установление «военно-динамического равновесия» между Киевской Русью и кочевыми племенами, граничившими с ней. Эта ситуация в целом была характерна для X в., когда и возникли основные причины будущей раздробленности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что начальный этап становления русской государственности способствовал приобретению и выработке необходимого управленческого опыта, а также заложил достаточный потенциал для его дальнейшего совершенствования, несмотря на широкий спектр сопутствующей проблематики.

Наши рекомендации