Основные статьи затрат, связанные с работой персонала

Лекция 8. Задачи менеджера при комплектовании кадров.

Факторы, влияющие на планирование потребности в персонале

Процесс комплектования кадров включает следующие этапы:

- поиск;

- отбор;

- наем;

- распределение по рабочим местам.

При комплектовании кадров обычно решаются следующие задачи:

- определение оптимальной численности исполнителей;

- определение качественного состава и подбор кадров;

- распределение по рабочим местам в соответствии с профессионально-квалификационным уровнем персонала;

- сохранение квалифицированных работников;

- обеспечение продвижения по службе внутри организации.

Для определения степени укомплектованности организации персоналом используют коэффициент комплектования кадров:

Основные статьи затрат, связанные с работой персонала - student2.ru

где Срмi – необходимое число рабочих мест;

Срi – численность работников во всех сменах.

Очевидно, что процесс комплектования кадров подвержен влиянию различных факторов. Традиционно их разделяют на внешние и внутренние (рис. 1).

 
  Основные статьи затрат, связанные с работой персонала - student2.ru

Внешние факторы Внутренние факторы

Рис 1. Факторы, воздействующие на процесс комплектования кадров

Основные статьи затрат, связанные с работой персонала - student2.ru Внешние факторы:

• демографические (пол, возраст и т.п.);

• социально-экономические (образование, уровень дохода и т.п.);

• правовые (ТК РФ и другие нормативные акты);

• научно-технические (организационно-технический уровень организации).

Внутренние факторы могут быть представлены совокупностью различных воздействий, определяющих эффективность выполнения задач комплектования.

Основные статьи затрат, связанные с работой персонала

В деятельности организации многое зависит от начального этапа комплектования кадров. Следовательно, необходимо оценить возможные потери от ошибок при проведении кадровой политики. Для этого следует прежде всего рассмотреть состав и структуру затрат на персонал. При этом нужно учитывать, что потери могут быть и результатом различного уровня подготовки кадров.

Структура расходов на персонал определяется как сумма статей расходов на персонал:

Sперсонал = Sнаём + Sотбор + Sобучение + Sз/п + Sпремии + Sльготы + Sувольнение + Sнекомп

Sнаём – вербовка персонала;

Sотбор – оценка и выбор (отбор) персонала;

Sобучение – обучение персонала (профессиональная ориентация, наставничество, тренинги, стажировка, система повышения квалификации);

Sз/п - оплата труда;

Sпремии - система поощрения (бонусы, премии);

Sльготы – льготы;

Sувольнение – увольнение;

Sнекомп – некомпетентность персонала (например, у производственных рабочих такие расходы связанные с браком, у менеджера это может быть недополученная прибыль по причине неверного или запоздалого решения).

Привлечение опытных менеджеров по персоналу на этапе комплектования кадров позволит избежать неоправданных расходов организации.

Факторы, влияющие на планирование потребности в персонале

Факторы, оказывающие влияние на потребность организации в персонале, разделяют на две группы: внешние и внутренние.

Внешние факторы:

• государственная экономическая Политика (налоговые льготы и другие экономические условия, которые могут либо стимулировать, либо тормозить развитие организации);

• конъюнктура и изменение структуры рынка продукции и рынка труда;

• научно-технический прогресс (появление новых технологий, оборудования и др.).

Внутренние факторы:

• стратегия организации (цель, миссия и перспектива развития);

• организационная структура организации;

• доля научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в общем объеме;

• текучесть рабочей силы;

• режим работы организации (гибкий график работы и т.п.);

• оснащенность (оборудование и технологии, используемые в организации);

• система организации труда.

Потребность в кадрах - необходимое количество работников с разной профессионально-квалификационной структурой для обеспечения производственной деятельности организации.

Общая потребность - состав кадров по каждой категории работников, необходимый организации в текущем или перспективном периоде.

Дополнительная потребность - состав кадров по каждой категории работников, необходимый организации в текущем или предстоящем периоде дополнительно к имеющемуся сложившемуся составу на начало периода.

Наши рекомендации