Особенности реализации принципа разделения властей

В современной России

Разделение властей — один из принципов действующей Консти­туции РФ. Статья 10 Конституции РФ указывает, что государствен­ная власть в Российской Федерации осуществляется на основе раз­деления на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Государственную власть в стране осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды Российской Федерации (ст. 11).

Согласно конституционному положению, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собра­ние — парламент. Он состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы (статьи 94, 95).

Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 110).

Судебная власть осуществляется «посредством конституционно­го гражданского, административного и уголовного судопроизвод­ства» (ст. 118 Конституции РФ). В системе государственных орга­нов, осуществляющих судебную власть, в конституционном поряд­ке выделяются следующие.

Конституционный Суд Российской Федерации представляет собой орган конституционного контроля, «самостоятельно и неза­висимо осуществляющий судебную власть посредством конститу­ционного судопроизводства». Задачи Конституционного Суда РФ как специализированного органа конституционного контроля: защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства Конституции РФ на всей территории государства.

Верховный Суд Российской Федерации является «высшим су­дебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции» (ст. 126 Кон­ституции РФ).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации выступает как высший судебный орган «по разрешению экономических спо­ров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами» (ст. 127 Конституции РФ).

Президент РФ по природе и характеру выполняемых функций — глава государства, однако он не является органом, представляющим какую-либо из трех ветвей власти. Согласно ч. 2. ст. 80 Конституции России, Президент РФ «обеспечивает согласованное функциони­рование и взаимодействие органов государственной власти». По­этому в юридической литературе высказано следующее убедительное суждение: «У Президента РФ — своя форма власти, согласно кото­рой он решает задачи "обеспечения согласованного функциониро­вания и взаимодействия всех иных органов государственной влас­ти—и Российской Федерации, и субъектов РФ». Как видно, этот вывод подкрепляется содержанием статей 80, 85 Конституции РФ. Существенно и то, что никакие другие органы подобными возмож­ностями не располагают. Примечательно также мнение о том, что Президент РФ, судя по его фактической деятельности, больше тяготеет к исполнительной власти. Он осуществляет определенные полномочия, свойственные этой власти, и официально либо фактически руководит централь­ными органами исполнительной власти государства, а по сути, всей системой этих органов на территории страны1.

Каков смысл понятия «ветвь государственной власти»? В отече­ственной юридической литературе последнего времени предлага­ются различные трактовки этого понятия. В целом можно сказать так: ветвь государственной власти — это обособленная организацион­но-функциональная структура государственного механизма реали­зующая определенную управленческую функцию посредством специа­лизированных форм, методов, процедур.

Конституция РФ не только выделила законодательную, испол­нительную и судебную ветви власти, но и закрепила круг относя­щихся к их ведению вопросов, предусмотрела в этом плане необхо­димые сдержки и противовесы. Имеются в виду конкретные право­вые меры и организационные средства, препятствующие выходу за пределы установленной законом компетенции.

Назовем следующие положения, характеризующие в целом систему сдержек и противовесов в Российской Федерации: а) при­менительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура, которая регламентирует основные стадии законодательного процесса (статьи 105, 108 Конституции РФ); б) право Президента РФ наложить вето при поспешных реше­ниях законодателя (ст. 107 Конституции РФ); в) предусмотренная Основным Законом страны возможность для Государственной Думы и Совета Федерации в установленном порядке (ст. 107 Кон­ституции РФ) преодолеть вето Президента РФ; г) право Президента РФ принять решение об отставке Правительства РФ (ч. 2 ст. 117 Конституции РФ); д) право Государственной Думы выразить вотум недоверия Правительству РФ (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ); е) необходимость согласия Государственной Думы при назначении Президентом РФ на должность Председателя Правительства РФ л (п. «а» ст. 83 Конституции РФ); ж) право Государственной Думы ш выдвинуть обвинение против Президента РФ для отрешении его от Л должности (п. «ж» ч, 1 ст. 103 Конституции РФ); з) право Пре шден-1 та РФ распустить Государственную Думу (статьи 111, 117 Конституции РФ) и др.

Возникает вопрос: как соотносятся принципы единства государственной власти и ее разделения на законодательную и иные ветви?

Как отмечалось ранее, единство государственной власти — ее глу­бинное свойство, проявляющееся в нацеленности на обеспечение общенациональных интересов. Разделение властей — принцип, соответственно которому осуществляется разграничение компетен­ции ветвей государственной власти, их взаимодействие. Итак, законодательная, исполнительная судебная ветви власти должны взаимодополняться, но не пересекаться, не накладывать­ся одна на другую. Они не вправе выходить за пределы полномо­чий. установленных Конституцией РФ и законами. К тому же надо отметить, что разделение властей ни в коей мере не означает их про­тивостояние. Каждая ветвь имеет свои функции и наделяется соот­ветствующей компетенцией: власти обладают возможностью сдер­живать и контролировать друг друга. Если одна из трех властей ока­зывается приоритетной, то очень сложно говорить о разделении властей. В этом случае следует говорить лишь о разделении компе­тенции между ними.

В науке признается, что оптимальные формы разделения и взаи­модействия властей в современной России еще не устоялись, требу­ют дальнейшего совершенствования. Обращается внимание также на то, что это «разделение является неполным: функции властей частично пересекаются»1. Относительно обоснованности этого вывода приводится рад аргументов.

Законодательная власть, в соответствии с Конституцией РФ. при­надлежит Федеральному Собранию. Однако президент страны, в эту ветвь не входящий, во-первых, подписывает и обнародует федераль­ные законы, а во-вторых, издает указы и другие правовые акты, в том числе и нормативного характера. По-видимому, Президента РФ, являющегося главой государства, вернее всего было бы отнести к исполнительной власти. Но положений о том, что Президенту РФ принадлежит исполнительная власть, в Конституции РФ нет. При­мечательно и то, что Президент РФ осуществляет и некоторые функ­ции, тесно связанные с правосудием: назначение судей, а также помилование преступников.

К тому же отметим: деятельность исполнительных органов не исчерпывается одним лишь исполнением законов. Это более осно­вательная и многообразная управленческая деятельность, связан­ная с реализацией самого общественного предназначения государ­ства, осуществлением его функций. Сказанным объясняется значение нормотворческой, организационной деятельности этих органов др. Вместе с тем в юридической литературе по этому поводу высказано такое суждение: «Органы исполнительной власти не вправе заниматься первичным нормотворчеством, издавать норма­тивные акты, имеющие силу закона», ибо это означает «вторжение» в сферу законодательной власти.

Следует учитывать и то, что теория разделения властей нигде полностью не была воплощена в жизнь. В одних странах равновесие властей было нарушено в пользу парламента, в других — в пользу правительства.

Для современного российского общества принцип разделения властей особенно важен и значим. Он выражает не только разделе­ние труда между государственными органами, но и умеренность, «рассредоточенность» государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную власть.

Наши рекомендации