Виды исков, рассматриваемых судами Европейского Союза

Суммарная юрисдикция судов ЕС, ее основания и пределы определяются природой ЕС. Конкретная юрисдикция и правомочия судебных органов определяются учредительными актами и специальными актами вторичного права.

Договор о реформе вносит ряд новелл в юрисдикционную сферу. Подтверждается и уточняется трехзвенная судебная система. Пересматривается порядок регулирования организации и деятельности судебных органов. В процесс судопроизводства

вводятся ускоренная и упрощенная процедуры, подтверждается, что юрисдикция Суда не распространяется на ОВПБ.

Все виды дел, рассматриваемых судами ЕС, принято подразделять на дела прямой и косвенной юрисдикции.

Рассмотрение дел прямой юрисдикции судами ЕС имеет место в строго определенных случаях, которые установлены непосредственно в учредительных договорах. Главными разновидностями исков, рассматриваемых судами ЕС, являются иски о неисполнении обязательств, иски о бездействии, иски о законности (иначе, иски об аннулировании) и иски из причинения вреда. Иски о неисполнении обязательств могут быть предъявлены Комиссией или государством — членом (государствами) ЕС в случае, если они полагают, что то или иное государство — член ЕС не исполняет своих обязанностей или недостаточно полно или недостаточно добросовестно исполняет свои обязанности, налагаемые на него учредительными актами и нормативными правовыми актами вторичного права. Правом вчинения иска пользуются только привилегированные истцы, к которым относятся государства-члены и институты ЕС. Судебному рассмотрению предшествует административная стадия, цель и назначение которой — найти урегулирование спора, не доводя дело до судебного разбирательства. Однако в случае, если подготовленное Комиссией мотивированное заключение не принимается во внимание соответствующим государством, Комиссия может передать дело в Суд. В том случае, если Комиссия этого не делает, подобное право за собой сохраняет государство-член, возбудившее соответствующее производство. Статистика подтверждает, что примерно от 40 до 50% рассматриваемых исков по делам прямой юрисдикции составляют иски о неисполнении обязательств1.

Иски о бездействии, предусмотренные ст. 265 ДФЕС, имеют в виду возможность предъявления соответствующих исковых притязаний Европейскому совету, Европейскому парламенту, Совету или Комиссии, а равно ЕЦБ в случае, если они не принимают решений и мер, непосредственно требуемых учредительным актом или актами вторичного права. Такого рода иски могут быть предъявлены не только привилегированными истца-

1 Согласно годовым отчетам Суда ЕС за 2009 г. Судом ЕС в 2008 г. было вынесено 207 постановлений по делам о неисполнении обязательств. Больше вынесено решений лишь по делам, рассмотренным в преюдициальном порядке. В 2009 г. — соответственно 142 по делам о неисполнении обязательств и 1 об аннулировании против 302 решений, рассмотренных в преюдициальном порядке.

90 Часть I. Европейское право: содержание, природа и особенности

Глава 5. Юрисдикциейная защищенность




Виды исков, рассматриваемых судами Европейского Союза - student2.ru ми, но также частными физическими и юридическими лицами. В этом случае, однако, последние должны подтвердить, что непринятие такого решения наносит им индивидуально и непосредственно прямой ущерб (число такого рода исков весьма невелико, и в практике последних лет они вообще отсутствуют).

К числу дел прямой юрисдикции, рассматриваемых судами ЕС, относятся также дела, связанные с предъявлением исков о причинении вреда. Речь в данном случае может идти как о договорной, так и внедоговорной ответственности. Процессуальной правоспособностью обладают в этом случае прежде всего физические и юридические лица. Число соответствующих исков в судах ЕС относительно невелико. Объясняется это тем, что иски из причинения вреда в связи с неприменением, недолжным или неправильным применением нормы европейского права рассматриваются главным образом не на уровне судебных инстанций ЕС, а национальными судебными органами. В тех случаях, когда имеет место предъявление иска в связи с наличием арбитражной оговорки в контракте, заключенном между спорящими сторонами, такого рода иски рассматриваются, как правило, на уровне СОЮ. В 2008 г. их было девять. Условия предъявления иска из причинения вреда и вынесение соответствующего решения определены непосредственно в практике Суда ЕС. В частности, они были сформулированы в деле Франкович и др.

Особую категорию составляют иски, связанные с осуществлением надзора за законностью (иски об аннулировании). В соответствии со ст. 263 ДФЕС Суд ЕС контролирует законность актов, принятых совместно Европарламентом и Советом, актов Европейского совета, Комиссии и ЕЦБ, иных, нежели рекомендации и заключения. Такого рода иски могут вчиняться государствами-членами, институтами ЕС, а равно любыми физическими и юридическими лицами при условии, что оспариваемое решение принято персонально в отношении данного лица и наносит ущерб непосредственно данному лицу индивидуально. Суд ЕС, правда, в своих решениях отметил, что понятие «решение, наносящее ущерб конкретному лицу» не сводится к форме индивидуальных актов, принимаемых институтами ЕС, и дал им более широкое толкование. Однако необходимость доказывания того, что это решение наносит ущерб персонально и именно данному индивидууму, намного затрудняет предъявление исков со стороны частных лиц. Это тем более сложно, что срок исковой давности по делам об оспаривании законности весьма краток и

составляет всего два месяца со дня вступления акта в силу. Основанием для предъявления иска служат: принятие акта в отсутствие должной компетенции; существенное нарушение требований процедурного характера (например, отказ от обязательного запроса консультативного органа); нарушение положений учредительного договора или акта вторичного права; злоупотребление властью. В 2001 г. таких дел было рассмотрено всего 25 из 256; значительно большее количество дел рассмотрено СПИ: в 1999 г. - 215, 2000 - 219, 2001 - 132, 2002 - 171, 2003 - 174, 2004 - 199, 2006 - 223, 2008 - 269, 2009 г. - 214.

Кделам прямой юрисдикции относятся также иски, обжалующие решения институтов ЕС, постановления Комиссии, связан-г ные с наложением штрафных санкций. Наиболее часто они встречаются в области права конкуренции и при принятии антидемпинговых мер. Значительное место в практике Суда по делам гражданской службы занимает разрешение трудовых споров. В 2009 г. их было рассмотрено 155.

Дела косвенной юрисдикции рассматриваются преимущественно в связи с применением преюдициальной процедуры. Они составляют половину всех дел, принимаемых к производству Судом ЕС. (Подробнее о них см. в гл. 14 учебника.)

Реформа судебной системы на уровне ЕС в значительной мере была продиктована необходимостью подготовиться к предстоящему расширению ЕС. Увеличение числа государств-членов до 27 неизбежно повлекло возрастание количества дел, рассматриваемых судебными органами на уровне ЕС. Учитывая, что в годы, предшествующие расширению, число предъявляемых и принимаемых к рассмотрению дел ежегодно превышало число законченных производством, возникла необходимость принять меры по резкому повышению эффективности деятельности судебных учреждений. В какой-то мере этому и призвана помочь реформа судебной системы.

Основные контуры судебной реформы, осуществленной на основе Ниццского договора, воспроизводятся и уточняются в Договоре о реформе.

Наши рекомендации