Виды правоохранительных органов

Органы выявления и расследования преступлений

Органы юридической помощи

Органы обеспечения правопорядка и безопасности

Правоохранительные органы в России

В целом, в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов:

Прокуратура Российской Федерации

Министерство по чрезвычайным ситуациям

Федеральная служба охраны

Следственный комитет Российской Федерации

Федеральная служба безопасности

Министерство внутренних дел

Полиция

Федеральная миграционная служба

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков

Федеральная таможенная служба

Министерство юстиции Российской Федерации

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральная служба судебных приставов

Федеральная служба судебных приставов, выполняющая ряд функций правоохранительного органа, формально к таковым не относится, так как по статусу не приравнена к другим силовым структурам и является гражданским ведомством, как, например, Федеральная налоговая служба.

ТЕОРИЯ

Понятие «государственная служба» в юридической литературе толкуется по-разному: как социально-правовой институт; систему органов государства; вид деятельности человека.

В качестве правового института государственная служба представляет собой совокупность норм, регулирующих государственно-служебные отношения. Являясь комплексным, он объединяет в себе нормы различных отраслей права: государственного (конституционного), административного, финансового, уголовного, трудового. «Причем наибольший удельный вес имеют нормы административного права, которые, как известно, носят организационный характер – устанавливают правовое положение государственного служащего, порядок приема на службу, условия ее прохождения и прекращения».

Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации, по мнению В.Б. Гайдова [24, С. 11], относится к числу наиболее урегулированных правом разновидностей государственной службы. Он ссылается при этом на Закон Российской Федерации «О милиции» [9], а также на Положение о службе в органах внутренних дел [12]. Однако ни в законе, ни в Положении не определено ни понятия государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации, ни ее место в системе государственной службы Российской Федерации.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [7] устанавливает три вида государственной службы: государственную гражданскую, военную и правоохранительную службу.

В соответствии со статьей 7 указанного федерального закона, правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

На основании данной статьи можно выделить следующие признаки правоохранительной службы:

1. Служба осуществляется гражданами на должностях правоохранительной службы.

2. Осуществляется гражданами на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях.

3. Эти органы осуществляют функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

4. В процессе службы этим гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

В литературе обращалось внимание на то, что термин «государственная служба в правоохранительных органах» неудачен в данной формулировке, т.к. не существует дефиниции самих «правоохранительных органов». Понятие «правоохранительная служба» также не вполне подходящее. Ю.Н. Старилов предложил свою версию появления в законе этого термина: «правоохранительным органам нужна правоохранительная служба». Далее он определяет выдвинутый тезис: «правоохранительной службой, в широком смысле слова, можно считать любую государственно-служебную деятельность органов исполнительной власти, т.к. вся их деятельность направлена на исполнение законов и на обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина. государственная деятельность российских граждан служащих традиционно не считается правоохранительной, не смотря на то, что, в Но государственная деятельность российских граждан служащих традиционно не считается правоохранительной, не смотря на то, что, в известном смысле, всякая государственная гражданская служба является правоохранительной[53, С. 19]».

В соответствии с принципом разделения властей различается государственная служба в законодательных, исполнительных и судебных органах власти. Исходя из принципа федерализма и разграничения предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, государственная служба включает в себя федеральную государственную службу и государственную службу субъектов Российской Федерации. Учитывая особенности построения государственно-служебных отношений, выделяются гражданская и милитаризованная государственная служба. По специфике профессиональной деятельности государственная служба подразделяется на следующие виды: таможенную, налоговую, военную, службу в органах внутренних дел и др.

Правоохранительная деятельность осуществляется как государственными служащими правоохранительной службы, так и военнослужащими. В частности, правоохранительная служба может осуществляться в органах федеральной службы безопасности, федеральной службе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах внутренних дел, прокуратуре, органах юстиции, органах уголовно-исполнительной системы.

Виды государственной службы: федеральная - субъектов федерации - гражданская - общеадминистративная - специали­зированная - правоохранительная - военная - войсковая - вое­низированная

Государственная служба имеет многоцелевой функционально-деятель-ностный характер, обеспечивая исполнение всего объема полномочий струк­тур государственного аппарата (госорганов). Выполнение госслужбой мно­гочисленных и разнообразных задач и функций является основанием ее структурной дифференциации и специализации по видам профессиональной государственно-служебной деятельности. Эта деятельность призвана обеспе­чивать реализацию государственно-управленческих задач и функций, при­сущих органам государственной власти. Госорганы власти по современному российскому законодательству являются единственной организационной формой осуществления госслужбы. Дифференциация госорганов по предме­ту их ведения, т.е. по объему и структуре реализуемых государственно-властных полномочий и компетенции по отраслям и сферам госдеятельно­сти, создает основу для разделения госслужбъ! на виды. Вопрос о видах го­сударственной службы приобретает значение именно по причине многооб­разия государственно-служебной деятельности, что связано с проблемой мо­дернизации и повышения эффективности госслужбы в процессе ее совер­шенствования. Понимание этого вопроса необходимо прежде всего для уяс­нения сложившейся структуры госслужбы Российской Федерации а также задач ее оптимизации в целях приведения в соответствие с основополагаю­щими принципами системного единства, рациональной организации, право­вой типичности.

Госслужба, как деятельность по исполнению государственных задач и функций существует в госорганах различных организационно-правовых форм с различной организационной структурой. При этом они могут видо­изменяться в результате преобразований, реорганизаций, межсистемных,

§ 3. Виды государственной службы

внутриорганизационных изменений и т.п. Причем от принадлежности госор­гана к тому или иному виду законодательной, исполнительной или судебной государственно-властной деятельности в смысле его отношения к парламенту, правительству или суду, производив! и названия той госслужбы, которая в них организуется и функционирует. Собственное же наименование госоргана, будь то Федеральное Собрание, Конституционный или арбитражный суд, равно как и министерство, госкомитет, служба, агентство или надзор, значения не имеет. Государственная служба Российской Федерации имеет многоплановую структуру, определяемую:

а) конституционно-федеративным устройством государства; и

б) функционально-видовыми особенностями деятельности госорганов. По условию «а» структура госслужбы включает два равноправных по

предметам совместного ведения горизонтально-видовых уровня: федеральную госслужбу, находящуюся в ведении РФ, и госслужбу субъектов РФ (субъект­ную), находящуюся в их ведении (п. «т» ст. 71, ст. 72, 73, 76-78 Конституции РФ, ч. 3 ст. 2 ФЗ «Об основах ГС РФ».) Можно было бы назвать также близкий по смыслу деятельности примыкающий к ним уровень муниципальной службы, но действующим законодательством она выведена за дамки ГС.

По условию «б» образуется вертикально-видовой уровень структуры госслужбы РФ. Организуемая в госорганах по сферам и отраслям госвласти и управления госслужба может быть подразделена на гражданскую и военную. Многофункциональность и специфическая обособленность деятельности госорганов предполагает основания, по которым могут быть выделены и раз­личные подвиды госслужбы, которые к настоящему времени сложились или находятся в стадии формирования. Им свойственны особые функции, внут­риотраслевое своеобразие и компетенция, реализация которых осуществля­ется отдельными госорганами в законодательно установленном порядке.

По принципу разделения власти, т.е. в зависимости от вида государст­венной власти, в органах которой замещают должности госслужащие, можно различать госслужбу:

- представительной (законодательной) власти, называемую парламент­ской:

- исполнительной власти, называемую правительственной, т.е. осуще­ствляемую в аппарате правительства и органах исполнительной власти по сферам госрегулирования (управления);

- судебной власти, называемую судебной, т.е. осуществляемую в аппа­ратах судов всех инстанций. Вне этих органов госвласти остается госслужба в органах прокуратуры, так как ее принадлежность к той или иной ветви вла­сти представляется проблематичной. Механическое же включение статей о прокуратуре в главу «Судебная власть» ныне действующей Конституции РФ произошло скорее по юридико-техническим причинам, а потому не имеет концептуально-правового обоснования.

Глава 11.

Государственная служба в системе государственного управления__________

Характерной особенностью в функционировании видов госслужбы яв­ляются различия в компетенции и предметах ведения госорганов, т.е. в со­держании государственно-властных функций, обеспечиваемых государст­венно-служебной деятельностью.

Общая или общеадминистративная (управленческая) госслужба- это служба в органах госвласти общей компетенции, т.е. в органах, содержание государственно-служебной деятельности которых не отличается однород­ной функционально-профессиональной спецификой. К этому подвиду от­носятся:

-президентская госслужба в Администрации Президента РФ, в том числе в аппаратах Совета Безопасности, представителей Президента РФ; в администрациях глав субъектов РФ;

- парламентская госслужба в аппаратах палат Федерального Собрания РФ (в Совете Федерации и Государственной Думе); в аппаратах законода­тельных собраний субъектов РФ;

- правительственная госслужба в Аппарате Правительства РФ; в аппа­ратах правительств субъектов РФ; а также

- исполнительная госслужба, в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ, регулирующих раз­личные сферы деятельности: социальную (Минкультуры, Минтруда, Миноб­разования, Госкомспорт и др.), хозяйственно-экономическую (Минэкономи­ки, Госкомимущество, Минфин и др.), инфраструктуру (Минтранс, Минсвя­зи, Минэнерго, Госкомстат, Госкомитет по жилищной и строительной поли­тике, Комитет по машиностроению, и др.), сельское хозяйство (Минсельхоз) и т.д. Исполнительная госслужба, названная так условно, бесспорно является составной частью правительственной ГС. Она организуется и осуществляет­ся с непременным учетом функционального многообразия отраслевой спе­цифики сфер госдеятельности.

Специализированная госслужба - это реализация особо установлен­ных полномочий госслужащими с соответствующей профессиональной спе­циализацией, исполняющими должностные обязанности в госорганах, имеющими особую (специальную) компетенцию, как правило, для регулиро­вания преимущественно однородной деятельности (по соответствующим предметам ведения). Специализированная госслужба выделяется как вид гражданской госслужбы в зависимости от функциональной специфики и особенностей компетенции соответствующих госорганов, а также необходи­мого специального профессионального образования для исполнения полно­мочий по соответствующим госдолжностям госслужбы (ч. 2 ст. 6 ФЗ «Об основах ГС РФ»). К специализированным видам госслужбы относятся такие, которые по своему предметно-деятельностному содержанию отличаются рядом характерных особенностей. Эти особенности отражают профессио­нальную специализацию государственно-служебной деятельности по реали-

$ 3. Виды государственной службы

зации задач и функций, возложенных на специально образованный для этих целей госорган. Специализация государственно-служебной деятельности определяется в зависимости от функциональных особенностей госоргана, особенностей предмета ведения и специальной профессионально-образова­тельной квалификации госслужащих, необходимой для реализации их долж­ностных правомочий, и компетенции, установленной для данного госоргана. Такие госорганы образуются специальными правовыми актами (специаль­ными законами), и в соответствии со специальным правовым регулировани­ем организуется и функционирует госслужба специализированных видов. К специализированным видам госслужбы, согласно действующему законода­тельству и сложившейся системе госорганов, можно отнести:

- налоговую госслужбу (ГНС);

-правозащитную госслужбу (в аппарате Уполномоченного по правам человека);

-контрольно-надзорную госслужбу (в контрольно-надзорных госорганах: Госатомнадзоре, Счетной палате, Министерстве по антимонопольной полити­ке, Госгортехнадзоре, других службах федерального контроля и надзора транспорта, связи, различных инспекциях и т.д., сотрудники которых в силу служебных обязанностей соприкасаются с населением, взаимодействуют с должностными лицами и другими представителями предприятий, учреждений и организаций, осуществляют специальные контрольно-надзорные функции, являясь представителями власти);

-финансово-кредитную госслужбу (в финансово-кредитных госорганах: Центральном банке РФ, Федеральном казначействе, госбанках субъектов РФ);

-избирательную госслужбу (в аппаратах избирательных комиссий: ЦИК РФ, избирательных комиссиях субъектов РФ); и

-альтернативную гражданскую службу, предусмотренную в соответ­ствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 59).

Специальные функции и специальная компетенция присущи также спе­циально уполномоченным госорганам, которые призваны заниматься право­охранительной деятельностью. Она осуществляется путем применения юри­дических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неукосни­тельном соблюдении законодательно установленных порядка, правил и про­цедур. Именно на такие органы возложены задачи обеспечения законности и сохранения правопорядка. В широко распространенной литературе и разго­ворной речи их нередко называют спецорганами или компетентными орга­нами, а службу в них - спецслужбой. Госслужба в правоохранительных ор­ганах, называемая правоохранительной, осуществляется на должностях, учрежденных:

Глава 11.

Государственная служба в системе государственного управления__________

-в аппаратах органов суда (Конституционный Суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции, в том числе и военные, всех инстанций), на­зываемую судебной госслужбой;

- в органах прокуратуры (в Генеральной прокуратуре РФ и прокурату­рах, входящих в систему прокуратуры по Конституции РФ (ст. 129) и закону о прокуратуре (ст. 11)), называемую прокурорской госслужбой;

- в органах внутренних дел - в милиции (МВД), называемую милиией-ской госслужбой;

-в органах налоговой полиции (ФСНП), называемую налогово-поли-иейской госслужбой;

- в таможенных органах (ГТК), называемую таможенной госслужбой;

- в органах федеральной службы безопасности (ФСБ), называемую гос-службой безопасности',

- в органах службы внешней разведки (СВР), называемую разведыва­тельной госслужбой;

- в органах юстиции (Минюсте, органах и подразделениях, входящих в его систему), называемую госслужбой юстииии:

-в госнотариате (государственных нотариальных конторах), называе­мую нотариальной госслужбой.

Правоохранительная и военная госслужбы во многих отношениях близки и имеют общую специфику, что отражено в действующем российском законо­дательстве о соответствующих госорганах. По этим основаниям госслужба в правоохранительных и военных органах может быть отнесена к обоим видам госслужбы. Так, офицеры, находящиеся на службе во внутренних войсках, выполняют правоохранительные функции, являясь военнослужащими. В свою очередь, госслужащие правоохранительных органов, занимающие должности, например, в органах милиции, службе безопасности, имеют статус военнослу­жащих. Сотрудники этих госорганов проходят военную службу с учетом осо­бенностей, предусмотренных специальным законодательством, что обусловле­но спецификой выполнения служебных обязанностей. На военнослужащих МВД, ФСБ, СВР, ФСНП, ГТК, ФПС, ФАПСИ и др., т.е. на лиц рядового и на­чальствующего состава (сотрудников), распространяются положения, регла­ментирующие прохождение службы в Вооруженных Силах, а на работников, т.е. на лиц, не имеющих специальных или воинских званий, - общие положе­ния федерального законодательства о труде.

В ФЗ «Об основах ГС РФ» нет указаний о том, что данный закон уста­навливает основы всех видов госслужбы, как тех, которые сложились, так и тех.образование которых возможно, в том числе нет упоминаний о военной службе. Фактически данный Закон установил основы гражданской госслуж­бы, так как госслужба в ряде отдельных госорганов уже была урегулирована. К тому же специальные законы, регулирующие какой-либо особый вид госу-

3. Виды государственной службы

дарственно-служебной деятельности, имеют большую силу, чем ФЗ «Об ос­новах ГС РФ».

Военная служба по ФЗ«О воинской обязанности и военной службе» -особый вид федеральной госслужбы РФ в составе частей и учреждений Воору­женных Сил, других войск и военных структур России (Пограничные войска, Внутренние войска, войска ФСБ, войска СВР, войска ФАПСИ, Железнодорож­ные войска, войска гражданской обороны). Вопросы военной службы регули­руются обширным военным законодательством. Военную госслужбу отличает от гражданской ряд особенностей, которые также присущи некоторым видам правоохранительной службы. Эти отличия характеризуются следующими при­знаками: а) особыми условиями труда, сопряженными с риском; б) профессио­нальной спецификой; в) служебными обязанностями, в которые входят защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан, материальных ценностей; г) наличием особых дисциплинарных уставов, положений о дисцип­лине, учитывающих особенности должностных функций и условия службы сотрудников таких госорганов; д) особыми условиями и порядком поступления на службу, ее прохождения (имеются в виду соблюдение более строгих правил несения службы, связанных с необходимостью дисциплины, субординации, выполнения приказов, способность выдерживать порой критические физиче­ские и психологические нагрузки, быть в постоянной готовности к ним и т.п.), присвоения специальных званий, проведения испытательного срока, аттеста­ции, прекращения службы; е) умением обращаться с оружием и спецсредства­ми; ж) наличием определенного в нормативных административно-правовых актах статуса военнослужащих с установленным кругом прав, обязанностей, дисциплинарной ответственности, особым порядком привлечения к видам пра­вовой ответственности (прежде всего административной и материальной); з) обеспечением денежным содержанием, социальными льготами; и) ношением форменной одежды, знаков различия и другой внешней атрибутикой.

Однако, в отличие от службы в Вооруженных Силах, диапазон правоох­ранительной службы не замыкается, естественно, на решении задач защиты обороноспособности страны. У правоохранительных видов госслужбы более широкий функционально-деятельностный спектр. В отличие от военнослужа­щих, проходящих службу в Вооруженных Силах, военнослужащие правоохра­нительных органов, как правило, наделены полномочиями представителя вла­сти, т.е. их властные полномочия публичного характера выходят за пределы данного правоохранительного госоргана. Из числа госслужащих правоохрани­тельных органов представителями власти признаются, например, сотрудники милиции, налоговой полиции, органов ФСБ. Их распорядительные дейст-вия(полномочия) могут распространяться на граждан и юридических лиц, ор­ганизационно не подчиненных им по службе. Как представители власти сог трудники правоохранительных органов наделены правом давать обязательные указания для этих лиц, применять меры принуждения и т.д. В этом смысле

Глава П.

Государственная служба в системе государственного управления__________

должностные лица Вооруженных Сил представителями власти не являются (по крайней мере, в мирное время и не в условиях чрезвычайного положения). По­этому, чтобы избежать терминологической путаницы, понятие «военная служ­ба» следует употреблять применительно к службе в Вооруженных Силах и военных структурах РФ, т.е. прежде всего в войсках и других воинских фор­мированиях. Этот подвид военной госслужбы можно условно именовать вой­сковой службой, которая делится по видам и родам войск, подчиненных Ми­нистерству обороны и другим силовым ведомствам (войска службы безопас­ности (ФСБ), внутренние войска (МВД), войска спецсвязи (ФАПСИ), войска службы внешней разведки (СВР), войска Федеральной службы охраны (ФСО), пограничные войска (ФПС), войска гражданской обороны (МЧС), железнодо­рожные войска). Особенности правоохранительной госслужбы и некоторых других видов гражданской госслужбы, например, таких как фельдъегерская, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, сотрудники которых являют­ся военнослужащими, отражает термин «военизированная госслужба». К военизированной госслужбе могут быть отнесены:

- охранная (по подведомственности - в МВД, МПС, ФСО и т.д.);

- пожарная (в Государственной противопожарной службе МВД);

- фельдъегерская (в Государственной фельдъегерской службе Минсвязи

РФ);

— правительственной связи (ФАПСИ);

- спасательная (Аварийно-спасательная и Горно-спасательная службы МЧС);

- чрезвычайных ситуаций (МЧС);

- казачья (в войсковых обществах, зачисленных на государственную службу).

Сообразно тому, как выстраиваются объем и структура, отражающие ви­ды госвласти, отрасли и сферы управления, а также в зависимости от содержа­ния и характера исполнения госслужащими возложенных на них обязанностей, проводится правовое оформление госслужбы с учетом ее специфики в различ­ных госорганах. Правовые основы организации госслужбы закрепляются в актах общего характера, а также в специальных актах, касающихся отдельных госорганов власти. Основополагающими актами общего характера для форми­рования института госслужбы РФ является Конституция РФ и ФЗ «Об основах ГС РФ». Они заложили правовой фундамент для дальнейшего законодательст­ва, регулирующего госслужбу РФ по уровням и видам.

Контрольные вопросы

1. Какие причины являются основаниями специализации государственной службы и выделения ее видов?

§ 3. Виды государственной службы

2. Дифференцируйте государственную службу по видам и подвидам и оха­рактеризуйте их.

3. Что отличает военную службу от гражданской?

4. Назовите характерные черты, по которым совпадают и различаются воен­ный и правоохранительный виды государственной службы.

Нормативные акты

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Феде­рации» от 31 июля 1995 г. - Собрание законодательства Российской Федера­ции. 1995. № 31. Ст. 2990.

Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г. -Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1993. № 9. Ст. 325; в ред. последующих федеральных законов.

Литература

Козбаненко В.А. Основы государственной службы и кадровой политики Рос­сийской Федерации. - М., 1999.

Манохин В.М. Служба и служащий Российской Федерации: правовое регули­рование.-М., 1997.

ОесянкоД.М. Государственная служба Российской Федерации. - М., 1996. Сергун П.П. Служба в органах внутренних дел: Справочник. - М., 1997. Спецслужбы России: законы и комментарии / Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. -М., 1997.

Организация государственной службы - система органов управления государственной службой - Совет по вопросам госу­дарственной службы при Президенте РФ - кадровые службы -кадрово-политические мероприятия - организационно-право­вые меры - механизм кадрового обеспечения государственных органов - управление персоналом государственной службы

Вопросы управления государственной службой включены современным российским законодательством в комплекс отношений, подлежащих регули­рованию с точки зрения обеспечения ее эффективной организации. Все то, что относится к организации государственной службы - учреждение госу­дарственных должностей, определение их статуса, установление квалифика­ционных разрядов и порядка их присвоения, весь обширный перечень норм и правил прохождения государственной службы, задачи по формированию кадрового состава государственных органов, функции управления персона­лом, проведение кадрово-политических и организационно-правовых меро­приятий, обеспечение эффективности государственной службы и т.д., - со­ставляет предмет и содержание управления государственной службой. Зна­чимость проблем управления государственной службой возрастает потому, что они требуют решения на общегосударственном уровне, в нормативной форме, т.е. в централизованном порядке. Для руководства этой деятельно­стью предусмотрено создание специальных государственных органов.

ФЗ «Об основах ГС РФ» устанавливает трехзвенную систему органов управления персоналом госслужбы. В этой системе управления кадрами гос­службы должны быть четко определены функции и задачи каждого звена управления, каждого структурного подразделения, а также порядок взаимо­действия между ними. Система органов управления государственной службой включает: Совет по вопросам государственной службы при Прези­денте РФ в качестве федерального органа, органы по вопросам государст­венной службы субъектов РФ, кадровые службы государственных органов.

§ 4. Управление государственной службой

На основе общегосударственной кадровой политики для всей системы государственной службы Российской Федерации в каждом государственном органе разрабатывается своя конкретная кадровая политика, вытекающая из его целей, задач и основных функций. Здесь кадровая политика проводится через аппарат, его структуры и персонал.

Общее руководство кадровой деятельностью государственных органов осуществляют их руководители - Президент РФ, Председатель Правительст­ва РФ, председатели палат Парламента РФ, председатели судов РФ, минист­ры и другие руководители федеральных органов власти, а на региональном уровне - руководители субъектов РФ, главы органов законодательной и ис­полнительной власти.

Наиболее широкими полномочиями в сфере государственной службы наделен Президент РФ. Он подписывает законы и издает указы по вопросам государственной службы, в которых выражается проводимая им кадровая политика; утверждает Реестр государственных должностей государственной службы РФ; присваивает квалификационные разряды и воинские звания высших рангов; награждает государственными наградами. Им единолично принимаются решения о назначении на должности и освобождении от них многих руководящих должностных лиц государства.

Решениями Правительства РФ назначаются на должности и освобожда­ются от них заместители федеральных министров, руководители и замести­тели федеральных органов исполнительной власти, кроме тех, кого назначает Президент РФ. По решению Правительства РФ назначаются члены коллегий федеральных органов власти, не входящие в них по должности.

Непосредственное руководство кадровой деятельностью органов госу­дарственной власти осуществляют руководители их аппаратов. Они ведают всеми вопросами, касающимися организационного обеспечения деятельно­сти государственных служащих.

Координацией деятельности по реализации задач, вытекающих из по­ложений ФЗ «Об основах ГС РФ», должен заниматься Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ. Задачи и функции этого совета определены данным законом (ст. 26). Установлена также норма пари­тетного представительства в его составе высших органов государственной власти Российской Федерации - Президента, Совета Федерации и Государ­ственной Думы, Правительства, Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов. В составе Администрации Президента РФ образованы управления по кадровой политике и работе с кадрами, в составе Аппарата Правительства РФ действует департамент государственной службы и кадров. В свою очередь, в каждом органе государственной власти имеются кадровые службы, являющиеся их структурными подразделениями.

При осуществлении кадровой политики органы управления государст­венной службой решают многие вопросы, касающиеся подготовки проектов

Глава 11.

Государственная служба в системе государственного управления__________

нормативно-правовых актов и реализации их положений на практике, испол­няют решения по кадровым назначениям и проводят мероприятия, отвечаю­щие требованиям формирования кадрового состава государственного аппа­рата. Объем полномочий и функции кадровой деятельности госорганов рег­ламентируются соответствующими правовыми актами.

Практическим воплощением проводимой руководством страны кадро­вой политики и организационно-правовых мероприятий в конкретном госу­дарственном органе занимаются специально образуемые в их структуре под­разделения - кадровые службы (ст. 28 ФЗ «Об основах ГС РФ»). На практи­ке они могут именоваться по-разному: совет, департамент, управление, от­дел, служба. При этом они всегда подчинены непосредственно руководите­лям государственных органов. Кадровые службы госорганов оформляют все назначения на должности, выполняют мероприятия по штатному учету, пла­нированию и прогнозированию численности кадров государственной служ­бы и всего персонала государственных органов, занимаются проведением конкурсов на замещение вакантных должностей, аттестаций и квалификаци­онных экзаменов, организацией профессиональной подготовки, переподго­товки и повышения квалификации госслужащих.

Основными задачами и направлениями деятельности кадровых служб органов государственной власти, как федеральных, так и субъектов федера­ции, являются:

- проведение конкурсов и аттестаций;

-оформление решений, связанных с прохождением государственной службы, ведение личных дел;

- консультирование;

- анализ и прогнозирование кадровых ситуаций;

-организация профессиональной подготовки (переподготовки) и по­вышение квалификации, а также организация практики и стажировок госу­дарственных служащих.

Реализация всего комплекса кадровых мер по обеспечению государст­венного аппарата корпусом необходимых специалистов осуществляется с помощью специально разрабатываемых технологий и методов подбора и продвижения государственных служащих, обмена кадровой информацией, оценки кадров, формирования управленческих «команд» для решения опре­деленных задач.

Кадрово-политические мероприятия заключаются в разработке и практическом претворении целей и задач, вытекающих из принятой государ­ством доктрины кадровой политики. Такими мероприятиями, которые долж­ны проводиться в системе госслужбы, могут быть: «связи с общественно­стью»; социальная реклама и пропаганда (от лат. ргора%апАа - распростра­нение) передового опыта, широкое информирование общественности об ус­пехах, достигнутых на государственном поприще определенными органами

§ 4. Управление государственной службой

и их представителями; действия, направленные на создание благоприятного социально-психологического климата в среде госслужащих, формирование их положительного образа, общественного мнения в пользу доверия к госу­дарству, людям, избравшим своей профессией государственную службу об­ществу. Кадрово-политическими мерами, проводимыми в госорганах, явля­ются установки, которыми должны руководствоваться кадровые службы. Например, такие установки, как «кадровая политика МИД заключается в том, чтобы происходила ротация дипкорпуса, шло постоянное обновление персонала зарубежных представительств» или «кадровая политика МВД ориентирует кадровые службы на то, чтобы в органы милиции приходили молодые люди, отслужившие в армии». Рекрутирование кадров «секретных служб» (ФСБ и др.) строится на установке о том, чтобы сюда принимались те, кому было сделано предложение или дана рекомендация своих сотрудни­ков, а приход по собственному желанию здесь вызывает сомнения. С помо­щью кадрово-политических мероприятий может регулироваться качествен­ный состав госслужащих: через возрастные предпочтения, соотношение мужчин и женщин и т.д.

Обеспечение эффективности государственной службы подразумевает систему мер организационно-правового характера, проводимых в целях осуществления кадровой политики. К таким мерам относятся те, которые касаются организации и функционирования государственного аппарата, формирования организационной структуры аппаратов органов государствен­ной власти и управления, а также комплекс мер по формированию профес­сионального корпуса государственных служащих. Подобные меры разраба­тываются и осуществляются в рамках кадровой политики в системе государ­ственной службы и проводятся в жизнь органами, ведающими кадровыми вопросами. Организационно-правовые меры могут быть: а) организационно-штатными (формирование штатного расписания, утверждение штатной чис­ленности, установление организационно-штатной структуры аппарата, фор­мирование кадрового резерва, утверждение должностных инструкций); б) организационно-распорядительными (назначения на должности и уволь­нения, распределение должностных обязанностей и поручений, направления на повышение квалификации, применение мер материального и морального поощрений, дисциплинарного воздействия).

Наши рекомендации