Профессиональная подготовка персонала в таможенных органах

Совершенствование профессиональной подготовки, перепод­готовки и повышения квалификации таможенных кадров прово­дится на основе:

- формирования сети учебных заведений, способной обеспе­чить потребности в подготовке и повышении квалификации кад­ров в соответствии с государственными образовательными стандартами с учетом регионального размещения таможенных орга­нов и имеющихся потребностей по различным направлениям дея­тельности ФТС России;

- улучшения качества профессиональной подготовки и по­вышения квалификации кадров за счет широкого использова­ния современных достижений образовательных учреждений России в области новых образовательных технологий, модуль­ных принципов обучения и внедрения дистанционного образо­вания;

- обеспечения повышения квалификации руководящего соста­ва не реже одного раза в три года;

- совершенствования организации профессиональной учебы (обучения на рабочем месте) с учетом потребностей служебной деятельности и изменений в оперативной обстановке;

- использования института наставничества в таможенных органах;

- развития межведомственного и международного сотрудни­чества в области подготовки и повышения квалификации кадров.

Являясь важнейшим рычагом профессионального развития дол­жностных лиц таможенных органов, система подготовки, перепод­готовки и повышения квалификации кадров обеспечивает процесс их непрерывного, многоступенчатого обучения.

Современная система подготовки специалистов в области таможенного дела включает:

- федеральное государственное казенное образовательное учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия»;

- отделы подготовки кадров и учебные центры в таможенных управлениях и крупных таможнях, обеспечивающие реализацию программ высшего и послевузовского профессионального образования и принимающие участие в организации переподготовки и повышения квалификации персонала таможенных органов;

- вузы, аккредитованные и аттестованные на право ведения образовательной деятельности по специальности «Таможенное дело».

Организационная структура системы подготовки таможенных кадров приведена на рис. 4.

РТА
Федеральная таможенная служба
Научное обеспечение учебного процесса
Методическое обеспечение учебного процесса
Аспирантура
Институт дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации
Филиалы РТА
Факультеты повышения квалификации
Подготовка кадров для таможен регионов Первоначальная подготовка вновь принятых в таможенные органы Повышение квалификации Методическая помощь преподавателям из числа опытных таможенников Отбор и направление в аспирантуру Подготовка специалистов по таможенному оформлению Проведение конференций Организация подготовительных курсов для поступающих в РТА  
Учебно-методический совет
РТУ
Учебно-методические советы
Отделы подготовки кадров
Профессиональная учеба сотрудников в отделах, таможнях Работа с резервом Контроль за выполнением планов повышения квалификации Оказание помощи в организации практики студентов РТА Контроль за прохождением стажировки после обучения на курсах первоначальной подготовки Распределение выпускников РТА по таможням Оказание помощи совету ветеранов в воспитательной работе  
Региональные учебные центры
Институт правоохранительной деятельности
Аккредитованные вузы
Отделения подготовки кадров таможен
Первоначальная подготовка вновь принятых Организация наставничества Методическая помощь руководителям учебных групп и наставникам  

Рис. 4. Система подготовки таможенных кадров.

Обучение персонала таможенных органов орга­низуется периодически по специально разрабо­танным планам и в соответствии с категориями и группами госу­дарственных должностей.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2008 года №362 дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих включает их профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с отрывом, с частичным отрывом (до 3 рабочих дней в неделю) или без отрыва (вечерние группы) от государственной гражданской службы РФ и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы.

Профессиональной переподготовкой является приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления гражданскими служащими нового вида профессиональной служебной деятельности.

Профессиональная переподготовка осуществляется в целях:

- совершенствования знаний гражданских служащих или получения ими дополнительных знаний для выполнения нового вида профессиональной деятельности;

- получения дополнительной квалификации.

Освоение гражданскими служащими образовательных программ профессиональной переподготовки завершается обязательной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей выпускную квалификационную (аттестационную) работу и экзамен.

По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдаются следующие документы государственного образца:

а) диплом о профессиональной переподготовке – лицам, прошедшим обучение по программе объемом более 500 аудиторных часов;

б) диплом о дополнительном (к высшему) образовании – лицам, прошедшим обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации объемом более 1000 часов.

Повышением квалификации является обновление знаний и совершенствование навыков гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации осуществляется в целях:

- освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности гражданских служащих (тематические и проблемные конференции и семинары) – объемом от 18 до 72 аудиторных часов (краткосрочное повышение квалификации);

- комплексного обновления знаний гражданских служащих по ряду вопросов в установленной сфере профессиональной служебной деятельности для решения соответствующих профессиональных задач – объемом от 73 до 144 аудиторных часов.

Освоение гражданскими служащими образовательных программ повышения квалификации завершается обязательной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей следующие виды аттестационных испытаний:

а) по краткосрочным программам повышения квалификации – экзамен в форме тестирования;

б) по программам повышения квалификации объемом свыше 72 часов – экзамен в форме тестирования и защита итоговой работы.

По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдаются документы государственного образца:

- удостоверение о краткосрочном повышении квалификации – гражданским служащим, прошедшим обучение по программам объемом от 18 до 72 часов;

- свидетельство о повышении квалификации – гражданским служащим, прошедшим обучение по программам объемом от 73 до 144 часов.

В качестве примера краткосрочного повышения квалификации можно привести проведенные в 2012 году во Владивостокском филиале РТА двухнедельные курсы английского языка, предназначенные для сотрудников Владивостокской таможни, обеспечивавших проведение саммита АТЭС. Курсы проводились по программе «Английский язык в сфере профессиональной коммуникации». Группа из двенадцати таможенников отдела специальных таможенных процедур таможенного поста «Аэропорт Владивосток» отрабатывала разговорную речь, укрепляла навыки письма и чтения. По окончании курсов каждый слушатель прошел аттестацию в форме тестирования.

Стажировкой является изучение передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.

Программа стажировки разрабатывается образовательным учреждением совместно с государственным органом, гражданские служащие которого направляются для прохождения стажировки, и государственным органом или иной организацией, принимающим стажеров.

Освоение гражданскими служащими программы стажировки завершается отчетом о стажировке и обязательной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей выпускную квалификационную (аттестационную) работу. По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдается документ государственного образца – свидетельство о прохождении стажировки.

Отметим, что периодическое повышение квалификации (не реже одного раза в три года) гражданских служащих в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прописано в федеральном законе. Там же указывается, что основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются:

1) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;

2) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;

3) результаты аттестации гражданского служащего.

В процессе подготовки кадров таможенная служба использует принятые в мировой практике группы методов обучения – внутри и вне организации.

Обучение на рабочем месте характеризуется непосредственным взаимодействием с обычной работой. Определяющим признаком здесь является то, что обучение организовано и проводится специально для данного таможенного органа и его сотрудников.

Внутриорганизационная учеба в таможенных органах призвана поддерживать уровень профес­сионального развития должностных лиц путем обогащения специ­альными знаниями, ознакомления с содержанием руководящих до­кументов, а также другими сведениями и опытом, имеющими пре­имущественно практическую направленность.

Достоинствами внутриорганизационного обучения являются:

- более высокая приспособленность к потребностям таможенного органа, гибкость, дифференциация программ обучения;

- включение в процесс обучения большого количества сотрудников

- дешевизна;

- возможность использования реального технологического оборудования, а также применения процедур и/или методов выполнения работ;

- индивидуализация подготовки, изучение способностей персонала к обучению.

В повседневной деятельности таможни возникает значи­тельное количество вопросов по выполнению требований ру­ководящих документов, которые требуют не просто разового, а неоднократного обсуждения с присутствием соответствующих должностных лиц всех без исключения тамо­женных постов. Особенно много таких вопросов накапливается в части, касающейся взаимодействия таможенных постов и функциональных отделов таможни. Это усугубляется различным уровнем профессионализма должностных лиц таможенных постов и те­кучестью кадров. В целях устранения вышеуказанных причин некоторые таможни организуют проведение постоянно действующих семинаров для раз­личных категорий должностных лиц таможенных постов и функ­циональных отделов.

В частности, Санкт-Петербургская таможня проводит такие семинары каждую неделю. Семинары проводят, как правило, начальник функциональ­ного отдела (в случае его отсутствия – заместитель) и главные инспектора, возглавляющие определенные направления дея­тельности отдела.

Тематику проведения семинаров инициируют начальники отделов и непосредственно их формулируют как по названию, так и по вопросам проведения. План семинаров утверждает начальник таможни. План рассылается во все структурные подразделения таможни.

Полезной формой подготовки кадров зарекомендовали себя также однодневные совместные семинары руководящего состава тамо­женных постов близлежащих зон ответственности, которые проходят в течении половины рабочего дня по взаимосогласованному плану на базе одного из двух участвую­щих в семинаре постов. В течении этого времени начальник поста работает с начальни­ком другого поста по своим проблемным вопросам, заместитель начальника поста – с заместителем начальника поста, начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля – с аналогичным начальником, начальник отдела таможенного досмотра – со своим коллегой и т.д.

После завершения работы по отделам все руководители собираются вместе, обсуждают общие проблемы работы постов, обрабатывают предложения по результатам работы совместного семинара. Оба начальника таможен­ных постов подписывают предложения, а затем направляют их начальнику таможни для последую­щей организации их исполнения.

Внеорганизационная учеба включает все виды обучения за пределами работы. Обучение проводится внешними учебными структурами.

Достоинствами такой учебы являются:

- возможность использования дорогостоящего учебного оборудования, являющегося недоступным для конкретного таможенного органа;

- экономическая выгода в случае, если учится небольшое количество работников с одинаковыми потребностями в обучении;

- доступность квалифицированного обучающего персонала;

- более охотное обсуждение участниками каких-либо профессиональных вопросов в сравнительно безопасной нейтральной обстановке.

В системе внеорганизационного обучения кадров важную роль играет Российская таможенная академия (РТА) и три ее филиала (Санкт-Петербургский, Ростовский и Вла­дивостокский). РТА осуществляет подготовку специалистов по четырем специальностям высшего профессионального образования: «Таможенное дело», «Экономика и управление на предприятии (таможня)», «Юриспруденция», «Мировая экономика» и по трем направлениям подготовки: «Экономика», «Менеджмент» и «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр», «магистр»).

В 2011 году по программам основного высшего профессионального образования по всем формам в системе РТА обучалось 9192 человека, в том числе в РТА – 3566 человек, во Владивостокском филиале – 1201 человек, в Санкт-Петербургском филиале им. В.Б. Бобкова – 2724 человека, в Ростовском филиале – 1701 человек.

Головным центром профессиональной переподготовки и по­вышения квалификации должностных лиц таможенных органов является Институт дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации Академии, в котором проходит дополнительную подготовку руководящий состав таможенных органов.

В Институте осуществляются мероприятия по научному и учебно-методическому обеспечению системы региональной под­готовки кадров, направленные на создание единой методической и информационной среды в таможенной службе, а также повы­шение квалификации преподавателей, ведущих занятия в тамо­женных органах, обобщение и распространение лучшего педаго­гического опыта.

Институт правоохранительной деятельности РТА осуществляет профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для правоохранительных подразделений таможенных органов РФ, а также для таможенных служб иностранных государств в соответствии с имеющимися международными соглашениями.

На базе РТА создан Региональный учебный центр Всемирной таможенной организации (РУЦ), который предназначен для подготовки и переподготовки высококвалифицированных профессиональных кадров для национальных таможенных служб с целью их адаптации к условиям работы в XXI в.

В 2011 году в РТА прошли подготовку, переподготовку и повышение квалификации 12046 должностных лиц таможенных органов, в том числе в Институте дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации – 11107 человек, в Институте правоохранительной деятельности по 28 программам дополнительного профессионального образования – 939 должностных лиц правоохранительных подразделений ФТС России.

Обучение инспекторского состава таможенных органов и впер­вые принятых на таможенную службу лиц по программам дополнительного профессионального образования осуществляют факультеты повышения квалификации (ФПК) фи­лиалов РТА.

Обучение сотрудников таможенных органов по программам дополнительного профессионального образования осуществляется на основе государственных контрактов на обучение государственных гражданских служащих в рамках госзаказа на подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации, а также договоров между таможенными органами и образовательными учреждениями в пределах лимитов бюджетных средств, выделенных на обучение должностных лиц и работников таможенных органов. Кроме того, таможенные органы на различных условиях заключают договоры с вузами. В частности, Центральное таможенное управление берет на себя обязательство организовать и проводить практику студентов образовательного учреждения. А то, в свою очередь, в часы профессиональной учебы реализует программы дополнительного профессионального образования с выдачей по итогам соответствующих документов. Таким образом, например, в 2012 году профессорско-преподавательский состав Международной академии бизнеса и управления проводил в таможенной инспекции обучение по программе дополнительного профессионального образования «Таможенный контроль после выпуска товаров».

Своеобразным элементом системы внеорганизационного обучения, позволяющим учащимся сотрудникам не отрываться от служебной деятельности, является дистанционное образование. Например, осенью 2012 года в Сибирском таможенном управлении было организовано ведомственное дистанционное обучение сотрудников постов Сибирского региона. Использовался стенд адаптивной имитации работы подсистем Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.

Главными достоинствами системы дистанционного обучения являются дешевизна и возможность обеспечить необходимую периодичность повышения квалификации. Однако, как отмечают сами таможенники, обучающие программы и курсы часто недостаточно хорошо разработаны, что происходит из-за недостатка квалифицированных специалистов, способных создавать соответствующие учебные пособия.

Наши рекомендации