Сомнительная достоверность

Смысл библейской археологии в том, чтобы найти достоверные подтверждения сказанному в Священном Писании или истории Церкви. Возможно, что-то уточнить, исключить ложную версию. Безусловно, это важно: церковная научная деятельность должна идти на уровне с современной светской наукой. Но даже самые грандиозные церковно-археологические открытия не могут сами по себе ни прибавить, ни убавить веры. Мы веруем не потому, что находим аргументированные доказательства. Примерно то же самое можно сказать и о чудесах. Если человек не способен верить, то даже такие чудеса, как воскрешение мертвых или прозрение слепорожденных, никогда не заставят человека уверовать в Бога. И напротив, ни опровергнутая достоверность библейской археологической находки, ни «чудо», оказавшееся простым фокусом какого-нибудь проходимца (увы, бывает и такое), не могут поколебать веру православного христианина.
Ни для кого не секрет, что достоверность многих церковно-археологических реликвий или мест, связанных со священными событиями, мягко говоря, весьма условна. Например, в Иерихоне как минимум три дерева «претендуют» на то, что именно на него влез мытарь Закхей. Как минимум два места представляют местом Вознесения Господня.
В древности жители Ефеса категорически отказывались признавать Иерусалим местом Успения Пресвятой Богородицы – они были твердо убеждены, что этим местом мог быть только Ефес. Да и такие известные святыни, как Хитон Христов в Трире или даже Туринская Плащаница, тоже не имеют бесспорных доказательств. Или, например, место Преображения Господня. В Евангелии сказано лишь то, что Господь взошел на гору высокую. Но не конкретизируется, на какую именно. До IV века в Церкви преобладало мнение, что это была гора Елеон. Но после того как св. Елена построила монастырь на Фаворе, утвердилось мнение, что Преображение Господне было именно там. Хотя многие исследователи оспаривают возможность этого. Ученые сходятся на том, что это был один из отрогов горы Ермон.
Так это или нет – для нас сегодня не важно. По крайней мере, точного места Преображения сегодня знать никто не может. Ведь Фавор – это не отдельно стоящая сопка, а горная гряда. Но есть экскурсоводы, готовые показать доверчивым паломникам якобы «это самое место». А паломники потом возвращаются домой «с полными карманами счастья»: «А я сподобился побывать на месте Преображения Господня!».

«Каждый христианин должен быть немного «атеистом»»

Такая радость на каком-то уровне духовного развития может быть помощником в вере. Но вера должна укрепляться наряду с укреплением добродетели трезвения. Как это ни парадоксально, но впервые в истории атеистами стали называть именно христиан. Это прозвище древним христианам дали римские язычники, поскольку христиане отрицали веру в теосов – языческих божков. И это, пожалуй, симптоматично.
У христиан должно быть развито здоровое критическое мышление. В противном случае вера легко превращается в наивно-глуповатую легковерность, о которой строго предупреждает св. апостол Павел: «Негодных же и бабьих басней отвращайся…» (1 Тим. 4:7). Некоторую осторожность и даже недоверчивость Господь, пожалуй, нам простит легче, чем легковерность и падкость на сенсации.
Если человек ищет чудеса, это не говорит о том, что он ищет Бога. Это как раз то, о чем Господь предупреждает в очень жесткой форме: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему» (Мф. 12:39). Когда человек замкнут на поиске чуда и, в частности, тех артефактов, которые должны каким-то образом подтвердить истинность его убеждений, то он легко может прийти в состояние, которое в православии называется «прелесть». И такие люди есть в каждом храме и в каждой паломнической группе.

«Критическое восприятие – милость Божья»

Сомнительная достоверность - student2.ru

Ян Брейгель. Эдемский сад

Многие археологические находки не очень достоверны. В частности, это касается могилы Адама. Среди православных многие убеждены, что это Голгофа, о чем существует некое предание. Возможно, его придумали и греки, у которых с древнейших времен и по сей день сохранилась очень сильная склонность к мифотворчеству.
Паломникам, особенно паломницам, такие предания очень нравятся. Но относиться к ним нужно критически: интересоваться подтверждениями в Священном Писании, и если ссылаются на святых отцов, то конкретизировать, на каких именно. Иногда вырванные из контекста цитаты Священного Писания и святоотеческой литературы могут истолковываться несколько тенденциозно.
Бывает, мы что-то услышим, и это вызывает неприятие даже не на уровне сознания, а на уровне внутреннего мировосприятия – можно сказать, совести. Вот тогда это попахивает теми самыми «негодными бабьими баснями». Поэтому нужно быть очень осторожным и несколько раз переспросить, откуда эта информация и такие выводы. Может, имеет смысл еще раз перечитать, чтобы понять?!
Известно, что самое неправильное понимание Священного Писания – буквальное. Сказано: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя», но это не значит, что надо выкалывать глаза.
Библия – книга, написанная Духом Святым, и понять ее можно только в Духе. Ну а поскольку Священное Писание имеет Божественное происхождение, то оно имеет и Божественные свойства. А для людей, которые не ищут Бога и тем более пытаются найти подтверждение, что Его нет, Священное Писание «закрыто» – они его не поймут. Его духовный смысл для них непонятен.
Выдающийся немецкий ученый и публицист XVIII века Георг Кристоф Лихтенберг сказал: «Книга – это зеркало, и если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола». В данном случае такой человек не способен в Священном Писании найти ничего, что там сказано на самом деле.
Точно так же и с поиском рая. Если этим занимается светская наука археология, она не найдет ничего. Даже когда библейская археология сможет найти могилу Адама и стопроцентно ответить на вопрос, где именно находился рай на земле, я к этому отнесусь абсолютно спокойно.

«Любовь евангельская – это уже рай»

Мы ищем, прежде всего, Божией правды, Царство Божие – «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:20–21). Служение Богу в человеках – и есть путь к утерянному раю. Это поможет увидеть, что каждый человек – искорка Божественности, которая пробуждает уже не земную, а христианскую любовь. А христианская любовь имеет райскую систему отношений. Вот именно любовь в евангельском понимании – это уже рай. Там, где есть любовь, там есть Царство Божие на земле. Вот там и существует рай вне зависимости от географического положения – от Арктики и до Антарктиды.

Беседовала Марина Богданова http://pravlife.org/content/ray-na-zemle-gde-byl

Наши рекомендации