Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи

Для 8 класса

один год обучения

на 1и 2 полугодие

2012– 2013 учебный год.

Учителя Закировой Фанили Абдулганеевны

Количество часов по учебному плану в неделю 2 часа

в год 68 часов

Количество практических работ в год - 12

Составлен в соответствии с программой, утвержденной от 2000 г

Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ

Изучаемая учебно – методическая литература:

Основной учебник: Баринова И.И. География России. Природа. Из. дом « Дрофа» 2011г.

Учебно - методические пособия: 1. Баринова И.И.Методическое пособие . География России.

2. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы уч-ся по географии.

3. Моисеева О.П.Тематический тестовый контроль по Географии России.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе примерной программы:

§ Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII – IX классы), рекомендованная письмом МОиН РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.

В соответствии с авторской программой:

§ И.В. Баринова, В.П. Дронов «География России» (8-9 класс), География 6-11 класс. Программы для общеобразовательных учреждений; сост. Е.В. Овсянникова, М.: Дрофа – 2010г. стр. 31-38.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

§ Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.

§ Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).

§ Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

§ Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи.

Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затрону ли и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.

В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.

Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.

Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.

Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно — в конце 90-х гг. XX в.

Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любо го администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 — 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — 3-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2000).

Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структу ры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.

Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, на селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль туре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей страны нее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  • показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  • развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 138часов (по 70 часов в 8кл. и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

В структурном отношении курс состоит из введения и 6 разделов: I - «Россия на карте мира», II - «Природа России», III- «Население России», IV и V- «Хозяйство России», VI – « География крупных регионов России».

Тематическое планирование по курсу география России / Природа / в 8 классе

  Тема № урока в теме   Тема урока   Практическая работа   Домашнее задание
Введение (7) 1(1) 2(2) 3(3) 4(4) 5(5) 6(6) 7(7) Введение. Что изучает курс География России. Географическое положение России. П\Р Обозначение на к/к границу РФ ,о-ва, моря. Моря, омывающие Россию. Россия на на карте часовых поясов. Политико – административное деление России. Освоение и изучение территории России. Обобщение и закрепление знаний.   №1. Определение поясного времени для разных пунктов России, посредством решения задач.   § 1. Р.т. стр.37-38 § 2. § 3. Конспект урока § 4.
  Раздел 1. О С О Б Е Н Н О С Т И П Р И Р О Д Ы И П Р И Р О Д Н Ы Е Р Е С У Р С Ы
Рельеф России (5 ч.)   8(1) 9(2) 10(3) 11(4) 12(5)     Особенности рельефа России. Геологическое строение территории России. Минеральные ресурсы России. Развитие форм рельефа. Итоговое занятие темы. Контроль знаний.   № 2. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа, месторождения полезных ископаемых от строения земной коры.   § 5. § 6. § 7. § 8. С. 53
Климат России (5 ч.)   13(1) 14(2) 15(3) 16(4) 17(5)   От чего зависит климат нашей страны. Циркуляция воздушных масс. Типы климатов России. Зависимость человека от климатических условий. Итоговое занятие темы. Контроль знаний. № 3.Определение по картам закономерностей распределения сумм. и поглащ. солнечн. Радиации, выявление особенностей распределения ср. t я и ил. № 4. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. № 5. Оценка основных климатических показателей одного из уголков России для жизни и хоз. деятельности.   § 9. § 9. § 10. § 11. С. 72
Внутренние воды России (5 ч.)   18(1) 19(2) 20(3) 21(4)   Разнообразие внутренних вод России. Реки. Озера, болота, подземные воды, ледники. Водные ресурсы России. Контроль знаний по теме. П/Р № 8 .Оценка обеспеченности вод. Ресурсами крупных регионов России. Составление прогноза их использования. № 6. Составление характеристики одной из рек с помощью карт. Определить возможность хозяйственн. использование. №7. Объяснить закономерности размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата   § 12. .§ 13. § 14.  
Почвы России (4 ч.) 22(1) 23(2) 24(3) 25(4)   Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв. Почвенные ресурсы России. Итоговое занятие по теме №9 Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв и оценка их плодородия. § 15. § 16. § 17.
Растительный и животный мир России (5 ч.) 26(1) 27(2)   28(3)     29(4) Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Природно – ресурсный потенциал России. Обобщение и систематизация знаний уч-ся по разделу № 1. Контроль знаний по разделу № 1. « Особенности природы и природные ресурсы »   № 10. Составление прогноза изменений растительного и животного мира в зависимости от изменения других компонентов природного комплекса. § 18. § 19.   § 20.
  Раздел № 2. П Р И Р О Д А К У Р Г А Н С К О Й О Б Л А С Т И / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ /
Региональный компонент курса Природа Курганской области ( 10 ч.) 30(1)   31(2) 32(3) 33(4) 34(5) 35(6) 36(7) 37(8) 39(9)   40(10)     Введение. Заселение территории Курганской области. Географическое положение области. Становление Курганской области. Геологическое строение территории. Рельеф и полезные ископаемые. Климат Курганской области Внутренние воды области. Почвы области. Растительный и животный мир области. Природные территориальные комплексы. Обобщение и систематизация знаний по теме «Природа Курганской области»       П/Р Сравнение площади Курганской области с другими регионами страны. Определение протяженности с севера на юг и с запада на восток. Выявление благоприятности и не благоприятности Физического положения области. С. .3-10   С. 11 – 14 С. 15 – 18 С. 20 -24 С. 25 – 33 С. 34 - 38 С. 39 – 49 С. 50 – 52 С. 53 – 58 С. 59 – 64 С. 65 - 66
Раздел № 3. П Р И Р О Д Н Ы Е К О М П Л Е К С Ы Р О С С И И
Природное Районирование ( 5ч.) 41(1) 42(2) 43(3) 44(4) 45(5) Разнообразие природных комплексов России. Моря, как крупные природные комплексы. Природные зоны России. Разнообразие лесов России. Безлесные зоны юга России. Высотная поясность.   № 11. Оценка прир. условий и ресурсов пр.зоны на основе анализа серии карт. № 12 . Объяснения принципов выделения крупных прир. регионов на территории страны. Выделение внутри их более мелких составных частей. § 21. § 22. § 23. § 24. § 25. § 26.
Природа регионов России (19 ч. ) 46(1) 47(2) 48(3)   49(4) 50(5) 51(6) 52(7) 53(8)   54(9)   55(10) 56(11) 57(12) 58(13) 59(14) 60(15) 61(16) 62(17) 63 (18)   64(19) Русская равнина. Природные комплексы Русской равнины. Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. Северный Кавказ – самые молодые горы России. Природные комплексы Сев. Кавказа. Урал: каменный пояс Земли русской. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. Западно-Сибирская низменность: особенности природы. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины Восточная Сибирь: величие и суровость природы Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири. Дальний Восток: край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные ресурсы Дальнего Востока. Обобщение знаний уч-ся по теме « Природа регионов России». Контроль знаний по теме : «Природа регионов России».   П/Р . Составление карты « Природные уникумы России » (с подробной легендой ). § 27. § 28. § 29.   § 30 § 31 § 32 § 33 § 34   § 35   § 36 § 37 § 38 § 39 § 40 § 41 § 42 § 43
Человек и природа ( 4ч.) 65(1)   66(2) 67(3)   68(4)   Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Экологическая ситуация в России. Итоговое занятие по курсу. П/Р. Оценка экологической ситуации одного из регионов России с помощью данных разных источников. П/Р. Составление географо-экологического прогноза развития региона. § 44   § 45 § 46 § 47

Наши рекомендации