Ринцип работы магнитного корректора.

афедра 305

«Автоматизированные комплексы

систем ориентации и навигации»

Лабораторная работа на тему:

"Инерциальная курсовертикаль"

Выполнила студентка группы № 03-502

Макаренкова Надежда

Проверил преподаватель:

Корягин Лев Иванович

Москва 2012 год

1 ВВЕДЕНИЕ

В описании приняты следующие условные сокращения и обозначения:

А - датчик акселерометра;

Г - гироскоп;

ГБ - гироблок;

Д - диод;

Дм - датчик момента;

Ду - датчик угла прецессии гироскопа;

СКТ - синусно-косинусный трансформатор;

ДФСКТ - дифференциальный синусно-косинусный трансформатор;

ПК - преобразователь координат;

Р - реле;

ТГ - тахогенератор;

УА - усилитель акселерометра;

ФВР - фильтр внешней рамы;

УС’’ - усилитель системы гиростабилизации;

УДМ - усилитель датчика момента;

УК - усилитель коррекции;

УИ - усилитель интегратора;

РВ - реле времени;

БК - блок контроля;

ПВП - переключатель вращения подшипников;

УВР - усилитель внешней рамы;

ФС - фильтр стабилизации;

ГН - генератор напряжения;

УНЧ - усилитель низкой частоты;

БИ - блок интегрирующий;

ГУВК - гироскопическое устройство выставки курса;

ГПК - гирополукомпас;

АК - астрокоррекция;

ЗК - задатчик курса;

ВК - выключатель коррекции;

Ro - радиус Земли;

g - ускорение силы тяжести (9,81 м/с2);

W - угловая скорость вращения Земли (15 град/час);

U - абсолютная угловая скорость;

V - абсолютная линейная скорость;

w - дрейф гироплатформы;

a - абсолютное ускорение;

j - географическая широта;

yг - гироскопический курс;

yгмк - гиромагнитный курс;

yорт - ортодромический курс;

g - угол крена;

u - угол тангажа.

Цифра 1 присвоена гироблоку (гироскопу), стабилизирующему платформу с акселерометрами вокруг оси тангажа (при курсе yг = 0). Цифра 2 присвоена гироблоку (гироскопу), стабилизирующему платформу с акселерометрами вокруг оси крена (при курсе yг = 0). Цифра 3 присвоена гироблоку (гироскопу), стабилизирующему платформу с акселерометрами вокруг вертикальной оси.

2. НАЗНАЧЕНИЕ

ИКВ устанавливаемая на самолетах и вертолетах, предназначена для определения и выдачи потребителям:

- курса, углов крена и тангажа;

- составляющих абсолютной линейной скорости самолета по двум горизонтальным осям гиростабилизированной платформы;

- вертикального ускорения самолета.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Составляющие абсолютной линейной скорости самолета по двум горизонтальным осям гироплатформы выдаются в сумме с постоянными составляющими дрейфа гироплатформы.

2. Вертикальное ускорение самолета выдается в сумме с ускорением силы тяжести.

3. СОСТАВ

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru

Рис. 1. Состав ИКВ.

Система ИКВ (рис. 1) состоит из:

а) системы ГИКВ, в которую входят:

- курсовертикаль КВ-1,

- блок усилителей гиродатчика БУГ-14,

- блок коррекции БК-20,

- пульт управления ПНД-1 (пульт начальных данных);

б) магнитного корректора (МК), в который входят:

- коррекционный механизм КМ-2 серия 1,

- индукционный датчик ИД-6 серия 1.

ПРИНЦИП РАБОТЫ

Ра­бота системы ГИКВ основана на определении углов крена, тангажа, курса, составляющих абсолютной линейной скорости самолета гироинерциальным методом. Магнитный корректор ИК обеспечивает началь­ную выставку гироплатформы системы ГИКВ по магнитному или геогра­фическому меридиану при наземной подготовке системы и формирова­ние гиромагнитного курса в полете.

Принцип работы системы ГИКВ

Принцип работы ГИКВ заключается в измерении углов маневра самолета относительно гиростабилизированной платформы, удерживаемой в плоскости горизонта по сигналам интегральной кор­рекции, сформированным путем интегрирования горизонтальных состав­ляющих абсолютного ускорения самолета, измеренных акселерометра­ми, расположенными на гироплатформе, а в азимуте - по направлению, задаваемому свободным или корректируемым гироскопом.

Гироплатформа представляет собой трехосный гиростабилизатор, выполненный на трех двухстепенных гироскопах. Оси чувствительнос­ти гироскопов образуют правый координатный трехгранник Оxhz, ось Оz О которого ориентируется по линии отвеса, оси Оx и Оh находятся в плоскости, перпендикулярной линии отвеса, а точка “О” считается совпадающей с центром тяжести самолета (рис. 2). Для осуществления ориентации оси по направлению линии отвеса при произвольном перемещении точки “О” трехгранник Оxhz необходимо поворачивать в инерциальном пространстве вокруг осей Оx и Оh посредством приложения моментов к осям чувствительности гироско­пов 1Г, 2Г. Третий гироскоп 3Г, осуществляющий ориентацию оси Оz гироплатформы в азимуте может быть либо свободным, либо кор­ректируемый. В последнем случае к оси чувствительности гироскопа ЗГ необходимо прикладывать корректирующий момент, равный Wz*sinj.

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru

Рис. 2. Координатный трёхгранник Оξηζ на Земной сфере.

Для обеспечения невыбиваемости при выполнении самолетом слож­ных пространственных маневров гиростабилизатор помещен в дополни­тельную (называемую в дальнейшем внешней) раму крена. Благодаря наличию внешней рамы крена исключается возможность совмещения осей трехосного гиростабилизатора и, как следствие, его выбиваемость (например, при положении самолета с углом тангажа, близким к 90град., и “падении” на крыло). С целью устранения кинематических погрешностей углов крена, курса, тангажа, выдаваемых гиростабилизатором, внешняя рама крена отслеживается так, чтобы сохранилась перпендикулярность между рамой тангажа и внутренней рамой крена.

На гироплатформе установлены три датчика 1А, 2А, 3А акселеро­метров (рис. 3).

Составляющие абсолютной линейной скорости ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru и ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru , и сос­тавляющие угловой скорости ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru и ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru связаны следующими соотношениями:

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru , ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru ( 2 )

С учетом (2) проекции абсолютной угловой скорости вращения гироплатформы на оси Оx и Оh примут следующей вид:

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru , ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru ( 3 )

где ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru и ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru - проекции горизонтальной составляющей угловой скорости вращения Земли в точке вылета.

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru

Рис. 3.

Следовательно, чтобы ось Оz гироплатформы следила за линией отвеса, необходимо, чтобы моменты, налагаемые на соответствующие гироскопы, были пропорциональны интегралам от измеренных горизонтальных составляющих ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru и ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru абсолютного ускорения самолета. Такая кор­рекция называется интегральной. Гироплатформа при этом оказывается невозмущаемой. При идеальной работе системы ГИКВ она будет оставать­ся в горизонтальной плоскости.

Для получения ортодромического курса необходимо ось Оx гироплатформы удерживать по заданному направлению относительно Земли, для чего на гироскоп 3Г необходимо прикладывать корректирующий момент, обеспечивающий прецессию гироплатформы с угловой скоростью, пропорциональной

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru ( 4 )

где ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru - вертикальная составляющая угловой скорости вращения Земли;

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru - дрейф гироплатформы по оси Оz.

В случае отсутствия коррекции третьего гироскопа система ГИКВ выдает так называемый гироскопический курс yг.

Для обеспечения работы системы ГИКВ в полете необходимо во вре­мя предполетной подготовки на неподвижном основании гироплатформу с акселерометрами выставить в плоскости горизонта и в азимуте. По сигналам с датчиков 1А, 2А акселерометров производится выставка гироплатформы в плоскость горизонта, а интеграторы ускорений 1БИ и 2БИ (рис. 3) используется для запоминания дрейфа ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru и ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru гироплатформы по осям Оh и Оx соответственно и проекций горизонтальной составляющей угловой скорости вращения Земли.

Акселерометр, состоящий из датчика 3А и усилителя 3УА, измеряет вертикальную составляющую абсолютного ускорения ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru и выдает потре­бителям вертикальное ускорение самолета в сумме с ускорением силы тяжести.

Вследствие инструментальных погрешностей гироскопов, акселерометров, интеграторов гироплатформа в режиме интегральной коррекции будет иметь колебания относительно плоскости горизонта, и приборные значения составляющих абсолютной скорости будут иметь сле­дующие значения:

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru где ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru

a , b - углы отклонения осей чувствительности датчиков 1А, 2А от плоскости горизонта.

Начальная выставка гироплатформы в азимуте может осу­ществляться от любых средств (устройств), определяющих положение продольной оси самолета в азимуте, имеющих в качестве выходного эле­мента дистанционной связи синусно-косинусный трансформатор - прием­ник. При использовании в качестве такого устройства магнитного кор­ректора может быть обеспечена выставка гироплатформы по магнитному или истинному меридиану, либо по заданному направлению. В последнем случае одновременно с выставкой гироплатформы в азимуте происходит автоматическая компенсация постоянной составляющей дрейфа гироплат­формы ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru , для чего в систему вводится вертикальная составляющая угловой скорости Земли ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru формируемая в пульте управления ПНД-1 установкой географической широты местонахождения самолета.

В системе предусмотрена возможность автоматического ввода указанной составляющей от устройств, определяющих ее.

Принцип работы акселерометра.

Измерителем ускорений в системе ГИКВ является акселерометр, состоящий из датчика ДА-3, уси­лителя У-133 и масштабного сопротивления Rн.

Принцип действия акселерометра основан на уравновешивании инерционных сил, действующих на чувствительный элемент датчика, силами взаимодействия тока с полем постоянного магнита, функциональная схема акселерометра представлена на рис. 4.

Чувствительным элементом датчика ДА-3 является маятник, подвешенный на цапфах. На каркасе маятника расположены две обмотки (катушки): вторичная обмотка индукционного датчика угла и обмотка обратной связи. Под действием ускорений маятник перемещается, и вто­ричная обмотка индукционного датчика изменяет свое положение в поле первичной обмотки индукционного датчика, запитываемой напряжением 15 В 10 кГц.

Во вторичной обмотке индукционного датчика угла наводится ЭДС, значение которой определяется значением действующего ускорения.

Сигнал со вторичной обмотки индукционного датчика угла посту­пает на вход усилителя акселерометра, имеющего на выходе фазочувствительный выпрямитель. Выпрямленное напряжение с выхода усилителя подается на обмотку обратной связи, которая располагается в поле постоянного магнита.

В момент уравновешивания сил, действующих на чувствительный элемент, значение тока в обмотке обратной связи оказывается пропор­циональным ускорению, действующему на чувствительный элемент, а на­правление тока соответствует знаку ускорения.

Последовательно с обмоткой обратной связи включено масштабное сопротивление Rн. Напряжение, снимаемое с масштабного сопротивле­ния, пропорционально действующему ускорению.

Емкость Сн включена параллельно масштабному сопротивлению и служит для обеспечения устойчивости работы акселерометра.

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru

Рис. 4. Функциональная схема акселерометра

Принцип работы интегратора.

В качестве интегратора в системе ГИКВ используется электромеханический интегратор постоянного тока. Он представляет собой двигатель-генератор типа ИЭ-1МА (рис.5), работающий в замкнутой системе с усилителем. Двигатель-генератор состоит из двухфазного асинхронного двигателя и тахогенератора по­стоянного тока, расположенных на одном валу.

Входным сигналом для интегратора является напряжение, снимае­мое с масштабного сопротивления акселерометра Rн.

Условие работы акселерометра:

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru , ( 5 )

где ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru - напряжение на входе УИ;

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru - напряжение на входе интегратора;

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru - напряжение обратной связи тахогенератора.

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru

Рис. 5. Функциональная схема электромеханического интегратора

Присутствие напряжения DU на входе УИ объясняется наличием постоянной времени двигатель генератора интегратора (для ИЭ-1МА 3,5 сек); DU может достигать больших значений.

Характеристика напряжения тахогенератора в зависимости от обо­ротов двигателя линейна с высокой точностью (для ИЭ-1МА в = 0,15%), т.е. напряжение на обмотке тахогенератора пропорционально развивае­мой двигателем скорости:

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru , ( 6 )

где ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru = 6 Вольт / 1000 об.мин - крутизна характеристики тахогенератора;

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru - угловая скорость вращения вала двигатель-генератора ИЭ-1МА.

Из уравнений (5) и (6) следует:

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru ( 7 )

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru ( 8 )

или

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru ( 9 )

т.е. угол поворота двигатель-генератора интегратора пропорциона­лен интегралу от входного напряжения. Для интегрирования с высо­кой точностью различного рода ускорений, действующих на акселеро­метр, необходимо, чтобы соблюдалось равенство:

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru ( 10 )

Соблюдение равенства (10) путем непрерывного выполнения усло­вия

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru = ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru (11) невозможно из-за наличия постоянной времени двига­тель-генератора.

Равенство (10) выполняется в схеме интегратора путем примене­ния на входе УИ интегрирующего RC фильтра (сопротивление R, кон­денсатор C). При больших значениях DU этот фильтр выполняет роль запоминающего устройства, информация с которого в последующие мо­менты времени передается на выходной вал двигатель-генератора. Со­противление R2 предназначено для предотвращения автоколебаний вала двигатель-генератора.

Принцип работы гироскопической стабилизации.

Силовая гироскопическая стабилизация осуществляет разгрузку осей гироплатформы от вредных возмущающих воздействий: моментов трения, дебаланса и др.

Принципиальная схема работы контура силовой гироскопической стабилизации по одной из осей гироплатформы курсовертикали (по оси Оz ) приведена на рис.6. Этот контур включает в себя жестко свя­занный с гироплатформой двухстепенный гироскоп 3Г, ось прецессии которого расположена параллельно плоскости платформы и перпендику­лярна стабилизируемой оси платформы, и двигатель силовой разгрузки ДМ-10. Ротор двигателя силовой разгрузки ДМ-10 соединен непосредст­венно с гироплатформой, а статор через раму карданова подвеса связан с корпусом курсовертикали.

При возникновении внешнего возмущающего момента Мвозм гиро­скоп будет совершать прецессионное движение, поворачиваясь вокруг оси прецессии с угловой скоростью b‘.

Вследствие этого движения возникает гироскопический момент Мг, направленный в сторону, противоположную внешнему возмущающему моменту Мвозм.

Этот гироскопический момент в первое мгновение компенсирует возмущающий момент, и ось стабилизации сохраняет пер­воначальное положение. В дальнейшем, при повороте гироскопа вок­руг оси прецессии на некоторый угол b с датчика угла ДУ-17 по­ступает сигнал, который после усиления подается на двигатель силовой разгрузки (датчик момента) ДМ-10.

Датчик момента ДМ-10 развивает момент стабилизации Мс, на­правленный в сторону, противоположную внешнему возмущающему мо­менту Мвозм. Таким образом, в дальнейшем внешний момент уравнове­шивается суммой гироскопического Мг и стабилизирующего Мс момен­тов. Вследствие этого скорость прецессии уменьшается до тех пор, пока не станет равной нулю (при условии Мвозм = const ). Однако угол поворота гироскопа вокруг оси прецессии не будет равен нулю.

Таким образом, внешний момент Мвозм будет уравновешен момен­том, развиваемым датчиком момента ДМ-10, который полностью воспри­мет внешнюю нагрузку, разгрузив от нее гироскоп.

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru

Рис. 6. Схема работы контура силовой гироскопической стабилизации по оси Oζ.

Работа силовой гироскопической стабилизации контролируется по уровню сигнала на входе фильтра стабилизации ФС.

Принцип работы каналов тангажа, крена и курса системы ГИКВ.

Для простоты изложения работа системы ГИКВ рассматривается как работа каналов тангажа, крена и курса.

Работа каналов тангажа и крена идентична. Они могут ра­ботать в режимах:

а) интегральной коррекции,

б) радиальной коррекции.

В этом режиме к гироскопам 1Г, 2Г (рис. 3) прикладываются моменты, пропорциональные интегралам от измеренных составляющих абсолютного ускорения. Сигналы с датчиков 1А, 2А аксе­лерометров, усиленные усилителями 1УА, 2УА, поступают на интеграторы блока коррекции БК-20. Выходной сигнал интегратора, пропорциональ­ный составляющей абсолютной угловой скорости движения самолета по соответствующей оси Оx или Оh, поступает на вход усилителей 1УДМ, 2УДМ, с выхода которых усиленные сигналы поступают на датчики мо­мента 1ДМ, 2ДМ гироблоков 1ГБ, 2ГБ соответственно. Под действием приложенного момента гироскоп вместе с гироплатформой будет прецессировать вокруг соответствующей оси, при этом гироплатформа будет находиться в плоскости горизонта. Функциональная схема канала тангажа (крена) в режиме интеграль­ной коррекции приведена на рис. 7.

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru

Рис. 7. Функциональная схема тангажа (крена) в режиме интегральной коррекции.

Для создания прецессии гироплатформы с угловыми скорос­тями ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru , ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru в системе ГИКВ используются датчики момента типа ДМ-9.

Датчик момента ДМ-9 представляет собой магнитное устройство, состоящее из статора в виде постоянного магнита и ротора-кольца из эпоксидного материала с впрессованной в него обмоткой. Ток, проте­кающий по обмотке ротора, взаимодействует с полем постоянного магни­та статора и создает по оси прецессии гироскопа момент, значение ко­торого пропорционально току. Напряжение на датчик момента поступает с выхода усилителя УДМ, который преобразует поступающее на его вход напряжение постоянного тока с потенциометра R4 интегратора в посто­янное напряжение, соответствующее необходимому значению силы тока. Последовательно с обмоткой датчика момента на выходе усилителя под­ключено сопротивление Rобр.св., обеспечивающее глубокую обратную связь и требуемую точность работы датчика момента с усилителем.

В режиме радиальной коррекции (рис. 8) сигнал с датчи­ка 1А (2А) акселерометра поступает на усилитель датчика моментов 1УДМ (2УДМ) и затем датчик момента 1ДМ (2ДМ) гироблока 1ГБ (2ГБ), который заставляет прецессировать гироплатформу с акселерометрами вокруг соответствующей оси к положению, перпендикулярному вектору, равному сумме векторов ускорения силы тяжести и ускорения, вызван­ного изменением величины и направления скорости движения самолета, т. е, к положению, перпендикулярному кажущейся вертикали. Поэтому с целью уменьшения погрешности системы ИКВ в определении вертикали рекомендуется пользоваться режимом радиальной коррекции только в условиях равномерного прямолинейного полета. В этом случае выбран­ный коэффициент усиления усилителя 1УДМ (2УДМ) обеспечивает необхо­димое напряжение на датчике моментов 1ДМ (2ДМ), пропорциональное составляющей абсолютной угловой скорости движений самолета, при этом гироплатформа отклоняется от плоскости горизонта в пределах не более ±10 угл. мин.

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru

Рис. 8. Функциональная схема канала тангажа (крена) в режиме радиальной коррекции.

Для увеличения коэффициента усиления усилитель 1УДМ (2УДМ) в режиме радиальной коррекции используется без обратной связи. Для согласования входного сопротивления с нагрузкой служит сопротивление R .

абота внешней рамы крена.

Для обеспечения невыбиваемоети гироплатформы при сложных пространственных маневрах самолета в курсовертикали имеется внешняя рама крена. Входным сигналом следя­щей системы внешней рамы крена является сигнал с синусной обмотки СКТ-датчика внутренней рамы крена, причем этот сигнал минимальный при взаимно перпендикулярном положении внутренней рамы крена и рамы тангажа. Угол крена для потребителей снимается с СКТ-датчика внешней рамы крена. В качестве примера на рис.9 приведена траектория полета самолета при выполнении полупетли Нестерова и его положение относительно координатного трехгранника Оxhz . При движении самолета от точки А до точки В' значение угла тангажа увеличивается от 0 град. до 85 ± 1 град., при этом ось внешней рамы крена поворачивается вместе с самолетом относительно неподвижной рамы тангажа, и с курсовертикали снимается следующие углы маневра: при нахождении самолета в точке А (рис.10) yг = 180 град., g = 0 град., u = 0 град. ; при нахождении самолета в точке В' (рис. 11) yг = 180 град., g = 0 град., u = 85 ± 1 град. В точке В' в системе ИКВ предусмотрен переворот на 180 град. внешней рамы крена для изменения на 180 град. показания курса (в соответствии с действительным движением са­молета) и сохранения правильной полярности отсчета угла тангажа, при этом происходит “арретирование” внешней рамы крена.

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru

Рис. 9. Траектория полёта самолёта при выполнении полупетли Нестерова и его положение при этом относительно координатного трёхгранника Оξηζ.

В точке В” снимаются команды “переворот рамы” и “арретирование”. При дальнейшем движении самолета от точки В” до точки С значение угла тангажа уменьшается до нуля, при этом ось внешней рамы крена поворачивается вместе с самолетом относительно неподвижной рамы тангажа, и с курсовертикали снимаются следующие углы маневра: при нахождении самолета в точке В” (рис. 12) yг = 0 град., u < 90 град., g = 0 град.; при нахождении самолета в точке С (рис. 13) yг = 0 град. , u = 0 град., g = 180 град. . При движении самолета из точки С в точку Д (рис. 14) значение угла крена изменяется на 180 град., при этом с курсовертикали снимаются следующие углы маневра самолета: yг = 0 град., u = 0 град., g = 0 град..

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru

Рис. 10. Положение рам курсовертикали при нахождении самолёта в точке А.

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru
Рис. 11. Положение рам курсовертикали при нахождении самолёта в точке В’. Рис. 12. Положение рам курсовертикали при нахождении самолёта в точке В’’.

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru

Рис. 13. Положение рам курсовертикали при нахождении самолёта в точке C.

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru

Рис. 14. Положение рам курсовертикали при нахождении самолёта в точке Д.

На рис. 15 представлена функциональная схема следящей системы внешней рамы крена. Сигнал с синусной обмотки СКТ-датчика внутренней рамы крена поступает на вход ФВР через размыкающие контакты реле Р8, а с выхода УВР - на датчик момента ДМ-3.Последний обрабатывает внешнюю раму до положения, при котором рама тангажа и рама внутреннего крена перпендикулярны. Сигнал “переворот рамы” напряжением 27В выдается с ламельного устройства, установленного на оси тангажа гироплатформы курсовертикали. При угле тангажа 85 1 этот сигнал через реле Р22 и размыкающий контакт реле Р21 поступает на обмотку реле Р7, которое срабатывает и изменяет на 180 град. фазу опорного напряжения на ФВР и УВР, в результате чего происходит переворот внешней рамы крена на 180 град.. Переключение входа усилители УВР с СКТ-датчика внутренней рамы крена на СКТ-датчик внешней рамы крена подачей на обмотку реле Р8 того же сигнала "переворот рамы" обеспе­чивает электрическое арретирование внешней рамы крена, т.е. удержание ее с помощью датчика момента ДМ-3 относительно корпуса самолета так, что с синусной обмотки СКТ - датчика этой рамы снимается минимальный сигнал (при этом потребителям выдается g = 180 град.). Этим обес­печивается, в случае необходимости, возможность полета с углом тангажа u = 90 град. без потери устойчивости следящей системы внешней рамы крена.

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru

Рис. 15. Функциональная схема следящей системы внешней рамы крена.

Контроль работы следящей системы внешней рамы крена осуществля­ется блоком контроля БК-23, который выдает напряжение 27 В на обмот­ки реле Р20 и Р21 при напряжении на входе соответствующем углам кре­на более ± 12,5 град. и при отсутствии напряжения переменного тока 36 В 400 Гц срабатывает реле Р26 БУГ-14, снимая напряжение 27 В с УВР. В частном случае, когда требуется определение углов тангажа, крена и курса в осях, связанных с самолетом (например, для формирования уг­лов, необходимых при автоматизированном выполнении вертикальной пет­ли), в системе ИКВ предусмотрена возможность ввода сигнала напряже­нием 27 В "Кабрирование".

В этом случае происходит электрическое арретирование внешней рамы крена, и информация об угле крена самолета снимается с СКТ-датчика, установленного на внутренней раме крена. Однако, если при этом значение угла крена превысит ± 12,5 град., то управление внешней рамой крена по сигналу порогового устройства БК-23 автоматически переклю­чается с режима электрического "арретирования" на обычное управление.

Работа канала курса системы ГИКВ рассматривается взаимосвязанной с работой магнитного корректора.

Канал курса системы ГИКВ (рис. 16) может работать в режимах:

а) гирополукомпаса:

- с корректируемой в азимуте гироплатформой;

- со свободной в азимуте гироплатформой;

б) магнитной коррекции;

в) астрокоррекции;

г) коррекции от внешнего источника курсовой информации.

ринцип работы магнитного корректора. - student2.ru

Рис. 16. Функциональная схема канала курса в режимах ГИК и МК.

В режиме гирополукомпаса с корректируемой в азимуте ги­роплатформой система ГИКВ выдает ортодромический курс yорт., при этом на гироплатформу курсовертикали КВ-1 вводится поправки на вер­тикальную составляющую угловой скорости вращения Земли Wz и постоян­ную составляющую дрейфа гироплатформы в азимуте wx. При отсутствии компенсации вертикальной составляющей угловой скорости вращения Зем­ли платформа курсовертикали КВ-1 работает как свободная в азимуте; система ГИКВ задает в этом случае гироскопический курсор.

Режим работы канала курса, при котором осуществляется непрерывная совместная работа системы ГИКВ с МК (рис. 16), называется режимом магнитной коррекции, при этом выдаются осредненные значения магнитного курса самолета, т.е. так называемый гиромагнитный курс. Осреднение колебаний индукционного датчика МК, вызванных неравномер­ным движением самолета, обеспечивается соответствующим выбором постоянной времени дистанционной следящей системы, согласующей положение ДФСКТ в БК-20 с положением СКТ-приемника (М3) коррекционного меха­низма. Возможная в этом случае большая погрешность в измерении мгно­венного изменения курса самолета исключается тем, что эти изменения регистрируются гироскопическим измерителем курса, т.е. с помощью гироплатформы, в результате чего снимается гиромагнитный курс. Для этого ДФСКТ эапитывается напряжением, снимаемым с СКТ-Д, установи ленного в КВ-1.

Показания курса, выдаваемые системой ГИКВ, могут корректироваться от любого внешнего источника курсовой информации, имеющего в качестве выходного элемента синусно-косинусный трансформатор-приемник.

В частном случае, в режиме астрокоррекции, показания курса, вы­даваемые системой ГИКВ, могут корректироваться по астрокомпасу.

Ра­бота канала курса в режиме астрокоррекции аналогична его работе в режиме магнитной коррекции, только вместо СКТ-П коррекционного меха­низма КМ-2 серия 1 используется подобный же СКТ-П, установленный в астрокомпасе.

ринцип работы магнитного корректора.

Для коррекции показаний канала курса системы ГИКВ по магнитному курсу используется магнитный корректор; датчиком магнит­ного курса служит чувствительный к магнитному полю Земли элемент. Таким элементом в магнитном корректоре является индукционный датчик ИД-6 серия 1 (ИД-6).

Известно, что магнитные полюса земного шара расположены вблизи географических полюсов Земли. Магнитное поле, создаваемое земным шаром, взаимодействуя с ферромагнитной массой магнитной стрелки, со­здает силы, на нее действующие. Свободно подвешенная магнитная стрел­ка под действием этих сил устанавливается по направлению силовых линий. Однако, моменты трения, возникающие в опорах магнитной стрел­ки, наличие в конструкции токоподводов для дистанционного снятия по­казаний, вызывают значительные затирания стрелки и, следовательно, снижают чувствительность и точность работы компаса. Вследствие этого в высоких широтах, где горизонтальная составляющая напряженности магнитного поля Земли становится меньше 0,1 Эрстед, магнитная стрел­ка практически перестает давать стабильные показания магнитного кур­са. Для увеличения чувствительности магнитного датчика применен дат­чик на индукционном принципе.

Принцип работы индукционного датчика ИД-6 серия 1 (ИД-6) заключается в том, что в сигнальных обмотках феррозондов возникает ЭДС, зависящая от положения продольной оси датчика относительно горизон­тальной составляющей напряженности магнитного поля Земли.

Сигнальные обмотки индукционного датчика четырехпроводной линией связаны со статорными обмотками СКТ-приемника КМ-2 серия 1 (рис. 16). Напряжение, снимаемое с обмоток ротора СКТ-приемника (М1) КМ, подается на вход усилителя КМ и далее на обмотку управления двигателя, который приводит ротор СКТ-приемников в положение, соответствующее минимальному напряжению на входе усилителя. Таким образом, любому повороту индукционного датчика на какой-либо угол в горизонтальной плоскости относительно вектора горизонтальной составляющей напряженности магнитного поля Земли, т.е. углу разворота самолета будет соответствовать повороту на такой же угол ротора СКТ-приемника (М1) и ротора СКТ-приемника (М3) КМ, находящегося на одной оси с ротора СКТ-приемника (М1).

При повороте ротора СКТ-П (М3) в статорных обмотках СКТ-П и ДФСКТ прибора БК-20 (блока БГМК-4) возникает ток, пропорци­ональный ЭДС. Ток, протекая по статорной обмотке ДФСКТ БГМК-4, соз­дает в ней магнитный поток, который поворачивается на угол, соответ­ствующий углу поворота ротора СКТ-П КМ. Сигнал с ротора СКТ-П КМ по­ступает на вход усилителя У-109 блока БК-20, а с выхода усилителя на двигатель БГМК-4, который отрабатывает ротор ДФСКТ блока ВГМК-4 до тех пор, пока сигнал на входе усилители У-109 не станет минималь­ным.

С другой стороны, при повороте ротора СКТ-Д курсовертикали КВ-1 магнитный поток ротора ДФСКТ БГМК-4, соединенного электрически со статорной обмоткой СКТ-Д КВ-1, повернется на тот же угол, что и ро­тор СКТ-Д КВ-1. Таким образом, ДФСКТ блока ВГМК-4 поворачивает ре­зультирующий магнитный поток на угол, равный алгебраической сумме углов поворота ротора и статора ДФСКТ блока БГМК-4.

Так как согласование происходит со скоростью не более 1,5 град./мин, то со статора ДФСКТ блока БГМК-4 снимается осредненное, без колеба­ний, значение магнитного курса, так называемый гиромагнитный курс yгмк. Если рассогласование велико, то согласование можно ускорить нажатием кнопки "Соглас." на пульте управления ПНД-1. При этом на электромагнитную муфту ЭМ блока БГМК-4 поступает напряжение 27 В и происходит переключение передаточного числа редуктора. Скорость со­гласования при этом увеличивается не менее чем до 10 град./сек.

Истинный курс самолета может быть получен после ввода на коррекционном механизме текущего значения магнитного склонения DМ. Магнитное склонение - угол между северным направлением истинного и магнитного меридианов. Магнитное склонение, отсчитанное от истинного меридиана по часовой стрелке, имеет знак "+" и против ча­совой стрелки - знак "-".

На индукционный датчик помимо магнитного поля Земли дей­ствует магнитное поле самолета. Магнитное поле самолета снижает точность определения магнитного курса, является помехой в повышении точности магнитного корректора. Основным источником этой помехи являются ферромагнитные массы: сталь­ные детали конструкции, стальные тросы, двигатели и т.д. Отклонения от действительного магнитного курса, вызванные вышеуказанными при­чинами, и составляют девиацию. Для правильной компенсации девиации требуется различать основные погрешности, связанные с полукруговой девиацией и четвертной девиацией.

Полукруговая девиация вызывается “твердым железом”, имеющимся на самолете. Другой вид девиации объясняется наличием магнитомягких ма­териалов, благодаря которым возникают поля при наличии магнитного поля Земли. Эта девиация называется девиацией "мягкого железа" и но­сит четвертной характер. Эта погрешность значительно меньше полукруговой.

Для устранения инструментальных ошибок и четвертной девиации магнитного корректора в коррекционном механизме предусмотрено элек­трическое локальное устройство.

Наши рекомендации