Раджа видья ража гуйха йога

Благой Господь сказал:

1. А теперь еще большую тайну

Я тебе сообщу, верный бхакт Мой;

этим знаньем и различеньем

ты очистишь себя от скверны.

2. Это вечное знанье дхармично,

средь наук и средь тайн - как владыка;

оно всех чистотой наделяет.

Ты его без труда постигнешь.

3. Вновь и вновь возвращаются люди,

на дорогу сансары и смерти;

это те, кто Меня не достигли

от неверия к этой дхарме.

4. Мною весь этот мир пронизан,

но не явлен миру Мой образ;

все живое во Мне существует,

но Я, Партха, не в нем пребываю.

5. Впрочем, и не во Мне все живое:

такова Моя дивная йога.

К жизни всех вызывает мой Атман.

Он несет их; но знай - не в них Он.

6. Вездесущий великий ветер

непрерывно веет в эфире;

так и все существа, Арджуна

вечным вихрем во Мне кружатся.

7. К Моей пракрити вечной все твари

устремляются с гибелью мира;

когда ж новый век мира приходит,

Я их вновь из себя порождаю.

8. Я рождаю снова и снова

всех существ, несметные толпы,

в своей пракрити их зачиная,

их, бессильных, Моею силой.

9. Но не сковывают, Дхананджая,

Меня действия узами кармы;

их совершая, Я к ним не привязан,

словно зритель - всегда безучастен.

10. Под Моим наблюденьем природа

неживое с живым рождает;

такова здесь причина, чьей силой

колесо обращается мира.

11. Такова Моя высшая сущность

всех владыки существ; но невежды

презирают Меня в смертном теле,

этой сущности вечной не зная.

12. Их надежды и действия тщетны,

тщетно знание разумом бедных;

по природе своей они лживы,

словно ракшасы или асуры.

13. Но Меня почитают махатмы,

богоравной природой, сияя,

видя вечный существ источник

лишь во Мне, на иное не глядя.

14. Постоянно тверды в обетах,

те подвижники, йоги достигнув,

своей бхакти Меня почитают,

чистым сердцем хвалу воздавая.

15. Совершением жертвы знанья

почитают Меня

иные как единого, многообразно

обращенного к миру предметов.

16. Жертва - Я, Я - ее совершенье,

возглас "свадха", священная куша,

заклинание, чистое масло,

Я - огонь, Я - в него приношенье.

17. Мира этого мать и отец Я,

Я - опора его, прародитель,

тех кто знает Меня, - очищенье,

Я - слог ОМ, Я - Рик, Саман, Яджус.

18. Цель, держава, владыка, свидетель,

Я - жилище, прибежище, друг Я.

Я - рождение, устойчивость, гибель,

Я - сокровище, вечное семя.

19. То, что жжет, - Я, и что увлажняет,

Я - преграда и Я - излиянье,

смерть, бессмертие - Я, Я - сущее

и не-сущее также, Арджуна.

20. Знатоки трех Вед Меня молят о рае,

жертвы жертвуют, сому вкушают,

грех изгладив, в божественный шествуют мир,

там богов обретая услады.

21. Насладившись великим миром небес,

они входят в мир смертных, заслуги истратив;

так, желая желаний, дхармой трех Вед

они движимы, зная лишь плод преходящий.

22. Но всем тем, кто Меня почитают,

ни о чем ином не помышляя,

постоянно обузданным в йоге,

Я дарю плодов сохраненье.

23. Даже те, кто исполнены веры,

жертвы прочим богам приносят –

и они, смысла жертв не зная,

лишь Меня почитают, Партха.

24. Ибо всех этих жертв владыкой

и вкусителем Я пребываю;

но, не зная Моей природы,

отпадают от истины люди.

25. Духов чтущие - к духам уходят,

предкам жертвуя, Партха, - к предкам;

к божествам - кто богов почитает;

Мои бхакты - ко Мне приходят.

26. У того, кто Мне благоговейно

лист, цветок, плод иль воду приносит,

у того, кто Мне, Партха, предан,

Я вкушаю любви приношенье.

27. Если действуешь ты иль вкушаешь,

если жертвуешь, дар если даришь,

если ты совершаешь аскезу –

делай это как Мне приношенье.

28. Так разрушишь ты цепи кармы,

плоды злых-добрых дел покинешь;

отрешеньем и йогой обуздан,

став свободным, ко Мне придешь ты.

29. Я ведь ровен ко всем в этом мире:

нет любезных Мне, нет ненавистных;

те ж, кто чтят Меня благоговейно,

пребывают во Мне, и Я - в них.

30. Даже если ужаснейший грешник

Меня чтит безраздельной любовью,

то и он именуется "садху",

ибо он рассудил безупречно.

31. Скоро будет душою он в дхарме

и достигнет умиротворенья:

бхакт ведь Мой никогда не гибнет;

твердо помни об этом, сын Кунти!

32. Порождения лон нечистых –

вайшьи, женщины, даже шудры –

все, кто с верой ко Мне припадают, -

и они к высшей движутся цели.

33. Что ж сказать Мне о брахманах чистых,

о царях-мудрецах - Моих бхактах!

Мир ведь тщетен, безрадостен; ты же

чти Меня, если в нем оказался.

34. Прилепись ко мне сердцем, о бхакт Мой!

Жертвуй мне, лишь Меня восхваляя!

Ни на что не взирая иное,

став обуздан, со мною пребудешь.

Глава 10

Вибхути Йога

Благой Господь сказал:

1. Слушай дальше, могучерукий,

от Меня высочайшее слово;

для тебя, о Мой бхакт, говорю Я,

лишь о благе твоем радея.

2. Мой источник тайный неведом

ни богам, ни великим провидцам:

ведь во Мне и провидцы, и боги

обретают свое начало.

3. Тот, кто знает, что Я - нерожденный,

безначальный мира владыка, -

он один средь людей, незаблудший,

от грехов всех себя очищает.

4. Мудрость, знание, здравый рассудок,

терпеливость, воздержанность, правда,

радость, боль, безмятежность, рожденье,

страх, бесстрашие и умиранье,

5. неврежденье, покой, довольство,

щедрость, тапас, бесславие, слава –

от Меня лишь все разнообразье

состояний существ происходит.

6. Моему бытию сопричастны,

рождены Моим манасом древле

семь провидцев и четверо Ману,

а от них - существа в этом мире.

7. Кто Мои проявленья и йогу

познает сообразно их сути,

тот, в своей упражняясь йоге,

не колеблется; нет в том сомненья.

8. Всего сущего Я - источник,

все, что есть, от Меня происходит;

зная это, ко Мне устремившись,

мудрецы Меня почитают.

9. Утвердив на Мне мысль и дыханье,

обо Мне просвещая друг друга,

обо Мне говоря постоянно,

они мир обретают и радость.

10. Этих вечно обузданных бхактов,

что Меня почитают с любовью,

Я одариваю йогой мысли;

они ж ею ко Мне приходят.

11. Побуждаемый к ним состраданьем,

в глубине их существ пребывая,

светом знания Я разрушаю

от незнанья в них мрак рожденный.

Арджуна сказал:

12. Высший Брахман! Вместилище мира!

Чистоты запредельный источник!

Нерожденным Пурушей вечным,

Первобогом, дивным Владыкой

13. все провидцы Тебя именуют –

муни Нарада богоравный,

риши Вьяса, Асита Девала;

сам Ты мне это ныне поведал.

14. Все то истина - я полагаю, -

что Ты мне говоришь, Кешава;

ведь Твоих, Господин, проявлений

ни асуры, ни боги не знают.

15. Лишь своим вечным Атманом, Кришна,

сам себя Ты познать способен;

Ты - существ царь, их осуществленье,

бог богов Ты, мира Владыка!

16. Так поведай мне без остатка –

ибо сил Твоих дивны явленья, -

что за силы, которыми мир весь

Ты, пронизывая, пребываешь?

17. О Тебе размышляя всечасно,

как познать Тебя мне, о Йогин?

И в каких, Господин, состояньях

мне помыслить Тебя возможно?

18. Свою йогу, свои вибхути

вновь поведай Ты мне подробно,

ибо нектаром этих учений

не насыщен мой слух, Дхананджая.

Благой Господь сказал:

19. Хорошо! О своих вибхути

Я поведать готов, Арджуна,

лишь о главных: Моим чудесам ведь

нет предела, Врагов Губитель.

20. Всех существ Я душа, Гудакеша,

в самом сердце Я их пребываю;

Я - начало их, Я - середина,

и конец всех существ Я также.

21. Среди адитьев Я есмь Вишну,

среди светил Я - лучистое Солнце,

средь марутов зовусь Маричи,

средь созвездий на небе Я - месяц.

22. Средь священных Я Вед - Самаведа,

средь великих богов Я - Индра,

у разумных существ Я - сознанье,

а средь органов чувств Я - манас.

23. Шива Я средь ужасных рудров,

Я средь ракшасов, якшей - Кубера,

очищающий Агни - средь васу,

а средь гор высочайших – Меру.

24. Средь домашних жрецов Я - главный,

знай, по имени Брихаспати,

среди всех полководцев Я - Сканда,

а из всех водоемов - море.

25. Средь великих провидцев Я - Бхригу,

средь слогов Я - слог ОМ священный,

средь молитв Я - стихов повторенье,

Гималаи - средь скал недвижных.

26. Средь деревьев Я, знай, ашваттха,

Нарада - средь божественных риши,

средь гандхарвов Я - Читраратха,

а средь сиддхов Я - муни Капила.

27. Средь коней Я, знай, Уччайшравас,

из амриты чудесно рожденный,

Айравата средь царских слонов Я,

средь людей Я - на троне владыка.

28. Средь оружий Я - страшная ваджра,

средь коров Я - корова желаний,

средь рождающих - бог любви Я,

средь ползущих на брюхе - Васуки.

29. Я - Ананта средь змеев-нагов,

среди чудищ морских - Варуна,

Арьяман - средь ушедших предков,

средь смирителей Я - бог смерти.

30. Среди демонов Я - Прахлада,

среди тех, кто считает, - время,

среди тварей Я - лев, их владыка,

среди птиц Я - великий Гаруда.

31. Чистоту средь дающих Я - ветер,

среди воинов - сын Дашаратхи,

средь подвижных Я - макара-рыба,

а средь всех потоков - Ганга.

32. У творений Я - их начало,

середина и окончанье;

среди знаний Я - самопознанье,

а в устах говорящих - слово.

33. Среди звуков Я - "а", звук краткий,

средь составленных слов Я -"двандва",

Я поистине вечное время,

Устроитель всего всюдузрящий.

34. Я - та смерть, что уносит тварей,

Я - для будущих всех источник,

среди женских существ Я - удача,

память, речь, мудрость, стойкость, слава.

35. Средь напевов Я - брихат-саман,

гаятри среди метров стиха Я,

среди месяцев Я - маргаширша,

среди года времен - весна Я.

36. Игра в кости - среди хитрецов Я,

среди славных Я - великолепье,

Я - решимость, Я также - победа,

а у добрых - сама доброта их.

37. Среди рода вришнийцев Я - Кришна,

среди Панду сынов - Арджуна,

среди мудрых молчальников - Вьяса,

Ушанас Я - среди поэтов.

38. Среди тех, кто колотит, - дубина,

у идущих к победе - хитрость,

среди тайных вещей Я - молчанье,

Я для знающих - знанье, Партха.

39. То, что семя существ растущих, -

это тоже Я, знай, Арджуна:

ни живущего, ни неживого

существа без меня не бывает.

40. Все ж конца невозможно достигнуть

Моих дивных вибхути, Партха;

этих форм все многообразье

Я назвал тебе лишь для примера.

41. Если кто-нибудь здесь полон силы,

необорной мощи иль счастья,

это все рождено в нем частицей

Моего, знай, великолепья.

42. Впрочем, в знаньи многообразном

пользы Я для тебя не вижу;

знай одно: этот мир пребывает

бытия Моего лишь частицей.

Глава 11

Наши рекомендации