Основные функции тридоша в состоянии баланса

Совершенно очевидно, что Тридоша выполняют в организме абсолютно разные функции вследствие своего строения и качеств. И обычно описание функций Тридоша в организме начинают с описания Вата доша. На это несколько причин, главная среди них - его сверхактивность. Выше уже приводилась очень известная шлока, в которой Шарангадхара говорит о том, что все виды дви­жения и взаимодействия в организме происходят только благодаря Вата доша. Естественно, что по сравнению с Вата доша, активность остальных доша кажется незначительной, но это не значит, что они также пассивны, как ткани или нечистоты. Питта и Капха зани­мают в теле определенное положение, и в пределах этих мест они относительно активны, например, способствуют формированию семи тканей, но у них не хватает энергии на активное самостоя­тельное передвижение по всему телу. Они способны двигаться только при взаимодействии с Вата доша, как, впрочем, и кровь, лимфа, ликвор, желчь и остальные активные ткани тела.

Функции нормального Ваю

Основной функцией Вата доша является поддержание энергети­ческой целостности организма и его двигательная активность. От­носительно же его функций в целом, Чарака пишет (Ч.С.1.12.9.):

1. Тело человека в некоторой степени механистично, т.е. по­строено и работает как механизм. Вата доша под­держивает на должном уровне машину человеческого тела, а в пренатальном периоде способствует ее формированию - развитию зародыша».

2. Вата доша является ответственным за все виды дви­жения че­ловека, осуществляемые как внутри организма, так и организмом в целом.

3. Он устанавливает связи между органами чувств и объектами чувств.

4. Он способствует работе органов чувств.

5. Вата доша регулирует и направляет ум, а также от­вечает за контроль ума и чувств. В состоянии дисбалан­са заставляет ум и чувства "перебегать" от объекта к объекту.

6. В состоянии равновесия является Праной.

7. Способствуя процессу трансформации семи тканей, Вата доша помогает формироваться человеческому телу.

8. Он связывает между собой семь тканей, способствуя тем са­мым гармоничному развитию организма и связи тканей и органов в системы и объединяя организм в единое целое.

9. Движение Вата доша порождает речь.

10. Он - причина звука и тактильной чувствительнос­ти. Гангад­хара в своих комментариях на Чарака Самхиту пишет, что это происходит в основном благодаря Возду­ху, входящему в состав Вата доша, и в меньшей степени из-за Эфира. Несмотря на то, что причиной любого звука является Эфир, полное его проявле­ние происходит только при его взаимодействии с Воздухом, ко­торое спо­собствует возникновению звуков, улавливаемых ухом.

11. Он является причиной чувства удовлетворения и неудовле­творения.

12. Вата доша поддерживает пищеварение, раздувая огонь же­лудка.

13. Он способствует экскреции нечистот.

14. Он способствует очищению организма.

15. Все каналы в теле - физические и энергетические управля­ются этой доша.

16. Он является высшей субстанцией в организме (по­сле Атмы), и его движения управляются Дэвами - полу­богами.

Шарангадхара в своих комментариях дополняет этот список, ут­вер­ждая, что Вата доша является причиной сегментирования тела зародыша и способствует его росту и развитию:

паванастешу валаван вибхагакарананматаха

раджогунамайаха сукшмаха шито рукшо

лагхушчалаха

Чарака описывает основные функции Вата доша и в другом месте Ча­рака Самхиты, причем эта шлока стала особенно популяр­ной при описа­нии качеств Вата доша (Ч.С.1.18.55.). В ней говорит­ся о пяти основных функциях Вата доша:

1. Поддержание организма.

2. Дыхание.

3. Способствует речи, движениям внутри тела, а также проявлению чувств и высшей нервной деятельности.

4. Способствует трансформации семи тканей.

5. Отвечает за очистку организма от шлаков и нечис­тот.

Сушрута же описывает функции Вата доша в соответствии с функ­циями его субдоша (С.С.1.15.4.):

1. Он отвечает за все движения в теле.

2. Он перемещает и направляет ткани и нечистоты в места их основной локализации.

3. Перемещает пищу и продукты пищеварения.

4. Выполняет экскреторную функцию.

5. Поддерживает тело.

Вагбхата в своей Аштанга Самграха описывает основные функ­ции Вата доша следующим образом (А.С.19.2.): "Все, что движется в теле, движется из-за Вата доша, который является одним из видов Праны. От Вата доша идут все болезни тела, поэтому лечение всех болезней начина­ется с уравновешивания Вата доша".

Субдоша Вата доша

В предыдущих главах уже говорилось, что каждая доша подраз­деляет­ся на пять субдоша, или поддоша. Вагбхата перечисляет суб­доша Вата доша следующим образом (А.С.20.4.): "Вата доша состо­ит из Ваю, имя которым Прана, Удана, Вьяна, Самана и Апана". Сушрута подходит к этому вопросу более полно, указывая, что эти пять Ветров организма управляются Марутами, полубогами ветра (С.С.2.1.5.). Описание функ­ций субдоша Вата доша принято начи­нать с Прана Ваю, который по праву считается наиважнейшим среди всех.

Прана Ваю

Итак, главным среди субдоша Вата доша является Прана Ваю, или Жизненный Ветер. Прана Ваю движется через нос и рот, по­могая языку проталкивать пищу изо рта к глотке и дальнейшему ее продвижению вниз по пищеводу к желудку. Помимо этого, концен­трируясь в голове, он отвечает за высшую нервную деятельность, эмоции, разум. При наруше­нии его баланса возникают головные боли, а если состояние дисбаланса затягивается, в худшем случае приводит к смерти.

Чарака описывает локализацию Прана Ваю следующим образом (Ч.С. 6.28.6.): "Местоположения Прана Ваю следующие:

1. Голова.

2. Грудь.

3. Горло

4. Сердце.

5. Рот.

6. Нос.

Находясь в этих местах, он отвечает за чихание, дыхание, глота­ние, рвоту, выплевывание, пищеварение и другие функции организма".

С точки зрения Сушруты (С.С.2.1.7.), Прана Ваю входит в рот и в нос при дыхании. Далхана в своих комментариях говорит, что Прана Ваю присутствует во рту, голове, груди, горле и носоглотке. Вагбхата пишет (А.Х.1.12.4.): "Вата доша делится на пять субдоша, суть Прана Ваю, ко­торый находится в голове и оттуда спускается через носоглотку, пищевод и трахею в грудь и в сердце, способст­вуя деятельности ума, интеллекта, органов чувств, заставляет биться сердце, а также отвечая за вдох и вы­дох, глотание, чихание, рвоту и выплевывание...".

Одним из мест локализации Прана Ваю является сердце. Это под­тверждает и Шарангадхара, считая сердце вторым по важности местом его локализации. Сердце является вместилищем памяти. Это не пустое утверждение, оно основано на одной из основных функций Прана Ваю - он наделяет человека памятью. Его дисба­ланс в сердце, возникающий из-за стресса, шока или психического потрясения является одной из причин амнезии.

Шарангадхара очень подробно описывает функции Прана Ваю. Он пишет буквально следующее:

набхистхаха пранапаванаха сприштвахтат камалантарам

кантха ихирвинийати патум вишнупадамритам

питва чамбарапийушам пунарайати вэгатаха

принайан дэхамкхилам дживайанчатхараналам

"Опускаясь из головы, Прана Ваю концентрируется в лото­сопо­добной чаше сердца[56], и, проникая в легкие, смешивается (дословно - пьет нек­тар) с атмосфер­ным воздухом. Пропитавшись этим нектаром, берущим начало на Стопах Вишну, он разносит его по всему телу, питая его и раз­жигая Питта доша в же­лудке" (обратите внимание, на сколько поэтичны все высказывания Шарангадхары!).

Удана Ваю

Ваю, имеющий тенденцию к поднятию вверх и при этом вы­зываю­щий колебания голосовых связок, что приводит к возникно­вению речи, называется Удана Ваю, или Поднимающийся вверх Ветер. Основными мес­тами его локализации являются:

1. Пупочная зона.

2. Грудь, исключая сердце.

3. Гортань.

Вагбхата пишет, что Удана Ваю находится в груди и по возду­хонос­ным путям поднимается вверх (проходя через голосовые связки он вы­зывает их колебания и тем самым рождает звуки), в носо­глотку и полость носа, а затем спускается в пупочную зону. Суш­рута открыто не указывает на пупок как на место, где двигается Удана Ваю. Однако, в одном из мест Сушрута Самхиты описываются при­чины возникновения икоты от дисбаланса Удана Ваю и утверждается, что икота возникает именно в пупочной зоне, где происходит на­рушение баланса этой субдоша.

Вагбхата, описывая Удана Ваю, пишет (А.Х.1.12.5.): Грудная клетка является местом основной локализации этой субдоша. Удана Ваю дви­жется из носа в область пупка, проходя через грудную клетку. Его функ­ции - речь и тембр голоса, способность к физичес­кому усилию, энтузи­азм, сокращение мышц всего тела. Помимо этого, он контролирует соз­нание человека, его ум и разум, дубли­руя тем самым Прана Ваю.

Самана Ваю

Самана Ваю можно перевести как Ветер, уравновешивающий теплоту в организме. Основным местом локализации этой субдоша является пу­почная зона, причем эта субдоша располагается непо­средственно в зоне нахождения Огня желудка. Положение, которое она занимает, находится на уровне двенадцатиперстной кишки, что соответствует точке, находя­щейся на расстоянии в половину указа­тельного пальца от пупка. Вагбхата пишет, что Самана Ваю нахо­дится в самом центре зоны, где происходит пищеварение и дви­жется по каналам, связывающим кишечник и другие висцеральные органы в двенадцатиперстную кишку из пупочной зоны, где идет его формирование (А.Х.1.12.8.).

Функции Самана Ваю следующие:

1. Разжигание Пачака Агни, находящегося в двена­дцатиперст­ной кишке. Это его основная функ­ция.

2. Пищеварение.

3. Формирование каналов для удаления энергетических токси­нов, образующихся во время переваривания пищи.

4. Всасывание полезных продуктов пи­щеварения.

5. Опускание вниз нечистот, продуктов пищеваре­ния.

6. Все секреторные функции.

В своей Аштанга Самграха Вагбхата более подробно описывает функ­ции Самана Ваю (А.С.20.5.): "Самана Ваю находится рядом с Огнем пищеварения в двенадцатиперстной кишке, много его в пи­щеводе и тра­хее. Он помогает пищеварению и выведению непере­варенных остатков, способствует циркуляции крови и движению доша, тканей, нечистот, се­мени, месячных и других жидкостей в теле, а так же отвечает за всю сек­реторную деятельность в организ­ме".

Вьяна Ваю

Ваю, движущийся по всему телу и перемещающий желчь, кровь и ос­тальные сами по себе неподвижные субстанции организма на­зывается Вьяна Ваю, или Ветер, Распространяющийся повсемест­но. Вагбхата пишет, что он находится в постоянном движении по всему телу, но мес­том его основной локализации является сердце (А.Х.1.12.6-7.). Описывая функции этого ветра, Сушрута говорит (С.С.2.1.10.): "Вьяна Ваю дви­жется по всему телу, помогая ему со­вершать всевозможные движения, такие как глобальное перемеще­ние, приведение, сгибание, поднятие, от­ведение и т.д., а также он движет кровь, пот, желчь и остальные под­вижные ткани организма".

В своей Аштанга Самграха Вагбхата пишет: "Сгибание, разгиба­ние, поднятие, опускание, сведение, разведение, моргание глаз, зе­вание, слух, сперматогенез, очищение легких, бронхов и трахеи, потение, кроветворе­ние, глотание, движения языком, мимика, трансформация семи тканей - это функции Вьяна Ваю." (А.С.20.7.)

Все функции Вьяна Ваю можно разбить на семь категорий:

1. Это самая быстрая из всех субстанций организма, поэтому ее функцией явля­ется проведение импульсов по нервным стволам, а также перемещение крови и лимфы по кровеносным и лимфати­ческим сосудам, а также остальных жидкостей тела.

2. Обеспечение подвижности конечностей.

3. Мимика и моргание глаз, а на клеточном уровне - движение жгутиков, пилей и других двигательных органелл, а так же сжатие са­мой клетки и выпускание ложноножек.

4. Зевание и глотание.

5. Сперматогенез, эякуляция, соединение спермато­зоида с яйцеклеткой.

6. Кроветворение, потение.

7. Перистальтические движения желудка, кишечника и других органов.

Апана Ваю

Воздух, имеющий тенденцию опускаться в нижнюю часть тела, а также выходить за пределы организма, вынося с собой продукты жизнедеятельности всех внутренних органов человека и побочных продуктов пищеварения и обмена веществ, называется Апана Ваю, или Очищающий Ветер.

Чарака так описывает основные места локализации этого Ваю (Ч.С.6.28.10.): "Почки, мочевой пузырь, пенис, пупок, бедра, крестец с копчиком и анус - места локализации Апана Ваю. Он отвечает за мочевыделение, семяизвержение, родовую деятель­ность, акт дефекации и месячные." Сушрута также считает основ­ным местом локализации Апана Ваю прямую кишку, добавляя, правда, что сигмовидная кишка тоже является основным местом его локализации. Можно подвести итог, отнеся к местам локализации этого Ваю:

1. Репродуктивные органы.

2. Толстый кишечник, прямую и сигмовидную кишку.

3. Мочевыводящие органы.

4. Пупочную зону.

5. Бедра.

Функции Апана Ваю описаны Вагбхатой в Аштанга Самграха и в Аштанга Хридаям. Стоит привести оба отрывка. "Апана Ваю локализуется в мочевом пузыре, почках, половых органах и бедрах. Он выводит из организма нечистоты и отвечает за семяизвержение, менструации и родовую деятельность. Все, что находится ниже пупка, контролируется Апана Ваю." (А.С.20.8.)

апаноапанагаха шрони басти медро ругодхараха

шукрартав шакрин мутра гарбха ништра манакрийаха

(А.Х.1.12.9.)

"Апана Ваю локализуется в Апана (толстой, сигмовидной и прямой кишке), движется оттуда в мочевой пузырь, почки и половые органы, осуществляя в них свои функции помощи при акте мочеиспускания, дефекации, семяизвержения, родовой активности и приходу месячных".

Закончить описания субдоша Вата доша можно шлокой из Ча­рака Самхиты (Ч.С.6.28.11.): "Они все находятся в вышеперечис­ленных местах и выполняют вышеперечисленные функции только тогда, когда они находятся в состоянии баланса и тело свободно от болезней". Ко всему вышесказанному можно добавить только, что все Ваю имеют природу газа, как и Вата доша, и по свойствам не отличаются от него. Функции некоторых из них взаимопродубли­рованны, что позволяет не разрушаться организму, если одна из суб­доша находится в состоянии дисбаланса.

Наши рекомендации