Методологические подходы в физиологических и морфологических науках.

Уровни организации живой материи.

Цель занятия: определить роль морфологических наук и физиологии в системе фармацевтического образования; понять иерархический принцип организации живой материи.

Рекомендуемая литература:

1) Лекционный материал.

2) Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. С. 5-17, 37-47.

3) Физиология человека. Под ред. Г.И.Косицкого., 1985. – С. 5-18.

4) Физиология человека. Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько, 2007. – С. 17-26, 31-34.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

1. Предмет изучения анатомии, цитологии, гистологии, физиологии.

2. Общая характеристика морфологических (анатомических, гистологических, цитологических) и физиологических методов исследования.

3. Основные понятия физиологии: раздражимость, возбудимость, раздражитель, гомеостаз, адаптация.

4. Основные механизмы регуляции функций в организме человека.

На занятие необходимо принести тетрадь и цветные карандаши.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа № 1.

Методы исследования в анатомии и гистологии. Этапы приготовления гистологического материала.

Под руководством преподавателя проанализировать основные этапы приготовления гистологического препарата. Оформить протокол по методам исследования в морфологии.

Провести микроскопирование препарата, окрашенного гематоксилином и эозином. Дать понятие базофилии и эозинофилии (оксифилии).

Блок информации: Наиболее распространенной окраской в гистологии является окраска двумя красителями – гематоксилином и эозином. Эта окраска позволяет по-разному окрасить структуры клетки, имеющие разную химическую реакцию. Структуры клетки, в которых преобладают кислотные ионы (например, нуклеиновые кислоты ДНК и РНК) окрашиваются основным (щелочным) красителем гематоксилином в синий цвет. Поэтому такие структуры в клетке называются базофильными («базис» - основание; «филео» - любить). Структуры клетки, в которых преобладают основания (обычно это цитоплазма) окрашиваются кислым красителем эозином в розовый цвет. Поэтому такие структуры в клетке называются эозинофильными (или оксифильными).

В выводе указать достоинства и недостатки морфологических методов исследования.

Работа № 2.

Методы исследования в физиологии. Приготовление нервно-мышечного препарата лягушки.

На основании просмотра учебного видеофильма «Приготовление нервно-мышечного препарата лягушки» оформить протокол по этапам приготовления нервно-мышечного препарата лапки лягушки. В выводе указать достоинства и недостатки острых экспериментов в физиологии (вивисекции).

Занятие № 2

Тема занятия: Клеточный уровень организации живой материи.

Строение и свойства биологической мембраны.

Межклеточные контакты.

Цель занятия: изучить основные понятия цитологии; проанализировать структурно-функциональные свойства биологической мембраны; исследовать структуры, представленные на клеточном уровне организации живой материи.

Рекомендуемая литература:

1) Лекционный материал.

2) Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 47-65.

3) Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М, 2008. – С. 16-17.

4) Физиология человека. Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько, 2007. – С. 39-41.

Дополнительный блок информации:

Клетки многоклеточных организмов взаимодействуют между собой. При этом взаимодействии клеточная мембрана (цитолемма) образует особые соединения – межклеточные контакты. Выделяют несколько типов межклеточных контактов:

1) Простой контакт – сближение цитолемм клеток на 15-20 нм, При этом происходит взаимодействие слоев гликокаликса соседних клеток. Молекулы мембраны «узнают» клетки своего типа.

2) Плотный контакт (запирающий контакт) - плотно соединяет клетки, при этом область межклеточного контакта становится непроницаемой для макромолекул. На поверхности клетки с помощью специальных белков образуется подобие ячеистой сети. Эта ячеистая сеть окружает в виде «пояска» весь периметр клетки, соединяясь с такой же сетью на поверхности соседней клетки.

Методологические подходы в физиологических и морфологических науках. - student2.ru

3) Десмосома (сцепляющий контакт) - обеспечивает механическую связь между клетками. Это парные структуры, представляющие собой небольшое пятно диаметром около 0,5 мкм, к которому прилежат особые волокна, обеспечивающие прочность контакта.

Методологические подходы в физиологических и морфологических науках. - student2.ru

4) Щелевой контакт (нексус, коммуникационное соединение) - расстояние между цитолеммами двух клеток минимально - 2-3 нм, в цитолеммах контактирующих клеток имеются особые структуры – каналы, связывающие цитоплазмы двух клеток. Функциональная роль щелевых контактов заключается в переносе ионов от клетки к клетке.

Методологические подходы в физиологических и морфологических науках. - student2.ru

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

  1. Основные положения клеточной теории.
  2. Строение животной клетки, роль различных органелл в жизнедеятельности клетки.
  3. Строение биологической мембраны, свойство полупроницаемости биологической мембраны, активный и пассивный транспорт веществ через мембрану.
  4. Виды межклеточных контактов.

· К занятию необходимо письменно в тетради для практических занятий в виде краткого конспекта (в форме таблицы) самостоятельно подготовить вопрос: «Органеллы животной клетки и их функции».

Органелла Строение Функции
     
     
     

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа № 1.

Наши рекомендации