Я часть. Деление растений на группы по двум независимым признакам

ВОСПИТАТЕЛЬ. Давайте эти растения разделим на группы сразу по двум признакам: по отношению к влаге и свету. Используйте ту информацию, которую можно «прочитать» на фланелеграфе.

Дети работают индивидуально, используя опорные карточки.

Перед тем как они приступят к работе, педагог объясняет на примере бальзамина (огонька), куда нужно его поместить в таблице и почему: он любит влагу и тень. Значит, огонек нужно поместить в правой верхней клетке таблицы. Далее дети все дела ют самостоятельно: берут букву, определяют название растения и помещают в ту клетку, в которой рассматриваемое растение удовлетворяет сразу двум независимым признакам. У детей должна получиться такая таблица (рис. 3).

Я часть. Деление растений на группы по двум независимым признакам - student2.ru

Дети сначала контролируют друг друга (в парах), а потом сверяют свою таблицу с таблицей педагога.

Педагог благодарит детей от имени растений и предлагает им пользоваться справочниками, если растения, за которыми они ухаживают, начнут плохо себя чувствовать.

ЗАНЯТИЕ 3.

ЗЕЛЕНАЯ СЛУЖБА АЙБОЛИТА

Программное содержание:

§ Закрепить умение детей по внешним признакам растений определять их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода.

§ Уточнить представление о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.

§ Воспитывать интерес к уходу за комнатными растениями.

Материалы:

§ кукла Доктор Айболит;

§ большая игрушечная грузовая машина с зелеными крестами,

§ в кузове мешочек с хорошей землей;
чемоданчик доктора, в котором находятся палочка для рыхления, пульверизатор, рецепты, пакетики или пузырьки с удобрениями, ножницы, коробка с толченым углем.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Сегодня к нам в детский сад приехал Доктор Айболит из «Зеленой службы». Он ходит по группам и проверяет состояние зеленых пациентов — комнатных растений. Смотрит, как они себя чувствуют: кто здоров, кто болен, выясняет, как дети ухаживают за растениями.

Раздается стук в дверь, въезжает машина с Айболитом.
Воспитатель приветливо встречает его, предлагает детям сесть на стулья, разыгрывает диалог с Айболитом, который спрашивает, есть ли в группе растения, что дети делают с ними, знают ли они, что растениям необходимо для жизни, что разным растениям нужно разное количество воды и света.

Айболит: Апрель — это разгар весны. Растения чувствуют, что увеличивается день — стало больше света. В них пробуждаются новые силы, они начинают расти, а некоторые дают бутоны — зацветают. В это время всем комнатным растениям необходимы хорошие условия: за зиму они истощились, и им нужны подкормка и новая земля, в которой много питательных веществ.

Все вместе осматривают каждое растение по очереди (растения находятся на их обычных местах). Айболит осматривает растение со всех сторон, оценивает его общее состояние, обнаруживает недостатки «здоровья», ставит диагноз и назначает лечение, если это требуется. Айболит постоянно обращается к детям («Как называется это растение? Как вы думаете, оно хорошо себя чувствует или неважно?» и т..д.), а также проговаривает вслух все свои действия и оценки («Посмотрим с другой стороны», «Посмотрим на корни», «Да оно себя неважно чувствует — вытянулось, бледное, листочки редкие, света ему не хватает, надо ставить на солнечное место» и т.Дети.).Каждому растению выписывается рецепт, в котором указывается то, что надо сделать, чтобы помочь ему. Рекомендации Айболита должны быть приготовлены заранее.

Айболит:Посмотрим на это растение. Как оно называется? Верно, бальзамин. Его еще «огоньком» прозвали, а некоторые люди зовут его Ванькой мокрым. Как он себя чувствует? Кажется, неважно: стебли вытянулись, листьев мало — почти все опали, цветов совсем нет. Конечно, его надо лечить, омолаживать. Но я забирать его в зеленую больницу не буду, вы его вылечите сами. Выпишем ему следующий рецепт. (Воспитатель приготовился записывать, просит детей запоминать, чтобы они помогли ему все правильно записать.) Бальзамин любит свет, тепло, много воды, не любит очень больших горшков и не любит стоять в тесноте — ему нужен простор. Пишите: «Обрезать все веточки, оставив «пеньки» в 5—7 см. Присыпать их углем, чтобы не попала инфекция. Каждый день опрыскивать, на солнце и сквозняк не ставить. Помните: ему сделана операция, он болеет, относиться к нему надо бережно. Верхушки обрезанных черешков поставьте в воду. Когда у них появятся корни, посадите их в чистые небольшие горшки.

Вот еще один бальзамин, но выглядит он совсем по-другому: пышный куст, много листьев и цветов. Это вполне здоровое и красивое растение — ведь оно у вас стоит на светлом месте, но не на сквозняке, отдельно от всех растений, его никто не задевает, вы его хорошо поливаете. Сейчас, весной, его надо подкармливать. Пишите: «Сделать крепкий питательный раствор: одну столовую ложку сухих минеральных удобрений (достает пакетик с удобрениями) развести в пол-литре воды. Этот крепкий раствор пусть стоит отдельно. Из него надо брать по одной чайной ложке и разбавлять в пол-литре воды, которой поливать бальзамин. Подкармливать один раз в неделю после полива».

А это растение — пушистое, красивое. Как оно называется? Правильно, аспарагус. Как же оно себя чувствует? Посмотрим на него со всех сторон. Вот пожелтевшие веточки, их не много. Растение здорово. Пишите: «Срезать пожелтевшие ветки. Опрыскивать из пульверизатора один раз в неделю, в яркие, солнечные дни — каждый день. Не пересаживать. На прямое солнце не ставить. Один раз в две недели подкармливать питательным раствором».

Вот еще аспарагус (Шпренгера), только выглядит он по-другому. Посмотрим, как он себя чувствует. Ветки очень длинные, у основания голые, горшок маленький — наверное, весь заполнен корнями. (Снимает горшок со стены и, постучав по нему палочкой со всех сторон, освобождает ком земли, осматривает корневую систему.) Выписывайте рецепт: «Обрезать длинные ветки, куст разделить на два и посадить в два горшка в новую землю. Притенять от солнца, опрыскивать ежедневно, хорошо поливать».
Таким образом, Айболит осматривает с детьми все растения, определяет по внешним признакам их состояние, недостаток условий, дает рекомендации по содержанию каждого. Если обнаруживается больное растение (с вредителями), Айболит просит поставить его на машину — он увезет его в больницу для специального лечения, изолирует, чтобы не заразились другие растения.

Уходя и оставляя рецепты, землю, удобрения, Айболит говорит: «Выполняйте все мои назначения, через одну-две недели я к вам приеду снова, посмотрю, как себя чувствуют ваши зеленые питомцы. До свидания».


Наши рекомендации