Гормоны неэндокринных клеток

Цель работы: изучить гормоны неэндокринных клеток и их функции.

Оснащение: учебники.

Содержание работы: изучите гормоны неэндокринных клеток, пользуясь основной и дополнительной литературой.

Оформление протокола. Найденные данные перенесите в рабочую тетрадь (в виде таблицы).

Таблица №2. Гормональная функция неэндокринных клеток

Клетки Гормоны Функции
1. 2. 3. 4.   5. 6. 7.   8. 9. 10. 11.   12.   13. Лимфоциты Тучные клетки Тромбоциты Эозинофильные лейкоциты Макрофаги Моноциты Эндотелиальные клетки Тимоциты Астроциты Клетки Лейдига Миоциты предсердий Миоциты желудочков Клетки эндометрия    

Практическая работа №3

Тест базальной температуры

Измерение базальной (в прямой кишке) температуры — метод, основанный на свойстве прогестерона влиять на центр терморегу­ляции гипоталамуса, вызывая повышение температуры. Тест ба­зальной температуры является самым простым способом прокон­тролировать наличие овуляции, особенно в тех случаях, когда име­ется подозрение на эндокринную причину бесплодия у женщин.

При нормальном менструальном цикле базальная температура меняется в зависимости от фазы цикла. В фолликулярной фазе цикла температура обычно ниже 37°С, перед овуляцией она немного сни­жается. После произошедшей овуляции базальная температура увели­чивается (если жёлтое тело нормально функционирует). В лютеиновой фазе температура повышается на 0,6—0,8°С, за 1—2 дня до наступления менструации температура вновь понижается. Указанные флюктуации температуры связаны с колебанием фоллитропина (эстроген) и прогестерона в организме. Двухфазная темпе­ратура указывает на чередование фолликулярной и лютеиновой фаз, типичное для нормального (овуляторный) яичникового цикла. При ановуляторном (однофазный) цикле наблюдается характерная монотонность температурной кривой, без овуляторного подъёма.

Обычно измеряют температуру в прямой кишке утром, перед подъёмом, в положении лёжа на боку, до приёма пищи. Измере­ние проводят в течение 3—4 менструальных циклов, в одно и то же утреннее время; данные фиксируют. Обязательно строят гра­фик колебаний температуры, который пациентка предъявляет врачу. Оценивают:

- разность температур в I и II фазе цикла (больше 0,3—0,4°С);

- интенсивность подъёма (в течение 1—2 сут) и длительность повышения температуры после овуляторного понижения (не менее 10—12 сут).

Оснащение: типовые кривые базальной температуры.

Содержание работы. Сравните два типа колебаний ба­зальной температуры (рис. 1). Укажите, какой из них является овуляторным, а какой — ановуляторным?

а

Гормоны неэндокринных клеток - student2.ru

б

Гормоны неэндокринных клеток - student2.ru

Рис.1. Колебания базальной температуры женщины репродуктивного возраста в течение 1 мес.

Циклы: а) овуляторный; б) ановуляторный.

Оформление протокола. Рассчитайте по графикам (в днях) продолжительность фаз яичникового цикла в случаях а и б.

Ситуационные задачи для определения конечного уровня знаний студентов:

Задача№1

Какой гормон оказывает следующие эффекты: влияние на рост, участвует в реакции адаптации при наличии стресса и в формировании иммунокомпетентных клеток?

Задача №2

Под влиянием какого гормона осуществляются: синтез гликогена в печени и мышцах, интенсивное окисление глюкозы в тканях, уменьшение количества сахара в крови, снижение катаболизма белка?

Задача№3

Назовите гормоны, обеспечивающие сохранение в организме натрия, выведение из организма калия, регуляцию калий-натриевого равновесия?

Задача№4

С действием какого гормона связывают следующие эффекты: расширение зрачка, гипертензия, усиление работы сердца, гипергликемия, повышение энергетики мышечного сокращения, уменьшение моторики кишечника?

Задача №5

Какой гормон вызывает гипертрофию слизистой оболочки матки в первой половине менструального цикла, а при беременности способствует росту матки?

Задачи №6

Какой гормон вызывает развитие и секрецию желез слизистой матки во второй половине менструального цикла, стимулирует увеличение молочных желез, а при беременности способствует имплантации и развитию плода в матке?

Задача №7

Собаке ввели большое количество физиологического раствора. Повлияет ли это на деятельность гипофиза?

Задача№8

Что произойдет с функцией желез внутренней секреции, если в организм вводить большие дозы гормонов?

Задача №9

Людям, проживающим в «зоне риска» Чернобыльской АЭС, в качестве профилактической меры после аварии, вводили препарат йода. С какой целью это делалось?

Задача №10

У больного при обследовании обнаружена тахикардия, экзофтальм, повышение уровня основного обмена на 40%. О поражении функции какой железы внутренней секреции можно думать?

Задача №11

При каком заболевании основными симптомами являются следующие нарушения обмена: гипергликемия, глюкозурия, кетонурия, жировой гепатоз печени, повышение распада белка, ацидоз?

Задача №12

Гормоны классифицируют по множеству признаков – происхождению, механизмам переноса и действия, химической структуре и др. В соответствии с химической классификацией выделяют следующие основные группы: пептидные гормоны, стероидные гормоны, производные аминокислот. Из нижеприведённых гормонов назовите какие относятся к пептидным, стероидным и производным аминокислот?

Окситоцин, эндорфины, гормоны гипоталамуса, вазопрессин, мелатонин, эстрогены, прогестерон, кортизол, катехоламины, тестостерон, тироксин, ацетилхолин, ГАМК.

ЗАНЯТИЕ №5

Итоговое занятие №1.Тестированию и обсуждению подлежат вопросы предыдущих тем (1 – 4).

ЗАНЯТИЕ №6

Наши рекомендации