Метод решения психологических проблем

М. Е. Сандомирский

ЗАЩИТА ОТ СТРЕССА

Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем

(Метод РЕТРИ)

Издательство Института Психотерапии

Москва

ИSBN 5-89939-052-2

© М. Е. Сандомирский, 2001

© Изд-во Института Психотерапии, 2001

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ. 5

МЕТОД РЕШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ... 8

Краткий перечень психологических проблем: показания к применению метода. 12

Позиция «Они не благополучны». 19

Позиция «Я не благополучен». 21

Может ли человек самостоятельно справиться с психологической проблемой?. 23

Принцип саморегуляции: как научиться правильно хотеть. 24

Новая постановка старых вопросов «Что делать?» и «Кто виноват?», или «Вижу цель!» 26

Стресс как причина заболеваний. 28

Чего необходимо избегать при стрессе. 33

Стресс и негативные эмоции. 36

Как разгорается эмоциональный пожар. 40

От реакции напряжения к «реакции расслабления». 42

НАЧИНАЕМ УПРАЖНЕНИЯ: «ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ, ВЫ ВЗВОЛНОВАНЫ». 45

Упражнение «Влюблен... по собственному желанию, или Как вызвать в самом себе большое искреннее чувство». 46

Упражнение «И чувство клином вышибают». 47

Избавление от нежелательных эмоций. Диссоциация. 48

Упражнение «Марионетка». 48

Избавление от нежелательных эмоций. Переход в нейтральное состояние. 49

Развитие навыков самонаблюдения. 50

Упражнение «Знакомство с собой». 51

Разминка. 51

Прислушаться к ощущениям.. 52

Проговаривание. 53

Упражнение «Выпустите свою фантазию наружу, или Тихо сам с собою я веду беседу...» 53

Расслабление мышц - снятие физического напряжения и эмоционального стресса. 55

Упражнение «Уставшая рука (Наши пальчики устали...)». 58

Медико-физиологическое обоснование. 59

Упражнение «Мысленное движение - пальцы рук». 61

Упражнение «Мысленное движение -от макушки до пяток». 61

Физиологическое обоснование описанной методики и ее отличия от аутогенной тренировки 64

Дыхание и эмоции. 66

Дыхательная релаксация: дыхание покоя. 67

Упражнение «Дышим животом». 69

Медико-физиологическое обоснование. 69

Упражнение «Осознавание дыхания». 70

Упражнение «Направленное дыхание». 70

Медико-физиологическое обоснование и комментарий, вызванный особой важностью упражнения для дальнейшей работы.. 71

Упражнение «Расслабляющее дыхание». 72

Упражнение «Дыхание с облегчением». 72

Упражнение «Дыхание на счет». 73

Дыхание: поиск ритма. 75

Упражнение «Дышим в ритме пульса». 78

Упражнение «Спонтанное дыхание». 79

Упражнение «Дирижируем дыханием, или Найдите свой ритм». 80

«Энергетические» ощущения направляются дыханием.. 81

Упражнение «Рука руку чувствует». 81

Медико-физиологическое обоснование. 82

Упражнение «Дыхание через ладони». 84

Медико-физиологическое обоснование. 85

Упражнение «Дыхание по кругу». 89

Упражнение «Исцеляющее дыхание». 90

Медико-физиологическое обоснование. 91

Упражнение «Дыхание против боли». 93

Медико-физиологическое обоснование. 95

Упражнение «Осознавание границ». 96

Медико-физиологическое обоснование. 97

Упражнение «Чакровое дыхание». 98

Медико-физиологическое обоснование. 99

Краткие сведения об основных направлениях психологической саморегуляции/психотерапии и основные термины... 326

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 333

Приложение 1.. 333

Приложение 2.. 333

Приложение 3.. 335

Приложение 4.. 336

Список сокращений.. 337

ПРЕДИСЛОВИЕ

Начиная с последних десятилетий XX века, возрастает психологизация жизни общества (А. Тоффлер), в последние годы она протекает столь бурно, что порой рассматривается как психологическая революция (А. Довгань). Существенным следствием психологизации современной жизни является то, что становятся все более востребованными различные методы психотерапии, психологической саморегуляции, личностного роста и духовного самосовершенствования, помогающие человеку найти свое место в меняющемся мире. Появляется все больше публикаций на эти темы, предназначенных как для специалистов, так и для массового читателя. К сожалению, на этой волне общественного интереса всплывает и немало мусора - печатных «трудов», в которых содержатся рекомендации в лучшем случае наивно-фантастические, нередко откровенно спекулятивные, а порой и утопически-бредовые. Часто подобные «информационные шумы» и искажения возникают из-за односторонности подхода к актуальным проблемам человеческого бытия, проблемам, возникающим на стыке разных дисциплин - психологии, психофизиологии, медицины, социологии.

Зарубежные авторы, в частности, К. П. Каймбелл (1979), даже предлагают для обозначения этого хитросплетения, «клубка» проблем специальный термин — «социопсихопатофизиология». Особенно много домыслов при этом возникает на границе психологии и физиологии. Поэтому в данной работе автор намерен, придерживаясь строго научного принципа изложения, попытаться заполнить пробел между психологическим описанием и его медико-физиологическим обоснованием.

В полном объеме — включая как систему психофизических упражнений (метод РЕТРИ), так и их психофизиологическое обоснование, — книга предназначена для профессиональных психологов и психотерапевтов. Она может быть интересна и тем, кто по роду своей работы соприкасается с практической психологической помощью людям — медицинским работникам любого профиля, социальным работникам, педагогам - как для использования в профессиональной деятельности, так и для предотвращения собственных профессиональных стрессов, профилактики синдрома «выгорания». Описания же практических упражнений метода РЕТРИ полезны буквально всем и каждому, кто заинтересован как в собственном личностном росте и в решении психологических проблем, так и в помощи ближним. В этом случае часть теоретических описаний, которые предназначены для углубленного изучения специалистами и приведены мелким шрифтом, можно пропустить, по крайней мере при первом прочтении, уделяя основное внимание практике.

Еще одна проблема современной психотерапии и практической психологии связана с огромным разнообразием предлагаемых ими методик, исходящих порой из диаметрально противоположных подходов к психике человека, с отсутствием принципов унификации психолого-кор-рекционных методик и их единых стандартов: только в рамках психотерапии, поданным Н.Н. Нарицына (2001), подобных методов на сегодня в Европе насчитывается около 5000. По мнению автора, именно физиологически-ориентированный подход может и должен объединить разнородные методы решения психологических проблем. На наш взгляд, их интеграция (безусловно, необходимая) возможна именно на почве физиологии как на том общем фундаменте, на котором выстроены все без исключения разнородные психотехнологии. И ведущее место в этом, как будет показано в дальнейшем, принадлежит так называемым измененным состояниям сознания, основанным на физиологической возрастной регрессии.

Актуальной задачей представляется также объединение современных научных представлений о душевном и физическом здоровье с многовековым опытом традиционных духовных и оздоровительных практик. Об интеграции традиционной («альтернативной», особенно восточной) и классической («научной») медицины в последнее время говорится достаточно много. Здесь же необходимо подчеркнуть, что и современные интегративные психологические технологии во многом используют опыт традиционных духовных практик. В сущности, их задачи близки; так, разрешение психологических проблем и вытекающий из этого личностный рост, к которым стремится психотерапия, близки к понятию «просветления» в традициях духовного совершенствования (ЭйнрайтДж., 1994). С этой точки зрения современная психология и психотерапия могут рассматриваться как «основания духовности» (Уолш Р., 2000).

Следующий важный в представлении автора момент связан со сходством и различиями психотерапии и практической психологии. Естественно, что у них общие основы и сходные методы работы, да и поле деятельности практически одно и то же: и к психотерапевту, и к психологу приходит человек - неважно, называется ли он пациентом или клиентом, — со своими психологическими проблемами, чтобы найти их решение. И те универсальные решения человеческих проблем, которые известны и психотерапевту, и психологу, по большому счету одинаковы. Разница лишь в способе их достижения.

Психотерапия, проводимая с людьми зрелого возраста (особенно психодинамические и суггестивные методики), в большой степени напоминает... перевоспитание чужих взрослых детей. При этом психотерапевт, принимая на себя функции заботливого и опекающего «родителя», делит с пациентом ответственность за то, что с последним должно происходить. Вначале значительную часть этой ноши терапевт возлагает на себя и лишь затем — постепенно, шаг за шагом — передает пациенту всю полноту ответственности. Собственно, принятие пациентом в полной мере ответственности за события собственной жизни и составляет основную цель традиционной психотерапии. Цель же психологического подхода иная — предложить человеку технологию, способную помочь в решении проблем, при условии, что он сам возьмет на себя ответственность за ее применение и освоит необходимые для этого практические навыки (принцип активности). В сущности, подход, на котором основано наше изложение, представляет собой не что иное, как обучение человека методам психологической самопомощи. В зарубежной литературе это обозначается специальным термином psychoeducation (Colom F. e.a., 1998).

Иными словами, если психотерапевт лечит, делая при этом за своего пациента значительную часть работы по «строительству светлого будущего», то психолог консультирует и обучает, вооружая тем самым своего клиента знаниями, всем необходимым для последующей самостоятельной, внутренней работы над собой. Для этого и предназначена данная книга.

Необходимо подчеркнуть, что приведенные в книге практические упражнения по саморегуляции, входящие в метод РЕТРИ, были отобраны автором в процессе достаточно длительной работы с пациентами, на протяжении более чем десяти лет. Их доступность для самостоятельного освоения, при использовании книги в качестве своеобразного самоучителя, подтверждена опытом общения с читателями предыдущей книги — «Как справиться со стрессом» (1-е изд., 1995 г.; 2-е изд., 2000 г.).

Автор выражает благодарность тем, кто содействовал появлению этой книги - Л.А. Сандомирской, доктору медицинских наук, профессору В.В. Макарову и доктору психологических наук, профессору В.В. Козлову.

Позиция «Я не благополучен»

Если же человек приходит к выводу: «Виноват я сам» (интрапунитивная реакция), то это самообвинение, начавшись с конкретной ситуации, распространяется на другие события, которые весьма услужливо подсовывает память, и негативные мысли по ассоциации нанизываются одна на другую. Приведем условный, но достаточно близкий к реальной жизни пример подобной цепочки ассоциаций: «Опять я погорел по собственной глупости ... вот и в прошлый раз было так же... опять не повезло... впрочем, мне никогда особо-то и не везло... мне всегда не везет... всю жизнь так... говорил мне отец (мать, друг, жена, учитель в школе, сержант в армии, начальник, кореш-собутыльник и проч. - выбирайте сами), что я неудачник... Я НЕУДАЧНИК...» Далее следует эмоциональная реакция, сопровождающаяся агрессией против себя либо против окружающих, в явной или скрытой форме. Возможны разнообразные вариации: «Я несчастный человек, меня девушки не любят» (помните трагикомическую фигуру Паниковского в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова? Не так уж редко современные молодые мужчины страдают подобным «комплексом Паниковского», стараясь всеми доступными способами доказать себе обратное — свою мужскую состоятельность). Или комплекс самообвинения женщины, у которой не складывается семья: «Я беспросветно одинока... я никому не нужна, на меня не обращают внимания... они все просто сбегают от меня, ни один долго не задерживается... они чувствуют во мне что-то такое... как будто на мне какое-то проклятие...» Или комплекс самообвинения женщины, узнавшей об измене мужа, но обвиняющей себя в том, что «...я его не удержала... Я ему совсем не нужна... Даже не общаемся... Приходит домой, молчит... Это из-за меня он так... Я хочу ему как-то помочь, но ничего неполучается... Я боюсь, что он заберет у меня и детей, они ближе к отцу...»

Естественно, подобное самообвинение не проходит даром. И вот уже появляются негативные эмоции — то орудие пыток, с помощью которого в данном случае человек сам себя мучает и истязает. И вот человек, вместо того чтобы вернуться к реальной жизни, активными действиями решать свои проблемы, автоматически становится на пораженческую позицию, настраивает себя на худшее, пассивно ждет плачевного исхода, окончательного провала, фатальной неудачи.

Так как же справиться с этой напастью, может ли человек сделать это самостоятельно?

В конечном счете обе вышеописанные позиции «Я не благополучен» и «Они не благополучны» представляют собой проявление недостаточной личностной зрелости, инфантильности. По мнению Д. Осгуда (1992), подобная жизненная позиция основана на идеализации действительности, приводящей в итоге к крушению нереалистичных надежд. А следствие этого — либо пассивная капитуляция перед действительностью («Я не благополучен»), либо агрессия, деструктивное наивно-бунтарское неповиновение ей с перекладыванием ответственности на окружающих («Они не благополучны»).

Когда мы говорим, что эти незрелые личностные установки связаны с нереалистичным восприятием действительности, то имеем в виду, что человек реагирует на окружающую ситуацию, исходя не из настоящего, а из прошлого (Макаров В.В., 2000), руководствуясь механически усвоенными стереотипами, копирующими поведение других людей. Как правило, это фрагменты чужого опыта, «непереваренные», некритически усвоенные человеком в детстве (родительское программирование), не переосмысленные самостоятельно в период взросления. Связанные с ними нерациональные, не поддающиеся логической коррекции убеждения представляют собой источник конфликта между сознанием человека и его подсознательными установками. (На этом внутреннем конфликте мы подробно остановимся в дальнейшем.) Они лежат в основе неадаптивного поведения и представляют собой негативно-пораженческие неосознаваемые жизненные планы — «сценарии» и психологические «игры», в которых мнимый выигрыш (удовлетворение инфантильных потребностей) достигается ценой неоправданных жертв и несоизмеримых потерь — как материальных, так и психологических, и духовных.

Противоположностью этому служит зрелая — активная или продуктивная жизненная позиция, к которой человек приходит в результате осмысления своего отношения к жизни, сознательной «работы над собой». Она основана на оптимистичном, убежденно-реалистичном подходе к действительности. Отсюда и осознавание ее возможных ограничений, а наряду с этим — своих собственных недостатков. Здесь нет места односторонним оценкам «не благополучен», напоминающим приговор, который не подлежит отмене. Еще одна основа активной позиции — чувство персональной ответственности. Реалистичный взгляд на мир признает наличие в нем проявлений несовершенства и нерешенных проблем, которые являются не чем иным, как материалом для работы по их исправлению. Тем самым данная позиция включает в себя основополагающую готовность человека к практическим действиям по преодолению внешних, жизненных барьеров и коррекции своих внутренних проблем. Это проявляется, по Д. Осгуду, в формулировке конкретных, практически достижимых жизненных целей и активной деятельности по их достижению.

Может ли человек самостоятельно справиться с психологической проблемой?

Действительно, если человек может самостоятельно справиться с психологической проблемой, то зачем же существует целая армия психологов, психоаналитиков, социальных консультантов (это у них, «за бугром»), проповедников новомодных экзотических или доморощенных псевдорелигий, экстрасенсов (ясновидящих, но туманно-внемлющих), астропсихологов, потомственных магов (шаманов, ворожей, колдунов) в ...надцатом поколении и прочих специалистов широкого эзотерического профиля (это у нас)?

Впрочем, не привыкли у нас люди обращаться к психотерапевтам, аналитикам, консультантам и прочим профессионалам от психологии. Многие, находясь в плену ложных представлений, боятся подвергнуться чужому влиянию, гипнозу, «кодированию». Хотя на всякий случай, если читатель захочет все-таки прибегнуть в сложный момент своей жизни к посторонней помощи, автор намерен привести хотя бы конспективно-краткие, отрывочные сведения о существующих направлениях современной психотерапии, их методах и возможностях. Элементарные знания об этом предмете необходимы для того, чтобы люди, нуждающиеся в психологической помощи, не становились жертвами «колдунов», «биопсихоэнергосуггестологов»... да и кого только не бывает.

Итак, автор утверждает, что освободиться из психологической ловушки, так драматично описанной ранее, вполне возможно собственными силами. Вот только выход из нее нужно искать... с неожиданной стороны, прямо противоположной первоначальным ожиданиям. Что же касается психотерапии, то все ее современные направления рассчитаны на сотрудничество терапевта и пациента, на активную роль последнего. Более того, автор считает, что при любой долгосрочной психотерапии, начиная от старого доброго психоанализа и заканчивая новомодным псевдотерапевтическим «дианетическим одитингом», позитивный результат в некотором роде обусловлен... побочным эффектом. Дело в том, что за долгие часы бесконечных, как бы это проще назвать, бесед пациент неосознанно обучается навыкам самонаблюдения, самоанализа. И вернувшись в реальную жизнь, он обретает способность избегать накопления новых проблем взамен старых, от которых он благополучно избавился благодаря сотрудничеству с терапевтом, именно опираясь на эти навыки. Более того, некоторые сравнительно молодые методы психотерапии (ребефинг, вайвейшн, «свободное дыхание», голодинамика) специально рассчитаны на то, чтобы обучить человека некоторым практическим навыкам... и отправить его в самостоятельное плавание по волнам памяти, через бушующее море эмоций, на поиски желанной суши, где можно обрести покой в тихой гавани душевного комфорта и наконец-то почувствовать уверенность в себе, ощущая твердую почву под ногами. И все добираются благополучно, даже без компаса (практического опыта) и карты (подробных знаний), ориентируясь по наитию. И обретают спокойствие, уверенность и внутреннюю силу. Каждый может это сделать. Нужно только захотеть по-настоящему.

Стресс и негативные эмоции

Негативные эмоции опасны для нас своими негативными последствиями. Откуда же берутся эмоции и почему они могут приносить вред? Ведь природа устроила организм человека целесообразно, с огромным запасом прочности, приспособив его для долгой и здоровой жизни! Так-то так, да только природа-матушка рассчитывала совсем на другой образ жизни. Не могла она предвидеть грядущий рост цивилизации и культуры, оторвавших человеческое существование от природных корней, от биологического естества, превративших для современного человека многие эмоции из средства выживания в дикой природе в инструмент саморазрушения.

Еще в 1920-е годы американский физиолог У. Кэннон в своей теории эмоций назвал их «реакциями борьбы или бегства» (fight-or-flight). Такие эмоции, как, например, гнев или страх, биологически оправданны, полезны. Они подготавливают организм, чтобы «выжать» все возможное из мышц, вступая в схватку или спасаясь бегством. Происходит так называемая симпатическая активация, в кровь выбрасывается адреналин, заставляющий сердце биться быстрее, одновременно повышая артериальное давление, учащается дыхание, перераспределяется кровоток и повышается уровень сахара в крови. И все для того, чтобы обеспечить мышцы кислородом и питательными веществами, чтобы развить максимальное мышечное усилие (сильнее ударить или скорее убежать). Этот механизм, унаследованный нами от далеких предков, работает одинаково и у животных, и у человека. Но если неандертальцу, одетому в звериные шкуры и вооруженному каменным топором, этот механизм помогал одолеть в бою врага - иноплеменника или ускользнуть от свирепого хищника, спасти свою жизнь, то нашему современнику, в костюме и при галстуке, вооруженному лишь телефонной трубкой да шариковой ручкой, он создает одни лишь проблемы, ибо вступает в противоречие с правилами жизни современного общества. Ведь в большинстве ситуаций проявить физическую агрессию против собеседника, вызвавшего негативную эмоцию, увы, нельзя. Да и быстрые ноги не помогут в решении сегодняшних проблем. И человек, сидя за столом в офисе, столкнувшись с неприятной информацией, внутренне напрягается: и так же зашкаливает давление, и учащается пульс, чтобы обеспечить мышцы энергией. И мышцы напрягаются, готовясь к действию, но... Действия-то и не происходит. Физиологические же сдвиги, эта неизрасходованная, невостребованная подготовка к не совершившемуся действию, остаются.

Исходя из сказанного, рецепт безвредного для здоровья эмоционального выражения звучит так: назад к природе, но... цивилизованным образом, не допуская эмоциональной несдержанности и разболтанности. Необходимо соблюдать компромисс между «выплескиванием» эмоций и их сдерживанием, придерживаясь «золотой середины» и тщательно «прорабатывая» с помощью методов психологической саморегуляции остаточные проявления «задержанных» эмоций. А. Лоуэн (2000а) так сформулировал этот принцип гармонии эмоциональных проявлений: «В здоровом организме существует равновесие между возбуждением и сдерживанием; человек ощущает себя свободным в выражении своих чувств и импульсов, но он настолько владеет собой, что может выражать их уместным и достойным образом». После того как в конкретной ситуации проработаны телесные проявления эмоции и осознаны глубинные причины ее возникновения, у человека часто возникает не только чувство освобождения, но и ощущение, что им исправлена сделанная ранее ошибка. Ведь с точки зрения психотехники, как подчеркивает М. Папуш (1997), «отрицательная эмоция — это вообще просто ошибка... это эмоциональная реакция на неправильно представляемую ситуацию».

А так как «неотработанные» эмоции запечатлеваются в теле - вот и ходит человек, жалуясь «на сердце», на «гипертонию», а в мышцах, как след неотреагированных эмоций, образуются участки «застывшего» напряжения, или повышенного мышечного тонуса.

На языке клинического диагноза подобные очаги мышечного гипертонуса именуются «фибромиалгия», или болезненные мышечные уплотнения (по ГА. Иваничеву). Последние же, в свою очередь, в зависимости от расположения, могут рефлекторно влиять на внутренние органы, имитируя их расстройства — нарушения ритма сердца, загрудин-ные боли, изжогу... А дальше за счет физиологических механизмов обратной связи замыкается «порочный круг», в котором участок хронически повышенного мышечного тонуса, в свою очередь, служит генератором очага застойного возбуждения в коре головного мозга — детерминанты (Иваничев Г.А., 1985; 1989).

В тесной связи с подобными феноменами находятся и так называемые «мышечные зажимы», описанные еще великим режиссером, большим знатоком эмоций К.С. Станиславским. И эти мышечные уплотнения, «мышечные зажимы» еще и влияют на наше настроение, вызывая казалось бы беспричинную тоску, или тревогу, или раздражительность... Ведь еще в прошлом веке И.М. Сеченов, рассуждая об эмоциях, писал о «темном мышечном чувстве». Мышечное напряжение как спутник болезней описывалось и американским психологом Е. Джейкобсоном. В самом деле, как часто человек чувствует себя (после конфликта, в кризисной ситуации или просто к концу рабочего дня, недели) подавленным, «измотанным», уставшим «как выжатый лимон». Не случайно существуют народные выражения для описания эмоциональных состояний: «как тяжесть с плеч», «взвалить ношу», «одеть хомут на шею». Это тяжесть не только в переносном смысле, но и физическое ощущение тяжести, остаточное мышечное напряжение, связанное с неотреагированными эмоциями.

Более того, повседневное «замораживание» эмоций, сдерживание человеком их экспрессивных проявлений, груз которых оседает в его теле в виде участков мышечного напряжения, или телесных эквивалентов эмоций (Ермошин А.Ф., 1999), приводит к постепенному образованию «мышечного панциря», описанного психотерапевтом В. Райхом. Этот невидимый для окружающих мышечный панцирь, с которым его обладатель не расстается ни днем, ни ночью, по мысли Райха, способствует «механизации душевной жизни» и постепенному «заключению характера в панцирь» под воздействием общественных стереотипов (вспомним чеховского «человека в футляре»). По образному выражению Н.К. Козиной (1992), в мышцах остается вся информация о пережитых человеком стрессах.

Вследствие того, что в мышце сохраняются участки остаточного, хронического напряжения, происходит сбой циклического чередования периодов ее напряжения и расслабления, природного физиологического «маятника». В результате при движениях некоторым мышцам приходится выполнять двойную работу, преодолевая не только силу тяжести, но еще и сопротивление противостоящих им напряженных мышц-антагонистов. Со временем у человека формируется нарушенный двигательный стереотип, расстраиваются тонкие механизмы согласования деятельности различных мышц во время движения. Мозг привыкает к постоянно напряженному состоянию мышц и как бы «забывает» естественные навыки ненапряженно-раскованных, пластичных движений, усвоенные в детстве (сенсорно-моторная амнезия по Т. Ханна). При этом необходимо отчетливо представлять: когда мы говорим, что эмоции запечатлеваются в теле, с физиологической точки зрения мы имеем в виду, что они хранятся в головном мозге (в виде матриц долговременной памяти, представляющих собой очаги устойчивого патологического состояния, которые будут подробно описаны в отдельной главе). Но при этом следы эмоций проецируются на тело как на своеобразный экран, сообразно соматотопическому принципу организации нервной системы. «Не только для каждой категории чувствительности соответствует в коре мозга своя обособленная зона, но... в пределах этих зон имеется и нечто вроде поточечного соответствия с элементами периферической территории данного вида чувствительности» (Бернштейн Н.А., 1990). Существование же застойных очагов возбуждения в мозге приводит к определенным трофическим изменениям в области их телесных проекций, особенно в мышцах. Воздействуя на эти телесные проекции, можно по цепочкам обратной связи (афферентным проводящим путям) воздействовать и на мозговые очаги. На этом принципе основана так называемая телесно-ориентированная психотерапия, популярная за рубежом и начинающая завоевывать признание в нашей стране. В ее арсенале существует множество методов, сочетающих физическое лечение с психологической разгрузкой и основанных именно на работе с мышцами, снятии мышечных «спутников» эмоций и заболеваний внутренних органов. Это и терапия по В. Райху, и системы упражнений по М. Фельденкрайзу, по М. Александеру, и метод биосинтеза по Д. Боаделле, и биодинамика по Л. Марчер (L. Marcher), и кинезиология, и рольфинг, и биодинамическая психология по Г. Бойсен (G. Boyesen), фокусировка (focusing) по Ю. Джендлину (Е.Т. Gendlin) и другие (полный список приведен в приложении).

А как же «наши» люди привыкли разряжать накопленные эмоции или последствия эмоций? Для людей определенного психологического склада (тип А) легче всего «разрядиться» за счет других (подчиненных, членов семьи и т. д.), перенеся на них свое раздражение, но это не всегда дает облегчение. Для людей же сдержанных, хранящих свои чувства «в себе», не выплескивая их на окружающих (тип Б), этот способ и вовсе неприемлем. Традиционные в нашей культуре способы — алкогольный, парильно-саунный, азартно-преферансный, комбинированный — имеют свои очевидные минусы. Мы можем рекомендовать другие способы, основанные на психологической саморегуляции. Но прежде поговорим о том, какие же физиологические механизмы лежат в основе эмоций.

Упражнение «Марионетка»

Это упражнение желательно повторять «в гуще жизни» — в различных жизненных ситуациях, особенно когда вы находитесь в обстановке, вызывающей у вас негативные эмоции.

Попробуйте представить, что ваше собственное «Я», контролирующее мысли, движения и эмоции, находится... вне тела. При этом тело живет и движется чисто механически, в режиме автомата, управляемого извне. Можете представить, что ваше «Я» наблюдает за собственным телом как бы со стороны (обычно сверху). Невидимые нити, идущие от этого центра, управляют вашими движениями, невидимые «кнопки» — эмоциями. При этом как телесные, так и душевные движения становятся отстраненными от вашего «Я», переживаются как нечто искусственное, как будто это происходит не с вами, а с кем-то другим. Запомните это состояние, в котором вы можете ощущать физические проявления эмоций, не отягощенные их психологической составной частью, отделенные от переживаний (в этом и заключается эффект диссоциации), чтобы использовать его в дальнейшем. Проживите в этом состоянии несколько минут, затем «вернитесь» в собственное тело (ассоциируйтесь с ним), чтобы в прямом смысле вновь ощутить полноту переживаний.

Впоследствии можно использовать полученные навыки для того, чтобы в обстановке «накаленных» эмоций быстро успокоиться с помощью диссоциации осознавания своего тела и осознавания собственного «Я».

Разминка

Для разминки проделайте ряд очень простых движений, подготавливающих «материал» для последующей работы, обеспечивая множество физиологических ощущений, которые просто нельзя не заметить.

1. Соедините кончики пальцев обеих кистей, прижмите их друг к другу с усилием, опираясь ими друг о друга. Произведите с силой 15 — 20 встречных движений ладонями, как бы сжимая воображаемую резиновую грушу, находящуюся между ладонями, или как бы накачивая нечто в пространство между ладонями, имитируя работу насоса.

2. Энергично потирайте ладони одну о другую, пока не появится ощущение интенсивного тепла.

3. Сильно и быстро не менее 10 раз сожмите и разожмите кулак, добиваясь ощущения утомления в мышцах кисти.

4. Потрясите пассивно «висящую» кисть.

Прислушаться к ощущениям

Теперь — внимание и еще раз внимание! Положите ладони симметрично на колени. Направьте все внимание на внутренние ощущения. Все внешнее при этом на время как бы перестает для вас существовать. Сконцентрируйте внимание в правой ладони. Прислушайтесь к своим ощущениям. В первую очередь обратите внимание на следующие ощущения:

1. Чувство веса. Чувствуете ли вы в кисти тяжесть или легкость?

2. Чувство температуры. Чувствуете ли вы в кисти холод или тепло?

3. Дополнительные ощущения (присутствуют не обязательно, но все же весьма часто):

— сухость или влажность;

— пульсацию;

— покалывание;

— ощущение прохождения электрического тока;

— чувство «мурашек», «мороз по коже»;

— онемение (обычно в кончиках пальцев);

— вибрацию;

— мышечную дрожь.

Может быть, вы почувствуете, что ладонь как бы излучает некоторую «энергию». Постарайтесь запомнить это полезное ощущение, которое пригодится вам в дальнейшем.

Может быть, вы почувствуете зарождающееся в пальцах, в кисти или в руке в целом движение — выпустите его на волю... Наблюдайте за ним как бы со стороны. Представьте, что ваше тело ожило и движется по собственной воле, независимо от вашего желания. (Нередко наблюдается непроизвольное сгибание пальцев, подъем, «всплывание» рук, а иногда и более развернутые движения.) Продолжайте наблюдать за ощущениями, не отрываясь, словно погружаясь в этот процесс, мысленно отгораживаясь от всего окружающего, от всего внешнего. Старайтесь улавливать в ощущениях «самые тонкие изменения», по выражению Дж. Леонарда, ибо ощущения никогда не остаются строго постоянными и неизменными; важно только удерживать, концентрировать на них внимание, чтобы заметить эти изменения. Следите за тем, как ощущения меняются, то усиливаясь, то ослабевая, как они меняют свою локализацию, постепенно перемещаясь из одной точки в другую, наконец, как одни ощущения уступают место другим. Продолжайте выпол-нять упражнение достаточно долго - не менее 8—10 минут, а если хватит терпения, то и еще дольше.

Проговаривание

Если пристально наблюдать за ощущениями в течение столь долгого времени оказывается трудным для вас из-за того, что внимание отвлекается на посторонние мысли, используйте прием, описанный швейцарским психологом Безоллой (цит. по В. Jencks, 1974). Для того чтобы сосредоточить внимание на нужном материале и предотвратить наплыв мешающей «умственной жвачки», займите сознание непрерывным мысленным проговариванием — словесным описанием ваших ощущений. Не пытайтесь при этом анализировать, «интеллектуализировать» ваш чувственный опыт; просто говорите о том, что непосредственно ощущаете; при этом снимается препятствующий самонаблюдению излишний интеллектуальный контроль. «Чтобы отбросить контроль, мы должны разрешить голове слушать тело» (Лоуэн А., 2000а).

Упражнение «Выпустите свою фантазию наружу, или Тихо сам с собою я веду беседу...»

В основе этого упражнения лежат вполне серьезные вещи, именуемые в физиологии синестезией, а в некоторых психотерапевтических практиках — работой с субмодальностями. Тем не менее поначалу не относитесь слишком серьезно к выполнению этого упражнения. Пусть оно представляется чем-то наподобие детской игры.

Это помогает раскрепостить сознание и позволяет ему сосредоточиться на ощущениях хотя и обычных, но в то же время привычно не замечаемых, игнорируемых (так называемая деавтоматизация восприятия). Тем самым достигается особое состояние сознания, дающее в том числе полноту осознавания собственного тела. Еще древний китайский философ Ли Чжи (цит. по В.В. Малявину, 1998) утверждал, что подобная «детская непосредственность» сознания доступна каждому человеку, причем в любой момент. Для этого необходимо только отказаться от усилия осознавания, и тогда предельная полнота сознания придет сама собой. Как подчеркивает М. Фельденкрайз (2000), осознавание телесных ощущений, когда оно полно, поддерживает гармоничную «правильность» деятельности тела.

Сосредоточьте ваше внимание на каком-либо внутреннем ощущении, как в предыдущем упражнении (это может быть по-прежнему ощущение в правой ладони или в любом другом участке тела). Теперь попробуйте «поиграть» с этим ощущением, дать волю своей фантазии. Смелее используйте воображение. Попробуйте представить это ощущение вне вашего тела. Представьте, какой оно могло бы иметь цвет... форму... размеры... вес... плотность... температуру... Попробуйте представить, какой могла бы быть фактура поверхности, если бы вы могли потрогать ее — гладкая или шероховатая... Попробуйте также представить, какие могли бы быть с ним связаны запахи, вкус, звуки. В вашем внутреннем представлении ощущение может даже иметь свой голос, вы можете как бы поиграть с ним в вопросы и ответы. (Однако не забывайте, что это только ваша внутренняя реальность, голос вашего собственного подсознания. Не делайте далеко идущих выводов.)

В этом и в предыдущем упражнениях отрабатываются не только навыки наблюдения за ощущениями, но и основы умения управлять ими, так как с точки зрения физиологии и выявление тонких деталей (субмодальностей) при наблюдении за ощущениями в предыдущем упражнении, и представление собственных внутренних ощущений в виде зрительных или звуковых образов (или других модальностей) позволяют задействоват<

Наши рекомендации