Основные типы задач и методы их решения

Классификация

1. Определение теплоемкостей газа или смеси газов по заданной массе, молекулярной массе и числу степеней свободы.

Метод решения. Используются: а) определение количества теплоты; б) связь между молярной и удельной теплоемкостями газа; в) формулы для определения молярных теплоемкостей Ср и СV через число степеней свободы.

2. Определение количества тепла, полученного газом, работы расширения газа и изменения его внутренней энергии в заданном процессе перехода.

Метод решения. Использование первого начала термодинамики, выражений для определения изменения внутренней энергии, работы расширения газа и количества теплоты для заданного процесса перехода, уравнений состояния идеального газа и процессов перехода.

Примеры

Задача 1. Определить удельную теплоемкость при V = const газовой смеси, состоящей из 4 кг неона и 1 кг водорода.

Решение

По определению, количество теплоты Основные типы задач и методы их решения - student2.ru , сообщенное смеси, равно

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru ,

где сV – удельная теплоемкость рассматриваемой смеси идеальных газов.

С другой стороны, выражение для Основные типы задач и методы их решения - student2.ru можно записать как

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru ,

где Основные типы задач и методы их решения - student2.ru , Основные типы задач и методы их решения - student2.ru , Основные типы задач и методы их решения - student2.ru и Основные типы задач и методы их решения - student2.ru - удельные теплоемкости и массы неона и водорода соответственно. Приравнивая правые части этих выражений, и сокращая на dT, получим

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru .

Откуда

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru .

Удельные теплоемкости идеальных газов Основные типы задач и методы их решения - student2.ru и Основные типы задач и методы их решения - student2.ru определяются формулами

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru ,

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru .

Учитывая эти выражения, окончательно получаем

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru .

В рассмотренном примере: неон – одноатомный газ, следовательно, Основные типы задач и методы их решения - student2.ru ; водород – двухатомный газ, Основные типы задач и методы их решения - student2.ru . Подстановка числовых значений в формулу дает

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru =2,58 ×103 Дж/кг×К.

Задача 2. Найти, чему равна степень диссоциации азота, если известно, что отношение Основные типы задач и методы их решения - student2.ru для него равно 1,47.

Решение.

Степень диссоциации, то есть часть молекул газа, диссоциированных на атомы, обозначим через a. Диссоциированный азот будет представлять собой одноатомный газ ( Основные типы задач и методы их решения - student2.ru =14 кг/кмоль) и соответственно обладать тремя степенями свободы, т.е. Основные типы задач и методы их решения - student2.ru . Недиссоциированный азот ( Основные типы задач и методы их решения - student2.ru =28 кг/кмоль), как двухатомный газ, будет обладать пятью степенями свободы, Основные типы задач и методы их решения - student2.ru . Тогда, согласно формулам классической теории теплоемкости, для диссоциированного азота

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru ; Основные типы задач и методы их решения - student2.ru ,

а для недиссоциированного азота

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru ; Основные типы задач и методы их решения - student2.ru .

Для смеси диссоциированного и недиссоциированного азота, имеем

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru ,

где Основные типы задач и методы их решения - student2.ru и Основные типы задач и методы их решения - student2.ru - массы соответственно диссоциированного и недиссоциированного азота.

Аналогичное выражение получим для удельной теплоемкости смеси при постоянном давлении

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru .

Взяв отношение теплоемкостей

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru ,

после несложных алгебраических преобразований, получим

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru =23 %.

Задача 3. Один килограмм кислорода нагревается от 300 К до 350 К различными способами: а) при p = const, б) при V = const, в) при Основные типы задач и методы их решения - student2.ru . Проверить положение о том, что изменение внутренней энергии идеального газа не зависит от процесса перехода. Определить изменение внутренней энергии кислорода при его нагревании.

Решение

а) Для изобарического процесса (p = const) следует

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru и Основные типы задач и методы их решения - student2.ru .

Согласно первому началу термодинамики

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru .

б) Для изохорического процесса (V = const)

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru , А = 0.

Отсюда получим, что

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru .

в) Для адиабатического процесса (рVg = const) первое начало термодинамики запишется так:

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru .

Таким образом, в любом процессе при нагревании газа от Т1 до Т2 изменение внутренней энергии одинаково и равно

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru =3,2×103 Дж.

Задача 4. Киломоль идеального газа, имеющего первоначально температуру Т1 = 290 К, расширяется изобарически до тех пор, пока его объем не возрастает в 2 раза. Затем газ охлаждается изохорически до первоначальной температуры Т1. Определить: а) приращение внутренней энергии газа; б) работу, совершаемую газом; в) количество полученного газом тепла.

Решение

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru Представим переход газа из одного состояния в другое графически в системе координат рV (рис.1). Прямая 1-2 – изобара. На ней идет повышение температуры, следовательно, увеличивается внутренняя энергия газа. Кроме того, газ, расширяясь (V2 > V1), совершает работу, которая представлена на графике заштрихованной площадью V112V2. Увеличить свою внутреннюю энергию и одновременно произвести работу газ может только за счет теплоты Основные типы задач и методы их решения - student2.ru , полученной от внешнего источника.

Прямая 2-3 – изохора. На ней идет охлаждение газа от Т2 до Т3 = Т1 с соответствующим уменьшением давления. В этом процессе идет уменьшение внутренней энергии целиком за счет теплоты Основные типы задач и методы их решения - student2.ru , отданной газом окружающей среде, т.к. внешние силы не совершают работы над газом Основные типы задач и методы их решения - student2.ru .

Полное изменение внутренней энергии Основные типы задач и методы их решения - student2.ru складывается из изменения энергии на участке 1-2 и изменения энергии на участке 2-3. Поскольку в данном случае начальная и конечная температуры совпадают, т.е. Т1 = Т2 и Основные типы задач и методы их решения - student2.ru = 0 и, следовательно,

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru .

Работа, совершаемая газом при переходе из состояния 1 в состояние 3, определяется работой на участке 1-2 (На участке 2-3 А = 0) и равна

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru .

С учетом уравнения Менделеева-Клапейрона и того, что Основные типы задач и методы их решения - student2.ru имеем

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru .

Для одного киломоля газа Основные типы задач и методы их решения - student2.ru =1 и окончательно

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru Дж.

Количество полученного газом тепла в процессе перехода 1-2-3 определится алгебраической суммой количеств теплоты Основные типы задач и методы их решения - student2.ru и Основные типы задач и методы их решения - student2.ru

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru = Основные типы задач и методы их решения - student2.ru + Основные типы задач и методы их решения - student2.ru

По первому началу термодинамики

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru и Основные типы задач и методы их решения - student2.ru , (А13 = 0).

С учетом того, что Основные типы задач и методы их решения - student2.ru , получим

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru =2,4×106 Дж.

Задача 5. Атмосферный воздух в объеме 10 л подвергается в двигателе дизеля 12- кратному адиабатическому сжатию. Начальная температура 10° С. Определить конечное давление, конечную температуру и работу сжатия.

Решение

Допуская, что атмосферный воздух состоит в основном из кислорода (О2) и азота (N2), можно считать его двухатомным газом, для которого

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru .

Конечное давление Р2 найдем из уравнения адиабаты

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru .

Откуда

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru .

Подставив числовые значения, найдем

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru (12)1,41 Па = 32,5×105 Па.

Из уравнений Менделеева-Клапейрона для двух состояний газа

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru , Основные типы задач и методы их решения - student2.ru

с учетом уравнения адиабаты, определим конечную температуру

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru =763 К.

Работу адиабатического сжатия в данной задаче можно подсчитать двумя способами. Исходя из определения работы при адиабатическом сжатии

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru .

Подставляя числовые значения, получим

А = -4,8×103 Дж.

С другой стороны, используя первое начало термодинамики для адиабатическое процесса

Основные типы задач и методы их решения - student2.ru ,

получим Основные типы задач и методы их решения - student2.ru ,

где Основные типы задач и методы их решения - student2.ru .

Очевидно, что после подстановки числовых значений, получим ту же величину работы

А = - 4,8×103 Дж.

Наши рекомендации