Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС

(резолюции MSC.191.(79), 192(79), SN/Circ.243)

Хар-ки индикатора Суда < 500 тонн Суда от 500 до 100 тонн и ВСС менее 10000 Суда свыше 10000 тонн
Минимальный диаметр индикатора (мм) 180 250 320
Минимальная площадь индикатора (мм) 195х195 270х270 340х340
Автозахват целей на автосопровождение - - +
Минимальное кол-во сопровождаемых целей 20 20 40
Минимальное кол-во целей АИС (активизированных) 20 30 40
Минимальное кол-во пассивных целей АИС 100 150 200
Имитация маневра - - +

Точность измерения дистанции 30 метров (1% от шкалы);

Точность измерения пеленга 1 градус;
Обнаружение целей 8/10 оборотов;

Обнаружение целей при скорости до 30 узлов 100 узлов (относительная);

Более 30 узлов 140 узлов (относительная);
Максимальная дальность обнаружения

Характеристика Дальность обнаружения в милях
Диапазон Х Диапазон S
Береговая черта высотой до 60 м 20 20
Береговая черта высотой до 6 м 8 8
Береговая черта высотой до 3 м 6 6
Судно более 5000 тонн 11 11
Судно более 500 тонн 5,0 3,7
Небольшое судно с ЭПР 7,5 м2 (Х) и 0,5 м2 (S) 5,0 3,7
Навигационный буй с ЭПР 10 м2 (Х) и 1 м2 (S) 4,9 3,6
Типовой навигационный буй с ЭПР 1 м2 (Х) и 0,1 м2 (S) 4,6 3,0
Небольшое судно длиной 10 м без отражателя 3,4 3,0

Минимальная дальность обнаружения 40 м;

Разрешающая способность по дальности 50 м;

Разрешающая способность по углу 2,5 градуса;
д.б. ручная и автоматическая настройка

Д.б. средства определения падения характеристик

Постоянная общая опорная точка для рл-измерений.

Шкалы дальности - 0,25/0,5/0,75/1,5/3/6/12/24 морских мили.

НКД - 2 шт. с точностью 30 м или 1% от шкалы дальности.

Курсовая линия с точностью до 0,1 градуса с возможностью юстировки.

ЭВН - 2 шт. с точность 1 градус.

Параллельные индексные линии - минимум 4 с установкой по пеленгу и ширине.
САС на шкалах 3, 6, 12 миль.

Автоматический (границы зоны захвата) и ручной захват.

Сопровождение через 1 минуту, перемещение в течении 3 минут.

Сопровождение при различимости 5 из 10 последовательных оборотов.

Точность сопровождения

Время сопровождения Относительный курс, градусы Относительная скорость, узлы Д кр, мили Т кр, мин Истинный курс, градусы Истинная скорость, узлы
1 мин 11 1,5 (10%) 1,0 - - -
3 мин 3 0,8 (1 %) 0,3 0,5 5 0,5 (1 %)

Сигнализация:


  • кол-во РЛС целей больше 20 (СЭП, САС) или 40 (САРП);

  • кол-во АИС целей больше 20, 30, 40;

  • кол-во обрабатываемых АИС целей приближается к максимуму (100, 150, 200)

Цели АИС - пассивные и активизированные (графические).

Активизация целей - автоматическая (в зоне), ручная, в зависимости от классификации.

Классификация АИС целей - по дальности, по Д кр или Т кр., классу (А или В) и др.

Для целей АИС общая опорная с РЛС точка.

В АИС - прошлая траектория движения.

Формуляр РЛС цели


  • источник данных,

  • дальность,

  • пеленг,

  • Д кр.,

  • Т кр.,

  • истинный курс и скорость цели.


Формуляр АИС цели


  • источник данных,

  • идентификатор,

  • навигационный статус,

  • координаты,

  • признак точности,

  • дальность (расчетная),

  • пеленг (расчетный),

  • путевой угол,

  • скорость относительно грунта,

  • Д кр. (расчетная),

  • Т кр. (расчетная).

  • Мгновенное значение курса цели;

  • Мгновенное значение скорости цели;

  • Дополнительная информация.


Аварийно- предупредительная сигнализация АИС:


  • Д кр. И Т кр. Для АИС и РЛС должна быть одинакова
Причина срабатывания Вид сигнализации
Д кр и Т кр цели меньше заданных значений Звуковая, визуальная
Цель в зоне захвата Звуковая
Потеря цели по заданной дальности Звуковая (если включена)
Нет информации о цели за установленное время  

Циркулярное письмо SN/Circ.243 от 7.12.2004

Наименование Символ Описание
^ Символы собственного судна
Own ship Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Позиция собственного судна.
Own Ship True scale outline Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Позиция собственного судна на малых шкалах
Own Ship Radar Antenna Position Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Положение антенны РЛС на судне на малых шкалах
Own Ship Heading line Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Линия курса собственного судна
Own Ship Beam line Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Траверзная линия собственного судна.
Own Ship Speed vector Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Вектор скорости собственного судна
Own Ship Path prediction Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Предполагаемое движение собственного судна
Own Ship Past Track Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Траектория прошлого движения собственного судна
^ Символы сопровождаемых РЛС целей
Tracked Target including Dangerous Target Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Сопровождаемая цель (включая опасную) (Залитый или не залитый круг. Опасная цель – жирные красные линии или мерцание до подтверждения)
Target in Acquisition State Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Захватываемая цель. При автоматическом захвате – жирная красная или мерцающая до подтверждения
Lost Target Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Сброшенная с сопровождения цель. Жирная линия или мерцание до подтверждения
Selected Target Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Выбранная цель (цель с формуляром).
Target Past Positions Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Цель с траекторией прошлого движения
Tracked Reference Target Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Реперная цель Используется для привязки. Может быть несколько реперных целей: R1, R2, R3 и т.д.
^ Символы AIS-целей
AIS Target (sleeping) Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Пассивная цель
Activated AIS Target Including Dangerous Target Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Активизированная цель (включая опасную)
AIS Target - True Scale Outline Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Активизированная цель на малых шкалах
Selected target Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Выбранная цель
Lost target Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Сброшенная цель
Target Past Positions Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Траектория прошлого движения цели
^ Дополнительные символы
AIS Based A to N Real Position of Charted Object Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Действительное положение объекта на карте
AIS Based A to N Virtual position Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Позиция виртуального СНО
Monitored Route Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Исполнительная прокладка
Planned or Alternate Route Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Предварительная или другая прокладка
Trial Manoeuvre Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Проигрывание маневра
Simulation Mode Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Режим тренажера
Cursor Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Курсор
Event Mark Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru Отметка события


^ Помехи радиолокационному наблюдению, их особенности и опознавание.

Шумы приемника и атмосферы.

Помехи соседних РЛС («несинхронные помехи»).

Отметки на ложной дальности; режим вобуляции.

Помехи из-за многократного переотражения и боковых лепестков; «местники».

Помехи от взволнованной поверхности моря; временная автоматическая регулировка усиления (ВАРУ).

Помехи от гидрометеообразований; цепочка малой постоянной времени (МПВ). Оптимальные приемы настройки и использования ВАРУ и МПВ.

Применение логарифмического приемника и круговой поляризации излучения.

Энергетические режимы работы НРЛС: ВЫКЛЮЧЕНА, ПОДГОТОВКА, РАБОТА. Схема организации питания РЛС; назначение реле выдержки времени.
Принципы технического использования САРП: включение, проверки и регулировки, оперативный контроль исправности, выключение. Использование по назначению. Основное достоинство САРП - автоматизация процессов получения информации. Основные недостатки САРП: относительно невысокие точности, большие задержки выработки информации.
Основные типы САРП, эксплуатируемых на морском транспортном флоте. Приборный состав. Характеристики. Режимы работы; органы управления. Порядок включения, контроля работоспособности, настройки, выключения. Особенности использования по назначению.
Средства электронной прокладки (СЭП). Назначение, требования IMO

Средства автосопровождения (САС). Назначение, требования IMO
^ Радиолокационные ответчики и маяки-ответчики.

Назначение, особенности построения, основные характеристики.

Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru

Информация на экране РЛС

Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru

Новые требования к РЛС, СЭП, САС, САРП, АИС, ЭКС - student2.ru
^ Автоматизированные навигационные комплексы.

Судовые навигационные комплексы (СНК), принципы построения, решаемые задачи. Совместная обработка навигационной информации различных датчиков. Основные типы СНК, эксплуатируемых на морском транспортном флоте. Состав системы, характеристики, особенности технического использования.
Электронные картографические системы (ЭКС). Принципы функционирования, требования IMO. Современные типы ЭКС, особенности технического использования.
Электронные картографические навигационные информационные системы (ЭКНИС), принципы функционирования, требования IMO. Современные типы ЭКНИС, особенности технического использования.
Автоматические информационные системы (АИС), назначение, состав и функции. Основные характеристики, требования IMO.
Береговые системы управления движением судов (СУДС), назначение, источники и потребители информации, основные характеристики, требования IMO. Структурно-функциональная схема СУДС, центр регулирования движения судов, посты контроля движения судов, телеуправляемые радиолокационные посты, каналы связи внутри СУДС и с обслуживаемыми судами; береговые РЛС, специфические требования; системы записи и архивации видео и аудио информации в СУДС. Задачи управления движением судов: регулирование (диспетчеризация) движения в заданном районе; контроль (проводка) движения судов по узким каналам и фарватерам. Основные характеристики СУДС, требования IMO.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Морской регистр судоходства РФ. Правила оборудования морских судов. Часть 5. Навигационное оборудование. Раздел 5. Эксплуатационно-технические требования, предъявляемые к навигационному оборудованию.

  2. Резолюция IMO А.422(11) "Технико-эксплуатационные требования к средствам автоматической радиолокационной прокладки (САРП)".

  3. Резолюция IMO А.529(13) "Стандарты точности судовождения".

  4. Резолюция IMO А.574(14) "Рекомендация по общим требованиям к электронному навигационному оборудованию".

  5. Резолюция IMO А.575(14) "Унификация технико-эксплуатационных требований к навигационному оборудованию".

  6. Резолюция IMO А.577(14) "Эксплуатационный статус электронных систем, предназначенных для определения места".

  7. Резолюция IMO А.578(14) "Руководство для служб управления движением судов".

  8. Резолюция IMO А.604(15) "Технико-эксплуатационные требования к радиолокационным ответчикам для поиска и спасения".

  9. Резолюция IMO А.615(15) "Радиолокационные маяки-ответчики и судовые радиолокационные ответчики".

  10. Резолюция IMO А.820(19) "Эксплуатационные требования к радиолокационному оборудованию высокоскоростных судов".

  11. Резолюция MSC.64(67) "Принятие новых эксплуатационных требований и поправок к существующим эксплуатационным требованиям".

  12. Резолюция MSC.74(69) "Рекомендации по технико-эксплуатационным требованиям к универсальным судовым системам автоматического опознавания (АИС)".

  13. Резолюция IEC 872 "Видео символы САРП".

  14. Конвенция СОЛАС-74/95.

  15. Технико-эксплуатационная документация (Руководство по эксплуатации) изучаемого оборудования.

Наши рекомендации