Устройство и принцип действия двигателя

Магнитная система асинхронного двигателя /АД/ состоит из двух сердечников: наружного - неподвижного статора и внутреннего - вращающегося ротора. В пазах статора укладывается трехфазная обмотка, которая, получая питание от сети, создает в машине вращающееся магнитное поле. По конструкции обмоток ротора двигатели выполняются двух видов: с короткозамкнутым ротором и с фазным ротором.

После включения АД в сеть трехфазного тока в статоре образуется вращающееся магнитное поле, которое создает эдс и ток в проводниках ротора. Проводники с током, находящиеся в магнитном поле, испытывают выталкивающее усилие, возникает электромагнитный момент, и ротор начинает вращаться в сторону вращения магнитного поля. Поле машины вращается с числом оборотов:

  устройство и принцип действия двигателя - student2.ru (1)

где устройство и принцип действия двигателя - student2.ru – число пар полюсов машины;

устройство и принцип действия двигателя - student2.ru - частота питающего тока, равная 50 Гц.

Из выражения (1) следует, что наибольшее число оборотов поля равно 3000 об/мин., а так как число пар полюсов может быть только целым, то у АД возможны только следующие числа оборотов вращающегося поля в минуту (так называемые синхронные числа оборотов): 3000, 1500, 1000, 750, 600 и т.д.

Скорость вращения ротора n2 всегда меньше скорости вращения поля n1.

Само название двигателя – «асинхронный» – говорит о несовпадении скоростей вращения ротора и поля.

Чтобы изменить направление вращения ротора (осуществить реверс двигателя), нужно изменить направление вращения поля, для чего достаточно поменять местами два линейных провода, присоединенных из сети к статору.

СОЕДИНЕНИЕ ОБМОТОК СТАТОРА

К трехфазному АД из сети подводятся три провода. Однако у двигателей малой и средней мощности от обмоток статора отводится шесть концов, т.е. начала и концы каждой фазы. Это дает возможность использовать двигатели на два напряжения, например, 380/220 или 220/127, отличающиеся друг от друга в устройство и принцип действия двигателя - student2.ru раз. Обмотки каждой фазы статора рассчитываются на определенное номинальное фазное напряжение – меньшее из двух, указанных в паспорте. Если линейное напряжение сети, к которому присоединяется двигатель, равно номинальному напряжению фазы статора, то обмотки соединяются треугольником; если напряжение в сети в устройство и принцип действия двигателя - student2.ru раз выше – обмотки двигателя соединяются звездой. В обоих случаях к каждой фазе статора подводят одно и то же напряжение. Тогда токи в фазах и нагрев обмоток при одинаковой нагрузке на валу будут одинаковыми.

ОСНОВНЫЕ СООТНОШЕНИЯ

Отставание скорости вращения ротора от скорости вращения магнитного поля характеризуется скольжением:



  устройство и принцип действия двигателя - student2.ru (2)

От величины скольжения зависят рабочие свойства АД.

Величина магнитной индукции устройство и принцип действия двигателя - student2.ru распределяется вдоль окружности ротора примерно по синусоидальному закону. Поэтому при вращении ротора со скольжением устройство и принцип действия двигателя - student2.ru величина индукции устройство и принцип действия двигателя - student2.ru магнитного поля, пересекающего данный проводник короткозамкнутого ротора, будет изменяться по синусоидальному закону с частотой устройство и принцип действия двигателя - student2.ru

  устройство и принцип действия двигателя - student2.ru (3)

Следовательно, эдс устройство и принцип действия двигателя - student2.ru и ток устройство и принцип действия двигателя - student2.ru этого проводника будут также изменяться по закону синуса с частотой устройство и принцип действия двигателя - student2.ru :

  устройство и принцип действия двигателя - student2.ru (4)
  устройство и принцип действия двигателя - student2.ru (5)

Величина эдс устройство и принцип действия двигателя - student2.ru пропорциональна скорости пересечения проводника магнитным полем, т.е. пропорциональна скольжению устройство и принцип действия двигателя - student2.ru :

  устройство и принцип действия двигателя - student2.ru (6)

где устройство и принцип действия двигателя - student2.ru - эдс при неподвижном роторе, т.е. при устройство и принцип действия двигателя - student2.ru

Мгновенное значение силы, действующей на проводник с током устройство и принцип действия двигателя - student2.ru (5), находящемся в магнитном поле устройство и принцип действия двигателя - student2.ru (3):

  устройство и принцип действия двигателя - student2.ru (7)

Среднее значение этой силы за период:

  устройство и принцип действия двигателя - student2.ru (8)

Выразив устройство и принцип действия двигателя - student2.ru через магнитный поток устройство и принцип действия двигателя - student2.ru двигателя и умножив устройство и принцип действия двигателя - student2.ru на число проводников устройство и принцип действия двигателя - student2.ru и на радиус ротора устройство и принцип действия двигателя - student2.ru , получим выражение для вращающего момента АД:

  устройство и принцип действия двигателя - student2.ru (9)

где устройство и принцип действия двигателя - student2.ru , если Ф в веберах (Вб), а М в ньютон-метрах (Нм).

Величина Ф » const, поэтому М будет изменяться только в зависимости от устройство и принцип действия двигателя - student2.ru и устройство и принцип действия двигателя - student2.ru .

Ток с увеличением скольжения увеличивается:

  устройство и принцип действия двигателя - student2.ru , (10)

а устройство и принцип действия двигателя - student2.ru уменьшается вследствие увеличения индуктивного сопротивления:

устройство и принцип действия двигателя - student2.ru устройство и принцип действия двигателя - student2.ru

  устройство и принцип действия двигателя - student2.ru (11)

где устройство и принцип действия двигателя - student2.ru и устройство и принцип действия двигателя - student2.ru - активное сопротивление и индуктивность роторной цепи.

На рис.1 показаны кривые тока устройство и принцип действия двигателя - student2.ru , устройство и принцип действия двигателя - student2.ru и момента М в зависимости от устройство и принцип действия двигателя - student2.ru .

При малых значениях s, когда устройство и принцип действия двигателя - student2.ru , ток устройство и принцип действия двигателя - student2.ru увеличивается почти пропорциональноустройство и принцип действия двигателя - student2.ruустройство и принцип действия двигателя - student2.ru почти не изменяется.При больших значениях s, когда устройство и принцип действия двигателя - student2.ru ,ток I 2 почти не меняется, а cosφ2 резко уменьшается.

Поэтому при малых значениях устройство и принцип действия двигателя - student2.ru произведение устройство и принцип действия двигателя - student2.ru , а следовательно, и М увеличивается почти пропорционально устройство и принцип действия двигателя - student2.ru ; а при больших значениях устройство и принцип действия двигателя - student2.ru произведение устройство и принцип действия двигателя - student2.ru и М уменьшается с увеличением устройство и принцип действия двигателя - student2.ru . В промежуточном значении устройство и принцип действия двигателя - student2.ru значение М проходит через максимум устройство и принцип действия двигателя - student2.ru .

Скольжение АД всегда положительно и изменяется от долей процента (режим холостого хода, когда двигатель не несет механической нагрузки) до 100% при пуске АД. В номинальном режиме скольжение АД общего применения обычно незначительно: устройство и принцип действия двигателя - student2.ru , т.е. ротор вращается с числом оборотов мало отличающихся от числа оборотов магнитного поля.

Ток холостого хода устройство и принцип действия двигателя - student2.ru по отношению к номинальному в АД значительно больше, чем в трансформаторе и достигают 30-50% от устройство и принцип действия двигателя - student2.ru .

Это объясняется большим магнитным сопротивлением магнитной цепи, которая замыкается через воздушный зазор между статором и ротором, а также наличием потерь на трение при вращении ротора. Если увеличивается механическая нагрузка на двигатель (увеличивается момент сопротивления), то число оборотов ротора уменьшается, а скольжение возрастает. Это вызовет увеличение ЭДС ротора и тока ротора устройство и принцип действия двигателя - student2.ru . Ток двигателя устройство и принцип действия двигателя - student2.ru также возрастет, где устройство и принцип действия двигателя - student2.ru - так называемый приведенный ток.

Таким образом, с увеличением механической нагрузки увеличится ток машины, и двигатель будет потреблять из сети большую мощность:

  устройство и принцип действия двигателя - student2.ru (12)

КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ АД

  устройство и принцип действия двигателя - student2.ru (13)

Полезная мощность (мощность на валу) устройство и принцип действия двигателя - student2.ru (Вт) определится из выражения:

  устройство и принцип действия двигателя - student2.ru (14)

где устройство и принцип действия двигателя - student2.ru - момент на валу двигателя, Нм;

устройство и принцип действия двигателя - student2.ru - число оборотов ротора в минуту;

устройство и принцип действия двигателя - student2.ru - мощность, потребляемая из сети, Вт.

В АД, кроме потерь в стали и меди, которые имеют место и у трансформатора, добавляются еще механические потери на трение в подшипниках и вентиляционные, а также добавочные потери. Наибольший кпд в АД малой и средней мощности достигает 0,82-0,92.

КОЭФФИЦИЕНТ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ

  устройство и принцип действия двигателя - student2.ru (15)

представляет при эксплуатации большой практический интерес, так как учитывая повсеместное применение АД в приводах станков, их коэффициент мощности определит устройство и принцип действия двигателя - student2.ru цеха, завода и т.д.

На холостом ходу устройство и принцип действия двигателя - student2.ru обычно не превышает 0,2-0,3, с увеличением нагрузки устройство и принцип действия двигателя - student2.ru улучшается, а при номинальной нагрузке устройство и принцип действия двигателя - student2.ru . Важно правильно эксплуатировать АД, не допуская работы с недогрузкой и особенно вхолостую.

ПУСК В ХОД

В первый момент пуска АД, когда ротор неподвижен, устройство и принцип действия двигателя - student2.ru и скольжение устройство и принцип действия двигателя - student2.ru равно 100%.

В этом случае поле машины пересекает витки роторов с наибольшей скоростью, в роторе индуктируется максимальная ЭДС и ток устройство и принцип действия двигателя - student2.ru , в результате чего ток устройство и принцип действия двигателя - student2.ru значительно увеличится.

Пусковой ток АД с короткозамкнутым ротором превышает номинальный в 4-8 раз.

В короткозамкнутом АД, ротор которого не имеет наружных выводов, пусковой ток снижают путем уменьшения подводимого к машине во время пуска напряжения. Это достигается введением в цепь статора активного или индуктивного сопротивлений.

Когда напряжение сети таково, что обмотки двигателя в рабочем режиме соединены в треугольник, то снижение напряжения во время пуска можно осуществлять включением обмоток статора в звезду с последующим (после разгона ротора) переключением их в треугольник. Однако, снижение подводимого напряжения приводит к уменьшению пускового момента двигателя, который пропорционален квадрату напряжения.

Хорошие пусковые характеристики имеет двигатель с фазным ротором. В первый момент пуска вводится в цепь ротора пусковой реостат, чтобы уменьшить ток в роторе устройство и принцип действия двигателя - student2.ru , а значит, и ток в статоре устройство и принцип действия двигателя - student2.ru .

Кроме того, за счет пускового реостата увеличивается активное сопротивление роторной цепи, а следовательно, увеличивается устройство и принцип действия двигателя - student2.ru и пусковой момент М . По мере разгона ротора пусковой реостат постепенно выводится.

Пусковой вращающий момент двигателя увеличивается пропорционально квадрату напряжения устройство и принцип действия двигателя - student2.ru . Действительно, с увеличением устройство и принцип действия двигателя - student2.ru увеличивается поток устройство и принцип действия двигателя - student2.ru и ток пропорционально устройство и принцип действия двигателя - student2.ru :

  устройство и принцип действия двигателя - student2.ru (16)

Поэтому вращающий момент М увеличивается пропорционально устройство и принцип действия двигателя - student2.ru :

устройство и принцип действия двигателя - student2.ru

Наши рекомендации