Сигналы, применяемые на море

Для сообщения судам сведений о навигационной и гидрометео­рологической обстановке и режиме плавания, для предупреждения судов об опасностях, оказания срочной помощи судам, терпящим бедствие, на подходах к портам сооружают специальные станции, усматриваемые с моря. Они имеют средства радиотехнической и визуальной связи для переговоров с судами, мачты для подъема сигналов, телефонную связь с берегом и свои плавсредства.

Визуальную связь с судами применяют на незначительных рас­стояниях при отсутствии тумана и других помех для видимости. Средствами ее служат флаги Международного свода сигналов (МСС), ручной семафор (приложение 8), механический семафор и световая аппаратура, использующая азбуку Морзе.

Станции, обслуживающие мореплавателей. Лоцманские стан­ции — это пункты, имеющие лоцманов, проводящих суда в дан­ном районе. Их доставляют на суда средствами самих станций. Для этого иногда используют плавучие маяки (см. ниже). Лоц­манов вызывают подъемом над судном флага «G» по МСС («мне нужен лоцман» — приложение 8). В некоторых пунктах для это­го подают судовым свистком условный сигнал по азбуке Морзе, либо поднимают расположенные вертикально два шара и конус под ними. Ночью для вызова лоцмана жгут фальшфейер синего цвета. Если свободного лоцмана на станции нет, то над ней под­нимают днем шар, а ночью — красный огонь.

Спасательные станции и службы предназначены для оказания помощи судам, терпящим бедствие, и людям, находящимся на них или высадившимся на берег. Такие станции и их посты располага­ются в разных пунктах побережья, иногда при маяках. В некото­рых местах организуют раздельные службы по спасанию людей и спасению судов.

Работы по спасению судов (снятие с мели, заделка пробоин, тушение пожаров и пр.) обычно производят буксиры, имеющие водоотливные и пожарные средства, располагающие штатом водо­лазов, электросварщиков. В СССР основной организацией, имеющей такие суда, является Совсудоподъем с его местными отде­лами аварийно-спасательных и подъемно-технических работ (АСПТР). Аналогичной службой располагает и Министерство рыб­ного хозяйства.

Вызов спасательных судов осуществляют по радио. Снятие людей с гибнущих или аварийных судов производят с помощью плавсредств, высылаемых станциями, либо вертолетов. При этом используются сигналы, рассматриваемые ниже.

Сигналы, применяемые на море. На море в целях безопасности плавания и соблюдения режима плавания кроме радио, Междуна­родного свода сигналов (МСС), семафора и светосигналов но аз­буке Морзе, способных передавать определенные тексты, применя­ют отдельные сигналы узко определенного значения.

Сигнал, предупреждающий об опасности (международный сиг­нал) подают судам, курс которых ведет к опасности. Он состоит из флага «U» или двухфлажного сочетания «JD» по МСС (см. приложение 8) с одновременным выпуском ракет с двумя взры­вами. Сигнал подают до тех пор, пока предупреждаемое судно его не заметит. Ночью сигнал подают только ракетами.

Сигнал о присутствии подводных лодок состоит из флагов «JV£2» по МСС (см. приложение 8), что означает: «Вы должны следовать с особой осторожностью; в этом районе проводят ученья подводные лодки».

Подводные лодки в аварийном состоянии выпускают на поверх­ность моря два аварийно-спасательных буя с носа и кормы (см. приложение 8), жидкое топливо и смазочные материалы и воздуш­ные пузыри. В верхней части буя (под крышкой) имеется микро­телефонная трубка для связи с лодкой. Мореплаватель, обна­руживший такой буй, должен срочно сообщить об этом ближайшим береговым организациям.

Сигналы о режиме плавания службы предупреждения ВМФ или пограничной охраны в территориальных водах СССР или на подходе к ним, может обнаружить любое судно.

Корабли службы предупреждения ВМФ, наблюдающие за дви­жением судов, несут: днем — синий треугольный флаг (брандвах­тенный), ночью — три вертикально расположенных синих огня (см. приложение 8).

Иногда возникает необходимость временно ограничить или за­претить движение судов гражданских ведомств (торговых, рыбо­ловных) в данном районе. Для этого служба предупреждения под­нимает: днем — три вертикально расположенных шара любого цвета, ночью — три красных огня на их месте (см. приложение 8).

Суда не имеют права продолжать движение, пока данные сигна­лы не будут сняты.

Корабли или катера пограничной охраны СССР, требуя не­медленной остановки торгового или рыболовного судна, поднима­ют сигналы: днем — флаг «К» по МСС, означающий: «Немедленно остановите свое судно»; ночью — два зеленых огня, расположен­ных вертикально, выше топового (см. приложение 8). Если такие сигналы подняты на береговом пограничном посту или контрольно- пропускном пункте, то судно должно подойти к ним или стать на якорь и может следовать далее только по получении разре­шения.

Сигналы о режиме плавания в водах иностранных государств приводятся в лоциях.

Сигналы о входе и выходе в гаванях и на фарватерах (приложе­ние 9). Эти сигналы относятся к случаям, когда вход или выход в гаванях или проход фарватера, или движение на них маломоре­ходных судов воспрещено.

Штормовые сигналы (приложение 10) предупреждают об ожи­даемых ураганах и штормах на морях и о ветрах силою 4—7 баллов на озерах и крупных водохранилищах с указанием их направ­лений.

Гидрометеорологические сигналы (см. приложение 10) поднима­ют в портах для предупреждения о времени наступления ожидае­мой погоды, приливных процессах и о высоте воды в данное время.

Сигналы бедствия и спасательные сигналы (приложение 11). Сигналы бедствия подают суда, а также гидросамолеты и любые плавсредства на воде, нуждающиеся в немедленной помощи. Их могут подавать также другие суда или береговые посты, обнаружив­шие объекты, терпящие бедствие, которые подать их не в состоянии. Эти сигналы являются международными и подаются в любое время суток.

Спасательные станции, посты, суда или отдельные лица, спо­собные оказать помощь судам, терпящим бедствие или экипажам, высаживающимся на берег, подают им ответные спасательные сиг­налы (см. приложение 12).

Глава XI. СРЕДСТВА ОГРАЖДЕНИЯ МОРСКИХ ОПАСНОСТЕЙ

Наши рекомендации