Публичные субъекты финансового права и финансовый контроль

Субъекты делятся на 2 категории:

¢ Публично-правовые субъекты – публично-правовые образования в лице их органов (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования). Характеристика:

¤ Наличие финансово-правовой компетенции государственно-властного характера. Например, РФ имеет суверенные полномочия:

¥ Только РФ обладает правом денежной эмиссии;

¥ Устанавливает федеральные, региональные, местные налоги. Субъект федерации только вводит налоги на своей территории;

¥ Полномочия в сфере бюджетного права и процесса;

¥ Право на государственный кредит, где государство как в роли кредитора, так и в роли заемщика.

¤ Финансово-правовая деятельность публичных образований сопровождается полномочиями по финансовому контролю как законодательных, так и исполнительных органов власти. Объединены полномочия по финансовой деятельности и финансовом контролю. Например, Госдума в сфере бюджетного права принимает закон о бюджете и она же осуществляет финансовый контроль за использованием средств. Минфин осуществляет специальную финансовую деятельность, определяет общие правила финансовой политики государства, осуществляет текущую финансовую деятельность. А в структуру минфина есть налоговая служба, которая отслеживает поступление налоговых платежей в казну.

¢ Частные лица и организации. Нет общего понятия финансовой правосубъектности. Она дифференцируется в зависимости от отраслей и институтов финансового права, видов отношений например, налоговая, эмиссионная, валютная правосубъектность.

Зачастую законодатель дифференцируемую финансовую правосубъектность коррелирует (связывает) либо с гражданской правосубхъектностью, либо с административной правосубъектностью.

Финансовый контроль. В теории финансового права два подхода к определению финансового контроля. Одни ученые настаивают на том, что финансовый контроль это самостоятельный институт общей части финансового права. Другие утверждают, что не существует некого общего финансового контроля, финансовый контроль является необходимой частью (составляющей) конкретных институтов, подотраслей особенной части финансового права.

Если побеждает первая концепция, то на практике законодатель должен принять единый нормативный акт – закон о финансовом контроле, в котором предусмотреть взаимосвязанную систему контроля, органы, перечень их полномочий, формы финансового контроля (его проверок, ревизий) и результаты. Такая попытка создания закона предпринималась, но законопроект не прошел. Зато на уровне СНГ сторонники этой концепции в большинстве и межпарламентским комитетом СНГ принят (2004) модельный закон СНГ о финансовом контроле. Участникам предлагается иметь такой общий закон на фоне модели. Лушникова считает, что он более приемлем.

Согласно второму подходу каждая форма финансового контроля имеет свою специфику, следовательно нет оснований исключать нормы такого контроля из указанных нормативно-правовых актов. Они должны остаться там. Например, в налоговом кодексе есть специальная глава, посвященная налоговому контролю. Если убрать налоговый контроль, то в налоговом кодексе ничего не останется. Применяется на уровне РФ.

Финансовый контроль –в зависимости от уровня этого контроля подразделяют на

¦ Публичный (государственный и муниципальный);

¦ Внутрихозяйственный;

¦ Аудиторский.

При этом авторы одних учебников полагают, что все эти три уровня финансового контроля включаются в предмет финансового права, другие придерживаются иной позиции, полагая, что к финансовому праву имеет отношение только публичный финансовый контроль, а внутрихозяйственный контроль и аудиторский – это сфера административного права.

ФЗ «Об аудиторской деятельности», согласно которому выделяется 2 вида аудита: добровольный и обязательный (принудительный). Что касается обязательного аудита, то считается, что это сфера финансового права, разновидность финансового контроля. Сомнительная постановка контроля, но Конституционный суд РФ в постановлении от 1 апреля 2004 года причисляет обязательный аудит по закону «Об аудиторской деятельности» к форме публичного финансового контроля. Аргументы: во-первых, обязательный аудит преследует публичные цели, защищает публичные интересы, во-вторых, именно ФЗ уполномочил негосударственные аудиторские организации осуществлять публичные функции по контролю.

Публичный финансовый контроль – регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных органов власти в формах проверок и ревизий, своевременности и полноты поступления доходов в централизованные и децентрализованные денежные фонды и целевого эффективного их использования.

Классификация видов финансового контроля:

I.По органам, осуществляющим финансовый контроль:

a. Финансовый контроль представительных органов власти:

i. Независимый финансовый контроль (контроль, который осуществляет счетная палата РФ, счетно-контрольные органы субъектов федерации и публичных образований);

ii. Парламентский контроль, который осуществляет сам законодательный орган, например, контроль государственной думы при утверждении отчета об исполнении бюджета.

b. исполнительных органов власти:

i. Финансовый контроль органов общей компетенции:

1. Президентский контроль:

o Контрольное управление Президента;

o Уполномоченные представители Президента в федеральных округах;

2. Контроль правительства РФ.

ii. Финансовый контроль органов специальной компетенции:

1. Финансовый контроль центрального банка,

2. Федеральной таможенной службы

3. Министерства финансов. Осуществляется федеральными службами, в структуре Минфина:

o ФНС

o Федеральная служба страхового надзора

o Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

o Федеральная служба по финансовому мониторингу (см. дополнительно ФЗ от 7 августа 2001 года №115-ФЗ о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.)

o Федеральная служба по финансовым рынкам

o Федеральное казначейство.

Д/з:

Наименование органа контроля Нормативно-правовые основы контрольной деятельности Формы финансового контроля Результаты финансового контроля.

II.В зависимости от времени:

a. Превдварительный контроль;

b. Текущий финансовый контроль;

c. Последующий финансовый контроль;

III.В зависимости от предмета финансового контроля:

a. Бюджетный контроль;

b. Налоговый контроль;

c. Валютный;

d. Банковский (пруденциальный)

e. Контроль в сфере денежного обращения;

IV.По форме проведения финансового контроля:

a. Обязательный;

b. Инициативный (выездная налоговая проверка).

V.По методу проверки:

a. Сплошной;

b. Выборочный;

VI.В зависимости от способа получения информации при выполнении контрольных функций:

a. Документальный (наиболее часто распространен)

b. Фактический (при проведении выездной проверки может происходить контроль помещений);

c. Финансовый мониторинг (получает информацию контрольный орган от так называемых информаторов. Например на цучет поставлен автомобиль, человек стал плательщиком транспортного налога. Появляется налоговое уведомление, благодаря информаторам);

VII.Пол периодичности проведения:

a. Систематический;

b. Периодический;

c. Эпизодический;

VIII.В зависимости от способа организации контрольных мероприятий:

a. Ревизии;

b. Проверки;

c. Наблюдения (мониторинг).

Наши рекомендации