Расходные и бюджетные обязательства. Формы расходов бюджетов

Бюджетное обязательство — понятие бюджетного процесса Российской Федерации — признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность расходования средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью (ст. 222 Бюджетного Кодекса РФ).

Бюджетное обязательство является частью расходного обязательства. А именно:

Расходное обязательство определяет общую обязанность что-либо оплатить из бюджета — не важно, в какие сроки и в каком объеме.

Бюджетное же обязательство определяет только ту часть расходного обязательства, которая утверждена в бюджете на текущий год.

Например: на основании какого-либо закона бюджет обязан выплачивать пенсии определенной группе граждан. Или: бюджетное учреждение заключило договор на 3 года на обеспечение питанием. Это — расходные обязательства.

При составлении бюджета на эти расходы на конкретный год планируются конкретные суммы (бюджетные ассигнования).

Как только бюджет будет принят в соответствии с законодательством, эти планы станут бюджетными обязательствами.

Расходное обязательство (20 августа 2004 года,120 ФЗ), ст. 6 БК:

Понимается обусловленная нормой права обязанность публичного субъекта предоставлять бюджетные средства правомочным получателям.

Расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда)

Бюджетное обязательство – это есть расходное обязательство, но то, которое включено в соответствующий бюджет (на соответствующий год). Расходное обязательство существует вне времени (вытекает только из нормы права), но осуществлять расход в текущем году: эта обязанность возникнет, когда расходное обязательство станет бюджетным.

Т.е. совокупность расходных обязательств, включенных в бюджетный закон в соответствующем году – бюджетные обязательства, а это и есть расходы бюджета.

Для расхода бюджета характерно требование формы, а к расходному обязательству форма не применима – это лишь обязанность.

Признаки расходного обязательства

1. Обусловленность нормы и права (ФЗ, закон субъекта РФ, в качестве иного НПА – Указы Президента и постановления правительства.

2. Обязанность публичного субъекта. Он действует через свои органы, поэтому обязанность подразумевает соответствующие полномочия представительного и исполнительного органа. Т.е. один орган обязан включить обязательство в закон, а исполнительный – включить.

Формы расходов бюджетов и механизм их осуществления

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

-ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

-средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

-трансфертов населению;

-ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

-ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

-ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или -уменьшению бюджетных доходов;

-бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

-субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

-инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

-межбюджетных трансфертов;

-кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

-кредитов иностранным государствам;

-средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Наши рекомендации