Пример описания основных рисков проекта

Основные риски.Для оценки возможности недостижения запланированных результатов по проекту необходимо оценить риски, которые возникают при его реализации. Для целей анализа риски поделены на систематические (субъективные) и несистематические (объективные). Управлению подлежат только субъективные риски. Объективные риски, обусловленные временной политической и экономической нестабильностью непосредственному управлению не подлежат, но должны минимизироваться за счет превентивных мероприятий и поддержания работоспособного механизма выявления, контроля и зашиты от рисков.

Несистематические риски.Несистематические (объективные) риски не поддаются управлению, но могут и должны быть идентифицированы, поскольку именно они в подавляющей части определяют общий риск участия в проекте.

Природные риски.Планируемые к строительству здания располагаются на некотором возвышении в безопасной зоне относительно угрозы затопления. Для данного проекта данный риск оценивается как незначительный.

Экономические (финансовые) риски.Риск непредвиденной инфляции (девальвации) остаётся достаточно высоким для России. Прогнозы по снижению давления долговых обязательств на экономику страны остаются неутешительными на сколько-нибудь обозримый период. Результатом истощения резервов ЦБ России и/или значительной рублёвой эмиссии, может стать инфляция, значительно превышающая запланированные в бюджете величины.

Риск изменения рыночного уровня цен, процентных ставок по кредитам и т.д. Главным местом данной позиции является риск удорожания строительных материалов и работ. Эти риски остаются существенными.

Повышение налоговых ставок формально незначительно, поскольку и на региональном и на федеральном уровне принята так называемая «дедушкина оговорка», гарантирующая неухудшение налогового климата для инвестора. Однако для минимизации данных рисков необходимо дополнительно проработать вопрос оптимизации налогообложения по проекту.

Риск потери рыночной ликвидности в силу изменения внешних факторов для данного местоположения минимален. Район находится в стадии активного роста, освоение соседних территорий только повысит ликвидность комплексов.

Социально-политические риски.Нестабильность политической власти. По оценке политологов риск является на настоящий момент незначительным. Следует отметить, что смена конкретных представителей власти с большой вероятностью не приведёт резкому изменению политического строя, и институт частной собственности наверняка не будет упразднён.

Коррумпированность местных чиновников. Этот фактор риска традиционно высок как для России, так и для г. Ростова-на-Дону в частности и значительных положительных изменений в данной области мы не можем ожидать.

Внутренние социальные конфликты и беспорядки, имеют весьма малую выраженность в Ростове-на-Дону. По данным социологических опросов, жители Ростовской области являются лояльными к происходящим в последние годы экономическим изменениям. Данный риск оценивается как незначительный.

Уровень преступности был и остаётся сравнительно высоким как а России, так и в Ростове-на-Дону. Положительным фактором является меньшая привлекательность для организованной преступности такого сектора бизнеса, как девелопмент (в отличие, например, от нефтяного и игорного бизнеса).

Юридические риски.Несовершенство законодательства - больной, но постепенно решаемый в России вопрос. Риск средний, ожидается его медленное снижение по мере отработки нормативной базы.

Систематические риски.К систематическим рискам проекта относится набор технических рисков, а также так называемые риски операций и процедур.

Технические риски.Маркетинговый риск (неадекватность идеи проекта), ошибочное функциональное деление, распределение площадей, расстановка акцентов, график вывода на рынок функциональных блоков. Для снижения данного риска до этапа рабочего проектирования выполнено развёрнутое маркетинговое исследование, и подготовка концепции проекта. На каждом этапе реализации следует проводить мониторинг проекта и вносить необходимые коррективы.

Ошибки в техническом освидетельствовании зданий, архитектурном проектировании, расчётах затрат, На данной стадии проработки проекта данные риски остаются достаточно большими, но поддаются существенной минимизации. Риск сводится к около нулевому значению на ранней стадии проекта, до начала инвестирования основных средств, через выполнение полного комплекса необходимых проектно изыскательских работ.

Недостатки строительных технологий, некачественные материалы и оборудование. Пути минимизации риска известны: это выбор надёжного генерального подрядчика, жёсткий авторский надзор проектной организации за ходом работ, контроль поставщиков и субподрядчиков, внесение в договор с генподрядчиком пунктов об ответственности за результаты строительства, установка «гарантийного срока» после сдачи объекта.

Аварии, несчастные случаи, противоправные действия третьих лиц. Риск не может быть устранён, но последствия рисковых случаев минимизируются договорами страхования имущества и финансовых рисков одновременно с организацией действенной системы предотвращения таких событий (сигнализация, охрана, система контроля техники безопасности).

Риски операций и процедур.Они выходят на лидирующие позиции по мере начала строительства. Но действия по минимизации риска должны планироваться на начальной стадии проекта.

Риск невыполнения финансовых обязательств перед кредиторами (кредитный риск} для данного проекта незначителен. Платёж по обслуживанию долга имеет достаточный запас устойчивости и возможность просрочки платежей низкая.

Прямые ценовые риски. Риск ошибки в ценовой политике и ценообразовании снижен. В будущем вероятность ошибок сокращается также за счет проведения циклического мониторинга рынка.

Риск затягивания сроков получения исходно-разрешительной документации, ее согласования и утверждения государственными органами – актуальный на начальной стадии осуществления проекта вид рисков. Необходим строгий контроль за работой и оптимизация деятельности.

Риск ненадлежащего исполнения подрядчиками работ приводит к увеличению затрат и срыву сроков работ. Снижать его необходимо за счет организации тендеров и правильного выбора подрядчиков по проекту. Данные риски оцениваются как незначительные, но требуют дополнительного внимания.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что влияние рассмотренных выше факторов риска является управляемым и может быть минимизировано. Следовательно, уровень риска по проекту строительства может быть оценен как приемлемый.

Анализ чувствительности.Целью анализа чувствительности проекта является определение степени влияния критических факторов на финансовые результаты проекта. Анализ данного проекта проводился на основании изменения чистой приведенной стоимости (NPV) от изменения объемов продаж, цены , величины переменных затрат, ставки по кредиту.

Риск рынка.Из анализа чувствительности следует, что проект имеет запас по объему продаж за весь период проекта и является устойчивым к снижению спроса.

Налоги.В расчетах не были использованы никакие схемы оптимизации налогов. Таким образом, полученный в результате экономический эффект учитывает, что налоги (НДС, налог на прибыль, налоги на ФОТ, другие налоги) были начислены и выплачены полностью.

Технический риск.Технический и научный риск в проекте отсутствует полностью. В основе проекта не лежат научно-исследовательские работы с неизвестным результатом. В основу проекта взято стандартное техническое решение и для строительства предполагается привлечь высокопрофессиональных специалистов и подрядчиков.

Риск управления. Администрация ЗАО «Ростовкомбытоптторг» обладают высоким потенциалом и многолетним опытом работы на рынке производства и реализации портовых услуг, что сводит риск данного типа практически к нулю.

Таким образом, при анализе чувствительности выделены риски, связанные с ведением проекта и определены пороговые значения.

4.9. Финансовый план

Данный раздел бизнес–плана концентрирует в себе результаты всех предыдущих разделов, подводит основные возможные финансовые итоги разрабатываемого проекта. Для этого производятся следующие финансовые расчёты:

· прогноз объёмов реализации;

· план доходов и расходов;

· баланс денежных доходов и поступлений;

· сводный баланс активов и пассивов предприятия (балансовый план).

· график достижения безубыточности.

Следует предпринять следующие действия:

1. Разработать план (таблицу) доходов и расходов (табл.4.36) – документ, показывающий формирование прибыли и её распределения в соответствии с действующим законодательством.

2. Произвести анализ безубыточности.

Формирование плана доходов и расходов можно осуществлять с использованием табл. 4.40

Таблица 4.40

План доходов и расходов

Наименование показателя Период
n
1. Выручка от реализации, руб.          
2. НДС, руб.          
3. Себестоимость, руб.          
4. Прибыль от реализации, руб.          
5. Налог на прибыль, руб.          
6. Чистая прибыль, всего: в том числе:
  • фонд накопления;
  • фонд потребления;
  • резервный фонд
и т.д. согласно учредительным документам юридического лица и действующего законодательства.
         

Анализ безубыточности. Следует напомнить, что бизнес – план позволяет без проведения конкретных реальных шагов просчитать все возможные варианты конечного результата и выбрать оптимальный. С этой целью в отечественной практике планирования используется мировой финансовый опыт, позволяющий уже на этапе разработки бизнес – плана определить уровень безубыточности и рентабельности предлагаемого проекта, конкретную номенклатуру оценочных показателей планируемого и реализуемого бизнеса.

Анализ безубыточности предполагает:

· определение уровня безубыточности, критического объёма производства или, как его называют, порога рентабельности;

· построение графика безубыточности;

· определение запаса финансовой прочности.

При проведении анализа безубыточности необходимо все затраты предприятия разделить на условно – постоянные и условно – переменные. Аналитический расчёт уровня безубыточности производится в натуральном и стоимостном выражениях по формулам (4.9) – (4.10):

критический объём производства в натуральном выражении (Qкр):

Пример описания основных рисков проекта - student2.ru (4.9)

где FC – постоянные затраты на выпуск услуги руб.;

P – цена единицы продукции услуги, руб.;

AVC – переменные затраты на единицу услуги, руб.;

критический объём производства в стоимостном выражении (Q’ кр):

Пример описания основных рисков проекта - student2.ru (4.10)

где, а – доля переменных затрат в цене услуги, определяется по формуле (4.11):

Пример описания основных рисков проекта - student2.ru (4.11)

Например, FC = 15 тыс. руб.,

P = 600 руб.,

AVC = 450 руб.

Пример описания основных рисков проекта - student2.ru

Пример описания основных рисков проекта - student2.ru

Критический объём производства или уровень безубыточности показывает величину выручки от реализации, при которой предприятие полностью покрывает все свои расходы, не получая прибыли.

Построение графика безубыточности.

Пример описания основных рисков проекта - student2.ru

Рис.4.4. Графическое определение точки безубыточности.

Используемые обозначения:

TR – выручка от реализации продукции (услуги), руб.;

TC – совокупные затраты, руб.;

Qкр – объём производства в натуральном выражении;

Q1кр– объём производства в стоимостном выражении.

Чтобы оценить насколько фактическая выручка от продажи превышает выручку, обеспечивающую безубыточность, необходимо рассчитать запас финансовой прочности – процентное отклонение фактической выручки от пороговой по формуле (4.12):

Пример описания основных рисков проекта - student2.ru (4.12)

где, St – запас финансовой прочности, %;

Пример описания основных рисков проекта - student2.ru – фактическая выручка, руб.;

Пример описания основных рисков проекта - student2.ru – пороговая выручка, которая рассчитывается по формуле (4.13).

Пример описания основных рисков проекта - student2.ru (4.13)

где K – коэффициент покрытия, для расчета которого применяется формула (4.14):

Пример описания основных рисков проекта - student2.ru (4.14)

где, VC – переменные затраты на выпуск продукции (услуги) руб.

Таблица 4.41

Расчет безубыточности и запаса финансовой прочности

Наименование показателя Значение показателя
1. Объём продаж, руб.  
2. Условно – постоянные расходы, руб.  
3. Удельный вес условно - постоянных расходов в объёме продаж, руб.  
4. Точка безубыточности, руб.  
5. Запас финансовой прочности, руб.  

Стратегия финансирования.Данный раздел бизнес–плана является завершающим.Он позволяет разработать схему – прогноз получения средств, необходимых для реализации проекта, и определить возможный срок окупаемости вложений, предполагаемую рентабельность производства.

На основании ранее рассчитанной общей потребности в средствах (табл. 4.42) для реализации проекта определяются источники финансирования.

В зависимости от каналов поступления средств их источниками могут быть:

· внутренние (собственные),

· внешние,

· дополнительное привлечение средств собственников – вкладчиков или акционеров,

· долевое или заёмное финансирование – кредиты в коммерческих банках, централизованные государственные кредиты, ипотечные ссуды, долговые обязательства,

· лизинговое финансирование.

Таблица 4.42

Расчет потребности в инвестициях и стратегия финансирования

Наименование показателей Величина показателя по периодам.
n
1. Потребность в инвестициях, руб., всего: в том числе: · ·        
2. Источники финансирования, руб., всего: в том числе: · собственные средства: · внешние:        

Возврат заёмных средств происходит по следующей схеме. Например, для осуществления проекта необходимо 600 000 рублей. Источником получения этих средств будет коммерческий банк, который предоставит нам кредит в размере требуемых средств – 600 000 руб. под 12 % годовых с погашением в течение года (равными долями ежемесячно).

Сравнение схем финансирования строительства склада.Попробуем сравнить экономические результаты двух схем финансирования – обычное кредитование и процедуру лизинга - между собой. Выберем в качестве примера проектируемый склад со следующими основными характеристиками: земельный участок – 2,2 га; площадь склада – 10 000 кв. м; 12,5 тыс. паллетомест; 24 единицы подъемной техники; 140 человек персонала. Общий объем инвестиций – 6 478 тыс. долларов. Владелец склада оплачивает из собственных средств 25% инвестиций, а 75% сметной стоимости склад привлекаются от внешнего кредитора.

Надо отметить, что при лизинге в данном случае владелец склада предоставляет заем лизинговой компании в объеме собственных инвестиций (25%) под ту же ставку кредита, что и внешний кредитор. В данном примере мы использовали ставку пользования кредитом 12% годовых.

Для сопоставимости вариантов, графики строительства и приобретения оборудования и объемы финансирования одинаковые. В обоих вариантах предусмотрено завершение полных расчетов с внешними кредиторами в течение 3,5 лет от момента запуска склада в эксплуатацию.При схеме лизинга объем выплат налога на прибыль существенно сокращается.

Выплаты налога на имущество отсутствуют полностью, в т.ч. и в период инвестиций. Появляется возможность оптимально использовать собственные финансовые ресурсы с получением от них доходов в виде процентов по ставкам финансового рынка России. Другими словами – ваш капитал, вложенный в виде инвестиций в собственный бизнес, приносит вам реальный доход и легально снижает налоги на основной бизнес.

Выплата налога на прибыль при лизинге начинается позже и примерно вдвое ниже по объему. Анализ первых семи лет работы с начала разработки ТЗ на склад, из которых приблизительно 2,5 года уходят на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, показал, что экономия налога на прибыль при лизинге по сравнению с прямым кредитованием составляет 10 – 15% от сметной стоимости склада. Экономия налога на имущество составила 7,5% от сметной стоимости.

Это обусловлено механизмом ускоренной амортизации, заложенном в Закон о лизинге. По завершении лизингового процесса владелец склада получит от лизинговой компании основные средства на свой баланс с нулевой балансовой стоимостью, имеющие при этом незначительный физический износ и высокую рыночную стоимость. А налог на имущество на такие основные средства платить уже не надо.

Единственным недостатком такой схемы финансирования является удорожание приобретаемого по лизингу имущества за лизинговый период. Для рассматриваемого примера удорожание здания (основной по стоимости объект) составит за 10 лет 48%. Т.е. по 4,8% в год, что примерно соответствует уровню валютной инфляции в России. Другими словами, это удорожание покрывается инфляцией. Каждая из возможных схем финансирования бизнес – проекта должна быть просчитана и оценена по последствиям её использования на данном предприятии.

Заключительным этапом разработки бизнес – плана является расчёт (оценка) возможного срока окупаемости затрат как отношение потребности в инвестициях (капвложений – единовременных затрат) к величине чистой прибыли за год.

Пример разработки финансового плана

Предлагаемый вариант расчета бизнес-плана основывался на кредитной схеме финансирования – всего на сумму 14 198 тыс. EUR (521 075 тыс. руб.).

Форма и условия финансирования проекта.

Сумма кредита – 14 198 тыс. EUR (521 075 тыс. руб.).

Ставка по кредиту – 5 % годовых.

Количество выплат по телу кредита – равными долями ежеквартально, начиная с 7 по 48 квартал планирования.

Количество выплат процентов за пользование кредитом – 44 (ежеквартально начиная с 5 по 48 квартал планирования).

Общая сумма выплат процентов за кредит составит 4 443 тыс. EUR (163 066 тыс. руб.).

Бизнес-план проекта рассчитывался по методике оценки эффективности инвестиционных проектов рекомендованной UNIDO (Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию), основанной на классических принципах анализа приведенных денежных потоков.

Имитационная модель деятельности предприятия, инвестиционных, производственных и финансовых результатов построена с применением лицензионного программного продукта – системой бизнес-моделирования Project Expert 7. Этот программный комплекс обеспечивает генерацию стандартных бухгалтерских процедур и отчетных финансовых документов и, как следствие, - реализуемость во времени бизнес-операций.

Построенные финансовые отчеты, наиболее важными из которых являются: «Отчет о прибылях и убытках», «Отчет о движении денежных средств», «Бухгалтерский баланс» - демонстрируют прогнозные результаты деятельности предприятия. В Project Expert 7 все перечисленные документы формируются автоматически в результате выполнения соответствующих расчетов. Процесс генерации бухгалтерских процедур и формирования отчетных документов осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (IAS).

Отчет о прибылях и убытках показывает доходы и расходы фирмы за заданный период времени. Плановый объем продаж составит за весь срок реализации проекта 42 422 тыс. EUR ( 1 556 889 тыс. руб.), при этом прогнозная годовая прибыль к концу расчетного периода составит 2 936 тыс. EUR (107 711 тыс. руб. ).

В отличие от «Отчета о прибылях и убытках», «Отчет о движении денежных средств» строится с учетом НДС. Отчет о движении денежных средств строился отдельно по каждому виду деятельности предприятия – операционной, инвестиционной, финансовой. Как показывает анализ расчетных таблиц, во всех периодах расчета проекта сальдо накопленных денежных средств имеет накопленную положительную величину и находится далеко от нулевого значения, что демонстрирует хорошую устойчивость проекта. Объем свободных денежных средств к конку реализации проекта составляет 7 928 тыс. EUR (290 684 тыс. руб.).

Спроектированный баланс отражает финансовое состояние предприятия с учетом реализации данного инвестиционного проекта.

Финансовые показатели и показатели экономической эффективности.

Коэффициент текущей и срочной ликвидности за рассматриваемый период соответствует нормальному уровню и свидетельствует о рациональной структуре активов и обязательств.

Объемы чистого оборотного капитала достаточны как для поддержания финансовой устойчивости предприятия, так и для возможности погашения им своих обязательств.

Планируемый вид деятельности характеризуется как эффективный. Проведенные расчеты подтверждают, что при реализации данного инвестиционного проекта в указанные сроки, при заданных объемах реализации услуг, фирма имеет возможность вовремя вернуть используемые кредитные ресурсы и выплатить проценты по ним.

Интегральные показатели проекта.

Расчет показателей эффективности инвестиций производится на основе данных отчета о движении денежных средств. Полный результат расчета показателей эффективности проекта представлены в таблице 4.43.

Таблица 4.43

Показатели эффективности проекта

Показатель эффективности Значение показателя
Простой срок окупаемости 9,4 лет
Внутренняя норма рентабельности (IRR), % 7%
Ставка дисконта 3%
Чистый приведенный доход (NPV) 3 872 тыс. EUR / (141 858 тыс. руб.)
Средняя норма рентабельности (АRR) 13%
Дисконтированный срок окупаемости 10,3 лет

Следует отметить, что разработчики проекта заложили слишком низкую ставку дисконта, так как она не должна быть меньше ставки кредитования.

5. Расчет финансового плана с использованием программного продукта Project Expert

Пример описания основных рисков проекта - student2.ru Важнейшей вехой в процессе развития бизнес - планирования явились специальные компьютерные программы для разработки бизнес-плана: Success, Project Eхpert, Pro-Invest Consulting.

Программный продукт Project Expert поможет самостоятельно составлять при помощи него бизнес-планы, также всесторонне анализировать полученные результаты, но также ознакомиться с экономическими и финансовыми составляющими бизнес-плана.

Данное методическое пособие состоит из двух разделов. Первый раздел включает в себя разработку бизнес-плана автотранспортного предприятия, рассмотрение нескольких вариантов (What-If анализ). Второй раздел – бизнес-план автоматизированного складского комплекса и постепенное его улучшение.

5.1. Бизнес-план создания автотранспортного предприятия

Для учебного примера студентам предлагается рассчитать при помощи программного продукта Project Expert финансовый план создания автотранспортной компании.

Введение. С чего начать?Разработка финансовой модели предприятия проводится на учебном проекте создания автотранспортной компании, занимающейся перевозкой скоропортящейся продукции. Ниже увидите «Краткое описание проекта», где приводятся необходимые начальные сведения по общим издержкам, материалам и комплектующим, сбыту.

Легенда. Приводится пример финансового расчета бизнес-плана создания автотранспортной компании как структурного подразделения по установленным головной компанией нормативам.

Предполагается использовать смешанную форму финансирования создаваемой компании:

Технология ведения бизнеса. Ввиду необходимости построения прогнозов и описания цепочки издержек в финансовой модели, желательно выбрать обоснованную и удобную единицу измерения транспортных услуг. Согласно опыту функционирования транспортных предприятий, перевозящих грузы в пригородном и междугородном сообщении, оптимальной единицей измерения объема транспортных услуг является тонно-километр. Данный показатель охватывает два важнейших параметра: вес перевозимого груза и дальность перевозки.

На начальном этапе становления данного предприятия в связи с небольшим количеством списочных автомобилей не предполагается создание собственной производственно-технической базы предприятия ввиду высоких капитальных затрат на строительство, по этой причине предполагается хранение автомобилей на открытой арендованной стоянке, месячная арендная плата за один автомобиль составляет 2 000 рублей*.

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей производятся на специализированных станциях технического обслуживания текущего ремонта автомобилей (у подрядчиков).

Необходимое количество автотранспортных средств. В данном разделе приведены данные, необходимые для определения составляющих производственного плана транспортного предприятия.

· модель автомобиля - Газель-ЗСА-270720 (фургон-рефрижератор);

· вид перевозимого груза - молочная продукция;

· общий годовой объем перевозок - 7 000тонн;

· грузоподъемность автомобиля (q) - 1,2 тонны;

· цена автомобиля 400 000 рублей;

· расход топлива 16,5 л на 100 км пробега (бензин А-92),для работы холодильных установок, норма расхода топлива увеличивается на 10%;

· среднее расстояние перевозки (le) = 40 км;

· для перевозки используется маятниковый маршрут, коэффициент использования пробега (β)= 0,5;

· норма времени на погрузку-разгрузку (tп-р) =0,63 часа;

· средняя техническая скорость автомобиля (Vт)= 40 км/ч;

· перевозимый груз относится ко 2-ому классу, коэффициент использования грузоподъемности (γ)= 0,8;

· коэффициент выпуска подвижного состава на линию (αв) =0,8;

· предприятие работает 6 дней в неделю при односменном режиме работы, следовательно, длительность одной рабочей смены Tн = 8 часов, количество рабочих дней в году Dр = 305.

Наши рекомендации