Пример написания выводов по социометрии

Методические Указания по выполнению задания к зачету

По дисциплине

«Методология и методы исследований в менеджменте»

Выполнение письменной работы является составной частью учебного процесса, позволяющей закрепить знания теоретических основ и практических методов по изучаемой дисциплине.

В тексте письменной работы выделяются:

· титульный лист;

· оглавление;

· теоретическое задание (введение; основная часть; заключение)

· расчетное задание;

· библиографический список;

· приложения.

На титульном листе указываются:

· название университета, факультета, кафедры;

· наименование вида работы (письменная работа);

· название учебной дисциплины;

· номер студенческой группы, курс и, фамилия, имя, отчество студента;

· фамилия, инициалы, должность, ученая степень, ученое звание преподавателя(лей);

· дата выполнения работы.

Оглавление представляет собой перечень вошедших в работу разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых они расположены.

Теоретическая часть письменной работы должна состоять из введения; основной части; заключения.

Во введении необходимо сформулировать актуальность темы работы, определить объект, предмет, а также цель и задачи исследования. Под объектом исследования в управлении и экономике подразумевают предприятия, организации, средства и факторы производства и т. п. Предмет изучения – это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Примерный объем – 1(1,5) страница(ы).

При выполнении основной части студент выбирает в прилагаемом списке тему (Приложение 1) и раскрывает её теоретические основы и положения. Примерный объем первой главы – 10(12) страниц.

В «Заключении» необходимо еще раз сделать вывод об актуальности тематики работы, сформулировать выводы по основной части работы. В данном разделе студент определяет результаты, достигнутые в ходе написания работы, насколько выполнены цели и решены задачи исследования.

При выполнении проектного задания письменной работы необходимо на примере конкретной организации выполнить следующие задания:

а) изучить межличностные отношения с помощью социометрического метода (Приложение 2);

б) оценить эффективность системы управления по методике рассмотренной на занятии Анохиной М.Е.;

в) проанализировать стратегическое положение и оцените действия организации методом «SPACE» (Приложение 4).

Примерный объем – 10(12) страниц. При выполнении письменной работы следует ознакомиться с материалами учебников, учебных пособий, монографий, специальной литературой, статьями, опубликованными в журналах и в другой периодической отечественной и зарубежной печати.

В конце письменной работы необходимо дать список использованной литературы с указанием фамилии авторов, название книг, брошюр, учебных пособий, места издания, наименования издательства, года выпуска. При использовании периодической печати – название журнала (год, номер, название статьи) или газеты (год, номер и число). Библиографический список должен включать нормативно-правовые акты РФ, а также ссылки тематических сайтов Интернета. ПОЖАЛУЙСТА, не пользуйтесь устаревшими источниками, а именно старше 5 лет. Например, сейчас 2015 год: значит, в библиографическом списке должны быть источники, выпущенные не ранее 2010 года. Количество источников в списке не менее 10.

Текст письменной работы необходимо дополнять иллюстрациями, таблицами, схемами, графиками, примерами организационно-распорядительной документации. В приложениях содержатся иллюстрации, таблицы, схемы, графики, документы объемом более одной страницы.

Письменную работу студент представляет для поверки в установленный графиком срок (на последнее аудиторное занятие). При невыполнении требований, предъявляемых к письменной работе, она возвращается студенту на доработку.

Приложение 1

Тематика заданий теоретической части письменной работы по дисциплине «Методология и методы исследований в менеджменте»

ФИО студента Тематика
  Формы организации исследования менеджмента.
  Менеджер исследовательского типа: профессиональные и личностные особенности, факторы мотивирования и ограничения исследовательской деятельности.
  Практическая формула диалектического подхода к исследованиям в менеджменте.
  Система управления как объект исследования.
  Преимущества и трудности использования системного подхода в практике исследования.
  Планирование исследования менеджмента: организационная значимость программы и плана исследования.
  Суть диагностической деятельности и ее роль в развитии управления.
  Роль результатов диагностики в прогнозировании кризисного явления.
  Различия технологии индивидуального и коллективного исследования.
  Использование метода Мэтча в практическом исследовании.
  Методы интуитивного поиска в исследовании менеджмента и стратегии интуитивного поиска решений.
  Метод мозгового штурма: проблемное поле, технологические схемы использования, особенности подбора участников.
  Метод синектики в исследовании менеджмента: содержание, особенности, условия эффективности.
  Методы проектирования концепций: дивергенция, трансформация и конвергенция.
  Разновидности проблем в социально-экономических системах (организациях) и выбор подходов к исследованию.
  Моделирование социально-экономических процессов: границы возможного и факторы эффективности.
  Полемика как метод исследования в менеджменте.
  Экспериментирование в исследовании социально-экономических проблем.
  Общенаучные методы исследования: система, комплексное использование, ограничения, эффективность.
  Классификация операций процесса исследования в менеджменте.
  Специфические методы исследования в менеджменте: система, комплексное использование, ограничения, эффективность.
  Правила классификации, декомпозиции, стратификации и типологии.
  Параметрическое исследование в менеджменте.
  Качество исследования: в чем оно проявляется и как оценивается.

Приложение 2

Задание 1. Изучение межличностных отношений с помощью социометрического метода

Социометрия (социальное измерение), метод разработанный Дж.Морено является разновидностью метода опроса, который позволяет исследовать эмоционально-непосредственные отношения внутри малой группы за счет получения данных об отношениях членов группы друг к другу на основе взаимных симпатий.

Для проведения исследования необходимо сформулировать по два вопроса к сотрудникам из деловой сферы и сферы досуга (при составлении вопросов используйте опорный конспект, посвященный типам опросов).

Выбор должен ограничиваться 3 фамилиями коллег. Желательно чтобы в исследовании приняли участие все члены коллектива. Если какие-то сотрудники отсутствуют, то выбирать их присутствующим при опросе не разрешается. О чем стоит испытуемых предупредить перед проведением опроса. Если участник сообщает, что не может ограничиться только тремя коллегами, а выбрал бы больше и в карточке пишет более трех фамилий, то для исследования берутся только три первых фамилии.

На основе полученных данных делается вывод о положении каждого члена коллектива в среде коллег.

Для придания социометрическим данным наглядности и упрощения подсчета результатов и получения на их основе выводов, данные сначала сводятся в социоматрицу (таблицу), а затем на их основе выстраиваются социограммы групповые и индивидуальные.

Социоматрица составляется следующим образом:

1. Члены группы обозначаются буквами алфавита или порядковыми номерами, которые расставляются по вертикали (кто выбирает) и горизонтали (кого выбирают). Далее проводится диагональ, которая вычеркивает те квадраты, в которых выбирающий мог бы отметить себя.

2. В рядах отмечаются выборы сделанные испытуемыми какими-либо обозначениями: крестиками, галочками и т.п.

3. Внизу каждого столбца подсчитывается сумма выборов, полученных участником коллектива.

4. Далее в социоматрице отмечаются взаимные выборы (например, когда испытуемый А выбирает испытуемого D, и тот, в свою очередь отвечает ему взаимностью, т.е. испытуемый D тоже выбирает испытуемого А). Взаимные выборы на социоматрице можно выделять кружками соединенными попарно чертой перпендикулярной диагонали. Затем взаимные выборы подсчитываются в каждой строке и заносятся в строку «Сумма взаимных выборов» внизу каждого столбца.

5. На каждый вопрос составляется отдельная социоматрица.

Пример социоматрицы:

кто выбирает кого выбирают ∑в ∑в.в.
   
    Х   Х                 Х                
              Х                 Х     Х    
Х       Х                 Х                
          Х Х Х                            
Х   Х                     Х                
      Х       Х           Х                
      Х             Х     Х                
  Х                             Х     Х    
          Х       Х     Х                  
                      Х   Х Х              
                        Х   Х   Х          
              Х         Х       Х          
                Х               Х Х        
Х   Х   Х                                  
              Х           Х           Х    
              Х     Х     Х                
  Х           Х                       Х    
                Х       Х Х                
              Х Х         Х                
  Х           Х                 Х          
∑в                                            
∑в.в.                                            

Далее по каждой социоматрице выстраиваются социограммы.

Групповую социограмму можно изобразить в виде радиальных окружностей. В центре которой помещаются обозначения членов коллектива, набравших половину возможных выборов (которая рассчитывается по формуле: Пример написания выводов по социометрии - student2.ru , где n – количество членов коллектива).

Во втором круге от центра размещаются условные обозначения членов коллектива, набравших меньше половины возможных выборов, но больше 2 выборов.

В третьем круге от центра размещаются условные обозначения членов коллектива набравших 1-2 выбора.

В четвертом круге размещаются условные обозначения членов коллектива, не получивших ни одного выбора.

Традиционно мужчин обозначают треугольником, женщин – кружком. Внутри треугольника или кружка пишут букву или цифру, обозначающую испытуемого.

На основе заполнения радиальной социограммы можно сделать предварительные выводы о групповой сплоченности коллектива. Если большинство значков сосредоточены в центре социограммы (1 и 2 окружности) это говорит о сплоченности данного коллектива, если большинство значков расположились на периферии (3 и 4 окружности) – это говорит о разобщенности данного коллектива. Если часть значков сосредоточены в центре, а часть на периферии, то можно сделать вывод о частичной сплоченности и частичной разобщенности коллектива или о том, что в целом разобщенном коллектива имеется сплоченное «ядро».

Более точно сплоченность коллектива можно узнать, подсчитав коэффициент групповой сплоченности по формуле:

Коэффициент взаимности (КВ) = Пример написания выводов по социометрии - student2.ru . 100%

По величине показателя группу можно отнести к одному из четырех уровней взаимности:

I – 15-20% (низкий уровень), II – 21-30% (средний уровень), III – 31-40% (высокий уровень), IV – 40% и выше (сверхвысокий уровень). К данному коэффициенту следует относиться внимательно, так как он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.

Чем с большим числом коллег связывает сотрудника взаимная симпатия, тем более удовлетворяется его потребность в общении и тем лучше будет его эмоциональное состояние.

Коэффициент удовлетворенности (КУ) = Пример написания выводов по социометрии - student2.ru . 100%

Так как максимальное количество выборов ограничено 3, то и взаимных выборов может быть тоже только 3, следовательно КУ может быть высоким – 100%, средним – 67%, низким – 22% или сотрудник может быть неудовлетворен взаимностью выборов при 0%.

Число выборов, полученных каждым членом коллектива, характеризует его положение (социометрический статус) в системе личных отношений.

Социометрический статус (СС) = Пример написания выводов по социометрии - student2.ru . 100%

По социометрическому статусу сотрудники могут быть отнесены к одной из четырех статусных категорий: «популярные», «предпочитаемые», «принятые», «изолированные». Первая и вторая статусные группы являются благоприятными, третья и четвертая – неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого в группе, то есть насколько желанен сотрудник в системе межличностных отношений. В зависимости от этого можно судить об эмоциональном климате группы для каждого работающего.

Индекс изолированности. Вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или их число достигает 5-6%; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25%. Величина этого индекса – показатель успешности работы по командообразованию.

На самых популярных сотрудников составляются инидивидуальные социограммы.

Сначала на рисунке в центр помещают тех, кто получил наибольшее число выборов, далее стрелками изображают те предпочтения, которые они сделали, и тех, кто их выбрал, постепенно переходят ко всем оставшимся элементам групповой структуры. Как правило, в группе не бывает одного общепризнанного лидера, к которому тяготели бы все члены, на социограмме должно быть в наглядной форме показано расположение полюсов притяжения в группе. А также хорошо просматриваются группировки и микрогруппы: диады, триады, тетрады:

 
  Пример написания выводов по социометрии - student2.ru

При анализе полученных социограмм делаются выводы о межличностных предпочтениях в коллективе, популярности отдельных сотрудников и их окружения, взаимности выборов, наличии или отстутствии группировок, наличии или отсутствии связей между группировками.

На основании проведенного исследования пишутся общие выводы по социометрическому исследованию (пример написания выводов см. в Приложении 3). Результатом проведённого анализа является общий вывод о характере межличностных отношений в данном коллективе с указанием лидеров (референтной группы), количества сотрудников, находящихся в том или ином социометрическом статусе, с характеристикой взаимных выборов. Полученные результаты используются при составлении характеристики коллектива.

Итоговым документом, выполняемым студентом по результатам проведённых исследований, является морально-психологическая характеристика коллектива, отражающая особенности межличностных отношений сотрудников, характер их мотивационной направленности и интересов. Примерный план для составления характеристики коллектива включает в себя следующее:

1. Общие сведения о коллективе (кол-во сотрудников, из них – мужчин и женщин, были ли слияния с другими подразделениями, смена руководителей и т.д.)

2. Характер межличностных отношений в коллективе по данным социометрии.

Приложение 3

Пример написания выводов по социометрии

На основании полученных результатов, можно сделать следующие выводы:

1. КВ =…. Следовательно, данный коллектив можно считать … (сплоченным, достаточно сплоченным, не сплоченным, недостаточно сплоченным, разобщенным)

2. Радиальная социограмма показывает, что в целом, коллектив:

- имеет сплоченное «ядро»,

- частично сплочен, частично разобщен,

- половина коллектива сплочена, половина разобщена,

- в коллективе имеется активное сплоченное «ядро», а остальные держатся парами (микрогруппами диадами и триадами) или по одиночке.

3. Из социограммы видно, что в данной группе есть 2 популярных сотрудника, это № х и № у

№ х получил максимальное количество выборов равное =

№ у получил количество выборов равное =

КУ № х=100%, СС=…% - следовательно, данный сотрудник имеет достаточно высокий социометрический статус и полностью удовлетворен своим положением, все его выборы оказались взаимными.

Вокруг него сплотилась микрогруппа (группировка из … человек (это номера: №, №, …, №) и еще … человек (№, №,…, №) хотели бы войти в данную группировку).

4. Самые популярные сотрудники состоят в одной группировке, это позволяет сделать вывод о том, что данная группировка является ядром коллектива, его активом. (Самые популярные сотрудники состоят в двух разных группировках (микрогруппах), что позволяет сделать вывод о том, что в коллективе имеются два ядра, два актива).

5. Полученная социоматрица показывает так же, что в колеективе имеется … изолированных, непопулярных сотрудника с нулевым социометрическим статусом, которые имеют нулевой коэффициент удовлетворенности.

Приложение 4

Метод SPACE(Strategic Position and Action Evaluation)

Наши рекомендации