Органы финансового контроля 3 страница

Основное содержание отбора политики стимулирования устойчивого развития регионов заключается в следующем: чем низшие показатели уровня стимулирования устойчивого развития региона и уровня устойчивого развития региона, тем интенсивнее нужно применять мероприятия стимулирующего влияния. Выбор политики стимулирования устойчивого развития регионов должен учитывать уровень стимулирования устойчивого развития регионов, а также уровень устойчивого развития регионов на современном этапе. Учет уровня стимулирования устойчивого развития регионов позволит узнать, как проводилось стимулирование устойчивого развития регионов, и использовались ли достаточно эффективные инструменты стимулирования. Уровень устойчивого развития регионов позволит выяснить, насколько развитыми есть регионы той или иной страны в социальном, экономическом и экологическом плане, а главнее всего – на сколько достигнутый уровень устойчивого развития регионов.

18. Реформирование межбюджетных отношений

19. Бюджетный дефицит и источники его финансирования

Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Дефицитбюджета является категорией денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств, сверх имеющихся бюджетных доходов. Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Конкретными причинами отставания темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов могут быть: кризисные явления в экономике; неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране; чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия); милитаризация экономики в мирное время;осуществление крупных централизованных вложений в раз­витие производства и изменение его структуры; чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

Уровень дефицита государственного бюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВВП. Многие экономисты считают финансовое положение страны нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3% ВВП, 5-6% национального дохода или 8-10% расходной части бюджета.

Можно выделить 3 основные концепции регулирования бюджетного дефицита. Представители 1 считают, что бюджет должен балансироваться ежегодно, т.е. каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и расходами. Сторонники 2 концепции полагают, что бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Правительство в периоды спада производства увеличивает расходы, что ведет к росту дефицита. Зато в период экономического подъема оно сокращает расходы, что увеличивает излишек доходов. В результате по окончании промышленного цикла излишек доходов покроет дефицит, который образовался в результате спада производства. Представители 3 концепции - концепции функциональных финансов - утверждают, что главной целью государственных финансов является обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту госбюджета.

20. Профицит бюджета

Бюджет с прфицитом представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое состояние бюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования.

В частности бюджет с профицитом формируется в последние годы в РФ. На базе профицита создан стабилизирующий фонд, доходы которого составляют около 50% доходной части федерального бюджета. Однако эти средства государство не использует для повышения инвестиционной активности, модернизации основных фондов, увеличения инновационной активности, финансирования социальной сферы.

Превышение суммы доходов и полученных трансфертов над величиной текущих расходов характеризует величину сбережений, которые могут быть использованы для чистого приобретения сектором государственного управления финансовых активов, нефинансовых активов, оплаты долговых обязательств и чистых капитальных трансфертов, а если исключить полученные трансферты, то получится величина собственных сбережений.

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утверждённых законом (решением) о бюджете, согласно Бюджетному кодексу РФ направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размеров дефицита и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения дополнений и изменений в закон (решение) о бюджете. В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических расходов над утверждёнными более чем на 10% финансирования расходов бюджета сверх ассигнований, утверждённых законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в этот закон (решение).

21. Доходы федерального бюджета

В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ и неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ и другие безвозмездные перечисления.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

• федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ. Пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

• таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

• государственная пошлина.

Неналоговые доходы федерального бюджета включают:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ в полном объеме;

• часть прибыли унитарных предприятий, созданных в РФ и остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;

• прибыль Банка России, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей – по нормативам, установленным федеральными законами;

• доходы от внешнеэкономической деятельности. Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться

бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет и Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в РФ”. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ.

Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ.

Федеральные органы законодательной власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в БК РФ.Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о федеральных налогах и сборах, предполагающих вступление их в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

Федеральные органы исполнительной власти предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, у становленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

22. Расходы федерального бюджета

Расходы ФБ – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фондоотдачи средств государства и его использованием по целевому назначению.

В соответствии с действующим законодат-вом РФ исключительно из фед бюджета финансируются след. Виды расходов:

1) Обеспечение деят-ти Президента РФ, Фед. Собрания РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, фед органов исполнительной власти и их территориальных органов

2)функционирование фед судебной системы

3)осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах

4)нац оборона и обеспечение безопасности гос-в

5)фундаментальные исследования и содействие НТП

6)гос поддержка жд, воздушного и морского транспорта

7)ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихичных бедствий фед масштаба

8)исследование и исп-ие космическорго пространства

9)содержание учреждений, находящихся в фед собственности гос-ва

10)формирование фед собственности

11)обслуживание и погашение гос долга РФ

12)компенсация гос внебюджетным фондам расходов на выплату гос пенсий,пособий идр соц выплат.

13)пополнение гос запасов другоценных металлов раг камней, гос материального резерва

14)проведение выборов и референдумов РФ

15)фед инвестиционная программа

16)обеспечение реализации решений фед органов гос власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов других уровней

17)обеспечение осущ-ия отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти

18) финансовая поддержка субъектов РФ

19) официальный стат учет и др.

Средства фкд бюджета исп-ся также для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств фед бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов финансируются след виды расходов:

1)гос поддержка отраслей промышленности, строительства, сх, авто и речного транспорта, связи и дорожного хоз-ва метрополитенов

2)обеспечение правоохранит деят-ти

3)обеспечение противопожарной безопасности

4)научно-исслед., опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие НТП

5)обеспечение соц защиты населения

6)обеспечение охраны окр среды

7)обеспечение предупреждения и ликвидации последствий ЧС и стих бедствий межрегионального масштаба

8)развитие рын инфраструктуры

9)обеспечение развития федеративных и национальных отношений

10)обеспечение деят-ти избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ

11)обеспечение деят-ти СМИ

12)финансовая помощь другим бюджетам

13)прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Итак, в состав расходов фед бюджета входят: соц плитика, нац оборона, нац экономика, нац безопасность и правоохранит деят-ть, общегосуд вопросы, образование, здравоохранение культура спорт, обслуживание госдолга, межбюджетные трансферты, прочие расходы (ЖКХ, охрана окр среды, культура, кинематография, СМИ и т.д.).

23. Государственный долг, состояние и проблемы

Государственный или муниципальный долг – это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов, принятых на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием, гарантии по обязательствам третьих лиц, другие обязат-ва, а также принятые на себя РФ, субъектом РФ или муницип образованием обязательства третьих лиц.

К гос долгу относятся:

- долговые обязат-ва РФ перед физ и юр лицами, субъектами РФ, муницип образованиями, иностранными гос-вами, международными фин организациями, иными субъектами международного права, иностранными физ и юр лицами, возникшие в рез-те гос заимствований РФ

-долговые обязат-ва по гос гарантиям, представленным РФ

- долговые обязат-ва, возникшие врез-те принятия законодат. Актов РФ об отнесении на гос долг долговых обязательств третьих лиц.

Причинами возникновения гос долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады, кризисы. Например, во время войны необходимо переориентировать большинство ресурсов на военные рельсы, что требует значительных гос расходов, как и на их содержание.Также причиной гос долга являются политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и следовательно к увеличению бюджетного дефицита.

Внутренний гос долг РФ состоит из задолжностей прошлых лет, вновь возникших задолженностей и долговых обязат-в бывшего СССР, частично принятых на себя РФ.

Кредиторами по внутренним займам выступают юр и физ лица, являющиеся резидентами РФ. Займы предоставляются в нац валюте и могут принимать форму: кредитов, гос займов, осуществеленных посредством выпуска облигаций фед займа с постоянным купонным доходом; облигации фед займа с амортизацией долга; гос сберегательных облигаций; и др ценные бумаги.

Состояние внутреннего долга: на 2005 год он составлял 778,47 млрд руб, а на 2011 г. стал составлять 2940,39 млрд руб.

Внешний гос долг складывается из задолженностей гос-ва международным и госуд банком, правительством, частным иностранным банком образуется в форме евро-облигационных займов задолженностей перед международными фин орга-ями и др.

Состяние внешнего долга: на 2005 год он составлял 114,1 млрд руб, на 2011 стал составлять 39,9 млрд. Руб.

24. Внебюджетные фонды

ВБФ – это фонды ден ср-в, образуемые вне фед бюджета и бюджетов субъектов РФ, предназначенные для реализации конституционных прав граждан и финансирования конкретных потребностей социального и экономического характера.

Особенности ВБФ:

1)имеют строго целевую направленность

2)используются для финансирования гос расходов не включенных в бюджет

3) формируются засчет обязательных отчислений юр и физ лиц

4)расходование средств фондов осуществляется специальными уполномоченными органами.

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования ВБФ подразделяются на централизованные и децентрализованные. Централизованные (гос) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и исп-ся для решения общегосударственных задач. В состав централизованных гос ВБФ входят: Пенсионный фон РФ, Фонд соц страхования РФ, Фед фонд обязательного мед страхования. А так же Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Федеральный фонд социальной поддержки населения и др.

Децентрализованные ВБФ формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые: 1)по решению региональных и муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач; 2) для решения отраслевых задач (фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, фонд конверсии и др)

Источниками доходов внебюджетныхфондов являются:

1)страховые взносы работодателей

2)ассигнование из бюджетов

3)доходы от коммерческой деятельности

4)добровольные взносы от физ и юр лиц

5)ссуд,займы,кредиты

6)иные доходы в соотв-ии с законодательством

25. Пенсионный фонд. Реформирование пенсионной системы

ПФР создан на основании постановления Верховного совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. вцелх обеспечения гос упр-ия финансами пенсионного обеспечения граждан. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991 г.

Главные направления ПФР :

1)целевой сбор и аккумуляция страховых взносов и финансирование расходов, связанных с соц защитой населения

2)организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников, сумм гос пенсий поинвалидности вследствие трудового увечья, проф заболевания или по случаю потери кормильца

3)капитализация средств фонда и привлечение в него добровольных взносов физ и юр лиц

4)контроль за своевременным и полным поступлением в фонд страховых взносов

5)проведение научно-исследователнькой работы в области гос пенсионного страхования

6)разъяснительная работа среди населения и юр лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда

Источниками средств фонда являются:

1)страховые взносы работодателей

2)страховые взносы граждан, занимающихся индивид труд деят-тью

3)ассигнований из фед Бюджета РФ на выплату гос пенсий и пособий военнослужащим и приравненным у ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям соц пенсий, пособий на детей в возрасте старше 1,5 лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсации гражданам, пострадавшим от Чернбыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий и др

4)добровольных взносов физ и юр лиц и доходов от капитализации средств фонда и других поступлений

Сфера деятельности ПФРФ:

· Назначение и реализация сферы выплат

· Назначение и реализация фед социальной доплаты пенсий до уровня соц минимума в регионах, кот устанавливается всем неработающим пенсионерам через совокупный мат доход ниже прожит минимума в регионе

· Персонифицированный учет пенсионных прав участников системы обязат пенсионного страхования (открывают каждому индивиду счет в ктором учитываются все сведения, необходимые для установления пенсий)

· Формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений

· Администр-ие страх взносов обязат пенсионного страхования и обязат мед страх-ия (взаимод-ие с более чем 10 млн работодателей-плательщиков страховых взносов)

· Выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата средств матер капитала.

· Реализация программ госуд софинансирования пенсий

· Оказание совместног с региональными органами власти помощи пенсионерам и развитие соц инфраструктуры

· Реализация междунар соглашений

Средний размер пенсий в 2005 гсоставлял 2 538 руб, а в 2011 г 8 498 руб.в 2012 9 135 руб.

Материнский капитал в 2007 г 250000 руб, а в 2011 365698,40 руб. В 2012 г 387640 руб.

26. Фонд социального страхования

Был создан в 1990 г в соотв-ии с Постановлением Совета Минимстров РСФСР от 25 декабря 1990 в целях упр-ия средствами гос соц страхования России.

Основные задачи:

1)обеспечение гарантированных гос-вом пособий по временной нетрудоспособности, беременности,родам и при рождении ребенка, по уходу за ребенком до досиижения им полутора лет, на погребение,санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семьи

2)участие в разработке и реализации госуд программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию соц страхования

3)разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и МинФмином РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на гос соц страхование

4)организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы гос соц страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам соц страхования.

Средства Фонда образуются за счет:

· Страх взносов работодателей

· Страх взносов граждан, занимающ индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на соц страх-ие.

· Страх взносов граждан, осущ-щих труд деят-ть на иных условиях и имеющих право на обеспечение по гос соц страхованию, установленному для работников при условии уплаты ими стра взносов в ФСС

· Доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные гос ценные бумаги и банковские вклады.

· Добровольных взносов граждан и юр лиц, поступления иных фин средств, не запрещенных законодат-вом.

· Ассигнований из фед бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на др атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий и в других случах,установленных законом.

· Прочих доходов (сумм,полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные засчет средств фонда)

Средства ФСС направляются на:

1)выплату пособий по временной нетрудоспособности,беременности и родам,при рождении ребенка,по уходу за ним о достижения им возраста полутора лет,на погребение

2)санаторно-курортное лечение и оздороовление работников и членов их семей и другие цели гос соц страхования,предусмотренные законодательством

3)обеспечение текущей деятельности,содержание авппарата ВСС

4)финансирование деятельноси подразделени органов исполнитлеьной власти,обеспечивающих гос защиту трудовых прав работников,охрану труда

5)проведение научно-исследовательской работы по вопросам сц страхования и охраны труда

6)осуществление иных мероприятий в соотв-ии с задачами ФСС

Ден срадства ФСС явл гос собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней,других фондов и изъятию не подлежат

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по соц страх-ию и т.д.образуются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и трудового коллектива или избираются уполномоченные по соц страхованию.Во всех субъектах РФ функционируют региональные отделения ФСС. ФСС имеет 14 центральных отраслевых отделений и филиалы отделений.

27. Фонд обязательного медицинского страхования

Система обязательного мед страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан для получения бесплатной мед помощи, закрепленной в ст.41 Конституции РФ. Фед ФОМС является самостоятельным госуд некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Осн задачи – финансовое обеспечение прав граждан мед помощью засчет средств обязат мед страх-ия (ОМС) и обеспечения финансовой устойчивости всей системы ОМС.

ОМС является всеобщим для населения РФ и реализуется в соотв-ии с программами мед страхования, которые гарантируют объем и условия оказания мед, лекарственной помощи гражданам.

В России источниками финансирования здравоохранения стали:1)ср-ва фед,регион и местных бюджетов 2)ср-ва госуд и общественных орг-ий,предприятий и др хоз субъектов 3)личные ср-ва грждан 4)безвозмездные и(или)благотворительные взносы и пожертвования.

Из этих средств стали формироваться самостоятельные фонды здравоохранения и фонды мед страхования. Фонды здравоохранения формируются засчет бюджетных средств и распорядителями этих фондов являются фед,региона и местные исполнительные органы власти. Фонды мед страхования форм-ся засчет средств,получаемых от сраховых взносов. Эти фонды предназначены для финансирования страховыми орг-ями мед помощи и иных услуг в соотв-ии с договорами обязат мед страх-ия.

Фонды обязат мед страх-ия формируются за счет:

1)части страховых взносов предприятий,орг-ий,учреждений и иных хоз субъектов независимо от форм собственности на обязат мед страх-ие в размерах,устанавливаемых Фед Собранием РФ

2)ассигнований из ведеральных и региональных бюджетов на выполнение программ обязательного мед страхования

3)добровольных взносов юр и физ лиц

4)доходов от исп-ия временно свободных финансовых средств фондов

Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязат мед страх-ия, в размерах, обеспечивающих выполнение программ мед страх-ия и деятельность страх мед орг-ии. Страховые взносы на омс осущ-ют правит-ва республик РФ, органы гос упр-ия краев, областей,автономных округов и автономных областей,Местные администрации за счет стредств,предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.

Страх взносы:

Пенсионный фонд – 22%

Фонд Соц Страх – 2,9%

Фед Фонд ОМС – 3,1%

Террит фонды ОМС – 2%

28. Классификация и виды страхования

Страхование – это совокупность экономических отношений. Возникающих на основе замкнуого, безвозвратного перераспределения фин ресурсов во времени и пространстве, по поводу формирования страхового фонда и его использования для возмещения вероятного ущерба, нанесенного экономическим субъектам врезультате непредвиденных неблагоприятных обстоятельств.

Классификация страхования представляет собой научную систему деления страхования на сферы деятельности, отрасли,подотрасли и виды, звенья которых располагаются так, что каждое последующее звено является частью предыдущего.

В основе классификации лежит два критерия:различия в объектах и в организации страхования. То есть:1) по форме проведения и 2) по объектам страхования.

По форме страхование бывает обязательным и добровольным. Обязательное страхование выражает гражданско-правовые тношения, связанные с образованием и исп-ием ресурсов страхового фонда в силу закона. Такое страхование базируется на принципах:законодательная основа регламентации страх отношений, автоматичность,бессрочность,сплошной охват объектов страхования, нормирование страхового возмещения. К обязательному страхованию в РФ относятся:

1)обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев на возд,жд,морском,внутреннем водном и авто тренспорте. 2)обязат гос личное страхование военнослужащих и военнообязанных граждан,призванных на военные сборы 3)обязат гос личное страх-ие сотрудников министерства РФ по налогам и сборам,должностных лиц налоговой полиции и таможенных органов РФ 4)обязательное гос страх-ие личности от риска радиационного ущерба вследствие черноб катарсторфы 5)обязат мед страхование граждан РФ 6)обязат гос страх-ие мед и научных сотрудников на случай инфицирования вирусом СПИДа 7)обязат страх-ие работников предприятий с особо опасными условиями работы 8)обязат страх-ие недвижимого имущ-ва,принадлежащего гражданам 9)обязат соц страхование гражданРФ

Добровольное страхование отличается от обящательного тем, что гражданско-правовые отношения возникают в силу волеизъявления сторон – страх компании и физ или юр лица, которые закрепляются в заключенном между ними договоре(письменном) страхования. В удостовренеие заключ договора физ или юр лицу вручается страховой полис. Эта форма не носит принудителнього хар-ра на страховом рынке. НЕ все хотят участвовать в тсраховании,а для некоторых лиц могут даже устанавливаться ограничения и запреты.

По объектам страхования оно бывает :

1. Личное. Качестве объектов выступают жизнь,здоровье,тредоспособность чел-ка. Личное страх-ие подразделяется на страхование жизни, страхование от несчастных случаев, и мед страхование.

2. Имущественное. В кач-ве объекта выступает имущества в разных видах. Причем имущество может не являться событсвенностью, а может находиться в его владении, пользовании, распоряжении. Кроме того выделяют опасности: срахование имущества от огня, страх-ие сх культур от засухи и др стих бедствий, страх-ие животных от падежа и вынужденного забоя, страх-ие транспортных средств от аварий, угона и др опасностей.

3. Срахование ответственности. – отрасль стра-ия, где объектом выступает ответственность перед третьими лицами,которым может быть причинен ущерб вследствие действия или бездействия страхователя. Выделяют след подотрасли: страх-ие задолженности, страхование на случай возмещения вреда(страх-ие гражданской ответственности)

4.Тсрахование экономических рисков – объектом явл ущерб возникающий в процессе предпринимательской деятельности. Выделяют две подотрасли: страх-ие риска прямых и косвенных потерь. К прямым относятся потери от недополучения прибыли, убытки от простоев оборудования, недопоставки сырья,комплектующих забастовки и т.д. К косвенным относится страхование упущенной выгоды, банкротство предприятия и т.д.

5. Социальное страхование. Объектом выступает уровень дохода граждан. В его состав вклюсаются такие подотрасли, как страхование пособий,пенсий,льгот. Основывается на след принципах:всеобщность,комплексность,универсальность,самоокупаемость и самоуправление.

Также по очередности совершения сделок бывает первичной страхование и перестархование. Первичная предполагает,что сделка совершается между страхователем и первым по месту и времени страховщиком,который действует самостоятельно. При перестарховании сделка происходит между несколькими сстраховщиками, один из котороых передает на согласованных условиях другим страховщикам часть ответственности по принятым на себя обязат-вам перед страхователем. При этом перестраховщики не вступают в правовые отношения со страхователем.

Наши рекомендации