Управление проектами в логистике

Методические указания по написанию курсовой работы

Управление проектами в логистике - student2.ru

Новосибирск 2014

Кафедра экономики и логистики

Составитель: Матвеев Д.М. Шаравина Е.В.

Рецензент д-р экон. наук, профессор Шелковников С.А.

Управление проектами в логистике:метод.указания / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Экон. фак.; сост. Е.В. Шаравина – Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2014. – 18 с.

Методические указания предназначены для студентов экономического факультета, обучающихся по направлению 38.03.02 «Менеджмент» профиль «Логистика и управление цепями поставок», всех форм обучения.

Утверждены и рекомендованы к изданию методической комиссией экономического факультета 5а от 3 сентября 2014 г..

© Новосибирский государственный аграрный университет, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………………………………….5

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………………………....................14

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания разработаны в соответствии с учебным планом образовательной программы для студентов экономического факультета, обучающихся по направлению 38.03.02 «Менеджмент» Профиль «Логистика и управление цепями поставок». Изучение дисциплины «Управление проектами в логистике» позволяет сформировать у студентов следующие компетенции: способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-4); способностью осуществлять управление торгово-технологическими процессами на предприятии, регулировать процессы хранения, проводить инвентаризацию, определять и минимизировать затраты материальных и трудовых ресурсов, а также учитывать и списывать потери (ПК-5); способностью управлять персоналом организации (предприятия), готовностью к готовностью работать с технической документацией, необходимой для профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) и проверять правильность ее оформления (ПК-12);

Методические указания охватывают вопросы, связанные с выполнением курсовых работ, содержат примерную их тематику.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КУРСОВОЙ Й РАБОТЫ

Требования к выполнению и оформлению курсовых работ

В соответствии с учебным планом каждый студент должен написать и защитить курсовую работу на одну из тем, предложенных кафедрой.

Темы курсовой работы выбираются студентами из предложенных вариантов по номеру последней цифры зачетной книжки. Приступая к выполнению курсовой работы по выбранной теме, необходимо подобрать и тщательно изучить литературу. После выбора темы, подбора и изучения литературы, в том числе и учебной, студент переходит к составлению плана курсовой работы. (См. Образец оформления содержания).

Оформление курсовой работы

Текст курсовой работы должен быть набран на персональном компьютере и распечатан на принтере, шрифт 14 пт (Times New Roman), с межстрочным интервалом – 1,5. Требования к полям: левое – 30 мм, правое, верхнее и нижнее – 20 мм. Абзацный отступ – 1,25 мм. Текст выравнивается по ширине. Общий объем работы 30-40 страниц.

Содержание работы структурируется по главам и параграфам. Главы и параграфы должны иметь заголовки. Заголовки глав выравнивают по центру, печатают жирным (14 пт) шрифтом (Times New Roman) заглавными буквами. Заголовки параграфов имеют абзацный отступ и печатаются жирным (14 пт) шрифтом (Times New Roman) прописными буквами.

Главы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами с точкой, параграфы – нумерацию в пределах каждой главы; номер параграфа в работе состоит из номера главы и непосредственно номера параграфа в данной главе. В конце заголовков точка не ставится. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Каждая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится ко всем структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, за исключением параграфов. Заголовки разделов «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» не нумеруются. Каждый заголовок должен состоять только из одного предложения. В содержании для первого параграфа каждой главы номер страницы проставляется номером страницы главы.

Курсовую работу необходимо предоставить на рецензирование в установленные кафедрой сроки.

Образец оформления содержания

Введение………………………………………………………….………….………3

1. Общая характеристика предприятия и анализ его деятельности……….…….4

1.1. Анализ состояния отрасли……………………………………………………..4

1.2. Технико-экономическая характеристика предприятия………………………6

1.3. Анализ финансово-хозяйственной результатов предприятия………..…….10

1.4. Характеристика внешней среды предприятия……………………………….14

2. Разработка проекта …(согласно теме курсовой работы)…………….……....17

2.1. Описание проекта………………………………………………………………17

2.2. Схема финансирования проекта. ………………………………………….….20

2.3. Организация производственного процесса……………………………..……24

3. Экономическое обоснование проекта…………………………………………..26

3.1. Расчет денежных потоков реализации проекта и показатели эффективности проекта………………………………………………………………………….……26

3.2. Оценка риска реализации проекта …………………………………..………..30

3.3. Социально-экономический эффект от реализации проекта……………...….35

Заключение……………………………………………………………………...…..38

Список литературы…………………………………………………………………40

Приложение

Во «Введении» формулируется проблема исследования, указывается ее актуальность. Обосновывается цель курсовой работы, в соответствии с которой ставятся задачи, определяется объект и предмет исследования.

Как правило, основная часть состоит из трех глав:

1. Общая характеристика предприятия и анализ его деятельности;

2. Разработка проекта;

3. Экономическое обоснование проекта.

Первая главаподразделяется на следующие разделы:

1. Анализ состояния отрасли. Основными критериями анализа экономического положения отрасли могут являться: размер, зрелость и характер конкуренции в отрасли; препятствия вхождения в отрасль, выхода и роста; инновации и технологические изменения; законодательное регулирование; экономические тенденции; общие объемы продаж отрасли в течение последних лет; ожидаемый рост отрасли; количество новых фирм, вошедших в отрасль в течение нескольких последних лет; новые продукты, полученные в последнее время в отрасли; основные конкуренты.

2. Технико-экономическая характеристика предприятия включает: краткое описание организационно-правовой формы предприятия; общая характеристика видов деятельности; применяемые технологии выполнения работ; организационная и производственная структура предприятия; основные технико-экономические показатели за 2–3 года, представленные в таблице, с последующим сравнительным анализом и выводами. Представленные в разделе основные технико-экономические показатели необходимы для того, чтобы ознакомиться с масштабами деятельности предприятия и её особенностями. Результаты анализа оформляются в таблицу 1.

Таблица 1

Анализ технико-экономических показателей предприятия

№ п/п   Показатель   Единица измерения Базисный год Отчетный год Абсолютное отклонение Темпы роста (прироста)
             

3. Анализ финансовых результатов деятельности организации (предприятия) включает в себя: формирование и расчет показателей прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли; анализ и оценка динамики, уровня и структуры прибыли. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли; факторный анализ прибыли от продаж, прибыли до налогообложения; система показателей рентабельности, их характеристика и факторный анализ рентабельности; резервы увеличения прибыли, повышения рентабельности.

Во второй главе осуществляется непосредственно разработка проекта согласно выбранной теме курсовой работы.

1. Описание проекта: формирование идеи проекта, оценка его осуществимости; способ организации проектного коллектива; определение структуры проекта; построение графика работ (возможно построение сетевой модели, ее оптимизация); обоснование затрат ресурсов; подготовка необходимой документации; подбор исполнителей.

2. Схема финансирования проекта: определяет состав инвесторов данного инвестиционного проекта, объем и структуру необходимых инвестиционных ресурсов, интенсивность входящего денежного потока по отдельным этапам предстоящей реализации проекта и ряд других показателей управления проектом. При разработке схемы финансирования инвестиционного проекта рассматриваются обычно следующие варианты:

Внутренние самофинансирование предусматривает финансирование инвестиционного проекта исключительно за счет собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников.

Привлекаемые источники – взносы, пожертвования, продажа акций, дополнительная эмиссия акций; ресурсы инвестиционных компаний-резидентов, в т.ч. паевых инвестиционных фондов и т.д.

Заемные – банковские, коммерческие кредиты; бюджетные и целевые кредиты; инвестиционные ресурсы иностранных инвесторов, включая коммерческие банки и т.д.

Смешанное финансирование предусматривает формирование капитала создаваемого предприятия за счет как собственных, так и заемных его видов, привлекаемых в различных пропорциях.

Выбор схемы финансирования нового бизнеса неразрывно связан с учетом особенностей использования как собственного, так и заемного капитала.

Указать структуру инвестиционных ресурсов предприятия, используемых в проекте, в виде табл. 2.

Таблица 2

Структура инвестиционных ресурсов предприятия

Группа ресурсов Тип ресурсов в группе Итого по проекту (тыс.руб.)
     

Кроме разработанной схемы финансирования необходимо определиться с формой (финансирование с полным регрессом на заемщика; финансирование без права регресса на заемщика; финансирование с ограниченным правом регресса)

3. Организация производственного процесса. Организуемый на предприятии производственный процесс представляет собой выполнение, как правило, последовательности осуществляемых технологических операций. Необходимо описать основные, вспомогательные и обслуживающие процессы, связанные с реализацией проекта.

Третья глава должна обосновать пригодность проекта к использованию на практике. Она включает в себя:

1. Расчет денежных потоков реализации проекта и показатели эффективности проекта. При расчете денежных потоков следует принимать во внимание все те денежные потоки, которые изменяются благодаря данному решению: затраты, связанные с производством (здание, оборудование и оснащение); изменения поступлений, доходов и платежей; налоги; изменения величины оборотного капитала; альтернативные затраты на использование редких ресурсов, которые доступны для фирмы (хотя это не обязательно должно непосредственно, напрямую соответствовать расходам наличных денег).

При прогнозировании будущего денежного потока нужно иметь в виду, что возмещение затрат, связанных с необходимым увеличением оборотного капитала предприятия (денежная наличность, товарно-материальные запасы или дебиторская задолженность) происходит по окончании проекта и увеличивает положительный денежный поток, относящийся к последнему периоду.

Итоговым результатом каждого периода, формирующим будущий денежный поток, является величина чистой прибыли, увеличенная на сумму начисленной амортизации и начисленных процентов по заемным средствам (проценты уже были учтены при расчете стоимости капитала и не должны считаться дважды).

В общем виде денежный поток, генерируемый инвестиционным проектом, представляет собой последовательность элементов INVt , CFk

INVt — отрицательные величины, соответствующие денежным оттокам (за данный период суммарные расходы по проекту превышают суммарные доходы);

CFk — положительные величины, соответствующие денежным притокам (доходы превышают расходы).

Поскольку планирование будущего денежного потока всегда осуществляется в условиях неопределенности (необходимо прогнозировать будущие цены на сырье и материалы, процентные ставки, налоги, заработную плату, объем реализации и т. д.), желательно для учета фактора риска рассматривать, по крайней мере, три возможных варианта реализации — пессимистический, оптимистический и наиболее реальный. Чем меньше разница в результирующих финансовых показателях по каждому варианту, тем устойчивее данный проект к изменениям внешних условий, тем меньше связанный с проектом риск.

Расчет показателей, связанных с оценкой денежного потока и эффективности проекта (период окупаемости инвестиционного проекта, чистый приведенный (дисконтированный) доход, внутренняя норма доходности) см. на сайте http://www.grandars.ru/student/fin-m/denezhnyy-potok.html

2. Оценка риска реализации проекта

Управление проектами в логистике - student2.ru

3. Социально-экономический эффект от реализации проекта. Для расчета социально-экономического эффекта может быть использован метод абсолютной или сравнительной эффективности. При использовании метода абсолютной эффективности потребуется полный расчет ожидаемых результатов (объем работ, цен), расчет полной себестоимости, активной и пассивной части основных средств, расчет потерь у изготовителя в связи с переходом на новую продукцию, изменений экономических результатов у потребителя. Такой метод расчета используется при разработке и постановке на производство продукции, характеризующейся значительной новизной, требующей реконструкции производства или строительства новых объектов.

Для отдельных составляющих расчета эффективности, таких как социально-экологические затраты и результаты, изменение величины оборотных средств, сопутствующие результаты используется приростной метод: в расчете учитывается разность стоимостных показателей со знаком "+" или "-".

Заключениесодержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении автор суммирует результаты разработки проекта, выводы, обобщения и рекомендации которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость.

Список литературы составляется в конце работы (перед приложением в алфавитном порядке по фамилии автора, если это монография, для статей из периодической печати – фамилия автора, название статьи, название журнала, год, номер, страницы.

Приложение может представлять собой таблицы, схемы, графики, диаграммы, имеющие большие размеры. Приложения оформляют после списка литературы и располагают в порядке ссылок по тексту. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу «Приложение». Приложения должны нумероваться последовательно, арабскими цифрами и иметь заголовок. Если приложение одно, то оно не нумеруется. Приложения не засчитываются в заданный объем курсовой работы и страницы не нумеруются.

Перечень тем курсовых работ

1. Проект оптимизации логистических издержек фирмы

2. Организация грузоперевозок собственным (или наемным) транспортом.

3. Проект внедрения информационных систем по управлению логистическими операциями

4. Проект оптимизации складских зон и грузо переработки.

5. Повышение эффективности снабжения предприятия материальными ресурсами.

6. Повышение эффективности распределительной логистики предприятия

7. Повышение эффективности управления запасами товароматериальных ценностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. 1. Попов Ю. И., Управление проектами: Учебное пособие / Ю.И. Попов, О.В. Яковенко; Институт экономики и финансов "Синергия". - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 208 с.

2. Афанасьев М.Ю., Багриновский К.А., Матюшок В.М. Прикладные задачи исследования операций: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 352 с.

3. Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика: Учебник / В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова; под ред. В.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2008. – 944 с. – (Полный курс MBA).

4. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы Регламентация

5. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г., Полковников А.В. Управление проектами: учеб. пособие. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 960с.

6. Модели и методы теории логистики: Учеб. пособие. 2-е изд. / Под ред. В.С. Лукинского. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с. – (Серия «Учебные пособия»).

7. Попов Ю.И., Яковенко О.В. Управление проектами: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 208 с.

8. Рудковский И.Ф. Управление проектами в логистике: учебное пособие/ И.Ф. Рудковский. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. – 83с.

9. Соколов В.К. Управление проектами в логистике: Конспект лекций. Файл Uprl_lek. pdf/ Кафедра логистики и организации перевозок. - СПб: СПбГИЭУ, 2011. - 791 КБ.

10. Управление проектом. Основы проектного управления: Учебник / Кол. авторов; Под ред. проф. М.Л. Разу. – М.: КРОНУС, 2007. – 768 с.

11. Уэбстер Гордон. Планирование и управление проектами для менеджеров. – М.: Дело и Сервис, 2006. – 272 с.

Составитель

Матвеев Данил Максимович

Шаравина Елена Владимировна

Наши рекомендации