Торговля гражданской авиатехникой 1 страница

1190. Отдельные члены попросили Российскую Федерацию принять обязательство после присоединения присоединиться к Соглашению по торговле гражданской авиатехникой. Данные члены также запросили, чтобы Российская Федерация выполняла Соглашение без исключений и переходного периода. Отдельные члены также заявили, что Российской Федерации следует предоставить гарантию, что все внутренние налоги будут применяться к продаже или аренде гражданской авиации не дискриминационным способом относительно импортируемых товаров и товаров, произведенных на внутреннем рынке, и товаров, импортируемых из третьих стран.

1191. Отдельные члены также обратились с просьбой, чтобы Российская Федерация предоставила дополнительную информацию о том, как таможенные требования для импорта, например, лицензирование и тарифные отсрочки, особенно с учетом ее участия в Таможенном союзе, могут воздействовать на увеличение доступа к рынку авиатехники в Российской Федерации.

1192. В ответ представитель Российской Федерации заявил, что коэффициент использования производственного оборудования в авиационной промышленности Российской Федерации улучшается и теперь составляет 35 процентов, увеличившись с 10-15 процентов в 2001 году. В то время большинство предприятий авиационного сектора претерпели убытки от основной деятельности, таким образом, значительно ограничив возможности для финансирования модернизации оборудования и внедрения современных производственных и обслуживающих технологий. Поскольку ситуация в авиационном секторе Российской Федерации улучшилась, авиационные предприятия обеспечили финансирование для приобретения и аренды нового оборудования, по большей части, импортного. Он напомнил, что постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 года № 574 «О некоторых вопросах регулирования временного импорта иностранной авиации» заменило постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 1998 года № 716 «О дополнительных мерах государственной поддержки гражданской авиации в России» и отменило освобождение от таможенных пошлин и налогов в данной отрасли, но впоследствии освобождения от тарифов и налогов допускались на основании принципа «от случая к случаю» и для аренды и для покупки импортной авиации.

1193. Представитель Российской Федерации пояснил, что согласно Единому таможенному тарифу Таможенного союза (ЕТТ Таможенного союза) прежний 20-процентный тариф Российской Федерации был аннулирован для импорта определенных маленьких самолетов (то есть, для тех, которые насчитывают менее 50 мест и весят меньше 20,000 кг). ЕТТ Таможенного союза составляет также ноль процентов для импорта самолетов с количеством 50-300 мест, весящим 90,000-120,000 кг и больших самолетов (то есть, для тех, которые насчитывают более 300 мест или весят более 120,000 кг). Ставки нулевого тарифа применяются и к приобретенным самолетам и к тем, которые завозятся временно для аренды. Весь такой временный импорт (аренда) облагается 18 процентами НДС, но он может выплачиваться частичными платежами в течение 34 месяцев после импортирования. Для импорта всех иных гражданских самолетов в Россию применяется ОВТ Таможенного союза в 20 процентов, но с временным исключением для самолетов, ввозимых для аренды, которые имеют 111-160 или 219-300 мест, весом 20,000‑120,000 кг. Договора аренды должны вступать в силу до 31 декабря 2013 года и срок аренды, предусмотренный в договоре, должен заканчиваться до 31 декабря 2018 года. В данных случаях, согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года № 411, все такие самолеты весом 20,000‑120,000 кг могут быть освобождены от НДС, равно как и от ОВТ Таможенного союза. В случаях, где срок договора аренды истекает до 31 декабря 2018 года, таможенные процедуры временного импорта могут быть завершены за 34 месяца. Однако, после 31 декабря 2018 года, к таким товарам будет применяться частичное освобождение от таможенных пошлин и налогов (то есть платежи эквивалентные 3 процентам от таможенных пошлин и налогов, которые будут взиматься с таких товаров за каждые завершенный и незавершенный календарный месяц их нахождения на таможенной территории Российской Федерации). Это освобождение также применяется к аналогичному временному импортированию самолетов Беларусью и Казахстаном.

1194. Далее представитель Российской Федерации пояснил, что Беларусь и Казахстан требовали дополнительных тарифных освобождений, чтобы охватить уже не учтенные категории, когда установлен ETT Таможенного союза. Решение Комиссии Таможенного союза от 16 июля 2010 года № 328 предоставляет освобождение от импортных пошлин на определенные гражданские самолеты, ввозимые в Беларусь и Казахстан до 1 июля 2014 года. Это освобождение распространяется на любое воздушное судно весом между 90,000 и 120,000 кг или весом между 20,000 и 90,000 кг и количеством мест 51-300. Оно также охватывает импорт авиационных двигателей, запчастей к самолету и оборудования, необходимого для обслуживания и ремонта во всех государствах-членах Таможенного союза, включая Российскую Федерацию.

1195. Отдельные члены также обратились с просьбой, чтобы Российская Федерация предоставила информацию о своих текущих планах относительно реструктуризации и укрепления отечественной авиационной промышленности.

1196. В ответ представитель Российской Федерации информировал членов в том, что намерения Правительства Российской Федерации восстановить Российскую авиационную промышленность, а также обеспечивать и развивать ее исследования и разработки, потенциал развития, и сконцентрировать интеллектуальные, промышленные и финансовые ресурсы на реализации перспективных программ в авиационной инженерии, определены в Указе Президента Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 140 «Об открытом акционерном обществе «Объединенная авиастроительная корпорация» и в последующем постановлении Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2006 года № 224. С помощью данных нормативных актов Российская Федерация и акционеры предприятий Российского авиастроения учредили открытое акционерное общество «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК). Доля Российской Федерации в уставном капитале ОАК составляет не менее 80,29 процентов. Акции предприятий, которые находятся в федеральной собственности, инвестируются в акционерный капитал ОАО Российской Федерацией как оцененный вклад. Согласно Указу Президента Российской Федерации № 140, федеральные государственные унитарные предприятия «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» и «Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова» также будут преобразованы в открытые акционерные общества со 100-процентным федеральным участием. Указ Президента Российской Федерации № 140 рекомендует, чтобы частные акционеры 13 крупных акционерных обществ авиационного сектора делали вклад в акционерный капитал ОАК своими долями, приравненными к 19,71 процентов уставного капитала. Затем, в конце 2010 года, АО ОАК произвело дополнительный выпуск в обращение 81,75 процентов уставного капитала, принадлежащего Российской Федерации, 10,6 процентов – «Внешэкономбанку» и 7,64 процента – частным акционерам. Доля компаний, вошедших в ОАК, составляет около двух третьих от общего производства самолетов в Российской Федерации. Приоритетным видом деятельности ОАК выступает развитие, производство, продажа и обслуживание авиационной инженерии для целей военной и гражданской авиации в интересах отечественного государства и иностранных государств, других покупателей. Роль Государства в ОАК состоит преимущественно в контролировании реализации программ развития Российской авиационной промышленности.

1197. В ответ на вопросы членов относительно субсидий в отрасли авиации представитель Российской Федерации заявил, что авиационная промышленность пострадала в результате финансового кризиса 2008 -2009 годов и при поддержке Государства был проведен ряд мер по восстановлению авиационных производителей. В 2010 году уставной капитал «Объединенной Авиационной Корпорации» (ОАК) увеличился до 10 миллиардов рублей (312.5 миллионов долларов) для реструктуризации ее долгов и до 2.77 миллиарда рублей (86.5 миллиона долларов) для предоставления субсидий на программы по исследованиям и разработкам (R&D). Чтобы избежать финансового риска 290 миллионов рублей (9 миллионов долларов) были отчислены в федеральный бюджет, чтобы частично произвести компенсацию Российским производителям авиационных двигателей за пятилетний период за высокие процентные ставки, которым они подверглись при займе в 2008-2010 годах с целью переоборудования. Дополнительные 709 миллионов рублей (22.1. миллион долларов) были помещены в федеральный бюджет, чтобы частично компенсировать дочерним компаниям ОАК за пятилетний период высокие ставки процентов по кредитам и произвести частичную компенсацию за арендные платежи по договорам 2006 года и позже за переоборудование. В силу данных программ и на Российское и на иностранное оборудование распространяется право получения субсидируемых кредитов или арендных договоренностей. Он также добавил, что в 2009 году в соответствии со Специальной Федеральной Программой «Развитие Авиационной Промышленности», запущенной в 2005 году, государственная поддержка, составляющая 12.96 миллиардов рублей (405 миллионов долларов), предоставлена на проекты R&D (исследований и разработок) и 6.48 миллиарда рублей (202.6 миллиона долларов) – на капитальное инвестирование и развитие инфраструктуры. Он также заметил, что для того, чтобы обеспечить устойчивую конкуренцию на отечественном рынке в сфере финансовых условий для покупки отечественных и иностранных самолетов, Правительство Российской Федерации издало постановление от 26 июня 2002 года № 466 « О порядке возмещения российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемые ими от российских лизинговых компаний по договорам лизинга, а также части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2002 – 2005 годах в российских кредитных организациях на приобретение российских воздушных судов». В силу данного постановления Правительства Российской Федерации российские авиакомпании могут обращаться за государственным финансированием для частичной компенсации их арендных и кредитных платежей на покупку отечественных самолетов, включая гарантии и страховку. Данная программа распространяется только на самолеты, изготовленные в Российской Федерации.

1198. Член отметил, что постановление Правительства Российской Федерации № 466 создано, чтобы обеспечить покупку и аренду самолетов, изготовленных в Российской Федерации, путем понижения арендной стоимости самолетов, изготовленных в Российской Федерации, для российских авиалиний. Член обратил внимание, что программа призвана ввести в силу запрещенную субсидию в соответствии со статьей 3:1(b) Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам и попросил Российскую Федерацию предоставить больше информации о данной лизинговой программе. В ответ представитель Российской Федерации заявил, что Данная программа в настоящее время распространяет свое действие только на самолеты, изготовленные в Российской Федерации; однако, до присоединения к ВТО программа будет изменена таким образом, что она будет распространяться и на самолеты, изготовленные за рубежом. Он объяснил, что только Российские кредитные организации могут предоставлять займы лизинговым компаниям на приобретение самолетов. Процентные ставки кредитные организации устанавливают сами. Предоставленная правительственная поддержка может покрыть до половины процентных расходов, понесенных лизинговой компанией при покупке самолета.

1199. Далее представитель Российской Федерации заявил, что сложившаяся ситуация в авиационной отрасли препятствует присоединению Российской Федерации к Соглашению по торговле гражданской авиатехникой и выполнению его требований.

1200. Представитель Российской Федерации подтвердил, что до даты присоединения в постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 года № 466 будут внесены изменения, предусматривающие распространение льгот, предоставляемых в рамках программы, на случаи лизинга компаниями иностранных самолетов, и, что программа будет реализовываться в соответствии с обязательствами Российской Федерации в ВТО. Рабочая группа приняла к сведению данные обязательства.

ТОРГОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (ТРИПС)

1. Общее​​

1201. Представитель Российской Федерации заявил, что законодательством Российской Федерации предусмотрены меры охраны и обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности гражданского, административного и уголовного характера. В течение периода с 1992 по 2007 годы основные принципы гражданско-правовой охраны интеллектуальной собственности были закреплены в Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации (с последними изменениями от 4 октября 2010 года), Патентном законе Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Законе Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», Законе Российской Федерации «О правовой охране топологий интегральных микросхем», Федеральном законе «О защите конкуренции», Законе Российской Федерации «О селекционных достижениях» и Федеральном законе «О коммерческой тайне». С 1 января 2008 года правовые основы гражданско-правовой охраны прав интеллектуальной собственности содержатся в Конституции Российской Федерации и Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Иные законы, перечисленные в Таблице 34, предусматривают отдельные меры для обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности; данные законы продолжают действовать после 1 января 2008 года. Подзаконные акты (такие как постановления и указы), и другие законы, такие как Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», Закон Российской Федерации «О космической деятельности», Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», Федеральный закон «Об архитектурной деятельности», и другие «отраслевые» законы затрагивают отдельные аспекты охраны интеллектуальной собственности, однако соответствующие положения данных законов и иных актов должны соответствовать Конституции Российской Федерации и Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации

1202. Представитель Российской Федерации также разъяснил членам Рабочей группы, что Конституцией Российской Федерации установлены основные права в сфере интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Часть 1 статьи 44 Конституции Российской Федерации гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, и охраняет законом интеллектуальную собственность. Далее он сообщил членам Рабочей группы, что принятие Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации позволило Российской Федерации завершить кодификацию гражданского законодательства в целях:

- гармонизации норм об интеллектуальной собственности с общими положениями гражданского законодательства;

- достижения полного соответствия национального законодательства международным обязательствам Российской Федерации;

- изменения законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности с сохранением наиболее действенных положений законов, применяемых в настоящее время, и, при необходимости, одновременным усилением охраны; и

- усиления доступных гражданско-правовых средств защиты при борьбе с контрафактной продукцией, пиратством и распространением пиратских материалов в сети Интернет, посредством, в том числе, внедрения концепции «грубого правонарушения», предусматривающей ликвидацию юридического лица, совершившего такие нарушения, в качестве возможного средства правовой защиты.

1203. Представитель Российской Федерации отметил, что Гражданский кодекс Российской Федерации содержит важнейшие положения об обеспечении соблюдения прав интеллектуальной собственности, в частности, средства гражданско-правовой защиты. Данные средства правовой защиты подразделяются на два различных вида. Отдельные средства правовой защиты, такие как предъявление временных и постоянных требований о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, применяются в целях охраны вне зависимости от установления факта нарушения. Другие средства правовой защиты (возмещение ущерба и убытков и так далее) могут применяться только при установлении виновности нарушителя. Однако, обвиняемый несет бремя доказывания невиновности. Более того, Гражданский кодекс Российской Федерации содержит положения об изъятии из оборота контрафактных и пиратских материалов и предусматривает их уничтожение по решению суда. Кроме того, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации оборудование, прочие устройства и материалы, используемые или предназначенные для совершения нарушения, должны быть уничтожены за счет нарушителя. В отношении «грубых правонарушений» Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает строгое средство правовой защиты - ликвидацию юридического лица и прекращение регистрации индивидуальных предпринимателей, совершивших правонарушение. Данные гражданско-правовые меры обеспечения соблюдения применяются к соответствующим положениям Федерального закона «О коммерческой тайне», Закона Российской Федерации «О космической деятельности», Федерального закона «Об архитектурной деятельности», Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Далее он пояснил, что Гражданский кодекс Российской Федерации вступил в силу с 1 января 2008 года, и заменил, среди прочего, следующие законы: Патентный закон, Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», Закон «О правовой защите компьютерных программ и баз данных», Закон Российской Федерации «О правовой охране топологий интегральных микросхем» и Закон Российской Федерации «О селекционных достижениях». Федеральным законом от 18 декабря 2006 года № 231-ФЗ «О введении в действие Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (с изменениями от 24 июля 2007 года), также внесены изменения в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «О коммерческой тайне», Закон Российской Федерации «О космической деятельности», Федеральный закон «Об архитектурной деятельности», Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» и соответствующие положения других законов. Редакции данных законов с учетом изменений, внесенных Федеральным законом «О введении в действие Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», вступили в силу 1 января 2008 года.

1204. Представитель Российской Федерации заявил, что Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации обеспечивает выполнение наиболее важных международных соглашений в сфере охраны интеллектуальной собственности (Соглашения по ТРИПС, Бернской Конвенции (1971 года), Парижской Конвенции и так далее).

1205. Далее он отметил, что глава 69 «Общие положения» Части четвертой Гражданского кодекса содержит перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Данные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, как отдельные нематериальные объекты, защищаемые законом, объединены в Гражданском кодексе Российской Федерации под определением «интеллектуальной собственности». Права, возникающие в связи с интеллектуальной собственностью, определяются в Гражданском кодексе как «интеллектуальные права» и включают личные неимущественные права, принадлежащие авторам результата интеллектуальной деятельности (например, право следования, и так далее), а также исключительное право, являющиеся видом права собственности, и вследствие этого, объектом гражданского оборота, и ряд других прав, не имеющих отношения ни к содержанию исключительного права, ни к личным неимущественным правам (например, право следования в сфере авторского права).

1206. Представитель Российской Федерации сообщил членам Рабочей группы, что исключительное право определяется Гражданским кодексом Российской Федерации как право его обладателя на использование результата интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации по своему собственному усмотрению любым не противоречащим закону способом. Гражданский кодекс Российской Федерации также предусматривает, что обладатель исключительного права может распорядиться им по своему собственному усмотрению, если Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено иное, в том числе, в соответствии с соглашением отчуждать данное право в пользу другого лица либо разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленном порядке (например, на основании лицензии).Любые ограничения исключительных прав могут быть установлены только в отдельных случаях при условии, что такие ограничения необоснованным образом не противоречат обычному использованию результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, и не уменьшают необоснованным образом законные интересы правообладателя. Отдельные статьи, включая статью 1241, ссылаются на общие положения о переходе исключительного права путем заключения соглашения либо соглашений о лицензировании, а также на случаи перехода исключительного права к другому лицу без заключения договора.

1207. Отдельные члены запросили разъяснений в отношении сферы применения и содержания термина «исключительное право», содержащегося в статьях 1229, 1231 и других статьях Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, члены спросили, будет ли данный термин включать экономические права, такие как право на вознаграждение, предусмотренное статьями 11бис и 13 Бернской Конвенции, статьей 12 Римской Конвенции и статьей 15 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, которое отдельные члены Рабочей группы посчитали отличными от исключительного права.

1208. Представитель Российской Федерации ответил, что право на вознаграждение в соответствии с российским законодательством считается частью исключительного права и входит в термин «исключительные права», используемый в статьях 1229, 1231 и в других статьях Гражданского кодекса Российской Федерации. В отдельных случаях право на вознаграждение может быть единственной частью исключительного права, сохраняющейся у правообладателя. Он пояснил, что абзацем первым части 5 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ограничения исключительных прав предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации «в случае, когда использование результатов интеллектуальной деятельности допускается без согласия правообладателей, но с сохранением за ними права на вознаграждение, устанавливаются настоящим Кодексом». Признавая озабоченность отдельных членов Рабочей группы, представитель Российской Федерации подтвердил, что Российская Федерация обеспечит, что с даты присоединения термин «исключительные права», используемый в статьях 1229, 1231 и других статьях Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, будет толковаться и применяться и применяться как включающий право на вознаграждение. Рабочая группа приняла к сведению данное обязательство.

1209. Отдельные члены выразили беспокойство относительно непротиворечивости пункта 5 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как он касается ограничений на исключительные права, статьям 13, 17 и 30 Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее – Соглашение ВТО по ТРИПС) и попросили дополнительного разъяснения этого положения. Они обратили внимание, что текст пункта 5 статьи 1229 не соответствует ни одной из соответствующих статей Соглашения по ТРИПС.

1210. Представитель Российской Федерации ответил, что статья 1229 содержит только общие правила для ограничения исключительных прав, распространяющиеся на всю сферу прав на результаты интеллектуальной деятельности. Таким образом, вместо непосредственного указания на «патенты», «товарные знаки», «авторское или смежные права», положения статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации охватывают все результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а также все объекты, подлежащие охране. Специальные ограничения авторского права, содержатся, например, в статьях 1272-1280 Гражданского кодекса Российской Федерации. С его точки зрения, данные ограничения не противоречат нормальному использованию работы и не причиняют необоснованного ущерба законным интересам правообладателя. В то же время, с практической точки зрения, подход Гражданского кодекса Российской Федерации представляется наиболее удобным для применения как содержащий фактические критерии для оценки препятствий к обычному порядку использования результатов интеллектуальной деятельности (либо средств индивидуализации). Он также обратил внимание, что абзацем третьим части 5 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исключения не должны «ущемлять необоснованным образом законные интересы правообладателей». Несмотря на то, что интересы третьих сторон не непосредственно не прописаны, необходимость учета интересов третьих лиц (потребителей и других) основана на общих принципах гражданского права (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

1211. Отдельные члены продолжали проявлять серьезную озабоченность относительно соответствия положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ограничении исключительных прав статьям 13, 17 и 30 Соглашения ВТО по ТРИПС. Более того, они выразили озабоченность, что отдельные специальные ограничения, в частности, установленные в статьях 1270 (за исключением временных записей), 1273 и 1306, среди прочего, заходят дальше ограничений, разрешенных в силу статьи 13 Соглашения ВТО по ТРИПС. Аналогичный интерес был проявлен к ограничениям на патент и права на товарные знаки. С точки зрения данных членов, судебная и другие власти будут принимать решения, основываясь на формулировке в Гражданском кодексе Российской Федерации, которая не соответствует формулировке в Соглашении ВТО по ТРИПС и которая ранее не применялась. Эти члены потребовали, чтобы Российская Федерация привела ограничения исключительных прав в соответствие с Соглашением ВТО по ТРИПС.

1212. Осознавая, что у отдельных членов остались опасения, представитель Российской Федерации подтвердил, что часть 5 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации была изменена с замещением предыдущей формулировки об ограничениях прав на отдельные положения, которые отражают соответствующие части статей 13, 17 и 30 Соглашения ВТО по ТРИПС, и которые имеют отношение к соответствующим правам на интеллектуальную собственность.

1213. Отдельные члены выразили озабоченность по поводу положений статьи 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации и потребовали, чтобы организации, осуществляющие сбор вознаграждения, не выдавали лицензий на какое-либо исключительное право без четко выраженного согласия правообладателя.

1214. В ответ представитель Российской Федерации заявил, что положения о регулировании организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами (статьи 1242-1244) считаются значительным улучшением по сравнению с предыдущей ситуацией. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, право участия в управлении авторским и смежными правами на коллективной основе без четко выраженного согласия правообладателя разрешается только в отношении определенных прав, указанных в части 1 статьи 1244 и может осуществляться только организациями, которые получили государственную аккредитацию на осуществление такой деятельности. Часть 3 статьи 1244 разрешает организациям по сбору вознаграждений, аккредитованным правительством, управлять правами и собирать вознаграждение для правообладателей за управление специальным правом или правом, на которое организация получила аккредитацию, без заключения договора с правообладателем. Прав, подлежащих такому коллективному управлению, значительно меньше, чем указанных в статье 45 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года № 5351-1, которая была заменена статьями 1242‑1244 Гражданского кодекса Российской Федерации. Пункт 1 части 2 статьи 1244 предусматривает, что в каждой из сфер коллективного управления только одна организация может получить государственную аккредитацию. Эта организация определяется на основании тендера. Требования для аккредитации предусматривают возможность правообладателей и Правительства Российской Федерации осуществлять контроль над деятельностью такой организации. Статья 1244 определяет исчерпывающий и окончательный список прав, которые могут подлежать коллективному управлению без заключения договора с правообладателем. В частности, этим организациям не разрешается допускать воспроизведение и распространение, либо иное использование произведений через Интернет. Более того, правообладатель, не заключивший с аккредитованной организацией договора о передаче полномочий по управлению правами, имеет право отказаться от ее услуг в любой момент (часть 4 статьи 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации). Несмотря на то, что другие (неаккредитованные) организации могут заниматься коллективным управлением правами, такая организация может делать это только на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации. Далее он подчеркнул, что Гражданский кодекс Российской Федерации значительно сокращает количество организаций, занимающихся коллективным управлением авторскими и смежными правами, и значительно ограничивает права, подлежащие коллективному управлению без согласия правообладателя.

Наши рекомендации