Этапы становления стратегического управления

Этапы становления стратегического управления Основные характеристики этапов
Этап 1 Текущее планирование, бюджетирование и контроль Управление на основе контроля за исполнением. Формальное планирование ограничено составлением ежегодных финансовых смет. Текущее финансовое планирование основано на рассмотрении организации как закрытой системы  
Этап 2 Долгосрочное планирование Долгосрочное планирование (на период до 10 лет) основывается на экстраполяции сложившихся в прошлом структурных характеристик и тенденций развития организации  
Этап 3 Стратегическое планирование Управление на основе предвидения изменений, когда начали возникать неожиданные явления, и темп изменений ускорился  
Этап 4 Стратегическое управление Управление на основе гибких экстренных решений, когда многие задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно заранее предусмотреть

1. Бюджетирование и контроль. (Первая четверть ХХ в.) Основная посылка бюджетирования и контроля – представление о стабильной среде организации, как внутренней, так и внешней: существующие условия деятельности фирмы (технологии, конкуренция, степень доступности ресурсов, уровень квалификации персонала и т.п.) в будущем существенно не изменятся.

2. Долгосрочное планирование (long-range planning). (Время формирования – 1950-е годы). Метод основывается на выявлении текущих изменений определенных экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выявленных тенденций (или трендов) в будущее.

3. Стратегическое планирование. (Время формирования – конец 1960-х – начало 1970-х годов). Подход основывается на выявлении трендов не только экономического развития корпорации, но и среды существования. Среда понимается как сложная, структурированная система факторов, воздействующая на организацию и ее конкурентов. Нестабильность среды при этом рассматривается как решающий фактор планирования.

4. Стратегический менеджмент. Время формирования – середина 1970-х годов. Подобно стратегическому планированию, стратегический менеджмент основывается на изучении изменений во внешней среде организации.

Преимущества текущего планирования и бюджетирования:

С точки зрения расходов: · обеспечивают экономический подход по использованию всех типов ресурсов; · обеспечивают контроль над расходами; · дают возможность уменьшить расходы за счет децентрализации решений; · ориентируют руководство на организацию эффективной работы финансовых и бухгалтерских подразделений
С точки зрения управления финансами: · дают возможность прогнозировать поступление и использование денежных средств; · дают возможность заранее определить где, когда и на какую сумму можно обеспечить финансирование; · повышают имидж предприятия перед финансовыми организациями
С точки зрения коммерческой деятельности:   · заставляет предприятие изучать и прогнозировать место продукции предприятия на рынке; · дают возможность формулировать и выполнять действия, улучшающие состояние предприятия в целом
С точки зрения планово-аналитической деятельности: · заставляют детально анализировать все стороны деятельности предприятия; · являются способом количествен- ной оценки достижения коротко- срочных целей предприятия; · являются способом выявления отклонений («сигналов тревоги») в деятельности, связанным с выполнением планов
С точки зрения общего руководства: · четко определяют место, важность и стоимость каждого структурного подразделения, ее вклад в общие результаты; · обеспечивают координацию деятельности всех структурных подразделений; · создают условия для децентрализации ответственности; · повышают гибкость за счет распределения обязанностей
С точки зрения организации контроля: · создают основу для организации контроля за денежными ресурсами и инвестициями; · обеспечивают контроль за рентабельностью

Наши рекомендации