Прибыльность и рентабельность

Результативность деятельности предприятия в финансовом смысле характеризуется показателями прибыли и рентабельности. Эти показа­тели как бы подводят итог деятельности предприятия за отчетный пе­риод; они зависят от многих факторов: объем проданной продукции, за-тратоемкость, организация производства и др. В числе ключевых фак­торов — уровень и структура затрат (издержек производства и обраще­ния), поэтому в рамках внутрифирменного управления финансами в этом блоке может выполняться оценка целесообразности затрат, их Динамика, структурные изменения, а основные показатели — уровень издержек производства (обращения) и абсолютная и относительная экономия (перерасходы) издержек.

Подчеркнем, что можно выделить различные показатели прибыли, представляющие особый интерес для тех или иных категорий пользова­телей. Поскольку данные показатели являются наиболее распростра-

Прибыльность и рентабельность - student2.ru Прибыльность и рентабельность - student2.ru Прибыльность и рентабельность - student2.ru Прибыльность и рентабельность - student2.ru Прибыльность и рентабельность - student2.ru Прибыльность и рентабельность - student2.ru Прибыльность и рентабельность - student2.ru Прибыльность и рентабельность - student2.ru Прибыльность и рентабельность - student2.ru Прибыльность и рентабельность - student2.ru Прибыльность и рентабельность - student2.ru 464 Раздел III. Корпоративные финансы

ненными обобщенными характеристиками успешности деятельности компании, необходима четкая и однозначная их идентификация, позво­ляющая делать обоснованные оценочные суждения. Так, данные о том что предприятие работает рентабельно, а его прибыль равна Р, безус­ловно полезны, но мало информативны, поскольку неясно, о какой при­были идет речь.

Показатели рентабельности — это выражаемые в процентах относи­тельные показатели, в которых прибыль сопоставляется с некоторой ба­зой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон — ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Поэтому известны две группы показате­лей рентабельности: рентабельность инвестиций (капитала) и рента­бельность продаж.

Рентабельность инвестиций может рассчитываться с позиции инте­ресов различных групп: собственники, инвесторы, предприятие и др. Инвесторы (собственники и лендеры) являются основными поставщи­ками капитала предприятию. Их совокупный доход — чистая прибыль и величина процентов к уплате. Этот совокупный доход может сравни­ваться либо со всеми активами, либо с долгосрочным капиталом; в пер­вом случае рассчитывается коэффициент, известный как рентабель­ность активов(ROA), во втором — рентабельность инвестированного капитала(ROT):

ROA=NI + IE

ТА

ROI =

NI + IE

TL-CL'

где N1 — чистая прибыль (прибыль, доступная к распределению среди собственников);

IE — проценты к уплате;

ТА — совокупный объем активов (итог баланса-нетто);

TL — совокупный объем источников финансирования (итог балан­са-нетто по пассиву);

CL — краткосрочные обязательства.

Показатель ROA дает оценку эффективности вложения средств в ак­тивы данного предприятия; иными словами, оценивается правильность выбора именно такого инвестирования (в частности, речь идет об отрас­левой принадлежности предприятия). Показатель ROI характеризует оценку эффективности и целесообразности взаимоотношений между инвесторами и созданным ими предприятием — он оценивает доход­ность долгосрочного капитала.

Наиболее распространенным финансовым индикатором оценки це­лесообразности инвестиций с позиции собственников предприятия яв­ляется показатель рентабельности собственного капитала(ROE):

гпава 13. Анализ и планирование в системе управления финансами фирмы 465

KOE-f.

Е

GPM = OIM

Рассмотренные показатели дополняются коэффициентами рента­бельности продаж. Возможны различные алгоритмы их исчисления в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная (при­быль до вычета процентов и налогов) или чистая прибыль. Соответст­венно рассчитывают три показателя рентабельности продаж: а) норма валовой прибыли,или валовая рентабельность реализованной про­дукции (GPM); б) норма операционной прибыли,или операционная рентабельность реализованной продукции (OIM); в) норма чистой прибыли,или чистая рентабельность реализованной продукции(NPM).

Валовая прибыль 5 — COGS

Выручка от реализации S

Операционная прибыль _ S — COGS — ОЕ
Выручка от реализации Е

NPM

Чистая прибыль N1

Выручка от реализации S

где COGS — себестоимость реализованной продукции;

ОЕ — операционные расходы (расходы за исключением процентов к уплате и налогов).

Значения показателей рентабельности по данным условного приме­ра таковы:

оглл NI + IE 45+10 vnj NI + IE 45+10

ROA =------------ =----------- = 6,1%, ROI =------------- =--------------- = 7,5%,

ТА 900 TL-CL 900-170

л,<. S-COGS-OE EBT + IE 67+10 tiao.
OIM =------------------------ = —— = — = 14,8%,

MI 45 ™ = T=520=8'7%-

Оценивая значения этих показателей, необходимо помнить, что они характеризуют результаты работы за полугодие. Если динамика финан­сово-хозяйственной деятельности сохранится, то значения коэффици­ентов рентабельности капитала по результатам года примерно удвоят­ся. Таким образом, по результатам года чистая рентабельность реализо­ванной продукции составит около 8—9%, тогда как рентабельность соб­ственного капитала — около 15%. Последнее значение можно Интерпретировать следующим образом: при сложившихся условиях ра­боты вложения собственников в активы данного предприятия окупают-



Раздел III. Корпоративные финансы

Глава 13. Анализ и планирование в системе управления финансами фирмы 467



Прибыльность и рентабельность - student2.ru Прибыльность и рентабельность - student2.ru Прибыльность и рентабельность - student2.ru Прибыльность и рентабельность - student2.ru Прибыльность и рентабельность - student2.ru Прибыльность и рентабельность - student2.ru Прибыльность и рентабельность - student2.ru Прибыльность и рентабельность - student2.ru Прибыльность и рентабельность - student2.ru ся в среднем за 6—7 лет (100% : 15%). Поскольку значения показателей рентабельности ощутимо варьируют по отраслям, регионам, отдельным хозяйствующим субъектам, суждение об эффективности работы данно­го предприятия можно сделать путем сравнения полученных результа­тов со среднеотраслевыми.

Наши рекомендации