Использование работы другой аудиторской организации

Прежде всего следует отметить, что результаты работы другой аудиторской организации не используются:

при подготовке совместного аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта двумя аудиторскими организациями и более;

при профессиональных отношениях между аудиторскими организациями, одна из которых сменяет другую;

когда основная аудиторская организация заключает, что показатели подразделения, аудит которых проводит другая аудиторская организация, являются несущественными для бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Однако если показатели нескольких подразделений по отдельности несущественны, но в совокупности существенны для бухгалтерской отчетности, то применяется данное правило (стандарт).

См. Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Использование работы другой аудиторской организации».

Если в бухгалтерскую отчетность экономического субъекта включаются показатели одного подразделения или нескольких подразделений, аудит которых проводится еще одной аудиторской организацией (аудиторскими организациями), то основная аудиторская организация обязана оценить влияние ее работы на аудит бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Основная аудиторская организация — это организация, отвечающая за подготовку аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта, включающей показатели одного подразделения или нескольких подразделений этого субъекта, аудит в отношении которых проводит другая аудиторская организация.

Другая аудиторская организация — это любая отличная от основной аудиторская организация (независимо от ее отношений с основной аудиторской организацией), отвечающая за подготовку аудиторского заключения о показателях подразделения, включаемых в бухгалтерскую отчетность, аудит в отношении которой проводит основная аудиторская организация.

Подразделение — это часть экономического субъекта, показатели которой включаются в бухгалтерскую отчетность этого субъекта, а в отношении самой бухгалтерской отчетности субъекта основная аудиторская организация проводит аудит. Подразделением может быть филиал, представительство, иное подразделение юридического лица, дочернее и зависимое общества (товарищество).

При проведении аудита основная аудиторская организация должна определить, достаточна ли проводимая ею работа для подготовки заключения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта, в состав которого входят подразделения. Для этого необходимо оценить:

существенность той части показателей подразделений, аудит в отношении которых проводит основная аудиторская организация, и соответственно — той части показателей подразделений, аудит в отношении которых она не проводит;

уровень собственных знаний о деятельности подразделений, аудит показателей которых проводит другая аудиторская организация;

риск существенных искажений показателей подразделений, аудит в отношении которых проводит другая аудиторская организация;

возможность при необходимости выполнить дополнительные процедуры в отношении показателей подразделений, аудит которых проводит другая аудиторская организация, что должно обеспечить существенное участие основной аудиторской организации в аудите бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Основная аудиторская организация уведомляет другую аудиторскую организацию о своем намерении использовать результаты ее работы при проведении аудита.

Выбор формы, объема и времени ознакомления с работой другой аудиторской организации зависит от характера и объема проводимого аудита и оценки профессиональной компетентности другой аудиторской организации, а также предыдущего опыта сотрудничества с ней. Если при проведении аудита другая аудиторская организация выявила факты, которые, по ее мнению, могли бы иметь значение для основной аудиторской организации, то она должна уведомить ее об этом. Это может быть сделано путем непосредственной передачи важной информации или раскрытия соответствующих обстоятельств в аудиторском заключении.

Если руководство подразделения не согласно с тем, чтобы другая аудиторская организация передала соответствующую информацию основной организации, то другая аудиторская организация должна непосредственно уведомить о данном обстоятельстве основную аудиторскую организацию.

Основная организация не обязана представлять другой аудиторской организации какую-либо информацию, полученную в ходе аудита экономического субъекта.

Если при проведении аудита подразделения основная аудиторская организация выявила факты, которые, по ее мнению, помогли бы в работе другой аудиторской организации, то она должна обсудить возможные действия с руководством экономического субъекта.

Планируя использовать работу другой организации, основная аудиторская организация должна получить достаточные доказательства того, что работа, выполненная этой аудиторской организацией, адекватна целям и задачам основной аудиторской организации в отношении проводимого ею аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Основная аудиторская организация обязана уведомить другую аудиторскую организацию о том, каким образом будут использованы результаты ее работы, а также осуществить необходимые меры по координации деятельности на начальной стадии планирования аудита. Для этого основная аудиторская организация должна сообщить другой аудиторской организации, какие вопросы требуют особого рассмотрения при проведении аудита показателей подразделения, какие процедуры необходимы для определения требующих раскрытия операций, имевших место внутри экономического субъекта с участием подразделения, а также сроки проведения и завершения аудита.

Основная аудиторская организация должна рассмотреть и задокументировать все существенные факты, выявленные другой аудиторской организацией в ходе аудита показателей подразделения.

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта, как правило, не содержит указаний на использование основной аудиторской организацией при проведении аудита результатов работы другой аудиторской организации.

В случае невозможности использовать результаты работы другой аудиторской организации и осуществить необходимые дополнительные процедуры в отношении показателей подразделения, аудит которых проводит другая аудиторская организация, основная аудиторская организация может рассмотреть вопрос о подготовке по результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта условно-положительного аудиторского заключения или об отказе от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в связи с ограничением объема аудиторской проверки.

Если другая аудиторская организация составила или намеревается составить аудиторское заключение о показателях подразделения, отличающееся от безусловно-положительного либо содержащее специальный поясняющий параграф, то основная аудиторская организация обязана рассмотреть вопрос о необходимости и целесообразности составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта, отличного от безусловно-положительного. При этом основная аудиторская организация должна исходить из того, насколько обстоятельства, повлекшие составление другой аудиторской организацией аудиторского заключения о показателях подразделения, отличного от безусловно-положительного либо содержащего специальный поясняющий параграф, существенны (по характеру и величине) для бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В исключительных случаях, когда основная аудиторская организация не имеет возможности осуществить все действия, она может подготовить аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта только на основе аудиторского заключения о показателях подразделения (подразделений). В таких случаях в аудиторском заключении о бухгалтерской отчетности экономического субъекта фиксируется данный факт, но не упоминается величина (существенность) той части показателей бухгалтерской отчетности экономического субъекта, аудит в отношении которых проводила другая аудиторская организация. Раскрытие такой информации в аудиторском заключении о бухгалтерской отчетности экономического субъекта не может и не должно трактоваться экономическим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как какая-либо оговорка основной аудиторской организации в отношении выраженного ею мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Виды и методы контроля.

Существуют различные принципы классификации видов и методов контроля:
1. по организационным формам (по субъектам проведения):
А) гос-ый контроль- осущ-ся преимущественно гос органами контроля и управления, органами законодательной власти.
Б) ведомственный (внутриведомственный) – проводится министерствами, комитетами, департаментами и др органами гос управления, за деят-тью подведомственных пред-ий, организаций, учреждений проводится путем ревизии или тематических проверок.
В) вневедомственный- осущ-ся МинФином через департамент гос фин контроля, путем проведения ревизий различных пред-ий, организаций. Аудит можно отнести к вневедомственному контролю, но он еще и независимый.
Г) аудиторский контроль- осущ-ся за десят-тью различных орг-ий и индивид-ых предпринимателей в отношении которых предусмотрен обязательный аудит. Проводится аудиторскими орган-ями, имеющими соответ-ю лицензию.
Д) внутренний контроль- осущ-ся в различных орг-ях за деят-тью филиалов, отделов, цехов, участков, служб, проводится сотрудниками орг-ции, штатными контролерами или внутренними аудиторами.
2. в зависимости от времени проведения:
А) предварительный контроль- осущ-ся до принятия управленческих решений и до совершения хоз операций, носит профилактических характеристик. Объекты: бизнес-планы, различные проектно-сметные документации, сметы документов на выдачу ден средств, отпуск продукции. Цель: предупредить незаконные действия должностных лиц, эк нецелесообразные хоз операции.
Б) текущий (оперативный)- орг-ся в процессе совершения различных хоз операций.
В) последующий- осущ-ся после совершения хоз операций. Субъекты: налоговые органы, таможенный органы, аудит.
3. в зависимости от источников информации:
А) документальный- предусм использование первичных док-ов д/установления достоверности и законности совершения хоз операций, совершения учетных регистров и отчетности.
Б) фактический- это установление кол-го и кач-го состояния проверяемого объекта путем обследования, осмотра, обмера, взвешивания, пересчета, лаборат анализа и др способов проверки. Объекты: наличные деньги в кассе, основные ср-ва, ТМЦ, ГП, выполненные работы.

Оба метода используются совместно.
Методы:
1. ревизия- система контрольных действий, осущ-ых ревизорами за деят-тью подведомственных пред-ий, при кот устанавливается законность, достоверность и эк целесообразность совершенных операций и правильность действий должностных лиц, участвовавших в их осущ-ии. Проводится при орг-ии ГФК, внутриведомственного и тд
2. аудит- независимая экспертиза состояния б/учета и фин отчетности
3. тематическая проверка- проверка определенной задачи/ темы фин-хоз или произв-ой деят-ти.
4. следствие- процессуальные действия, в ходе кот устанавливается виновность отдельных лиц в совершении тех или иных нарушений, связанных с присвоением ден ср-в, МЦ, бесхоз-ти, совершения должностных злоупотреблений. Осущ-ся служебными органами.
5. служебное расследование- проверка соблюдения работниками пред-ия должн обязанностей, различных должностных документов, регулирующих произв-ые отношения. Проводится спец комиссией.

Наши рекомендации